Конспект урока "Реки" 6 класс
план-конспект урока (география, 6 класс) по теме
Тема урока: «Реки»
Класс: 6
Предмет: География
Учитель: Шубина Г.М.
Цель: формирование знаний о реках, как о виде внутренних вод (вод суши).
Задачи:
Образовательная: формировать понятийный аппарат, формировать знания о реке, её частях, о речном бассейне и водоразделе;
Воспитательная: прививать познавательный интерес к предмету; воспитывать бережное отношение к природе;
Коррекционно-развивающая: продолжить развивать умений работать с географической картой, составлять описание географического объекта – реки; умения выделять главное в изучаемом материале.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_reki_6_kl.doc | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Реки»
Класс: 6
Предмет: География
Учитель: Шубина Г.М.
Цель: формирование знаний о реках, как о виде внутренних вод (вод суши).
Задачи:
Образовательная: формировать понятийный аппарат, формировать знания о реке, её частях, о речном бассейне и водоразделе;
Воспитательная: прививать познавательный интерес к предмету; воспитывать бережное отношение к природе;
Коррекционно-развивающая: продолжить развивать умений работать с географической картой, составлять описание географического объекта – реки; умения выделять главное в изучаемом материале.
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, презентация на СD, атлас, контурные карты, учебник, настенная физическая карта полушарий и России, таблицы.
Тип урока: изучение нового материала с элементами практической работы.
Ход урока.
- Организационный момент
Приветствие, проверка готовности к уроку.
- Изучение нового материала.
Слайд 2. На предыдущих уроках мы познакомились с понятием «Внутренние воды». Рассмотрели подземные воды как вид внутренних вод.
Вода - чудесный дар природы!
Она вокруг, куда ты не взгляни:
В снегу, в болотах, ледниках, озёрах,
И бьёт ключом на дне реки.
Сегодня мы рассмотрим очередной вид внутренних вод (вод суши).
Темой сегодняшнего урока будет отгадка на загадку:
«Чуть дрожит на ветерке
лента на просторе.
Узкий кончик в роднике,
А широкий в море». (РЕКА)
Верно! Открываем тетради, записываем тему урока: «Реки».
Сегодня на уроке мы:
- узнаем, что такое река;
- научимся находить на карте исток, русло, устье реки;
- узнаем, что такое речная система, научимся определять и показывать речную систему рек на картах, бассейн реки, водоразделы;
- научимся определять длину реки и направление течения по карте.
Слайд 3, 4.
Реки покрывают земной шар, голубой паутиной. Они играют в жизни человека большую роль. По их берегам возникали города, это были основные пути сообщения, вся жизнь человека была связана с реками. Реки кормили и поили людей. Они были преградой от врагов. Люди не только использовали реки, но и изображали их на картинах. Это такие художники как: И.И.Шишкин, А.Васнецов. Любили реки и поэты, писатели. Перед нами на слайде репродукции картин разных художников.
Вот от сюда, именно отсюда,
Из глубин лесного родника
Выбегает голубое чудо –
Русская великая река.
Н.Палькин.
- Кто из вас видел реку?
- А как вы поняли, что это именно река, а не болото или озеро?
Посмотрите на картину И.И.Шишкина:
- Что здесь изобразил художник?
- А как вы решили, что это именно река?
Используя все признаки реки, давайте попробуем ответить на вопрос: что такое река?
Выделим ключевые слова в определение. Река - это поток воды, текущий в углублении, называемом руслом.
Слайд 5. Строение реки.
Река – довольно сложная система. У нее есть свое строение. Сейчас мы с вами в тетради начертим схему «Река и её части».
Место, где река берет начало – называется истоком реки. Место впадения реки в море, озеро, другую реку называется устьем реки. Существуют различные виды устьев.
Слайд 6. Виды устьев.
Эстуа́рий – однорукавное воронкообразное устье, расширяющееся в сторону моря. Устья в виде эстуария имеют такие реки, как Амазонка (широкий, расположен после дельты), Енисей (Енисейский залив), Обь (Обская губа), Темза, Амур.
Дельта - форма устья с потоками, на которые делиться главное русло. Устье в виде дельты имеют такие реки, как Нил, Нева, Дунай, Волга, Лена.
Откройте в атласах физическую карту полушарий. Приведите примеры рек, имеющих устье в виде дельты или эстуарии.
Устье: Дельта - Лена, Волга, Миссисипи; Эстуарии - Енисей, Амур, Амазонка.
Слайд 7. Речная система.
Главная река и ее притоки образуют речную систему. Очевидно, что речная система располагается на определенной территории. Именно с этой территории поверхностные и подземные воды стекают в главную реку. Бассейн реки - площадь, с которой река собирает воду. Водораздел - линия, разделяющая смежные бассейны рек.
Речная система – черта - длина. Бассейн - площадь.
Слайд 8. Питание рек.
А теперь давайте подумаем, что нужно реке для того, чтобы река не пересохла? Правильно, дополнительная подпитка водой. Это называется питанием реки. А где же реке брать эту воду? Верно, - с дождями, при таянии снегов, ледников, из подземных источников. Значит, питание у рек будет дождевое, снеговое, ледниковое, подземными водами. (Зарисовываем в тетрадях схему «Питание рек»).
Питание рек | ||||
Дождевое | Снеговое | Ледниковое | Подземными водами | Смешанное |
Амур | Печора | Терек | Волга | Лена |
Амазонка | Мезень | Кубань | Урал | Миссисипи |
Слайд 9. Практическая работа.
Пользуясь физической картой России в атласе, ответе на вопрос:
- Водоразделом, каких рек, являются Уральские горы?
Найдите на Физической карте России реку Лена и Енисей, опишите их речные системы по плану, заполнив таблицу:
Волга | Енисей | |
Исток главной реки. | ||
Устье главной реки. | ||
Левый приток. | ||
Правый приток. | ||
Длина реки. | ||
Крупный город. |
Слайд 10. Закрепление.
Разгадайте кроссворд, по вертикали должно получиться слово, которое определило тему нашего урока.
Кроссворд раздается каждому учащемуся.
По горизонтали:
- Углубление на дне реки, по которому течет вода?
- Место впадения реки в озеро, море?
- Как называется речка, впадающая в главную реку?
- Участок земной поверхности, с которого вся вода стекает в реку?
Какое же слово получилось?
Слайд 11. Рефлексия.
Я узнал:
Я был удивлен:
Я открыл для себя:
Я еще раз убедился:
Я пришел к выводу:
Я все же не понял:
Домашнее задание. Параграф 45.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект мастер -класса по математике в 5 классе " Управление мыслительной деятельностью при решении математических заданий""
В любой области деятельности нужны инициативные люди, способные предлагать нестандартные решения. Сейчас основная задача школы состои...
Конспект урока "Класс Земноводные или Амфибии" 7 класс.
Конспект урока...
конспект мастер класса и открытого урока по предмету "Народно-сценический танец" в 5-м классе хореографической школы-студии
Надеюсь, что данный материал поможет педагогам -хореографам расширить тематику уроков по народно-сценическому танцу...
Конспект мастер-класса по специальности гитара с учащейся IV класса
Методическая разработка мастер-класса по подготовке к конкурсому выступлению на основе личностно-ориентированной педагогической технологии с анализом работы над произведениями А.Иванова-Крамского "Ах ...
План -конспект мастер -класса "Работа над полифонией в младших классах"
Мастер класс " Работа над полифонией в младших классах " на произведенияхГ. Пёрселл «Ария»И.С. Бах «Менуэт G-dur” из сборника «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах»И.С. Бах «Прелюдия e-moll” из сбо...
Конспект урока: Класс Насекомые (7 класс)
Урок является пропедевтическим в изучении огромного разнообразия насекомых, их численности, систематической классификации. Главный подход – деятельностный – мотивирован особенностями класса и мес...
Конспект урока "Класс Млекопитающие, или Звери". 7 класс.
одробный коспект урока....