Развитие знаний на уроках географии с помощью карт-пазлов.
план-конспект занятия по географии по теме
Развитие познавательной деятельности учащихся на уроках географии с помощью карт-пазлов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
karty-pazly.docx | 63.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование карт-пазлов на уроках географии.
Развитию самостоятельной деятельности учащихся на уроках в последнее время уделяется большое внимание. К наиболее распространенным видам самостоятельной работы относят работу с учебниками, географическими картами, решение задач, выполнение упражнений, самостоятельные наблюдения, лабораторные работы и др. Все эти виды самостоятельной деятельности школьников достаточно хорошо освещены в методической литературе.
Сравнительной новой формой развития познавательной деятельности учащихся является использование карт-пазлов в курсе географии. Карты-пазлы представляют собой географические тематические и контурные карты, выполненные на картонной основе, которые в отличие от мозаик, имеют одинаковую конфигурацию, что во много раз увеличивает сложность выполнения заданий.
При работе с такими картами возникает множество вопросов: на каком этапе изучения материала их можно использовать, какова роль учителя при организации самостоятельной деятельности, каковы ощутимые результаты этой работы?
В настоящее время мы имеем в наличии 12 средних по размеру (35см*25см) тематических карт, 4 контурных карты и одну большую политическую. Имеющиеся карты отвечают основным темам курса географии.
На уроке по изучению темы демонстрируем учащимся одну из таких карт, объясняем ее особенности и суть работы с ней. Цель – заинтересовать учащихся, повысить мотивацию деятельности, вызвать желание работать с картой. Осознание целей деятельности – непременное условие ее организации. Дальнейшая работа с картой проходит на последующих уроках, прежде всего при закреплении, обобщении и повторении материала.
Использование карт-пазлов позволяет отработать знание номенклатуры. При этом можно использовать самые разные формы самостоятельной деятельности: индивидуальные, парные, групповые.
Определенный интерес вносит элемент соревновательности. Учитель стимулирует выполнение задания вопросами: «Кто лучше?», «Кто быстрее соберет карту?» По желанию учителя учащиеся могут получать дополнительные задания традиционного типа: найти географический объект; дать ему характеристику; объяснить взаимосвязи компонентов природы.
На первый взгляд может показаться, что роль учителя при такой работе крайне незначительна, Однако, как и при других видах самостоятельной деятельности школьников, руководящей роли педагога придается решающее значение.
Самостоятельная работа является необходимым элементом учебного процесса и должная быть управляемой, как и весь учебный процесс. Учитель дает задания, консультирует, контролирует, наконец, оценивает работу учащегося. К примеру, если ученик испытывает затруднение в сборе карты, учитель может задать наводящие вопросы по трем-четырем соединенным между собой пазлам, например: «Что находится к северу от объекта?», «С каким государством граничит Россия на юге?»
На итоговом уроке, после ряда проведенных тренировочных работ, карты собирают на оценку. По-прежнему учитывается скорость выполнения работы.
Каковы преимущества данной формы организации самостоятельной деятельности учащихся?
По моему мнению, их несколько. Прежде всего, резко возрастает интерес к предмету; самостоятельная работа учащихся приобретает качественно иной уровень; учащиеся во много раз быстрее усваивают номенклатуру; возникает элемент соревновательности в знании географической карты.
Кроме того, самостоятельная деятельность учащихся может перейти на качественно иной, творческий уровень. От сбора готовых карт постепенно переходим к самостоятельному созданию карт-пазлов. Желающим предлагаем задание самим сделать подобную карту. При оценке работы учитывается сложность выполняемого задания, степень самостоятельности, оформление.
Пример карты Азия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Общественный смотр знаний на уроках географии.
В системе организации познавательной деятельности, применяемых мною при изучении географии, общественный смотр знаний занимает особое место.Это одна из форм коллективной игровой познавательной д...
Применение технологии полного усвоения знаний на уроках географии
В основе технологии полного усвоения знаний лежат идеи, выдвинутые в 60-е годы 20 века, американских психологов Дж. Кэрролла и Б.С. Блума. В основе идеи лежит принцип ди...
Развитие мыслительных способностей на уроках географии с помощью проблемного обучения
Изменившееся качество жизни требует от выпускника решать проблемы жизни самостоятельно. Требуется человек, который:начинает воспринимать себя по-иному;более полно принимает себя и свои чувства;станови...
Достижение качественного образовательного результата на уроках географии с помощью применения ИКТ.
Статья о применении ИКТ на уроках географии. Использование презентаций, мобильного компьютерного класса и интерактивной доски....
Достижение метапредметных результатов на уроках географии с помощью формирования основных видов деятельности учащихся.
В процессе изучения географии одновременно с географическими умениями формируется немало метапредметных умений, обеспечивающих метапредметные результаты обучения дисциплине....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ С ПОМОЩЬЮ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ
В статье рассматриваются особенности использования технологии дифференцированного обучения для формирования и развития универсальных учебных действий на уроках географии с помощью групповой работы....
Педагогический проект "Мотивация учащихся на уроках географии с помощью приёмов технологии критического мышления"
исследовательский Педагогический проект "Мотивация учащихся на уроках географии с помощью приёмов технологии критического мышления"...