Применение технологии полного усвоения знаний на уроках географии
методическая разработка по географии на тему
В основе технологии полного усвоения знаний лежат идеи, выдвинутые в 60-е годы 20 века, американских психологов Дж. Кэрролла и Б.С. Блума.
В основе идеи лежит принцип дифференциации обучения.
Достоинством данной технологии является то, что в рамках ее использования могут быть использованы любые формы организации работы учащихся (парная, групповая, фронтальная, индивидуальная).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_polnogo_usvoeniya_znaniy_na_urokah_geografii.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление
на городском методическом объединении учителей географии
по теме:
«Применение
технологии полного усвоения знаний
на уроках географии»
Из опыта работы
учителя географии МОУ СОШ №1
Шатиловой Натальи Геннадьевны.
2009 год.
В основе технологии полного усвоения знаний лежат идеи, выдвинутые в 60-е годы 20 века, американских психологов Дж. Кэрролла и Б.С. Блума.
В основе идеи лежит принцип дифференциации обучения. Все учащиеся обладают разными способностями, а государственные программы требуют усвоения определенного объема знаний и умений всеми учащимися. Отсюда следует, что единственным параметром любой системы обучения являются условия обучения.
Авторы концепции технологии полного усвоения знаний исходят из того, что каждый ученик, независимо от уровня его способностей, может достичь необходимых результатов обучения, если учитель может оптимально подобрать для него условия обучения. Главной особенностью технологии полного усвоения знаний является умение учителя формулировать цели урока таким образом, чтобы можно было оценить степень их достижения учащимися. Тема урока должна быть сформулирована в виде структуры задач, каждую из которых можно проверить определенным заданием или вопросом (она разбита на отдельные компоненты).
Достоинством данной технологии является то, что в рамках ее использования могут быть использованы любые формы организации работы учащихся (парная, групповая, фронтальная, индивидуальная). Четко установленный результат формирует условия для организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся и развития навыков самообразования. Учащиеся свободно работают с информацией, поощряется доступ к интернет ресурсам. Информация становится не целью обучения, а средством развития личности учащихся, что очень важно в современном динамично развивающемся мире. Объём информации возрастает в геометрической прогрессии, поэтому целью учителя становится формирование у учащихся способности добывать и обрабатывать информацию из всех доступных источников.
Технология полного усвоения знаний может рассматриваться и как здоровьесберегающая технология, так как организация учебного процесса позволяет отказаться от традиционных домашних заданий, что способствует снижению эмоциональной и психологической нагрузки учащихся. Технологию полного усвоения знаний можно отнести и к личностно-ориентированной технологии, так как при её использовании учитываются личностные потребности и способности учащегося в рамках классно-урочной системы. Также данная технология относится к технологиям программированного обучения (пошаговое изучение материала, изучение материала по определенному алгоритму)
В своей педагогической деятельности я использую элементы технологии полного усвоения знаний, начиная с 7 класса. Особенно удачно проходят уроки с использованием данной технологии по теме: «Климат материков». На основе полученных знаний и умений в ходе изучения общих особенностей природы Земли, плана описания климата материка, настенных карт и атласа, по заданному учителем алгоритму, учащиеся самостоятельно называют климатообразующие факторы, характеризуют основные типы воздушных масс, дают описание климата отдельных территорий, сравнивают климатические области, объясняют различия, делают выводы о влиянии климата на жизнь человека. То есть выполняются все требования, предъявляемые программой к знаниям и умениям учащихся.
Система работы с использованием технологии полного усвоения знаний в старших классах направлена на нахождение и обработку информации из всех доступных источников. В 9-х и 10-х классах данную технологию я использую при изучении отраслевой структуры экономики России и мира. Технологию полного усвоения знаний я демонстрировала в рамках открытого урока «Химико-лесной комплекс России. Химическая промышленность России». Данный урок опубликован на сайте: www. «festival.1 september.ru» . Технология полного усвоения знаний используется мною и при изучении экономических районов России и экономико-географической характеристики стран мира.
Опыт работы показывает, что данная технология хорошо применима при групповой форме организации работы учащихся. При характеристике стран я делю класс на группы, и каждая группа получает своё задание, соответственное плану-характеристике страны. Я поощряю работу учащихся с различными источниками информации, в том числе и интернет. Руковожу работой групп. По истечении определенного времени, каждая группа отчитывается по своему направлению. К концу урока мы получаем полную картину характеристики страны. Выступающий от каждой группы получает отметку за урок , остальные учащиеся могут получить оценку на следующем уроке, при фронтальной проверке. По итогам такого урока учащиеся не получают традиционного домашнего задания, в основном это задания творческого характера, направленные на получение новой информации.
Получение информации из различных источников, умение её обрабатывать помогает учащимся заниматься проектной деятельностью. Ученица 11 класса Овчарова Мария представляла проект «Железнодорожный транспорт России» на научно-практической конференции школы «Проектная деятельность учащихся». В рамках государственной (итоговой) аттестации, проводимой в традиционной форме учащиеся 11-х классов представляли свои проекты по экономико-географической характеристике различных стран: Израиля, КНР, Мексики, Бразилии, Франции, Германии, а учащиеся 9-х классов представляли проекты по экономической географии России по темам: «Экономико-географическая характеристика Бурятии», «Экономическая характеристика Сибирского Федерального округа». Итогами аттестации явилось 100% уровень качества знаний учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование учебной мотивации на уроках математики с применением технологии полного усвоения знаний
Статья раскрывает сущность технологии "полного усвоения знаний" применительно к конкретным условиям в обучении математике...
Модель полного усвоения знаний на уроках технологии.
Модель полного усвоения знаний разработана из опыта педагогов новаторов.В обучении используется индивидуальный и групповой метод обучения...
Использование технологии полного усвоения знаний на уроках русского языка
В презентации представлен мой опыт работы по теме "Использование технологии полного усвоения знаний на уроках русского языка в основной школе"...
Создание ситуации успеха на уроке математики как один из элементов "технологии полного усвоения знаний".
" Знание только тогда знание, когда оно преобретено усилиями своей мысли , а не памятью"....
Технология полного усвоения знаний. Урок в 3 классе по теме "Home Sweet Home" на материале УМК Spotlight
Этот урок был разработан по технологии полного усвоения знаний на материале УМК Spotlight для 3 класса по теме "Дом, милый дом"....
Технология полного усвоения знаний. Урок в 5 классе по теме «Learning Grammar. Present Continuous»
Урок разработан с применением технологии полного усвоения знаний для активизации и закрепления полученных знаний при изучении грамматики, в данном случае Present Continuous....
Применение технологии полного усвоения знаний на уроках математики при использовании УМК «Математика» А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир.
Применение технологии полного усвоения знаний на уроках математики при использовании УМК «Математика» А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир....