Достижение качественного образовательного результата на уроках географии с помощью применения ИКТ.
статья по географии по теме
Статья о применении ИКТ на уроках географии. Использование презентаций, мобильного компьютерного класса и интерактивной доски.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedchteniya_2009.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Достижение качественного образовательного результата на уроках географии с помощью применения ИКТ
Базуева Е.В., учитель географии, МБОУ СОШ № 86
“Дитя требует деятельности беспрестанно, а утомляется не деятельностью, а ее однообразием”
К.Д. Ушинский
Важную отличительную черту современной цивилизации составляет все возрастающая скорость количественных и качественных изменений. Радикальное ускорение перемен в обществе произошло в период быстрого развития информационных технологий. Уже сегодня многие школьники с компьютером на «ты»: они свободно разбираются в программах, выполняют различные операции, с удовольствием проводят с ним свое свободное время.
В наши дни каждому – ребенку, подростку, взрослому – необходимо иметь хотя бы общее преставление о технологиях, окружающих его в школе, дома, на улице. Чтобы воспользоваться обширнейшими возможностями, предоставляемыми новыми технологиями во всех сферах человеческой деятельности, нужно быть достаточно подготовленным, обладать набором знаний и умений. Компьютерные технологии прочно вошли в школьную жизнь, они активно применяются при подготовке к урокам, как учителями, так и обучающимися. Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках географии является средством развития познавательной компетентности школьников и повышения качества обучения. А также дает возможность в большей степени использовать некоторые универсальные особенности личности ребенка – естественный интерес и любопытство ко всему, что лежит вне и внутри их, потребность в общении и игре, стремление к коллекционированию, порядку, способность создавать неожиданные и эстетически значимые произведения.
Применение ИКТ на уроках географии не только облегчает усвоение учебного материала, но и представляет новые возможности для развития творческих способностей обучающихся:
- повышает мотивацию к учению;
- активизирует познавательную деятельность;
- развивает мышление и творческие способности ребёнка;
- формирует активную жизненную позицию в современном обществе.
В ходе урока ИКТ используются на всех этапах образовательного процесса. В зависимости от целей и задач информационные технологии применяются на уроке изучения нового материала, для обобщения и систематизации знаний, при выполнении практических работ, творческих заданий, при контроле знаний и умений.
При организации урока обучения новому материалу в качестве обучающей программы используются презентации, выполненные в программе PowerPoint. В ходе лекции применяются различные информационные объекты: изображения (слайды), звуковые и видеофрагменты. Изображения (слайды) – это рисунки, фотографии, графики, схемы, диаграммы. Видеофрагменты – это фильмы, включённые в презентацию целиком или частично. Звуковые фрагменты – дикторский текст, музыкальные или иные записи, сопровождающие демонстрацию слайдов. Эффективность работы со слайдами, картинами и другими демонстрационными материалами будет намного выше, если дополнять их показом схем, таблиц.
Для такой формы работы класс разбивается на пары по следующим критериям: быстрота усвоения материала, психологическая совместимость, возможность помочь друг другу. Обучающиеся в парах работают за ноутбуками, делают записи в тетради. Каждая пара работает в своем режиме, переходя от одного блока материала к другому, либо возвращаясь к предыдущему при необходимости. При этом каждая пара имеет возможность получить консультацию учителя. Усвоение нового материала идет интенсивно для каждого обучающегося: никто не отстает, никто не ждет отстающих. При такой форме подачи материала ученик становится активным участником процесса обучения, а не пассивным слушателем лекций.
Урок закрепления, обобщения и систематизации знаний – это урок, требующий от учителя постоянного внимания к ответам обучающихся с целью глубокого понимания учащимися темы (или раздела). Использование для этого презентации может происходить по-разному. Можно вывести на экран проблемные вопросы и постепенно приходить к их решению всем классом, можно создать игровую ситуацию с использованием иллюстративного материала, а можно использовать интерактивную доску. Использование интерактивной доски SMART Board дает множество возможностей в изучении географии. В частности, речь идет о вариативности наглядных пособий, возможности их создания для каждой темы курса, использовании самой современной информации.
Географические карты не зря называют языком географии. Ученик, умеющий их читать, более заинтересован в изучении предмета. Появление интерактивной доски SMART Board позволяет не только работать с готовыми картами, но и составлять свои, заполняя их необходимым содержанием.
При работе со SMART Board возможно применение различных вариантов контурных карт: мира, материков, регионов и отдельных стран, которые активно используются для проведения диктантов по географической номенклатуре в любом курсе географии.
Интерактивная доска позволяет более ярко формировать образ каждой территории и контролировать успешность изучения материала. Например, при изучении природных зон на карту помещаются иллюстрации природных пейзажей или изображения животных данной природной зоны. Во время проверки знаний можно предложить школьнику выполнить задание, как путем простого восстановления информации, так и через поиск заложенных ошибок.
Интерактивные карты позволяют рассматривать многие процессы не только в пространстве, но и во времени. В ходе изучения темы «Транспорт», возможна демонстрация на карте железных дорог страны по мере их строительства, это дает возможность выделить основные периоды освоения территории. С помощью интерактивных карандашей можно отметить разным цветом изменения дорог, построенных в разное время и разные периоды истории.
После таких уроков изученный материал остаётся у школьников в памяти как яркий образ, что помогает учителю стимулировать познавательную активность.
На сегодняшний день многие школы оснащены компьютерной техникой. Некоторые из них имеют мобильный компьютерный класс (МКК), в состав которого входят 15 ноутбуков. Но учителя неактивно работают с этим оборудованием, не видя возможности использования малого количества ноутбуков на целый класс. Чаще всего компьютер используется педагогами для контроля знаний, и, как правило, в форме теста, что обусловлено и необходимостью подготовки учащихся к ЕГЭ. Так, учителя географии для промежуточного и итогового контроля знаний разрабатывают самостоятельно или обрабатывают готовые тесты по всем курсам предмета для каждой параллели в печатном варианте.
С появлением МКК появилась возможность разрабатывать тесты в электронном виде. В нашей школе используется программа MyTest, которая распространяется бесплатно (автор программы: Башлаков Александр Сергеевич, г. Унеча, Брянской обл.). Так как мобильный класс оснащен сетью, то организованы централизированный сбор и обработка результатов тестирования: результаты выполнения заданий выводятся учащемуся и отправляются учителю. Учитель может оценить и проанализировать их в любое удобное для него время. Так же можно организовать раздачу тестов через сеть, тогда отпадает необходимость каждый раз копировать файлы тестов на все компьютеры. Но есть один недостаток МКК – всего лишь 15 ноутбуков, а в классах по 25-28 человек, поэтому за каждым ноутбуком должны работать двое учащихся, а это не дает невозможности отразить истинные знания каждого. Контроль знаний можно организовать следующим образом. На каждую парту ставится один ноутбук. Один вариант учеников выполняет тест, а второй вариант в это время работает в контурных картах или отвечает письменно на вопросы, затем ребята меняются видом работы.
После проведения урока с применением МКК замечено, что нужно соотносить время выполнения теста с другой работой. Как правило, задания в контурных картах требуют большего времени, и тест дается на 7-10 минут. К коротким тестам подбираются задания творческого плана или требующие просто ответ на один вопрос. Например, промежуточный тест по теме «Географическое положение материка» рассчитан на 5 минут, второе задание – рассчитать координаты крайних точек этого материка. Или тест по теме «Природные зоны материка» и второе творческое задание «Описать одно животное (растение), присущее только этому материку и природной зоне».
Практика показывает, что дети с удовольствием работают в школе, готовятся дома к каждому уроку, что повышает качество обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Достижение метапредметных результатов на уроках географии с помощью формирования основных видов деятельности учащихся.
В процессе изучения географии одновременно с географическими умениями формируется немало метапредметных умений, обеспечивающих метапредметные результаты обучения дисциплине....
Метод интеллект - карт как средство достижения новых образовательных результатов по географии
Одним из средств, способствующих повышению мотивации к учению считаю интеллект-карты.Интеллект-карты — это инструмент, позволяющий: проще работать с информацией: запоминать, понимать, восстанавливать ...
Применение электронных образовательных ресурсов ( ЭОР ) на уроках химии для достижения личностных образовательных результатов.
Статья на тему применения ЭОР на уроках химии...
Достижение метапредметных образовательных результатов на уроках биологии и химии.
Ввведение в практику образования ФГОС расширило понимание требований, предъявляемых к образовательным результатам учащихся при освоении школьных предметов, в том числ...
Достижение метапредметных, образовательных результатов на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности.
Достижение метапредметных, образовательных результатов на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности....
Применение современных образовательных технологий на уроках русского языка как средство достижения новых образовательных результатов. (Описание опыта работы)
Описание опыта работы по применению современных образовательных технологий на уроках русского языка...
Достижение образовательных результатов на уроках русского языка с помощью исследовательских проектов
Известно,что учитель способен развивать универсальные учебные действия, учить грамотно работать с информацией, интегрировать способы учебной деятельности, используя на уроках информационно-коммуникаци...