Почвенные ресурсы России
план-конспект урока по географии (8 класс) по теме

Белова Алла Петровна

Тип урока: когнитивный, проблемный.

Цели урока:

Составление учащимися системного образа земельных  и почвенных ресурсов  России.

Формирование у учащихся представления о состоянии почвенных ресурсов.

Усвоение ведущих понятий урока и номенклатуры.

Задачи урока:

Повторить и закрепить знания о почвах России;

Дать характеристику земельных и почвенных ресурсов страны;

Сформировать представление об обеспеченности почвенными  и земельными ресурсами страны и об их размещении по территории России;

Продолжить формировать убеждение о необходимости бережного отношения к природе и ее ресурсам;

Главная проблема урока: Оценка почвенно-ресурсного потенциала страны и области.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конструкт урока географии в 8 классе

Предмет: География.

Класс: 8 класс.

Тема урока: Почвенные ресурсы  России.

Тип урока: когнитивный, проблемный.

Цели урока:

Составление учащимися системного образа земельных  и почвенных ресурсов  России.

Формирование у учащихся представления о состоянии почвенных ресурсов.

Усвоение ведущих понятий урока и номенклатуры.

Задачи урока:

Повторить и закрепить знания о почвах России;

Дать характеристику земельных и почвенных ресурсов страны;

Сформировать представление об обеспеченности почвенными  и земельными ресурсами страны и об их размещении по территории России;

Продолжить формировать убеждение о необходимости бережного отношения к природе и ее ресурсам;

Главная проблема урока: Оценка почвенно-ресурсного потенциала страны и области.

Минимально необходимый опыт деятельности ученика на уроке:

Аналитическая деятельность:

анализ тематических карт;

анализ статистического материала;

систематизация материала, его структурирование.

Этапы урока по минутам:

1. Организационный этап урока (объяснение структуры урока; постановка целей урока; определение проблемы; ввод учащихся в проблемную ситуацию) – 1 мин.

2. Фронтальный опрос  по теме «Образование почвы и их разнообразие». 5 минут

      1)Вопросы устного опроса.

- Что такое почва?

- Основное свойство почвы?

- Почвообразующие факторы?

- Органическое вещество почвы? (Гумус)

- Кого называют отцов почвоведения? (Докучаев)

     2) Игра “Верите ли вы в то, что…?”    (Учитель предлагает ответить на вопросы):

а) первыми почвами, в которые человек бросил зерно, были илистые почв рек;

б) в мире часто происходили столкновения и войны за плодородные поля;

в) первыми исследователем почв в России был М.В.Ломоносов;

г) самые плодородные почвы серые лесные;

д) современный чернозем содержит 10-13 % гумуса;

е) 1900 г. в Париже в русском павильоне на Всемирной выставке был выставлен куб русского чернозема, вырезанный в Воронежской области, его размеры 2x2x2 метра. (Действительно эталоном плодородия являются воронежские черноземы).

3. Кроссворд по теме: «Главные типы почв и их закономерности» и их характеристика. 6 минут.

4. Объяснение новой темы. 20 минут

    А) Характеристика понятий: земельные и почвенные ресурсы 7 минут.

Земельные ресурсы – это территория страны, на которой размещаются города, предприятия, дороги, пастбища, поля. Все земельные ресурсы страны составляют её земельный фонд

Какое земельное богатство имеет Россия?

Общая площадь земельного фонда России равна 1 709,6 млн га (12,9% суши земного шара ). Из них сельскохозяйственные угодья составляют 13 % (222,3 млн га) от общей площади, в том числе пашня - 7,7 (132); сенокосы - 1,5 (26,8); пастбища - 3,7 % (62,5 млн га).

Воронежские черноземы приняты в качестве мирового эталона плодородия почв

 

-   Если сопоставить, пусть даже ориентировочно, рассчитанную величину национального богатства с численностью населения нашей страны, то Россия займет первую строку в рейтинге самых богатых стран мира. По этому показателю мы богаче США в 2 раза, Германии - в 6 раз, Японии - в 22 раза.

Россия очень богата природными ресурсами: полезными ископаемые, лесные ресурсы. Но одно из главных достояний нашего народа – это российская земля.

Если мы вычтем из земельного фонда страны территории, лишенные почвенного покрова (млн га: находящиеся под водой - 70,9, под строениями и сооружениями  7,5, дорогами и прогонами - 5,4, нарушенные и находящиеся в стадии восстановления - 2), то получится около 1 623,8 млн га (16 238 000 км2). Это и есть почвенный фонд Российской Федерации, куда входят сельскохозяйственные угодья, леса, болота и оленьи пастбища.

Т.е почвенные ресурсы – это часть земельных ресурсов, используемая в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве

Б) Работа с картами         учебника: Основные направления использования земельных ресурсов. Стр 143 рис 65 2 минуты

Задание: Как используются почвенные ресурсы:

Ответ:

- Почвы тундры? (Оленьи пастбища)

- Почвы полупустыни? (Пастбища верблюдов и овец)

- Почвы степей? (Сельскохозяйственные культуры)

Около 63 % почвенного фонда России находится под таежной и хвойно-лиственной лесной растительностью, 14 % - в условиях тундры. Таким образом, 80% земельного массива России лежит на территории с низким теплообеспечением; 8% занимают болота, требующие осушения; 7% – пески и каменистые почвы. В мягких термических условиях широколиственных лесов, лесостепей, степей развивается около 10,7 % площадей, благоприятных для земледелия. Учитывая, что нынешняя площадь пашни составляет 7,7 %, можно сказать, "что Россия не имеет больших перспектив для интенсивного развития земледелия". И более жестко добавить: "В России после распашки целинных земель не осталось резерва плодородных легкоосваиваемых почв".

В) Охрана почв. 11 минут

1) Беседа с учащимися с просмотром отрывков фильма -  7 минут

Вопросы беседы: Как нужно охранять почву и от чего? Почву сравнивают с кожей нашей планеты…Почему?.. Показ отрывка фильма (19-43 -  22-10) – 2 мин 45 сек

.Что угрожает почве? Запись в тетеради. Что такое эрозия почвы. Виды эрозии. Водная эрозия заключается в смыве плодородного слоя талыми водами, ливнями.Ветровая эрозия – это выдувание почвы

         Показ отрывка фильма    (50-08 – 52 -10) – 2 минуты 2 секунды

Какие мероприятия проводятся против эрозии:

- обработка поперек склонов (чтобы стоковые, талые воды не размывали плодородную часть почвы);

- террасирование (устройство систем ступенчатых террас, предохраняющих склонов от размыва

- безотвальная обработка почвы (при такой обработке стебли растения остается на поверхности, предохраняя почву от развевания ветром во время пыльных бурь;

- полезащитные полосы (древесные растения, кустарники защищают поля тоже во время пыльных бурь).

- мероприятия по повышению плодородия почв.

Орошение (где недостаточность или скудная влажность).

Осушение. (где избыточное увлажнение к > 1)

Внесение удобрений органических (навоз, торф).

Известкование (где кислые почвы).

Минеральные удобрения (пестицид).

Севооборот (1 год клевер, пшеницу, овес, картофель).

Снегозадержание.

Обработка почвы (новые современные техники).

Выкорчевывание кустарников (для расширения пахотных земель)

2) Работа по карте. Устный анализ карты стр 132 рис 59.учеником:2 минуты

Какие виды мелиорации преобладают в регионах России?

Осушение. - Где? Северо-запад Русской равнины.

- Противоэрозионные мероприятии – Подмосковье. Северный Кавказ. Средняя полоса. Юг. Западный и Восточный Сибири. Почему? (Рельеф неровный, возвышенный, отсутствует лесозащитных полос, нерегулируемый вырос скота, отсутствие противоэрозионный агротехники)

Орошение. – Юг Русской равнины, юг Урала. Особенно Астрахань, Калмыкия. Скудное увлажнение к = 0,1или 0,3

Известкование – зона тайги, некоторые районы смешанных лесов (кислые почвы).

3) Работа по карте стр 147 рис 66. Анализ карты учеником по заданию 5 стр 147. 2 минуты

А каково состояние почв в нашей республике? — В какой степени почвенный кризис затронул наши земли? Сообщение ученика  - 2 минуты

Поскольку область расположена в лесостепной и степной зонах, ей свойственны богатые почвенные ресурсы, благоприятные для возделывания зерновых и технических культур. Поэтому все черноземные степи распаханы, под пашней находится 51% всей территории. Распаханность - самая высая в РФ. Леса области занимают немного - 4 % территории, включая известный Бузулукский бор.
Особенность почв - их широтная зональность. От луговых степей к опустыненным степям сменяются следующие типы и подтипы почв: типичные, обыкновенные и южные черноземы, темно-каштановые, каштановые и светло-каштановые. В подзоне опустыненных степей светло-каштановые почвы, развитые на глинистых породах, почти полностью являются солонцеватыми. В подзоне темно-каштановых почв площадь солонцов составляет 36%. Особенно острым является вопрос борьбы с водной и ветровой эрозией, поскольку сохранение почвенного покрова приводит к повышению урожайности. Однако в последнее время создание защитных лесонасаждений резко сократилось.

Вывод: Известно, что 92 процента всего разнообразия живых организмов связано с почвой: за счет нее живут как простейшие, так и самые высокоорганизованные организмы. И даже оставшиеся восемь процентов живых организмов, обитающих в водной среде, зависят в конечном счете от состояния почвы. Если деградирует почвенный покров — меняется состав воды озер и рек. Почва обладает колоссальной способностью удерживать влагу. Ученые отмечают, что именно истощение почв является одним из факторов, вызывающих те катастрофические наводнения, свидетелями которых мы стали в последние годы.

Как сказал Мустай Карим: «Эрозия почвы является следствием эрозии души». Действительно, только вылечив в человеке душевную эрозию, мы можем надеяться на изменение его отношения к земле, которая сегодня очень больна. «Чернозем дороже золота», — говорил основоположник почвенной науки В. В. Докучаев. А как мы в действительности относимся к драгоценнейшему дару природы? Слишком многое свидетельствует, что отношение это — откровенно потребительское, как к неистощимому ресурсу. А ведь почва — главный природный ресурс, величайшее, ничем не заменимое богатство народа, золотой фонд нации. Это достояние, предназначенное природой всем поколениям, ныне живущим и последующим, и вопросы охраны почв должны решаться на государственном уровне.

5. Домашнее задание. §24 читать, пересказывать. Подготовить сообщение о  природный заказник регионального значения ландшафтного профиля "Чулпан"в Башкирии.рукотворная каменистая степь на юго-востоке Воронежской области.

6. Тестирование. 6 минут

7. Подведение итогов урока – 2 минуты.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Почвенные ресурсы России"

Конспект представлен для итогового повторительно-обощающего урока по теме "Почвенные ресурсы России". По ходу урока выполняются: практическая работа, кроссворд, викторина с использованием ИКТ, практик...

Конспект урока по географии 8 класс.Тема: Почвенные ресурсы России.

8 класс почвенные ресурсы россии.Конспект урока....

Контрольный срез "Почвы. Почвенные ресурсы России" 8 класс

Контрольный срез "Почвы. Почвенные ресурсы России" 8 класс...

Почвенные ресурсы России

Почвенные ресурсы России...

разработка урока по теме "Человек и почвы.Почвенные ресурсы России"

разработка урока по теме "Человек и почвы.Почвенные ресурсы России" с применением сингапурской методики...

Урок -исследование на тему "Почвенные ресурсы России" 8 класс

Урок разработан в помощь учителям географии...

тест "Почвенные ресурсы России"

тест "Почвенные ресурсы России" 8 класс...