Почвенные ресурсы России
план-конспект занятия по географии (8 класс) по теме
Предварительный просмотр:
8 класс
ПОЧВЕННЫЕ РЕСУРСЫ СТРАНЫ.
Цели урока: -изучить закономерности использования почв человеком, дать знания учащимся о причинах разрушения почв и путях повышения плодородия почв;
-рассмотреть основные проблемы, связанные с использованием почв человеком;
- наметить меры по охране почвенных ресурсов, повышению плодородия почв;
-познакомить с понятиями земельные ресурсы, мелиорация, рекультивация.
Оборудование: карта «Земельные ресурсы России»
ХОД УРОКА.
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Географический диктант.
- Тип почв, промываемых с малым содержанием гумуса, имеющих верхний горизонт светло-серого цвета. (Подзолистые.)
- Тип почв, имеющий глеевой горизонт. (Тундрово-глеевые.)
- Почвы с мощным горизонтом гумуса. (Черноземы.)
- Природная зона, в которой формируются подзолистые почвы. (Тайга.)
- Почвы, имеющие низкое содержание перегноя, но большое засоление. (Сероземы, солончаки.)
- Природная зона, имеющая самые плодородные почвы. (Степь.)
- Горизонт светло-серого цвета в почвах тайги. (Подзол.)
- Органическое вещество почвы. (Гумус.)
- Главное свойство почвы. (Плодородие.)
III. Изучение нового материала.
- Значение почв для жизни человека.
Почвы для человека выступают как неоценимое богатство, как земельные (почвенные) ресурсы. Это те земельные площади, которые могут использоваться в сельском и лесном хозяйстве. Эти земли вместе с остальными, так называемыми неудобными землями (пустоши, ледники, болота, горы), составляют земельный фонд России.
Почва - это богатство страны. Чем выше плодородие почв, тем больший урожай можно получить.
Мы часто почву называем землей. Но есть еще два понятия, которые касаются почв: земельные ресурсы и почвенные ресурсы.
Земельные ресурсы - это территория страны, на которой размещаются города, предприятия, дороги, поля, пастбища.
Часть земельных ресурсов, используемая в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, называют почвенными ресурсами.
~ В какой части России больше земельных ресурсов? А почвенных ресурсов?
- 45% земельных ресурсов (земельного фонда) занято лесами, 13% -почвенные ресурсы, из которых 8% занято под пашню.
- Какие почвы более всего распаханы? (Плодородные: черноземы, серые лесные.)
В характере использования почв существуют различия: почвы тундры -это оленьи пастбища, они не распаханы, на почвах полупустынь - пастбища верблюдов и овец. А почвы степей на 85% и более распаханы, на них выращивают пшеницу, кукурузу, подсолнечник, сахарную свеклу.
- Почему необходимо охранять почву? И как охраняют почву?
Главным врагом почвы является эрозия.
Водная эрозия заключается в смыве плодородного слоя талыми водами, ливнями. Особенно велико разрушение почвы на распаханных склонах возвышенностей в степях и лесостепях Русской равнины. Ветровая эрозия усиливается во время пыльных бурь, когда ветер уносит верхний плодородный слой с тысяч гектаров земли.
Спасти почвы, повысить их плодородие возможно.
Первый путь - это противоэрозионные мероприятия: внедрение правильных почвозащитных севооборотов, соблюдение агротехники (вспашка на определенную глубину, поперечная вспашка склонов) полезащитные лесонасаждения. Сохранение лесов одно из важнейших противоэрозионных мероприятий.
Спасти почвы от эрозии - это лишь первый шаг, необходимо сделать и второй: повысить плодородие почв.
Мелиорация - это совокупность мер по улучшению почв с целью длительного повышения их плодородия. К мелиоративным мерам относятся: орошение, осушение, борьба с эрозией, обводнение, пастбище, внесение удобрений.
Но мелиорация почв должна быть тщательно обдумана, иначе она может принести больше вреда, чем пользы. Очень осторожно должны проводиться осушительные работы, иначе может поступить обмеление рек и озер, которые получают питание из болот. Могут погибнуть иссохшие леса.
При внесении удобрений и минеральных и химических нужно соблюдать нормы и режим внесения, иначе произойдет отравление почвы излишком минеральных солей, смыв солей в водоемы, цветение водоемов, гибель рыбы. А в культурных растениях будет излишнее вредное для человека содержание нитратов.
IV. Закрепление
- Определите, какие виды мелиорации проводятся на юге Русской равнины, на севере Русской равнины.
- В какой природной зоне необходимо известкование почвы? (В тайге, т. к. там кислые почвы, а известкование нейтрализует кислотность почвы.)
- Почему орошение почв может привести к их засолению? (Орошение приводит к подъему уровня грунтовых вод, при высокой температуре влага испаряется, а соли остаются.)
Чем отличается мелиорация почв в тайге, от мелиорации почв в степях?
В тайге необходима комплексная мелиорация:
-внесение удобрений (из-за промыва почвы),
-известкование (почвы кислые),
-осушение (избыточное увлажнение).
В степях основные меры – это:
- противоэрозионные (борьба с оврагами и пыльными бурями, орошение).
С какой целью проводится террасирование склонов? (Это противоэрозионное мероприятие — террасы — ступеньки должны снизить вероятность образования оврагов.)
Докажите на примере природных зон тайги и степей, что почвы являются «зеркалом ландшафтов»? (Под хвойной растительностью -почвы подзолистые, под травами - черноземы.)
Какие виды мелиорации проводятся в вашей местности? Почему?
Домашнее задание .: §17; Подготовиться к обобщающему уроку по теме «Почвы».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Почвенные ресурсы России"
Конспект представлен для итогового повторительно-обощающего урока по теме "Почвенные ресурсы России". По ходу урока выполняются: практическая работа, кроссворд, викторина с использованием ИКТ, практик...
Конспект урока по географии 8 класс.Тема: Почвенные ресурсы России.
8 класс почвенные ресурсы россии.Конспект урока....
Контрольный срез "Почвы. Почвенные ресурсы России" 8 класс
Контрольный срез "Почвы. Почвенные ресурсы России" 8 класс...
Почвенные ресурсы России
Тип урока: когнитивный, проблемный.Цели урока: Составление учащимися системного образа земельных и почвенных ресурсов России.Формирование у учащихся представления о состоянии почвенных рес...
разработка урока по теме "Человек и почвы.Почвенные ресурсы России"
разработка урока по теме "Человек и почвы.Почвенные ресурсы России" с применением сингапурской методики...
Урок -исследование на тему "Почвенные ресурсы России" 8 класс
Урок разработан в помощь учителям географии...
тест "Почвенные ресурсы России"
тест "Почвенные ресурсы России" 8 класс...