Конспект урока "Почвенные ресурсы России"
методическая разработка по географии (8 класс) по теме
Конспект представлен для итогового повторительно-обощающего урока по теме "Почвенные ресурсы России". По ходу урока выполняются: практическая работа, кроссворд, викторина с использованием ИКТ, практикум на определение почвогрунта. С успехом прошел в рамках работы Педагогической ассамблеи, в декабре 2009 года, в школе № 6 г. Троицка Московской области.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_uroka_po_pochvam_8_kl.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6» Г. ТРОИЦКА
Повторительно-обобщающий урок географии на тему
"ПОЧВЫ И ПОЧВЕННЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ"
Татьяна Николаевна Бусленко, учитель географии
Тип урока: комбинированный
Цель урока: Обобщить знания темы "ПОЧВЫ И ПОЧВЕННЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ"
Задачи урока:
1. Закрепить понятия о почве и почвенных ресурсах, о причинах разрушения почв и роли мелиорации;
2. Развивать у учащихся умения делать выводы и сжато излагать прочитанный материал, выделять главное, используя сведения о научных трудах Докучаева, Ломоносова, Вернадского; потребность в самоактуализации через различные виды работы; развивать аналитическое мышление, речь, любознательность;
3. Вызвать интерес к уроку через придания ему проблемно-творческого характера, что отвечает личностным интересам и потребностям учащихся;
4. Развивать ценностное отношение учащихся к окружающей природе.
Методическая тема учителя: Разнообразие форм и методов ведения уроков географии.
Методическая задача урока: создать условия для проявления творческой активности учащихся через личностно ориентированный подход.
Методические приемы: устный опрос, практическая работа, викторина с использованием ИКТ, решение кроссворда, проведение опыта на определение необходимого почвогрунта, работа с картами атласа и учебником.
Оборудование: учебник 8 кл., атласы, тетради, раздаточный материал с практической работой, мультимедийный проектор, компьютер, презентация о почвах, оборудование для опыта определения необходимого почвогрунта.
Ход урока
I ЭТАП. Организация начала урока
Приветствие. Посадка. Знакомство с гостями.
Проверка готовности класса к уроку.
Сообщение темы урока:
- У нас сегодня повторительно-обобщающий урок по теме "ПОЧВЫ И ПОЧВЕННЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ"
II ЭТАП. Слайд №1 со схемой трудов ученых скрыт на интерактивной доске «занавесом».
В.В.Докучаев «Русский чернозем» 1883 г., М.В.Ломоносов «О слоях земных» 1763 г., В.И.Вернадский «Учение о биосфере» 1926 г.
- Вводная беседа и подготовка к проверке знаний:
«Тысячи лет человек пахал землю, засевал её, собирал урожаи. А что знали о почве земледельцы? Что знали ученые? Человек прежде всего исходил из своего собственного опыта. В России изучение почв началось в XV веке с описания всех земель и велось в течение 200 лет. Результаты описания сохранились в «Писцовых книгах».
Вопрос: Кто был первым исследователем почв в России? (М. В. Ломоносов).
- Это наш российский самородок, гений своей эпохи, пришел из далеких Холмогор с рыбным обозом учиться в Москву.
- В 1763 году вышел его знаменитый трактат «О слоях земных», где он ставил вопрос: «Что есть почва?» - и отвечал: «Сие не первообразная и не первозданная материя, а тело из горных скал, ветром и натуральным царством животных и растений образованное».
Самое важное заключается в том, что М. В. Ломоносов первым поставил вопрос о происхождении почвы и сделал вывод, что почва «...происхождения не минерального, а из двух прочих царств натуры, животного и растительного».
Вопрос: Кто из ученых положил весь свой опыт на алтарь Отечества? Этот человек по праву считается основателем новой науки – ПОЧВОВЕДЕНИЯ ?
(В.В Докучаев). Какую работу он написал? («Русский чернозем») в 1883 г.
Вопрос: Кто из крупнейших российских ученых опубликовал труд, отвечающий нынешним, современным проблемам окружающей среды, биосферы ? (В.И. Вернадский) в 1926 г.
Учитель предлагает проверить правильность ответов с помощью интерактивной доски. Выходит один ученик, используя стилус опускает «занавес», - ответы показываются один за другим.
Вопрос: Какой вывод можно сделать о вкладе этих ученых мужей в науку почвоведения? Какое значение имели их труды?
III ЭТАП. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА НА ВЫДАННОМ РАЗДАТОЧНОМ МАТЕРИАЛЕ: ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ – 10 - 12 МИНУТ.
Раздать распечатки, используя помощь ребят.
Краткая инструкция: заполняем строку с инициалами, внимательно читаем задания, используем учебник и атлас – карта «Федеративное устройство России».
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ ТЕМЫ
«ПОЧВЫ И ПОЧВЕННЫЕ РЕСУРСЫ ПЛАНЕТЫ»
КЛАСС 8 «Б»
Ф. И. учащегося ___________________________________________________________
ЗАДАНИЕ № 1.
В
Г
Б
А
> 90 %
ПЕСКА
< 20 % ПЕСКА
80 – 90 % ПЕСКА
50 – 70 % ПЕСКА
МЕХАНИЧЕСКИЙ СОСТАВ ПОЧВ
На основе схемы рисунка № 41 на странице 90 в учебнике выполните следующее задание: установите соответствие между буквами и цифрами, обозначающими виды почв по механическому составу.
1 – ПЕСЧАНЫЕ ПОЧВЫ 2 – СУПЕСЧАНЫЕ ПОЧВЫ
3 – СУГЛИНИСТЫЕ ПОЧВЫ 4 – ГЛИНИСТЫЕ ПОЧВЫ
ОТВЕТ: ________________________________________________________________________________
ЗАДАНИЕ № 2.
Используя рисунок № 46 на странице 98 учебника, определите, какие виды мелиорации следует проводить на территориях:
А) Московская область __________________________________________________________________
Б) Нижнее течение реки Волги при впадении ее в Каспийское море __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В) Новосибирск и Новосибирская область ________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЗАДАНИЕ № 3.
Используя картосхему рисунка 44 на странице 93, определите условия для образования чернозема:
А) Осадки _______________________________________________
Б) Испаряемость __________________________________________
В) Средняя температура июля ______________________________
Г) Природная зона ________________________________________
СОБРАТЬ ПРАКТИЧЕСКУЮ РАБОТУ.
V ЭТАП. ВИКТОРИНА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ.
В презентации прохождение 3-х уровней (Диск с презентацией прикладывается).
VI ЭТАП. Выполнение кроссворда с основным определяющим термином – «ПОЧВОВЕДЕНИЕ».
Вызов к доске 12 учеников, каждый из которых прописывает один термин, соблюдая условие: использовать знания, полученные на уроках по изучению почв.
VII ЭТАП. Проведение опытного задания: из предложенных образцов выбрать наиболее подходящий для посадки цветущих комнатных растений.
- на отдельном столе стоят образцы почвогрунтов, они пронумерованы
- отобрать подходящие образцы
- объяснить свой выбор, опираясь на знания свойств и структуры почв.
От каждого ряда дети делегируют кандидатов для выполнения данного задания. Затем оценивают выполнение задания. Выбранный образец показать ребятам в классе.
VIII ЭТАП. Подведение итогов. Оценивание учащихся, вручение Сертификатов юным почвоведам.
Запись домашнего задания: Повтор темы «Почвы», выполнение итоговых заданий по теме стр. 99.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по географии 8 класс.Тема: Почвенные ресурсы России.
8 класс почвенные ресурсы россии.Конспект урока....
Конспект модульного урока по географии по теме "Минеральные ресурсы России". 8 класс.
В материале представлена методическая разработка урока по географии по теме "Минеральные ресурсы России" с применением модульной технологии обучения....
Опорные конспекты к теме "Биологические ресурсы России"
Опорные конспекты предназначены для учителя (заполненный) и для учащихся (требующий заполнения). Для учащихся 8 классов по географии. Очень большой материал представлен на одном листе: компактно и нау...
Конспект урока по географии Минеральные ресурсы России 8 класс
Представлен теоретический метериал по теме и практические задания для текущего контроля и закрепления материала....
Конспект модульного урока по географии по теме «Минеральные ресурсы России», 8 класс
Представлен теоретический материал по теме и практические задания для текущего контроля и закрепления материала. презентация по теме урока....
Конспект модульного урока по географии по теме «Минеральные ресурсы России», 8 класс
Представлен теоретический материал по теме и практические задания для текущего контроля и закрепления материала по теме....
Урок на тему "Биологические ресурсы России. Охрана биологических ресурсов"
При изучении нового материала (при помощи параграфа в учебнике) заполнить логически-опорный коспект....