Системно-деятельностный подход через использование ИКТ на уроках географии
статья по географии по теме
Для реализации системно-деятельностного подхода стандартов нового поколения необходимо использование ИКТ технологии. Они способствуют повышению познавательного интереса к предмету и разнообразят деятельность ученика на уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_sistemno-deyatelnostnyy_podkhod_v_geografii.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Санкт-Петербург ГБОУ СОШ №260 учитель географии Миронова И.В.
Системно - деятельностный подход через использование
ИКТ на уроках географии.
Для реализации системно-деятельностного подхода стандартов нового поколения необходимо использование ИКТ технологии. Они способствуют повышению познавательного интереса к предмету и разнообразят деятельность ученика на уроке. Одно из направлений модернизации системы географического образования в школе является внедрение компьютерных технологий. На современном этапе развития общества появляются новые информационные технологии, которые необходимо использовать в образовательном процессе. «Специфика географии как предмета заключается в том, что она содержит большой объем материала. И естественно, что весь его не изложишь в одной или двух книгах. Какой бы полной ни была энциклопедия, она не может вместить в себя все знания по географии. При этом объем информации продолжает увеличиваться с каждым годом. Для того чтобы подготовить наиболее полный, интересный и современный урок географии, учителю необходимо переработать большое количество различных источников, начиная от энциклопедии и заканчивая газетами и журналами»2.
Уроки с использованием ИКТ способствуют эффективному повышению мотивации в процессе обучения. Важным мотивационным фактором служит игровой характер компьютерных технологий. На своих уроках я использую игры в форме «Своя игра», которые можно наполнять любым содержанием. Ученики получают больше разнообразной информации, с интересом посещают такие уроки. Новые технологии дают возможность обучать детей с разным типом восприятия информации, используя зрительные образы-схемы, рисунки, анимацию, фильмы. Возрастает эффективность процесса запоминания информации при использовании зрительного и слухового восприятия. В форме игр можно проводить разнообразные уроки – освоения нового материала или обобщения. Непринуждённо, игровая деятельность требует неординарных решений.
Метапредметные компетенции – это овладение основными способами деятельности, применяемыми как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Например, на уроках географии в 6 классе «План местности» ученики получают необходимую информацию о том, как ориентироваться на местности.
Компьютерные технологии способствует активизации аналитической деятельности обучаемых. Предполагается не только воспроизведение информации, но и оперирование ею. Предоставляется возможность наглядно показать анализ диаграмм, схем, таблиц и карт. Слайды со схемами, диаграммами, таблицами особенно важны при изучении экономической географии, при рассмотрении сущности географических явлений и процессов, их качественных и количественных характеристик. Например, совместное анализирование климатограмм развивает умение работать с тем же материалом в будущем.
Использование компьютерных программ значительно повышает удельный вес самостоятельной работы как базисного составного элемента всего познавательного процесса, Как известно, в ходе самостоятельного продвижения от не знания, к знанию обучаемые приобщаются к систематической и целенаправленной деятельности по усвоению и творческому применению полученных знаний.
Программы-тренажеры предназначены для формирования и закрепления умений и навыков, а также для самоподготовки учащихся. В интернете сейчас существует огромное количество тестовых демонстрационных заданий для подготовки к ЕГЭ. Учитель может в разных программах создавать свои тесты и задания, использовать уже созданные образовательные ресурсы
Интерактивные и аудиовизуальные средства обучения на уроках географии можно применять на уроках по изучению нового и закрепления пройденного материала, требующего иллюстраций закономерностей развития природы и общества на конкретном материале регионального содержания, и в качестве самостоятельной работы с компьютером. Современные карты Google предоставляют возможность создания своим карт и виртуального путешествия по миру. Создаётся целостное образное восприятие мира.
Основная задача компьютерной лекции - объяснение нового материала. Но в отличие от традиционной лекции компьютерная имеет большие возможности в привлечении иллюстративных материалов. Поэтому компьютерную лекцию надо рассматривать как новый инструмент в работе учителя, позволяющий создавать наглядные и информационно насыщенные уроки. Информационные объекты, демонстрируемые в ходе компьютерной лекции, - это изображения (слайды), звуковые и видеофрагменты. Изображения (слайды) представляют собой фотографии, рисунки, графики, схемы, диаграммы. Видеофрагменты — это фильмы, включенные в лекцию целиком или частично, либо мультипликации, которые наглядно показывают зачастую недоступные для наблюдения процессы и явления. Звуковые фрагменты — дикторский текст, музыкальные или иные записи, (голоса птиц, зверей и т.п.), сопровождающие демонстрацию изображений и видеофрагментов.
Многие изучаемые географические объекты, такие как равнины и горные массивы, моря и океаны, гигантские промышленные предприятия и обширные сельскохозяйственные угодья, не могут быть показаны ученикам непосредственно. Поэтому использование на уроке демонстрационных средств (слайды, картины, анимации, видеозаписи) способствует формированию детей образных представлений, а на их основе — понятий. Причем эффективность работы со слайдами, картинами и другими демонстрационными материалами будет намного выше, если дополнять их показом схем, таблиц и т. д.
Программа разработки презентаций Power Point, позволяет подготовить материалы к уроку, комбинируя различие средства наглядности, максимально используя достоинства каждого и нивелируя недостатки.
Электронные таблицы Ехсеl помогут учителю использовать на уроке картограммы и картодиаграммы, построенные по последним статистическим данным, при объяснении нового материала, организовать в классе практическую работу по анализу статистических данных с построением графиков, картограмм. В этом случае графики, картограммы и картодиаграммы выполняют функции не только средства наглядности, но и источника географических знаний.
Текстовый редактор Word предназначен для того, чтобы готовить учебно-методическую документацию (тематические и поурочные планы) и раздаточный материал (карточки-задания, контрольные тесты, кроссворды и т.п.) быстро и эффективно, создать качественно оформленные документы, удовлетворяющие высоким эстетическим требованиям.
Дистанционное обучение способствует экономии времени, дифференцирует системно-деятельностный подход в обучении. Ученикам предоставляется возможность самостоятельно изучать материал и предоставляет его в удобной форме
«Учителя согласны с мнением, что с применением Интернета на уроках можно расширить кругозор учеников и повысить их интерес к любому предмету школьной программы, в том числе и к географии. Школа должна подготовить учащегося к «плаванию» в нашем информационном мире»2.
ИКТ позволят работать с наименьшими временными затратами на уроке, но увеличивают нагрузку при подготовке материала учителем. Демонстрационный материал должен быть легко визуально воспринимаемым и чётко отобранным, исходя из целей урока. Использование новых технологий позволяет вовлекать в учебную деятельность учащихся с разными способностями и уровнем подготовки.
Ученик на таких уроках работают активнее: самостоятельно анализируют, сравнивают, описывают, выполняют практические работы на компьютере в виде презентации. Для этого приходится изучить большое количество материала, поработать с сетью Интернет. Тут им на помощь приходит их помощник – учитель, который всегда поможет подобрать материал, объяснит, как лучше его сгруппировать.
Использование компьютера на уроках учитель должен вводить не вместо, а наряду с другими современными технологиями и методиками.
Современные дети владеют компьютером лучше нас. Учитель в своей работе должен стараться найти этому применение. Мои учащиеся выполняют научно-практические и творческие работы не только в виде рефератов и проектов, но и на компьютере в виде презентаций, видеофильмов.
Используемая литература:
- Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя /А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др./; под ред.А.Г.Асмолова.-2-е изд.-М.: Просвещение, 2011
- Морев И. А. Образовательные информационные технологии. Часть 1. Обучение: Учеб. пособие. – Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деятельностный подход в обучении на уроках географии в школе закрытого типа
Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является их ориентация на результаты образования, причем последние рассматриваются на основе деятельностного подхода к образованию....
Из опыта работы: "Дифференцированный подход к обучению на уроках географии"
Дифференцированный подход является основным путем осуществления индивидуализации обучения. Анализируя образовательные, воспитательные и развивающие аспекты учебной деятельности, определяю следую...
Деятельностный подход в обучении на уроках географии.
Деятельностный подход – это процесс деятельности человека, направленный на становление его сознания и его личности в целом. В условиях данного подхода к обучению человек, личность выступает как ...
«Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся на уроках географии в условиях стандартизации географического образования ».
Это материал обобщения опыта по географии.География - интереснейший предмет, который требует качественного знания всеми обучающимися. Значит, для достижения более высокого качества по предмету требует...
«Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся на уроках географии в условиях стандартизации географического образования ».
Это обобщение опыта учителя географии. География - интереснейший предмет, который требует качественного знания всеми обучающимися. Значит, для достижения более высокого качества по предмету треб...
Дидактическая разработка «Метапредметный подход к обучению на уроках географии»
Данная дидактическая разработка представляет собой опыт работы по реализации метапредметного подхода к обучению на уроках географии....
«Формирование гражданско-патриотических качеств личности обучающегося через краеведение на уроках географии и во внеурочной деятельности».
Использование краеведческого материала на уроках и во внеурочной деячтельности по географии для развития гражданско-патриотических качеств личности обучающегося....