Рабочая программа по географии с региональным компонентом за 6 класс.
рабочая программа по географии (6 класс) по теме

Топыркина Татьяна Павловна

Рабочая программа с региональным компонентом за 6 класс. Материал может быть интересен молодым учителям, а также тем учителям, которые ведут 2 часа в неделю в данной параллели.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon geo_6.zip42.78 КБ
Package icon geo_6_plan.zip18.58 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ ОСНОВНОГО  ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

(Базовый уровень)

Пояснительная записка

Статус документа

Данная рабочая программа составлена на основании:

  • Сборника нормативных документов География Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования, Федеральный базисный учебный план и примерные учебные  программы для основного общего образования по географии (базовый уровень), Дрофа, 2007 г.
  • Учебного плана на 2013-2014 учебный год.

Начальный курс географии – это первый по счету школьный курс географии.

Начальный курс географии достаточно стабилен, с него начинается изучение географии в школе. В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний.

При его изучении учащиеся должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знания о земных оболочках. Кроме того, учащиеся приобретают топографо– картографические знания и обобщенные приемы учебной работы на местности, а также в классе.

Нельзя не отметить, что именно при изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями, понятиями, причинно – следственными связями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, прежде всего, карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.

Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности:

— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Цель курса:

 заложить основы географического образования учащихся.

Задачи:

Показать школьникам географию как предмет изучения и убедить учащихся в необходимости и полезности ее изучения;

Приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;

Познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;

Научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе, лаборатории;

А самое главное – показать школьникам, что каждый человек является частью общепланетарного природного комплекса «Земля» и каждый живущий на ней в ответе за все, что он сам делает в окружающем его мире.

Содержание программы

курса «География. Начальный курс»

 

ВВЕДЕНИЕ -1 час

География — наука о природе Земли, ее населе нии, его хозяйственной деятельности, о связях между ними; значение науки для человека и общества; осо бенности начального курса.

Земля – планета Солнечной системы. Развитие географических знаний о Земле- 3 часа

Земля — планета Солнечной системы (повторение ранее изученного по природоведению о суточном и го довом движении Земли). Луна — спутник Земли. Раз витие знаний о Земле; форма и размеры Земли. Совре менные географические исследования; формы их ор ганизации и методы.

Практические работы. 

На местности: Орга низация и обучение приемам учебной работы: наблюде ние над погодой, фенологическими явлениями (водо емы, растительность); измерение высоты Солнца над го ризонтом, ориентирование по Солнцу.  

На контурной карте:  Нанести маршруты пу тешествий Ф. Магеллана, X. Колумба.  

Раздел I

ИСТОЧНИКИ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ -15 часов

Особенности разных видов изображений местности: рисунок, фото сверху (аэрофото), снимки из космоса.

Тема 1.1. План местности. Методы изучения Земли-7 часов  

Условные знаки плана. Масштабы плана. Сторо ны горизонта на местности и на плане. Относительная и абсолютная высота точки местности. Изображение неровностей земной поверхности на плане горизонталями.

Способы съемки плана местности. Общие приемы работы при глазомерной съемке плана местности. Осо бенности изображения своего или ближайшего населенного пункта (села, города или части города). Опре деление (примерно) местонахождения своей школы.

Использование планов местности в практической деятельности человека.

Практические работы. 

Ориентирование на местности. Глазомерная съемка небольшого участка местности (од ним из способов). Определение объектов местности по плану, а также направлений, расстояний между ними.  Топографический диктант.

Тема 1.2. Глобус. Географическая карта- 8 часов  

Особенности изображения поверхности Земли на глобусе и карте полушарий, на аэрокосмических снимках. Градусная сетка на глобусе и географиче ской карте. Меридианы и параллели. Определение на правлений. Географические координаты. Условные знаки и масштабы карт. Изображение суши и океа нов. Шкала высот и глубин. Абсолютная высота. Го сударство на карте мира.

Географические координаты своего населенного пункта и его высота над уровнем моря.

Использование географических карт в практиче ской деятельности человека.

Практические работы. 

Обучение приемам: показ объ ектов по карте, оформление контурной карты, надписи на званий объектов. Обучение определению направлений по карте; определению географических координат по глобусу и карте (в том числе: своя местность). Проведение на кон турной карте меридианов и параллелей, в том числе прохо дящих через вашу местность.  Характеристика карты (или ее части) своей местности.

Раздел II

ПРИРОДА ЗЕМЛИ И ЧЕЛОВЕК -40 часов

Тема 2.1. Земная кора и литосфера- 10 часов  

Внутреннее строение Земли (ядро, мантия). Зем ная кора — внешняя оболочка. Ее строение, свойства, современные исследования. Горные породы и минералы, слагающие земную кору. Их свойства и использование человеком: руд ные, горючие, строительные, химические и др.

Основные виды движений земной коры: верти кальные и горизонтальные. Землетрясения, изверже ния вулканов. Горячие источники и гейзеры.

Разнообразие рельефа земной коры. Основные формы рельефа земной поверхности: плоские, выпук лые (холм, гора), вогнутые (котловины, горная до лина, овраг). Картографическое изображение этих форм, отметки высот и горизонтали.

Горы суши: их рельеф и строение (складчатые, глыбовые), различия по высоте. Изменения гор во времени при взаимодействии внутренних и внешних процессов. Влияние человека.

Равнины суши: их рельеф, различия по высоте. Изменения равнин во времени при взаимодействии внешних и внутренних процессов. Влияние человека.

Рельеф дна Мирового океана. Подводная окраина материков, ложе океана (котловины, срединно-океанические хребты), переходные области. Изучение рельефа дна Мирового океана.

Особенности рельефа своей местности.

Практические работы. 

 Изучение свойств горных по род и минералов (по образцам). Определение по карте географического положения и высоты гор, равнин. Изучение рельефа своей местности.  Обозначение на контурной карте названных объектов рельефа.  

Тема 2.2. Гидросфера –водная оболочка Земли-11 часов

Вода на Земле — как единая оболочка в разных ее частях. Три основные части: Мировой океан, воды суши, водяной пар в атмосфере. Свойства воды: усло вия перехода из одного состояния в другое, изменение объема при нагревании и охлаждении, вода — раство ритель. Мировой круговорот воды, его значение в свя зи всех оболочек Земли. Мировой океан — основная часть гидросферы, его единство. Участки суши: материки и острова, их части — полуострова. Деление Мирового океана на четыре океана, каждый из которых имеет: моря (ок раинные и внутренние), заливы, соединение их — проливы.

Свойства вод Мирового океана: соленость, темпера тура. Движения вод (ветровые волны, цунами, прили вы и отливы, океанские течения). Изучение океана.

Воды суши: подземные (грунтовые и межпласто вые), поверхностные. Реки. Элементы речной доли ны. Речная система, бассейн реки и водораздел. Пита ние и уровень реки, зависимость реки от рельефа. Озера. Озерные котловины и их образование. Озера сточные и бессточные. Озерные воды (пресные, соле ные). Ледники. Искусственные водоемы: каналы, во дохранилища, пруды. Использование и охрана по верхностных вод.

Практические работы. 

Описание путешествия капельки по большому круговороту воды из своего населенного пункта. Характеристика карты океа нов. Определение географического положения объектов: океана, моря, залива, полуострова, реки, озера, водохрани лища (по выбору), обозначение их на контурной карте.

Определение по карте расстояния (приблизительно) от своего    населенного     пункта    до    ближайшего     моря. Изучение подземных и поверхностных вод своей мест ности как части мирового круговорота воды в природе.  

Тема 2.3. Атмосфера – воздушная оболочка Земли-12 часов

Атмосфера и ее части. Значение атмосферы для жизни на Земле и меры против ее загрязнения. Изу чение атмосферы. Характеристики состояния атмос феры: атмосферное давление, температура, водяной пар, облака, облачность, осадки, ветер. Способы опре деления средних температур, направлений преобла дающих ветров, количества осадков (за сутки, месяц, год, многолетний период).

Погода, ее характеристика, причины ее измене ний. Взаимосвязи между элементами погоды.

Климат, его характеристика, распределение сол нечного света и тепла по Земле. Пояса освещенности. Описание климата своей местности, причины его осо бенностей: географическая широта, высота над уров нем океана, рельеф, растительность, преобладающие ветры, положение относительно океанов, горных хребтов и равнин.

Практические работы. 

Наблюдение погоды и обработ ка собранных материалов (составление графиков, диа грамм, описание погоды за день, месяц). Описание погоды и кли мата своей местности.

Тема 2. 4. Биосфера Земли. Почва. Географическая оболочка Земли —7 часов  

Разнообразие растений, животных, микроорганиз мов на планете Земля. Взаимосвязи между организ мами. Неравномерность распространения растений и животных на суше. Распространение организмов в океане.

Воздействие организмов на земные оболочки: ат мосферу, гидросферу, земную кору. Своеобразие со става почвы, ее плодородие. Растения, животные, почвы своей местности.

Взаимное проникновение веществ земных оболо чек, их взаимодействие. Образование единой оболоч ки: географической, ее границы. Биосфера — часть географической оболочки.

Разнообразные компоненты географической обо лочки: формы рельефа, климат, воды, почвы, расти тельность, животный мир. Их взаимосвязь и образо вание ими отличающихся друг от друга природных комплексов.

Природные комплексы своей местности.

Воздействие человека на компоненты и природный комплекс в целом. Правила отношения к окружаю щей природе.

Практические работы.

Описание растительного и живот ного мира, почв своей местности. Наблюдения за природой: ус тановление сроков начала времен года. Работа по плану местности: найти природные комплексы и комплексы, со зданные человеком.

Раздел III

    НАСЕЛЕНИЕ ЗЕМЛИ -4 часа

Тема 1. Численность населения Земли. Расовый состав

Общая численность населения Земли (приблизи тельно).

Основные человеческие расы; равенство рас.

Исследования Н. Н. Миклухо-Маклая, его вклад в науку.

Тема 2. Человек и природа

Человек как часть природы; его хозяйственная де ятельность.

Мировые религии. Народы мира.

Основные типы населенных пунктов: городские поселения и сельские.

Государства на карте мира.

Своеобразие географических комплексов, образовавшихся при взаимосвязях и взаимодействии компонентов: природные условия, население, его хозяйственная деятельность в своем населенном пункте.

Практическая работа. Составление полного описания географического комплекса своей местности.

Раздел IV

ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ОСНОВНЫХ ЗНАНИЙ И ПРИЕМОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО КУРСУ -7 часов

Главные особенности географических комплексов своей местности как частей географической оболоч ки.

Влияние природы на жизнь и хозяйственную де ятельность населения своей местности; положительное и отрицательное воздействие человека на приро ду, ее использование, изменение.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тематика раздела

Количество часов

Практические работы

Контрольное тестирование

1

Введение

1

2

Земля –планета Солнечной системы. Развитие географических знаний о Земле

3

1

3

Источники географической информации

15

4

1

4

Природа Земли и человек

40

4

3

5

Население Земли

4

1

1

6

Повторение

7

1

Итого:

70

10

6

Требования к уровню подготовки

        В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

  1. основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
  1. географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;

уметь

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их экологических проблем;
  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды,
  2. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
  1. определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
  1. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; чтения карт различного содержания;
  1. учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
  1. наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности;
  1. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Перечень обязательной географической номенклатуры:

6 класс

Тема ”План и карта”

Материки: Австралия, Антарктида, Африка, Евразия, Северная Америка, Южная Америка.

Континенты: Австралия, Азия, Америка, Антарктида, Африка, Европа.

Океаны: Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый, Тихий.

Тема ”Литосфера”

Равнины: Амазонская низменность, Аравийское плоскогорье, Бразильское плоскогорье, Восточно-Европейская ( Русская ), Великая Китайская, Великие равнины, Декан, Западно-Сибирская, Среднерусская возвышенность, Среднесибирское плоскогорье, Прикаспийская низменность.

Горы: Анды, Алтай, Альпы, Гималаи, Кавказ, Кордильеры, Скандинавские, Тянь-Шань, Уральские.

Вершины и вулканы: Аконкагуа, Везувий, Гекла, Джомолунгма (Эверест), Килиманджаро, Ключевская Сопка, Косцюшко, Котопахи, Кракатау, Мак-Кинли, Мауна-Лоа, Орисаба, Эльбрус, Этна.

Острова: Большие Антильские, Великобритания, Гавайские, Гренландия, Исландия, Калимантан, Мадагаскар, Новая Гвинея, Новая Зеландия, Огненная Земля, Сахалин, Тасмания, Японские.

Полуострова: Аравийский, Индокитай, Индостан, Калифорния, Камчатка, Лабрадор, Скандинавский, Сомали, Таймыр, Флорида.

Тема ”Гидросфера”

Моря: Азовское, Аравийское, Балтийское, Баренцево, Восточно-Сибирское, Карибское, Красное, Мраморное, Охотское, Средиземное, Филиппинское, Чёрное, Японское.

Заливы: Бенгальский, Гвинейский, Гудзонов, Мексиканский, Персидский, Финский.

Проливы: Берингов, Гибралтарский, Дрейка, Магелланов, Малаккский, Мозамбикский.

Рифы: Большой Барьерный риф.

Течения: Гольфстрим, Западных Ветров, Куросио, Лабрадорское, Перуанское, Северо-Тихоокеанское.

Реки: Амазонка, Амур, Волга, Ганг, Евфрат, Енисей, Инд, Конго, Лена, Миссисипи, Миссури, Нил, Обь, Тигр, Хуанхэ, Янцзы.

Озёра: Аральское море, Байкал, Верхнее, Виктория, Каспийское море, Ладожское, Танганьика, Чад, Эйр.

Водопады: Анхель, Виктория, Ниагарский.

Области современного оледенения: Антарктида, Гренландия, Новая Земля, ледники Аляски, Гималаев и Кордильер.

Тема ”Человечество на Земле”

Города: Дели, Мехико, Москва, Каир, Нью-Йорк, Пекин, Рио-де-Жанейро, Санкт-Петербург, Токио.

Страны: Австралия, Бразилия, Германия, Египет, Индия, Казахстан, Канада, Китай, Нигерия, Россия, США, Франция, Япония

Критерии оценки учебной деятельности по географии

        Результатом проверки уровня усвоения учебного  материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
  4. хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка "4" ставится, если ученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
  3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
  4. Ответ самостоятельный;
  5. Наличие неточностей в изложении географического материала;
  6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
  7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
  8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
  9. Понимание основных географических взаимосвязей;
  10. Знание карты и умение ей пользоваться;
  11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

 

Оценка "3" ставится, если ученик:

  1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
  2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
  3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
  4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
  5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
  6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
  7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
  8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
  9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
  10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
  11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
  12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
  2. Не делает выводов и обобщений.
  3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
  4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
  5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
  6. Имеются грубые ошибки  в использовании карты.

Оценка "1" ставится, если ученик:

  1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
  2. Полностью не усвоил материал.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  • выполнил работу без ошибок и недочетов;
  • допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  • не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
  • или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  • не более двух грубых ошибок;
  • или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
  • или не более двух-трех негрубых ошибок;
  • или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
  • или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  • допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
  • или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка "1" ставится, если ученик:

  • Не приступал к выполнению работы;
  • Правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

  • Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
  • Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

  

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
  • Время выполнения работы: 10-15 мин.
  • Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
  • Время выполнения работы: 30-40 мин.
  • Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

Источник: А.Э. Фромберг – Практические и проверочные работы по географии: 10 класс  / Кн. для учителя – М.: Просвещение, 2003.

Оценка качества выполнения

практических и самостоятельных работ по географии.

Отметка "5"

 Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательно сти. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических

и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Форма фиксации материалов может быть предложена учи телем или выбрана самими учащимися.

Отметка "4"

Практическая или самостоятельная работа выполнена уча щимися в полном объеме и самостоятельно.

Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного резуль тата (перестановка пунктов типового плана при характеристи ке отдельных территорий или стран и т.д.).

Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебни ку, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение уме ниями, необходимыми для самостоятельного выполнения ра боты.

Допускаются неточности и небрежность в оформлении ре зультатов работы.

Отметка "3"

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выпол нивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполне ние работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретиче ского материала, но испытывали затруднения при самостоя тельной работе с картами атласа, статистическими материала ми, географическими инструментами.

Отметка "2"

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные ре зультаты не позволяют сделать правильных выводов и полно стью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подго товки учащегося.

Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.

Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.

Требования к выполнению практических работ на контурной карте.

Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.

1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).

2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).

3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).

4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)

5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.

6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).

Правила работы с контурной картой.

1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.

2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням – высокие, средние, низкие.

3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.

4. Правильно подпишите географические объекты – названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко.                                                                            5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы .                                

 6. Не забудьте подписать работу внизу карты!                                                                                                      

Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!

Используемый УМК:

  1. Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова. География. Начальный курс. 6 класс – М.: Дрофа, 2003.
  2.  Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт „Физическая география. Начальный курс“. 6 класс – М.: Дрофа, 2011.
  3. Атлас. Физическая география. Начальный курс.6 класс- М. Дрофа.
  4. Мультимедийная программа: География 6 класс.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часов для обязательного изучения учебного предмета «География», из расчета 1-го учебного часа в неделю.

Обращаем внимание на то, что в Федеральном базисном учебном плане для образовательных учреждений Российской Федерации 1 час в неделю учебного предмета «География» в VI классе перенесен в региональный (национально-региональный) компонент. Этот час рекомендуется использовать учителям географии для проведения практических работ по темам начального курса географии (VI класс) с использованием краеведческого материала и выполнения практических работ на местности.

Количество часов 70 часов,  в неделю 2 час.

По четвертям

Практические работы

Контроль

Первая

5

0

Вторая

1

2

Третья

       3

2

Четвёртая

1

2

Год

10

6



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

6 класс (с региональным компонентом)

(70 часов по 2 часа в неделю)

Тема урока

Кол-во

часов

Тип

урока

Виды контроля

Планируемый

результат

Домашнее

задание

Дата проведения

План

Факт

1 четверть- 18 часов

Введение-1 час

1 (1)

Введение. География как наука.

1

Введение

Фронтальный, индивидуальный

Знать-Что такое география

Параграф 1, о/в

Развитие географических знаний о Земле-3 часа

2 (1)

Развитие географических знаний о Земле.

1

Изучение нового

Фронтальный, индивидуальный

Знать -этапы развития знаний

Параграф 2, пересказ

3(2)

Развитие географических знаний о Земле.

1

 Пр.р.№ 1-обучающая «Составление календаря наблюдения за погодой  нашей местности»

Фронтальный, индивидуальный

Знать -этапы развития знаний,

Уметь-составлять таблицы

Параграф 2, составление таблицы, К/К с4

4(3)

Земля – планета Солнечной системы

1

Изучение нового

Фронтальный, индивидуальный

Знать-состав Солнечной системы

Параграф 3, пересказ, схема Солнечной системы.

Раздел 1 Источники географической информации- 15 часов

План местности. Методы изучения Земли-7 часов

5(1)

Понятие о плане местности

1

Изучение нового

Фронтальный, индивидуальный

Знать-что такое план

Параграф 4, схемы условных знаков

6(2)

Масштаб

1

Изучение нового

Фронтальный, индивидуальный

Знать-что такое масштаб

Параграф 5,пересказ

7(3)

Стороны горизонта. Ориентирование по местным признакам

1

Изучение нового

Фронтальный, индивидуальный

Уметь различать стороны горизонта

Параграф 6, пересказ

8(4)

Изображение на плане неровностей земной поверхности.

1

 Пр.р № 2-итоговая «Топографический диктант»

Фронтальный, индивидуальный

Уметь различать горизонтали на планах

Параграф 7,о/в

9(5)

Составление простейших планов местности

1

Обобщение

Фронтальный, индивидуальный

Уметь составлять простейшие планы

Параграф 8,о/в, К/К с 9,11

10(6)

Составление планов школьного двора.

1

 Пр.р.№ 3-обучающая «Ориентирование на местности» (экскурсия)

Фронтальный, индивидуальный

Уметь составлять простейшие планы

Составление плана школьного двора

11(7)

Форма и размеры Земли

1

Изучение нового

Фронтальный, индивидуальный

Знать-формы и размеры Земли

Параграф 9,о/в

Глобус. Географическая карта-8 часов

12(1)

Географическая карта. Наша Республика на карте Родины

1

Изучение нового

Фронтальный, индивидуальный

Уметь находить нашу страну и республику на картах

Параграф 10, анализ карт атласа

13(2)

Градусная сеть на глобусе и картах

1

Изучение нового

Фронтальный, индивидуальный

Знать основные линии градусной сетки

Параграф 11, о/в

14(3)

Географические координаты.

1

Изучение нового

Фронтальный, индивидуальный

Уметь определять широту

Параграф 12, о/в

15(4)

Географические координаты.

1

 Пр.р.№ 4-итоговая «Определение координат объектов, направлений, расстояний между ними» ( К/К с 13-15)

Фронтальный, индивидуальный

Уметь определять долготу

Параграф 13, о/в

16(5)

Изображение на физических картах высот и глубин

1

Изучение нового

Фронтальный, индивидуальный

Уметь определять по картам высот и глубин

Параграф 14,о/в

17(6)

Изображение на физических картах высот и глубин

1

Пр. р. № 5-итоговая «Определение по картам Республики Татарстан и России географических координат объектов и их высот » (К/К с 48)        

Фронтальный, индивидуальный

Уметь определять по картам высот и глубин

Дописать

18(7)

Значение планов местности и географических карт

1

Обобщение

Фронтальный, индивидуальный

Уметь делать выводы и обобщать

Параграф 15, пересказ

2 четверть- 14 часов

19 (8)

Обобщение и контроль по теме «От плана местности к географической карте»        

1

Контроль

тестовый

Раздел 2 Природа Земли и человек-40 часов

Земная кора и литосфера-10 часов

20(1)

Строение Земли        

1

Изучение нового

Фронтальный, индивидуальный

Знать внутреннее строение Земли

Параграф 16, о/в

21 (2)

Горные породы и минералы. Подземные богатства нашего края        

1

Изучение нового

Фронтальный, индивидуальный

Знать и различать горные породы

Параграф 17, пересказ, таблица с 44

22 (3)

Движение земной  коры        

1

Изучение нового

Фронтальный, индивидуальный

Знать о движении земной коры, землетрясении и вулканы

Параграф 18, пересказ

23 (4)

Вулканы, гейзеры, источники        

1

Изучение нового

Фронтальный, индивидуальный

Знать о движении земной коры, землетрясении и вулканы

Параграф 19, пересказ, о/в

24 (5)

Обобщение знаний по теме «Строение земной коры»        

1

(К/к с 67, задания 1,2,3, определение координат вулканов)

Фронтальный, индивидуальный

Уметь делать выводы и обобщать

25 (6)

Рельеф суши. Горы. Знакомство с горами нашей местности

1

Изучение нового

Фронтальный, индивидуальный

Знать и определять по картам формы рельефа

Параграф 20, таблица 2

26 (7)

Равнины суши. Исследование по физическим картам равнин нашей местности.

1

Изучение нового

Фронтальный, индивидуальный

Знать и определять по картам формы рельефа

Параграф 21, таблица 3

27 (8)

Рельеф суши.

1

Пр.р.№ 6-итоговая «Обозначение на контурной карте объектов рельефа» (К/К с 46)

Фронтальный, индивидуальный

Знать и определять по картам формы рельефа

28 (9)

Рельеф дна Мирового океана        

1

Изучение нового

Фронтальный, индивидуальный

Знать и определять по картам формы рельефа

Параграф 22, о/в

29 (10)

Обобщение и контроль по теме «Литосфера»

1

Контроль

тестовый

Уметь делать выводы и обобщать

Гидросфера-водная оболочка Земли-11 часов

30 (1)

Вода на Земле        

1

Изучение нового

Фронтальный, индивидуальный

Знать –состав гидросферы

Параграф 23, о/в

31 (2)

Части Мирового океана        

1

Изучение нового

Фронтальный, индивидуальный

Знать -части Мирового океана

Параграф 24, таблица 4

32 (3)

Свойства океанических вод

1

Изучение нового

Фронтальный, индивидуальный

Знать -свойства вод

Параграф 25, о\в

3 четверть- 20 часов

33 (4)

Волны в океане.

1

Изучение нового

Фронтальный, индивидуальный

Знать-основные свойства

Параграф 26, пересказ

34 (5)

Океанические течения        

1

Изучение нового

Фронтальный, индивидуальный

Знать- основные течения

Параграф27,пересказ

35 (6)

Обобщение по теме «Мировой океан»        

1

(К/К с 23-27)

Фронтальный, индивидуальный

Уметь делать выводы и обобщать, работать с К/К

Повторение раздела

36 (7)

Подземные воды. Использование подземных вод на территории нашего района        

1

Изучение нового

Фронтальный, индивидуальный

Знать- виды подземных вод

Параграф 29, пересказ

37 (8)

Реки        

1

Изучение нового

Фронтальный, индивидуальный

Уметь давать характеристику рек

Параграф 30, пересказ

38 (9)

Реки нашей местности.

1

(Учебник с 94, таблица 5)

Фронтальный, индивидуальный

Уметь –давать описание по плану

Описание рек

39 (10)

Озера, ледники. Искусственные водоемы. Загрязнение гидросферы. Водные богатства Республики Татарстан, их состояние        

1

Пр.р.№ 7 итоговая «Определение ГП объектов: океана, моря, залива, реки, озера»        

Фронтальный, индивидуальный

Уметь работать с К/К и атласом

Параграф 31-34, ответы на вопросы

40 (11)

Обобщение и контроль по теме «Гидросфера»        

1

Контроль

тестовый

Повторение раздела

Атмосфера- воздушная оболочка Земли-12 часов

41 (1)

Атмосфера. Строение, значение, изучение. Состояние атмосферы Республики Татарстан

1

Изучение нового

Фронтальный, индивидуальный

Знать –строение атмосферы

Параграф 35, пересказ

42 (2)

Температура воздуха. Годовой ход температуры воздуха.        

1

Пр№8  -обучающая Построение графика температур

Фронтальный, индивидуальный

Уметь наблюдать за температурой, находить амплитуду, СМт

Параграф 36-37, заполнить таблицы

43 (3)

Атмосферное давление        

1

Изучение нового

Фронтальный, индивидуальный

Знать-об изменении давления

Параграф 38, пересказ, задания

44 (4)

Ветер.

1

Пр.р.№ 8-обучающая «Построение розы ветров для города Казани»        

Фронтальный, индивидуальный

Знать- причины ветра

Параграф 39,пересказ,задания

45 (5)

Водяной пар в атмосфере. Относительная и абсолютная влажность. Туман, облака. Виды атмосферных осадков нашей местности        

1

Изучение нового

Фронтальный, индивидуальный

Знать-  Относительная и абсолютная влажность. Туман, облака. Виды атмосферных осадков нашей местности        

Параграф 40, пересказ

46 (6)

Атмосферные осадки.

1

Пр.р.№ 8-обучающая  «Построение диаграммы осадков по г. Казани».        

Фронтальный, индивидуальный

Уметь строить диаграмму

Параграф 41,пересказ

47(7)

Погода. Климат.

1

Изучение нового

Фронтальный, индивидуальный

Знать-что такое климат

Параграф 42-43, пересказ

48(8)

Распределение света и тепла на Земле.

1

Изучение нового

Фронтальный, индивидуальный

Представлять о Распределение света и тепла на Земле.

Параграф 44,пересказ, заполнить таблицу

49(9)

Климатообразующие факторы.

1

Изучение нового

Фронтальный, индивидуальный

Знать и причинах формирования климата

Параграф 45, пересказ

50(10)

Причины, влияющие на климат. Особенности климата нашей местности.        

1

Изучение нового

Фронтальный, индивидуальный

Знать и причинах формирования климата

Повторение раздела

51(11)

Пр.р №9-итоговая «Анализ календаря наблюдений за погодой своей местности. Построение графиков температуры воздуха в суточном режиме, по месяцам, годовой ход температуры по г. Казани»

1

Практикум

Фронтальный, индивидуальный

Уметь- строить графики по итогам наблюдения за погодой

Повторение раздела

52 (12)

Обобщение и контроль по теме «Атмосфера»        

1

Контроль

тестовый



4 четверть -18 часов

Биосфера Земли . Почва Географическая оболочка Земли-7 часов

53 (1)

Разнообразие и распространение организмов на Земле. Ознакомление с компонентами природы в Республике Татарстан

1

Изучение нового

Фронтальный, индивидуальный

Знать- о разнообразии и распространении организмов по Земле

Параграф 46, о/в

54 (2)

Природные зоны Земли. Природные зоны Республики Татарстан

1

Изучение нового

Фронтальный, индивидуальный

Закреплять знания о ПЗ

Параграф 47, пересказ

55 (3)

Организмы в Мировом океане

1

Изучение нового

Фронтальный, индивидуальный

Представлять об морских организмах

Параграф 48, пересказ

56 (4)

Воздействие организмов на земные оболочки.

1

Изучение нового

Фронтальный, индивидуальный

Представлять о связях оболочек

Параграф 49, пересказ

57 (5)

Природный комплекс        

1

Изучение нового

Фронтальный, индивидуальный

Представление о ПК

Параграф 50, о/в

 58 (6)

Природные комплексы. Разнообразие природных комплексов нашей области

1

Изучение нового

Фронтальный, индивидуальный

Представление о ПК

о/в по тетради.

59 (7)

Человечество – единый биологический вид        

1

Изучение нового

Фронтальный, индивидуальный

Знать-о  Человечество – единый биологический вид        

Параграф 51, о/в

Население Земли-4 часа

60 (1)

Численность населения Земли.

1

Пр.р.№ 10-итоговая «Определение положения государств на политической карте. Нанесение на к/к границ и столиц государств»

(К/К с 38)

Фронтальный, индивидуальный

Знать о Численность населения Земли

Параграф 52, о/в, К/К с 54

61 (2)

Основные типы населенных пунктов. Населенные пункты Республики Татарстан

1

Изучение нового

Фронтальный, индивидуальный

Представлять-виды населённых пунктов

Параграф 53, о/в

62 (3)

Человек – часть биосферы.

1

Изучение нового

Фронтальный, индивидуальный

Знать-о  Человечество – единый биологический вид        

Параграф 54, о/в

63 (4)

Стихийные природные явления. Какие стихийные природные явления характерны для нашей области        

Обобщение и контроль по теме «Население»        

1

Контроль

Тестовый

Представлять стих. явления

Параграф 55, о/в

Повторение – 7 часов

64  (1)

Обобщение пройденного

1

Обобщение

Параграф 46, о/в

65 (2)

Итоговое тестирование за курс

1

Контроль

Административный

66(3)

Повторение темы «План и карта»

1

Повторение

Работа по тетради

67(4)

Повторение темы «Литосфера»

1

Повторение

Работа по тетради

68(5)

Повторение темы «Гидросфера»

1

Повторение

Работа по тетради

69(6)

Повторение темы «Атмосфера»

1

Повторение

Работа по тетради

70(7)

Повторение темы «Население Земли»

1

Повторение

Литература:

  1. Н. А. Никитина Поурочные разработки по географии.-6 класс , Москва, «ВАКО», 2007
  2. Т.Н.Воробцова Тематическое планирование с методическими указаниями 6-8 класс, Волгоград, «Учитель-АСТ», 2001
  3. Е.В.Датская, Е.В.Синицына Контрольные и проверочные работы по географии (к учебнику Т.П.Герасимовой), Москва, «Экзамен»,2003
  4. Л.И.Саубанова А.С.Тайсин Тесты-6 класс, Казань, «Магариф»,2001
  5. В.И.Сиротин Сборник заданий и упражнений 6-10 класс, Москва, «Дрофа», 2003
  6. В.И.Сиротин практические работы по географии 6-10 класс, Москва, «Аркти», 2000
  7. Г.П.Субботин Задачник по географии, Москва «Аквариум»,1997
  8. В. Максаковский, Н. Петрова Готовимся к экзамену по географии, Москва, «Айрис», 1999


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по географии (профильный уровень) 10-11 класс

Рабочая программа по географии (профильный уровень) 10-11 классПояснительная запискаСогласно федеральному базисному учебному плану, в классах социально-экономического профиля география является ...

Рабочая программа по географии Иркутской области 8-9 класс

Курс «География Иркутской области»введён в региональный план на который отводится 34 часа. В 8 классе изучается «Физическая география Иркутской области» (17 часов), в 9 классе «Экономическая география...

Рабочая программа по географии на основе ФГОС 5 класс

Рабочая программа реализуется в учебниках по географии для 5-9 классов линии "Полярная звезда" под редакцией профессора А.И. Алексеева.Предлагаю календарно-тематическое планирование уроков географии в...

Рабочая программа по Географии 6,7,8,9 класс, школа VIII вида.

Рабочая программа по Географии 6,7,8,9 класс, школа VIII вида. Тематическое планирование. Региональный компонент. Требования к уровню подготовки учащихся. Контрольно-измерительный материал....

рабочая программа по географии Вологодской области 8-9 класс

рабочая программа по географии Вологодской области 8-9 класс...

Рабочая программа курса «География. Землеведение» (базовый уровень) 6- класс с региональным компонентом

Календарно – тематическое планирование по курсу 6 класса «География.  Землеведение» (34 ч) + «Краеведение» (34ч). по учебнику для 6 класса общеобразовательных учреждений под редакцией О...

Рабочая программа по русскому языку(региональный компонент) 11 класс

В данном разделе представлена рабочая программа по русскому языку (региональный компонент), рассчитанная на 35 часов...