Рабочая программа курса по выбору "Города России"
рабочая программа по географии (9 класс) на тему
Програма разработана для 9 класса с целью углубления знаний.
В современном мире города являются главной формой расселения людей. В них сосредоточены огромные историко-культурные ценности, производственные мощности, научный потенциал. Города – территории, где соединяются разные стороны деятельности людей, на пересечении которых возникают новые направления в науке, культуре, политике.
В общеобразовательной школе знания о городе включены в разные предметы: географию, литературу, историю и др. Однако понятие «город» рассматривается фрагментарно, и у учащихся формируется недостаточно полное представление о городе в целом и о роли городской среды в жизни человека.
Цель курса «География городов России» - развитие познавательного интереса школьников к городу как к сложной системе, в которой проживает половина человечества, городским проблемам, истории формирования городов, тенденциям их современного развития, причинам своеобразия каждого города.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.spetskurs._geografiya_gorodov_rossii._9_kl.docx | 23.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа курса по выбору по географии
разработана для 9 класса с целью углубления знаний.
Название курса: «География городов России».
( 10 ч: 1 ч/неделю в течение четверти).
Автор: Е.В. Ковалева.
Пояснительная записка.
В современном мире города являются главной формой расселения людей. В них сосредоточены огромные историко-культурные ценности, производственные мощности, научный потенциал. Города – территории, где соединяются разные стороны деятельности людей, на пересечении которых возникают новые направления в науке, культуре, политике.
В общеобразовательной школе знания о городе включены в разные предметы: географию, литературу, историю и др. Однако понятие «город» рассматривается фрагментарно, и у учащихся формируется недостаточно полное представление о городе в целом и о роли городской среды в жизни человека.
Цель курса «География городов России» - развитие познавательного интереса школьников к городу как к сложной системе, в которой проживает половина человечества, городским проблемам, истории формирования городов, тенденциям их современного развития, причинам своеобразия каждого города. При отборе содержания основное внимание было уделено следующим принципам:
- Междисциплинарного подхода к формированию содержания (знание о городе включает различные аспекты: географические (физико- и экономико-географические, социальные), исторические, экологические и др.);
- Гуманизации (город рассматривается как особое творение ума и рук человеческих);
- Проблемности (в курсе предполагается рассмотрение многоаспектности проблем современного города, разных оценок его функциональных особенностей );
- Историзма (особенности города рассматриваются в зависимости от времени и места его возникновения, своеобразия современного облика и структуры).
В содержание курса обязательно необходимо включать краеведческий материал. Это будет способствовать расширению самостоятельной работы школьников и формированию их умения вести исследовательскую работу.
Курс рассчитан на 10 часов и включает теоретический материал и практические задания. Количество часов, отводимых на изучение тем, дано примерное.
Учебно-тематический план.
№ п/п | Наименование тем курса | Всего часов | Всего лекц. | В том числе | Форма контроля | |
Практич. задания | Семинары | |||||
1 | Введение | 1 | ||||
2 | Причины возникновения и роста городов | 2 | 1 | 2 | 1 | |
3 | Понятие «урбанизация» | 1 | 1 | 1 | Тест | |
4 | Функции города | 1 | 1 | 1 | ||
5 | Типология городов | 1 | 1 | 1 | Тест | |
6 | Пространственное развитие города | 1 | 1 | 1 | ||
7 | Проблемы городов | 1 | 1 | 1 | ||
8 | Особенности городов России | 2 | 1 | 2 | 1 | Семинар |
Итого: | 10 |
Содержание программы.
Введение (1ч).
Тема 1.
Понятие «город». Критерии выделения города – размер поселения и деятельность жителей. Городские поселения России – города и поселки городского типа.
Причины возникновения и роста городов (2 ч).
Углубление разделения труда в обществе и развитие несельскохозяйственных видов деятельности (промышленности, управления, торговли, науки, образования, культуры и других отраслей сферы услуг), интенсификация сельского хозяйства и интеграция различных видов деятельности.
Городские виды деятельности и городской образ жизни, проявляющиеся в жилищных условиях, занятиях и досуге горожан, их питании и одежде, возможностях получения услуг ( торговых, ремонтных, здравоохранения, образования и т.д.), ритме жизни, мобильности, передвижении, общении.
Практические задания:
- Перечислить современные городские виды деятельности.
- Сравнить городской и сельский образ жизни (в табличной форме).
Тема 2.
Понятие «урбанизация» (1 ч).
Урбанизация в узком и широком смысле слова. Основные признаки урбанизации: рост численности городского населения, повышение роли городов в жизни общества, распространение городского образа жизни ( в том числе в сельской местности – рурбанизация).
Основные показатели, характеризующие процессы урбанизации: доля городского населения, количество городов, их величина (людность), темпы роста городов и городского населения, развитие групповых форм городского расселения (агломераций и мегалополисов), разнообразие функций города.
Практическое задание:
- Составить и проанализировать карту «Урбанизация экономических районов России». Выделить фоном долю городского населения в районах, обозначить пунсонами города-миллионеры, крупнейшие (от 500 тыс. до 1 млн. жителей) и крупные (от 250 до 500 тыс. жителей) города.
Тема 3.
Функции города ( 1 ч).
Градообразующие функции (производство в городе товаров и услуг, известных за его пределами). Типы городов по градообразующим функциям: центральные (столица страны, центры федеральных округов, региональные, межрайонные центры и др.) и специальные (промышленные, транспортные, туристические, научные, курортные, центры образования и подготовки кадров и др.). Специализация города как основа его развития и роста.
Градообслуживающие функции – производство товаров и услуг, необходимых для города и его населения.
Практическое задание:
Привести примеры типов городов по градообразующим функциям. Найти соответствие между указанными городами России и причинами преобладания какой-либо градообразующей функции.
Тема 4.
Типология городов ( 1 ч).
Типология городов – метод познания городов на основе их главных свойств. Классификация городов: на основе величины (людности), экономико-географического положения, времени возникновения (генетическая), по градообразующим функциям (функциональная), месту в системе расселения, перспективам развития.
Типы городов России по числу жителей: города-миллионеры, крупнейшие, крупные, большие, средние, полусредние и малые города.
Типы городов России по особенностям экономико-географического положения: города, расположенные в точках пересечения транспортных путей, в крупных горнодобывающих районах, в районах обрабатывающей промышленности и интенсивного сельского хозяйства.
Генетические типы городов России: средневековые, старопромышленные, новые индустриальные.
Функциональные типы городов России: многофункциональные и монофункциональные города.
Типы городов по месту в системе расселения: центры агломераций, спутники, местные центры.
Практическое задание:
Привести примеры типов городов по числу жителей, особенностям ЭГП, возрасту, генезису, функциям и месту в системе расселения.
Тема 5.
Пространственное развитие города (1 ч).
Представление о планировочной структуре и территориальных зонах города. Территориальный рост столичного города и его структурные зоны (историческое ядро города, центральная зона города, внешняя зона города, пригородная зона, образующая с городом агломерацию, внешняя зона столичного региона).
Основные планировочные модели структуры города: концентрическая, секторная, многоядерная. Влияние природных, экологических, исторических, социальных и экономических условий на планировочную структуру города и ее расчлененность.
Практическое задание:
Сравнить территориальный рост и структурные зоны Санкт-Петербурга и Москвы. Объяснить черты сходства и различия в структуре Москвы и Санкт-Петербурга.
Тема 6.
Проблемы городов ( 1 ч).
Экологические проблемы («вытеснение» городами природы, загрязнение ими окружающей среды) и основные причины ухудшения экологической ситуации в городе. Адаптируемость человека к жизни в урбанизированных комплексах.
Демографические проблемы (особенности естественного и механического прироста населения, половозрастная структура населения и безработица). Специфика населения городов-миллионеров, старых и молодых городов.
Практическое задание:
Составить таблицу «Города России с неблагоприятной экологической ситуацией», в которой выделить города разных экономических районов страны с высоким загрязнением воздушного, водного или воздушного и водного бассейнов и указать причины.
Тема 7.
Особенности городов России (2ч).
Старые, новые, бывшие и исчезнувшие города.
Географические особенности экономических районов России и формирование в них сети городов. Роль городов в социально-экономической жизни страны и их современные проблемы. Города Центральной России. Города Европейского Севера России. Города Европейского Юга России. Города Поволжья. Города Сибири. Города Дальнего Востока.
Практическое задание:
- Сопоставить современные и бывшие названия городов России.
- Составить экономико-географическую характеристику города (по выбору) по плану.
Литература для учащихся:
- География России: учебник для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений/под ред. А.И. Алексеева – М., 2005.
- Города России. Энциклопедия/ под ред. Г.М. Лаппо – М., 1994.
- Глушкова В.Г. Москва: история, география, краеведение великого города и его окрестностей. – М., 1997.
- Камерилова Г.С. Экология города: урбоэкология. Учебник для 10-11 кл. шк. естественнонаучного профиля. – М., 1997.
- Саушкин Ю.Г., Глушкова В.Г. Москва среди городов мира. – М., 1983.
- Дронов В.П., Ром В.Я. География России. Население и хозяйство. Учебник для 9 кл. общеобразоват. учреждений. – М., 2005.
- Горбунов Е.Л., Ошевский С.Д. Социальная и экономическая география Тульской области. Пособие для учащихся 9 кл. – Тула, 2001.
- Детские исторические и географические энциклопедии.
- Географические атласы для средней школы.
Литература для учителя:
- География России: учебник для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений/под ред. А.И. Алексеева – М., 2005.
- Города России. Энциклопедия/ под ред. Г.М. Лаппо – М., 1994.
- Город и деревня в Европейской России: сто лет перемен. Монографический сборник./ под ред. Т.Нефедовой, П. Поляна и А. Трейвиша. – М., 2001.
- Камерилова Г.С. Экология города: урбоэкология. Учебник для 10-11 кл. шк. естественнонаучного профиля. – М., 1997.
- Лаппо Г.М. География городов. – М., 1997.
- Максаковский В.П. Географическая картина мира. – М., 2005.
- Перцик Е.Н. Города мира: география мировой урбанизации: учеб. Пособие для географических специальностей ВУЗов. – М., 1999.
- Поспелов Е.М. Имена городов: вчера и сегодня (1917-1992). – М., 1993.
- Саушкин Ю.Г., Глушкова В.Г. Москва среди городов мира. – М., 1983.
- Дронов В.П., Ром В.Я. География России. Население и хозяйство. Учебник для 9 кл. общеобразоват. учреждений. – М., 2005.
- Хрестоматия по географии городов России. Образ страны: русские столицы Москва и Петербург/автор-составитель А.Н. Замятин, Д.Н. Замятин; под обей ред. Д.Н. Замятина. – М., 1993.
- Экономическая и социальная география России: учеб. для вузов/ под ред. А.Т. Хрущева. – М., 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Рабочая программа курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 5 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России» для начального общего образования 1 – 4 классы духовно-нравственное направление
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России" для 1 -4 классов разработана на основе сборника программ внеурочной деятельности 1 – 4 классо...
Рабочая программа курса "История России. Всеобщая истории" для 5-9 классов
Рабочая программа по истории для 5-9 классов, составлена на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования...
Рабочая программа курса "Религии России" 8-9 классы
Рабочая программа курса "Религии России" рассчитана на учащихся 8-9 классов. Состоит из следующих разделов: пояснительная записка, требования к уровню подготовки учащихся, учебно-методический комплекс...
Рабочая программа курса "Основы духовно-нравственной культуры народов России"
Рабочая программа курса "Основы духовно-нравственной культуры народов России" для 5 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Россия и страны СНГ»
Использование данного курса благоприятствует формированию углубленного интереса к географии. В результате изучения курса учащиеся смогут увидеть черты сходства и различия в изучаемых странах, в ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РОССИЯ – МОИ ГОРИЗОНТЫ» ДЛЯ 10 -11 КЛАССОВ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Настоящая Программа разработана с целью реализации комплексной и систематической профориентационной работы для обучающихся 6-11 классов на основе апробированных материалов Всероссийского проекта«...