Рабочая программа курса по выбору "Города России"
рабочая программа по географии (9 класс) на тему

Ковалева Елена Витальевна

      Програма  разработана для 9 класса с целью углубления знаний.

      В современном мире города являются главной формой расселения людей. В них сосредоточены огромные историко-культурные ценности, производственные мощности, научный потенциал. Города – территории, где соединяются разные стороны деятельности людей, на пересечении которых возникают новые направления в науке, культуре, политике.

       В общеобразовательной школе знания о городе включены в разные предметы: географию, литературу, историю и др. Однако понятие «город» рассматривается фрагментарно, и у учащихся формируется недостаточно полное представление о городе в целом и  о роли городской среды в жизни человека.

       Цель курса «География городов России» - развитие познавательного интереса школьников к городу как к сложной системе, в которой проживает половина человечества, городским проблемам, истории формирования городов, тенденциям их современного  развития, причинам своеобразия каждого города.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.spetskurs._geografiya_gorodov_rossii._9_kl.docx23.36 КБ

Предварительный просмотр:

                Программа курса по выбору по географии

       разработана для 9 класса с целью углубления знаний.

Название курса: «География городов России».

( 10 ч: 1 ч/неделю в течение четверти).

Автор: Е.В. Ковалева.

                                             Пояснительная записка.

      В современном мире города являются главной формой расселения людей. В них сосредоточены огромные историко-культурные ценности, производственные мощности, научный потенциал. Города – территории, где соединяются разные стороны деятельности людей, на пересечении которых возникают новые направления в науке, культуре, политике.

       В общеобразовательной школе знания о городе включены в разные предметы: географию, литературу, историю и др. Однако понятие «город» рассматривается фрагментарно, и у учащихся формируется недостаточно полное представление о городе в целом и  о роли городской среды в жизни человека.

       Цель курса «География городов России» - развитие познавательного интереса школьников к городу как к сложной системе, в которой проживает половина человечества, городским проблемам, истории формирования городов, тенденциям их современного  развития, причинам своеобразия каждого города. При отборе содержания основное внимание было уделено следующим принципам:

  • Междисциплинарного подхода к формированию содержания (знание о городе включает различные аспекты: географические (физико- и экономико-географические, социальные), исторические, экологические и др.);
  • Гуманизации (город рассматривается как особое творение ума и рук человеческих);
  • Проблемности (в курсе предполагается рассмотрение многоаспектности проблем современного города, разных оценок его функциональных особенностей );
  • Историзма (особенности города рассматриваются в зависимости от времени и места его возникновения, своеобразия современного облика и структуры).

       В содержание курса обязательно необходимо включать краеведческий материал. Это будет способствовать расширению самостоятельной работы школьников и формированию их умения вести исследовательскую работу.

        Курс рассчитан на 10 часов и включает теоретический материал и практические задания. Количество часов, отводимых на изучение тем, дано примерное.

                                Учебно-тематический план.

п/п

Наименование тем курса

Всего

часов

Всего

лекц.

     В том числе

   Форма

контроля

Практич.

задания

Семинары

1

Введение

1

2

Причины возникновения и роста городов

2

1

2

1

3

Понятие «урбанизация»

1

1

1

Тест

4

Функции города

1

1

1

5

Типология городов

1

1

1

Тест

6

Пространственное развитие города

1

1

1

7

Проблемы городов

1

1

1

8

Особенности городов России

2

1

2

1

Семинар

Итого:

10

                                        Содержание программы.

                                                        Введение (1ч).

                                                           Тема 1.

    Понятие «город». Критерии выделения города – размер поселения и деятельность жителей. Городские поселения России – города и поселки городского типа.

                                Причины возникновения и роста городов (2 ч).

    Углубление разделения труда в обществе и развитие несельскохозяйственных видов деятельности (промышленности, управления, торговли, науки, образования, культуры и других отраслей сферы услуг), интенсификация сельского хозяйства и интеграция различных видов деятельности.

    Городские виды деятельности и городской образ жизни, проявляющиеся в жилищных условиях, занятиях и досуге горожан, их питании и одежде, возможностях получения услуг ( торговых, ремонтных, здравоохранения, образования и т.д.), ритме жизни, мобильности, передвижении, общении.

       Практические задания:

  1. Перечислить современные городские виды деятельности.
  2. Сравнить городской и сельский образ жизни (в табличной форме).

                                                            Тема 2.

                                       Понятие «урбанизация» (1 ч).

    Урбанизация в узком и широком смысле слова. Основные признаки урбанизации: рост численности городского населения, повышение роли городов в жизни общества, распространение городского образа жизни ( в том числе в сельской местности – рурбанизация).

     Основные показатели, характеризующие процессы урбанизации: доля городского населения, количество городов, их величина (людность), темпы роста городов и городского населения, развитие групповых форм городского расселения (агломераций и мегалополисов), разнообразие функций города.

      Практическое задание:

  1. Составить и проанализировать карту «Урбанизация экономических районов России». Выделить фоном долю городского населения в районах, обозначить пунсонами города-миллионеры, крупнейшие (от 500 тыс. до 1 млн. жителей) и крупные (от 250 до 500 тыс. жителей) города.

                                               Тема 3.

                                              Функции города ( 1 ч).

      Градообразующие функции (производство в городе товаров и услуг, известных за его пределами). Типы городов по градообразующим функциям: центральные (столица страны, центры федеральных округов, региональные, межрайонные центры и др.) и специальные (промышленные, транспортные, туристические, научные, курортные, центры образования и подготовки кадров и др.). Специализация города как основа его развития и роста.

      Градообслуживающие функции – производство товаров и услуг, необходимых для города и его населения.

       Практическое задание:

Привести примеры типов городов по градообразующим функциям. Найти соответствие между указанными городами России и причинами преобладания какой-либо градообразующей функции.

                                                           Тема 4.

                                               Типология городов ( 1 ч).

      Типология городов – метод познания городов на основе их главных свойств. Классификация городов: на основе величины (людности), экономико-географического положения, времени возникновения (генетическая), по градообразующим функциям (функциональная), месту в системе расселения, перспективам развития.

     Типы городов России по числу жителей: города-миллионеры, крупнейшие, крупные, большие, средние, полусредние и малые города.

     Типы городов России по особенностям экономико-географического положения: города, расположенные в точках пересечения транспортных путей, в крупных горнодобывающих районах, в районах обрабатывающей промышленности и интенсивного сельского хозяйства.

     Генетические типы городов России: средневековые, старопромышленные, новые индустриальные.

     Функциональные типы городов России: многофункциональные и монофункциональные города.

Типы городов по месту в системе расселения: центры агломераций, спутники, местные центры.

      Практическое задание:

Привести примеры типов городов по числу жителей, особенностям ЭГП, возрасту, генезису, функциям и месту в системе расселения.

                                                            Тема 5.

                                 Пространственное развитие города (1 ч).

     Представление о планировочной структуре и территориальных зонах города. Территориальный рост столичного города и его структурные зоны (историческое ядро города, центральная зона города, внешняя зона города, пригородная зона, образующая с городом агломерацию, внешняя зона  столичного региона).

      Основные планировочные модели структуры города: концентрическая, секторная, многоядерная. Влияние природных, экологических, исторических, социальных и экономических условий на планировочную структуру города и ее расчлененность.

      Практическое задание:

Сравнить территориальный рост и структурные зоны Санкт-Петербурга и Москвы. Объяснить черты сходства и различия в структуре Москвы и Санкт-Петербурга.

                                                             Тема 6.

                                          Проблемы городов ( 1 ч).

    Экологические проблемы («вытеснение» городами природы, загрязнение ими  окружающей среды) и основные причины ухудшения экологической ситуации в городе. Адаптируемость человека к жизни в урбанизированных комплексах.

     Демографические проблемы (особенности естественного и механического прироста населения, половозрастная структура населения и безработица). Специфика населения городов-миллионеров, старых и молодых городов.

       Практическое задание:

Составить таблицу «Города России с неблагоприятной экологической ситуацией», в которой выделить города разных экономических районов страны  с высоким загрязнением воздушного, водного или воздушного и водного бассейнов и указать причины.

                                                               Тема 7.

                                     Особенности городов России (2ч).

                         Старые, новые, бывшие и исчезнувшие города.

      Географические особенности экономических районов России и формирование в них сети городов. Роль городов в социально-экономической жизни страны и их  современные проблемы. Города Центральной России. Города Европейского Севера России. Города Европейского Юга России. Города Поволжья. Города Сибири. Города Дальнего Востока.

    Практическое задание:

  1. Сопоставить современные и бывшие названия городов России.
  2. Составить экономико-географическую характеристику города (по выбору) по плану.

Литература для учащихся:

  1. География России: учебник для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений/под ред. А.И. Алексеева – М., 2005.
  2. Города России. Энциклопедия/ под ред. Г.М. Лаппо – М., 1994.
  3. Глушкова В.Г. Москва: история, география, краеведение великого города и его окрестностей. – М., 1997.
  4. Камерилова Г.С. Экология города: урбоэкология. Учебник для 10-11 кл. шк. естественнонаучного профиля. – М., 1997.
  5. Саушкин Ю.Г., Глушкова В.Г. Москва среди городов мира. – М., 1983.
  6. Дронов В.П., Ром В.Я. География России. Население и хозяйство. Учебник для 9 кл. общеобразоват. учреждений. – М., 2005.
  7. Горбунов Е.Л., Ошевский С.Д. Социальная и экономическая география Тульской области. Пособие для учащихся 9 кл. – Тула, 2001.
  8. Детские исторические и географические энциклопедии.
  9. Географические атласы для средней школы.

Литература для учителя:

  1. География России: учебник для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений/под ред. А.И. Алексеева – М., 2005.
  2. Города России. Энциклопедия/ под ред. Г.М. Лаппо – М., 1994.
  3. Город и деревня в Европейской России: сто лет перемен. Монографический сборник./ под ред. Т.Нефедовой, П. Поляна и А. Трейвиша. – М., 2001.
  4. Камерилова Г.С. Экология города: урбоэкология. Учебник для 10-11 кл. шк. естественнонаучного профиля. – М., 1997.
  5. Лаппо Г.М. География городов. – М., 1997.
  6. Максаковский В.П. Географическая картина мира. – М., 2005.
  7. Перцик Е.Н. Города мира: география мировой урбанизации: учеб. Пособие для географических специальностей ВУЗов. – М., 1999.
  8. Поспелов Е.М. Имена городов: вчера и сегодня (1917-1992). – М., 1993.
  9. Саушкин Ю.Г., Глушкова В.Г. Москва среди городов мира. – М., 1983.
  10. Дронов В.П., Ром В.Я. География России. Население и хозяйство. Учебник для 9 кл. общеобразоват. учреждений. – М., 2005.
  11. Хрестоматия по географии городов России. Образ страны: русские столицы Москва и Петербург/автор-составитель А.Н. Замятин, Д.Н. Замятин; под обей ред. Д.Н. Замятина. – М., 1993.
  12. Экономическая и социальная география России: учеб. для вузов/ под ред. А.Т. Хрущева. – М., 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Рабочая программа курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»  для 5  класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России» для начального общего образования 1 – 4 классы духовно-нравственное направление

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России"  для 1 -4 классов разработана на основе  сборника программ внеурочной деятельности 1 – 4 классо...

Рабочая программа курса "История России. Всеобщая истории" для 5-9 классов

Рабочая программа по истории для 5-9 классов, составлена на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования...

Рабочая программа курса "Религии России" 8-9 классы

Рабочая программа курса "Религии России" рассчитана на учащихся 8-9 классов. Состоит из следующих разделов: пояснительная записка, требования к уровню подготовки учащихся, учебно-методический комплекс...

Рабочая программа курса "Основы духовно-нравственной культуры народов России"

Рабочая программа курса "Основы духовно-нравственной культуры народов России" для 5 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Россия и страны СНГ»

Использование данного курса благоприятствует формированию углубленного интереса к географии. В результате изучения курса учащиеся смогут увидеть черты сходства и различия в изучаемых странах,  в ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РОССИЯ – МОИ ГОРИЗОНТЫ» ДЛЯ 10 -11 КЛАССОВ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Настоящая Программа разработана с целью реализации комплексной и систематической профориентационной работы для обучающихся 6-11 классов на основе апробированных материалов Всероссийского проекта«...