Внешний мониторинг
статья по географии по теме

Грищенко Галина Павловна

Органическая связь мониторинга с другими функциями управления очевидна и проявляется в том, что каждая функция управления выступает как отправная точка мониторинга, что позволяет проводить систематический анализ различных аспектов жизнедеятельности школы в целях создания оптимальных условий для функционирования и развития педагогической системы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneshnii_monitoring.rar389.76 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика и анализ качества знаний учащихся

с помощью внешнего мониторинга

Качественное среднее образование – таков на сегодняшний день современный государственный и социальный заказ по отношению к школе.

Обязанностью учителя на современном этапе развития школы является научить подрастающее поколение. Для этого необходим постоянный контроль, так как результат обучения оценивается не количеством сообщаемой информации, а качеством её усвоения, умением использования и способностью обучаемого к дальнейшему самообразованию.

Одним из средств, служащим для оценки качества знаний и улучшения эффективности учебного процесса является мониторинг.

Под мониторингом следует понимать систему организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающую непрерывное наблюдение за состоянием и прогнозированием её развития.

Целью мониторинга является изучение направлений оптимизации процесса подготовки обучающихся для расширения возможностей их индивидуальной социализации и повышения уровня качества образования.

Задачи мониторинга:

Сбор и накопление фактического материала о  состоянии обучения в школе, районе, городе.

Предупреждение негативных тенденций в организации образовательного процесса.

Осуществление прогнозирования развития важнейших процессов.

Разработка рекомендаций образовательным учреждениям района для оптимизации обучения.

В связи с этими задачами мониторинг имеет ряд отличительных особенностей.

Во-первых, он представляет собой целостную систему, реализующую множество функций.

Во-вторых, можно выделить следующие аспекты мониторинга, которые отличают его от других похожих процессов:

  1. непрерывность (постоянный сбор данных)
  2. диагностичность (наличие модели или критериев, с которыми можно соотнести реальное состояние отслеживаемого объекта, системы или процесса);
  3. информативность (включение в состав критериев для отслеживания наиболее проблемных показателей и критериев, на основании которых можно делать выводы об искажениях в отслеживаемых процессах);
  4. научность (обоснованность модели и отслеживаемых параметров);
  5. обратная связь (информированность объекта мониторинга о результатах, которая позволяет вносить коррективы в отслеживаемый процесс).

В качестве объектов мониторинга в системе среднего образования могут выступать:

Объекты мониторинга:

  • Учебно-воспитательный процесс
  • Содержание обучения
  • Результаты обучения
  • Информационное обеспечение
  • Кадровое обеспечение

Мониторинг  осуществляется  на  основе  комплекса  средств  оперативного  наблюдения и анализа  процесса  или  изменений  в  состоянии  определенного  объекта.

Виды мониторинга

  1. По характеру используемых методик                
    и методов

  1. По времени и объёму содержания

Я считаю нужным добавить

  1. По источнику

Внешний

В  организационно-технологическом  плане  мониторинг  можно  охарактеризовать  следующими понятиями:

  • преемственность (сопоставимость  эмпирических  данных,  получаемых  при многократном  повторении.  Основное  средство  обеспечения  преемственности-долгосрочная  стабильность и  стандартизация  используемого инструментария)
  • непрерывность (хронологически  упорядоченная  последовательность  регистрации  и  анализа данных,  которая  должна  быть  продолжена  до  тех  пор,  пока не будет исчерпана та или иная программа или проблема, являющаяся объектом оценки)
  • автоматизация (компьютерная обработка данных, полученных  в  результате  мониторинга,  и  выдача  их  в  виде  готовой  продукции,  пригодной для практической работы)

Основные этапы мониторинга

Этап

Основные виды деятельности

Подготовительный

Определение целей и объектов;

разработка программы мониторинга;

подготовка инструментария

Практический

Сбор и обработка данных

Аналитический

Всесторонний анализ полученных данных

Результирующий

Определение круга потребителей информации;

принятие управленческих решений;

разработка рекомендаций, мер коррекции; и т.д

Необходимо ответить на вопросы: кто оценивает, кого (или что) оценивает, по каким критериям (с чьих позиций, в чьих интересах) оценивает. То есть, необходимо систематически перечислить субъектов оценки, объекты оценки и критерии оценки.

Мониторинг качества обучения позволяет:

  • сравнивать объективные оценки уровня усвоения учебного материала и субъективные оценки учителя;
  • вносить изменения в организацию и содержание контроля знаний и в сам учебный процесс;
  • выявлять учащихся с низким уровнем подготовки и разрабатывать систему мер для стабилизации их обучения.

Система контроля знаний в форме мониторинга имеет ряд преимуществ перед другими, так как:

  • учитывает все виды работ ученика в течение определенного отрезка времени;
  • обеспечивает единство требований по отношению к каждому ученику;
  • обеспечивает гласность и наглядность результатов;
  • обеспечивает развитие самостоятельных навыков при выполнении контрольных заданий;
  • является мощным стимулом к получению положительной оценки по предмету.

Проведение мониторинга с использованием информационных  технологий позволяет значительно сократить время анализа результатов и при этом повышает их информативность.

Инструментом измерения достижений ученика является правильно построенный и хорошо составленный тест, который соответствует не только предмету обучения, но и его задачам. Именно тест, проводимый регулярно в течение всего учебного года, показывает степень усвоения учеником материала по конкретным темам. По результатам текущего тестирования создаётся протокол на всю группу с ответами каждого обучаемого на вопросы теста и автоматически формируется база данных, содержащая информацию за весь период обучения с момента начала мониторинга. Максимально объективная процедура тестирования позволяет сравнивать результаты обучаемых как по отдельным темам, так и по предметам на протяжении ряда лет.

Учащиеся, подвергающиеся регулярному тестированию, показывают более высокие результаты, чем учащиеся, обучающиеся по традиционной методике.

Для отслеживания всего изложенного выше, а также уровня познавательного интереса к предмету, необходимо в начале и в конце учебного года (особенно в новых классах) провести мониторинг. Вопросы могут быть самыми разнообразными.

Систематический контроль, как известно, более эффективен. Вниманию предлагается система контрольных работ как форма мониторинга качества знаний по географии.

Назовем ведущие принципы организации систематического контроля:

— работа проводится по итогам изучения темы;

— сам факт ее проведения и примерные сроки известны заранее и учителю, и учащимся;

— содержание работы охватывает содержание всей темы, а не отдельного вопроса или отдельной части;

— работа выполняется учащимися самостоятельно, без помощи или инструкций учителя;

— работа выполняется письменно.

В своей работе я стала составлять мониторинг по географии. Использую для этого компьютерные технологии. Результаты мониторинга степени обученности) за последние годы показывают, что степень обученности на уроках географии в среднем составляет 65 %. Целенаправленная работа по развитию познавательной мыслительной деятельности, логики и анализа позволяет не только облегчить усвоение нового материала, разнообразить познавательную деятельность, но и формировать у учащихся представления о географических закономерностях, устойчивых причинно – следственных связей.

        Хочу вам представить диагностическую  и практическую работу по географии, которая также может быть использована в качестве мониторинга.

Диагностическая работа по географии
для 8 класса (базовый уровень, время выполнения 40 мин.)
 

Климат России

1. Вопрос на узнавание
Из предложенных терминов выбрать те, которые соответствуют типу климата Ленинградской области.

Термины: континентальный, морской, умеренно-континентальный, муссонный, субарктический, арктический, резко-континентальный.

2. Вопрос на запоминание
Перечислите виды солнечной радиации.

3. Вопрос на понимание
Дайте описание погоды, характерной для этого климата (зима, лето).

4. Вопрос на внутритемное обобщение
По картам атласа определите tя, tк, 0, К.

5. Вопрос на межтемное обобщение
Используя карты атласа и теоретические данные, объясните формирование данного климата, такого типа погоды. Дайте оценку для освоения, заселения, здоровья. 

6. Вопрос на межпредметное обобщение
Если бы Вы составляли туристический проспект, о каких особенностях и неожиданностях климата Вы могли бы предупредить (памятка).

Практическая  работа по географии
для 9 класса (базовый уровень, время выполнения 40 мин.)
 

Восточно-Сибирский экономический район

Рис. 1

1.На рисунке 1 подпишите государства и экономические районы, с которыми граничит Восточно-Сибирский экономический район. Укажите центры субъектов федерации в составе Восточно-Сибирского района.

2.Подчеркните ресурсы Восточно-Сибирского экономического района: агроклиматические, нефть и газ, железные руды, пушнина, квалифицированные рабочие кадры, информационные сети, горно-химическое сырье, денежные средства, водные, рекреационные, лесные, выгодное ЭГП.

3.Пользуясь таблицами 3 и 4 приложений, определите виды продукции, по производству которой Восточно-Сибирский район занимает первое, второе и третье место в России. Заполните таблицу.

Продукция

Место

Доля в общероссийском производстве, %




4.Обозначьте на рисунке 2 природно-хозяйственные зоны Восточно-Сибирского района. При помощи условных знаков покажите их специализацию. Сделайте вывод о влиянии природных условий на хозяйственное освоение района.

Как видно, существуют различные способы измерения качества знаний, выбор одного или нескольких может быть продиктован условиями и спецификой того образовательного учреждения, в рамках которого и осуществляется организация мониторинга качества знаний. Более того, представляется возможным комбинировать способы и методы контроля для достижения максимально точной и достоверной информации об уровне  сформированности  знаний  по  той  или иной изучаемой дисциплине.

В ходе педагогического мониторинга идет целенаправленный сбор сущностной и разносторонней информации, обработка, систематизация полученных данных, анализ и оценка этих данных и выработка мер по коррекции развития системы образования или ее объектов. Предназначение педагогического мониторинга - дать полную информацию всем участникам образовательного процесса, как о самом процессе, так и о его результатах. Основной задачей мониторинга является предупреждение о том или ином неблагополучии, опасности, для эффективного функционирования объекта. Причем здесь имеется в виду не просто констатация факта, представляющего опасность, а предупреждение его до того, как ситуация может стать критической или необратимой. С точки зрения теории управления это означает наличие оперативной обратной связи, одного из главных факторов качественного функционирования процесса обучения.

 И от себя хочу добавить, что внутренний мониторинг готовит учащихся, выводит их на ГИА и ЕГЭ, снимает психологическую боязнь. Внешний мониторинг – дает возможность учителю скорректировать, увидеть положительные результаты своей работы и набрать баллы для аттестации.

Используемые  ресурсы.

1.Грабарь М.И., Кузнецов А.А. Все грани образования // Стандарты и мониторинг в образовании. – №2. – 1999. – С.51-53.

2.Кузнецов А.А. Требования к знаниям и умениям школьников. Дидактико-методический анализ-М., 1987 г

3.Кальней В.А., Шишов С.Е. Технология мониторинга качества обучения в системе «учитель – ученик». – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 76с.

4. Майоров А.Н. Мониторинг в образовании. - СПб, 1998. – 344с.

5.Матрос Д.Ш., Полев Д.М., Мельникова Н.Н.Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. – М.: Педаго-гическое общество России, 1999. – 96с.

6.Разумовский В.Г. Маленькие секреты большого успеха. Педагогика – 1993 №2 – с.111 – 115.

7.Игонина Е. М. Мониторинг качества знаний учащихся с помощью дистанционных эвристических проектов и олимпиад. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2009. - 14 января.

8.http://www.eidos.ru/journal/2009/0114-2.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.
9.http://www.1september.ru/

статистический

нестатистический

Текущий мониторинг – проверка знаний, умений на разных этапах урока

Итоговый мониторинг – контроль за результатами обучения после крупного раздела или курса в целом.

Тематический мониторинг – связан с контролем знаний и умений учащихся после изучения крупной темы.

Внешний мониторинг –

районный,  городской, региональный.

Внутренний мониторинг –

 внутришкольный: административный и личностный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Результаты внешнего мониторинга

Результаты внешнего мониторинга...

результаты внешнего мониторинга 9 классы

на диаграммах представлены результаты внешнего мониторинга (ОГЭ по русскому языку) в 9 классах...

"Внешний мониторинг оценки качества образования"

Материал в помощь учителям для работы методических объединений...

Результаты основного государственного экзамена по русскому языку (внешний мониторинг)

Результаты основного государственного экзамена по русскому языку  (внешний мониторинг)...

Внешний мониторинг качества знаний

Документы подтверждающие качество знаний с 2013 по 2018 год....

Статья о разработке и проведении внешнего мониторинга по предмету "Музыка"

Публикация содержит пояснения к проведению районного внешнего мониторинга по предмету "Музыка"...