Рабочая программа по географии 8-9 классы
рабочая программа по географии (8 класс) по теме
Рабочая программа составлена на основании программы «География России» 8 – 9 классы . Авторы И.И. Баринова, В.П.Дронов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geo_8-9.docx | 117.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию Администрации Павловского района
Алтайского края
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лебяжинская средняя общеобразовательная школа»
Утверждаю:
Директор ОУ: ___________
Васильева Л.Н.
Приказ № ___ от __________
Рабочая учебная программа
география
8 – 9 классы
на 2013 – 2014 учебный год
(составлена на основании примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень), авторской программы по географии для 8 класса И.И. Бариновой, В.П.Дронова)
Составитель:
Стенникова Н.В.,
учитель географии
МБОУ «Лебяжинская сош»
с. Лебяжье 2013 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основании стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.; примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г. Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2004 г.; авторской программы «География России» 8 – 9 классы . Авторы И.И. Баринова, В.П.Дронов
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения, содержит перечень практических работ по каждому разделу.
Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Курс «География России» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно-ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся. Курс «География России» завершает блок основного общего образования в средней школе.
Главные цели данного курса – формирование целостного представления об особенностях природы, населения. хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей страны и населяющих её народов, выработка учений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения в Российском пространстве, развитие географического мышления.
Основные задачи курса - формирование географического образа своей страны, представления о России как о целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географического пространства; показать практическое значение изучения взаимосвязи всех явлений и процессов в нашей стране, а также географических аспектов важнейших социально-экономических проблем России и её регионов; формирование необходимых практических умений и навыков самостоятельной работы с различными источниками географической информации; создание образа своего родного края.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
- познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
- сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
- ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
- соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Результаты обучения
Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «География», из расчета 2 учебных часов в неделю.
8 класс
Учебно-тематический план (68 часов)
№ раздела, темы | Наименование разделов, тем | Всего часов по программе | |
авторская | рабочая | ||
Введение | 3 | 3 | |
РАЗДЕЛ I. | ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ | 35 | 25 |
Тема 1 | Рельеф. Геологическое строение и полезные ископаемые | 6 | |
Тема 2. | Климат и климатические ресурсы | 6 | |
Тема 3. | Внутренние воды и водные ресурсы | 5 | |
Тема 4. | Почва и почвенные ресурсы | 4 | |
Тема 5. | Растительный и животный мир. Биологические ресурсы | 4 | |
РАЗДЕЛ II | ПРИРОДНЫЕ КОМПЛЕКСЫ РОССИИ | 27 | 27 |
Тема 1. | Природное районирование | 7 | |
Тема 2 | Природа регионов России | 20 | |
РАЗДЕЛ III | ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА | 3 | 3 |
РАЗДЕЛ IV | ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ АЛТАЙСКОГО КРАЯ | 0 | 10 |
Итого | 68 | 68 |
В рабочую программу включён раздел «Особенности природы и природные ресурсы Алтайского края» за счёт изменения количества часов на изучение раздела «Особенности природы и природные ресурсы России»
Учебно-методический комплекс (УМК)
Основная литература
- Учебник. География России. Природа под ред. И.И. Баринова. – М.: ДРОФА, 2006;
- В.Б. Пятунин, Ю.А. Семагин Контрольные и проверочные работы 8 – 9 класс, Методическое пособие. М.: ДРОФА, 2002;
- В.А. Щенев Уроки и экскурсии по географии Ярославской области, Методические рекомендации. – Ярославль, 1999;
- Географический Атлас Алтайского края. – М., 1999;
- Географический Атлас и контурные карты России. – М.: ДРОФА, 2006 - 2008;
- Е.А. Жижина. Поурочные разработки по географии «Природа России». – М.: ВАКО, 2004.
Дополнительная литература
- Сиротин В.И. Тесты для итогового контроля: 8-9 классы. – М.: ДРОФА, 2007.
- Алексеев А.И. География России. Природа и население. – М.: ДРОФА, 2006.
- Маерова Н. Ю. Уроки географии: 8-9 классы. – М.: ДРОФА, 2004.
- Интернет – ресурсы.
- Мультимедийные обучающие программы:
География 8 класс. Природа России.
Библиотека электронных наглядных пособий по курсам географии.
Формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные и практические работы, географические диктанты, работы с контурными картами.
География России. Природа. 8 класс
Содержание программы
Введение (3 ч)
Что изучает география России. Роль географической информации в решении социально-экономических и экологических проблем страны. Методы географических исследований.
Россия на карте мира. Географическое положение России. Оценка размеров территории, физико-географического, экономико-географического, геополитического и военно-стратегического положения. Сравнение географического положения России и других государств. Сухопутные и морские границы России.
Моря, омывающие территорию России. Физико-географическая характеристика морей. Ресурсы морей. Экологические проблемы морей.
Россия на карте часовых поясов. Различия во времени на территории России. Часовые пояса. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.
Формирование, освоение и изучение территории России.
Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. Походы русских в Западную Сибирь.
Географические открытия конца XVI - начала XVII в.
Открытия нового времени (XVII – XVIII в.в)
Исследования XIX - XX в.в
Экспедиции Русского географического общества.
Практические работы
1. Характеристика географического положения России. Сравнение ГП России с ГП других стран.
2. Определение поясного времени для разных пунктов России.
РАЗДЕЛ I. ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ (25 ЧАС)
Тема 1. Рельеф. Геологическое строение и полезные ископаемые– 6 часов
Главные черты рельефа России, их связь со строением литосферы. Горы и равнины. Геологическое строение территории России. Геохронологическая таблица. Основные тектонические структуры. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых.
Развитие форм рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Движение земной коры. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Древнее и современное оледенения. Деятельность текучих вод. Деятельность ветра. Стихийные природные явления. Изменение рельефа человеком.
Проявление закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности.
Практическая работа
1 (3). Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.
Тема 2. Климат и климатические ресурсы –6 часов
Климатообразующие факторы. Влияние географического положения на климат. Солнечная радиация и радиационный баланс. Циркуляция воздушных масс, циклоны и антициклоны.
Типы климатов России. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны (средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения).
Климатические пояса и типы климатов. Полюс холода северного полушария. Изменение климата под влиянием естественных и антропогенных факторов.
Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы. неблагоприятные климатические явления. Синоптическая карта, прогнозы погоды, их значение. Агроклиматическая карта. Агроклиматические ресурсы своего региона.
Практические работы
1 (4). Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны.
2 (5). Оценка основных климатических показателей одной из территорий страны для характеристики жизни и хозяйственной деятельности ее населения.
Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы –5 часов
Разнообразие внутренних вод России. Значение внутренних вод для человека. Виды вод суши на территории страны. Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток и ледовый режим. Роль рек в освоении территории и развитии экономики России. Стихийные явления, связанные с реками.
Важнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.
Водные ресурсы. Неравномерность распределения. Необходимость мелиорации. Искусственные водоёмы.
Стихийные явления, связанные с водами, предупреждение их последствий.
Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности. Использование вод и пути сохранения их качества и объема.
Практические работы
1 (6). Составление характеристики одной из рек с помощью тематических карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования.
2 (7). Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны, их в зависимость от рельефа и климата.
3 (8). Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России, составление прогноза их использования.
Тема 4. Почва и почвенные ресурсы – 4 часа
Почва — особый компонент природы. В. В. Докучаев — основоположник почвоведения. Образование почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Закономерности распространения почв.
Почва – национальное богатство. Почвенные ресурсы России. Мелиорация земель. Изменение почв в процессе их хозяйственного использования, борьба с эрозией и загрязнением почв. Особенности почв своего региона и своей местности.
Практическая работа
1 (9). Выявление условий почвообразования основных типов почв (количество тепла и влаги, рельеф, характер растительности) и оценка их плодородия. Знакомство с образцами почв своей местности.
Тема 5. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы – 4 часа
Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительного и животного мира природных зон.
Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона и своей местности.
Особо охраняемые природные территории. памятники всемирного природного и культурного наследия. Природно-ресурсный потенциал России.
Практическая работа
1 (10). Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса.
РАЗДЕЛ II ПРИРОДНЫЕ КОМПЛЕКСЫ РОССИИ (27 ЧАСОВ)
Тема 1. Природное районирование – 7 часов.
Формирование природных комплексов — результат длительного развития географической оболочки Земли. Разнообразие ПТК. Локальный, региональный и глобальный уровни ПТК. Физико-географическое районирование России. Моря как крупные природные комплексы. Естественное состояние и изменение ПТК в результате деятельности человека.
Природные зоны России. Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов. Роль В. В. Докучаева и Л. С. Берга в создании учения о природных зонах.
Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Высотная поясность. Зависимость природных комплексов от рельефа и высоты места. Жизнь в горах. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники.
Природная зона своей местности, ее экологические проблемы.
Практическая работа
1 (11). Сравнительная характеристика двух природных зон России (по выбору).
2 (12). Объяснение принципов выделения крупных природных регионов на территории России.
Тема 2. Природа регионов России. – 20 часов
Русская (Восточно-Европейская) равнина. Географическое положение. Особенности природы. Природные комплексы и природно-ресурсный потенциал. Самый освоенный регион России. Проблемы рационального использования природных ресурсов. Памятники природы.
Северный Кавказ Географическое положение. Особенности геологического строения и рельефа. Полезные ископаемые. Природные комплексы Северного Кавказа, их влияние на жизнь и хозяйственную деятельность человека.
Урал. Особенности географического положения и его влияние на природу Урала. Различия природы Предуралья и Зауралья, Северного, Среднего и Южного Урала. Геологическое строение и полезные ископаемые. Природные уникумы. Экологические проблемы.
Западно-Сибирская равнина. Особенности географического положения. Своеобразие природы. Плоский рельеф, геологическое строение, полезные ископаемые. Континентальность климата. Причины заболоченности территории. Природные зоны Западно-Сибирской равнины. Природные ресурсы и условия их освоения.
Восточная Сибирь. История освоения. Специфика природы Средней Сибири, Северо-Восточной Сибири и пояса гор Южной Сибири. Суровость природы территории. Господство континентального климата. Природные районы. Крупнейшие реки России. Жемчужина Сибири – Байкал. Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения. История освоения края и открытия его богатств. Природные уникумы.
Дальний Восток. Географическое положение. Особенности рельефа и геологического строения территории. Горы Камчатки и Курильских островов – самые молодые горы России. Муссонный климат. Реки и озёра. Причины своеобразия природных зон. Стихийные природные явления. Природный ресурсный потенциал. Природные уникумы.
Практические работы
1 (13). Оценка природных условий и ресурсов одного из регионов России. Прогнозирование изменений в результате хозяйственной деятельности человека.
2 (14). Характеристика взаимодействия природы и общества на примере одного из природных регионов.
РАЗДЕЛ III ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА (3 ЧАСА)
Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. Освоение территории с экстремальными условиями. Стихийные природные явления и их причины. Антропогенное воздействие на природу. Рациональное природопользование. Роль географической науки в оптимизации отношений «природа и общество». Географический прогноз. Мониторинг.
Экологическая ситуация в России. Геоэкологический потенциал России. Экологическая ситуация в своей области (крае).
Практические работы
1 (15). Сравнительная характеристика природных условий и ресурсов двух регионов России.
2 (16). Составление карты «Природные уникумы России»
3 (17). Характеристика экологического состояния одного из регионов России (по выбору)
РАЗДЕЛ IV ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ АЛТАЙСКОГО КРАЯ (10 ЧАСОВ)
Географическое положение. Особенности геологического строения и рельефа. Полезные ископаемые. Климат и климатические ресурсы. Внутренние воды и водные ресурсы. Почвы и почвенные ресурсы. Природные ресурсы и условия их освоения. Экологические проблемы.
Учебно-тематическое планирование по географии
Класс 8
Учитель Стенникова Н.В.
Количество часов – 70, в неделю – 2 час
Плановых контрольных работ – 7, Практических – 17
Планирование составлено на основе Примерной программы основного общего образования и Программы по географии для 6-10 классов под редакцией И.В. Душиной М.:Дрофа,2011
Учебник География России. Природа. И.И. Баринова 8 кл. М.: Дрофа, 2004 г.
Табличное представление учебно-тематического планирования
№ уро-ка | № | Наименование разделов и тем | Всего часов | Из них | ||
Лабораторные и практические | Контрольные и диагностические работы | Экскурсии | ||||
Введение | 3 | 2 | 1 | |||
1 | 1 | Что изучают в курсе «Природа России». Географическое положение России | 1 | Пр.р.№1. Характеристика географического положения России. Сравнение ГП России с ГП других стран |
|
|
2 | 2 | Моря, омывающие территорию России | 1 | |||
3 | 3 | Россия на карте часовых поясов. Как осваивали и изучали территорию России | 1 | Пр.р.№ 2. Определение поясного времени для разных пунктов России. | Географический диктант | |
Тема 1.1 | Рельеф. Геологическое строение и полезные ископаемые | 6 | 1 | 1 | ||
4 | 1.1.1 | Особенности рельефа России. | 1 | Проверочная работа | ||
5 | 1.1.2 | Геологическое строение территории России. | 1 | Проверочная работа | ||
6 | 1.1.3 | Минеральные ресурсы России. | 1 | Проверочная работа | ||
7 | 1.1.4 | Пр.р.№ 1 (3). | 1 | Пр.р.№ 1 (3). Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий | ||
8 | 1.1.5 | Развитие форм рельефа | 1 | Проверочная работа | ||
9 | 1.1.6 | Контрольная работа № 1 | 1 | Контрольная работа № 1 «Рельеф. Геологическое строение и полезные ископаемые» | ||
Тема 1.2. | Климат и климатические ресурсы | 6 | 2 | 1 | ||
10 | 1.2.1 | Климатообразующие факторы: ГП, солнечная радиация, циркуляция ВМ. | 1 | |||
11 | 1.2.2 | Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны. | 1 | 2 (5). Оценка основных климатических показателей одной из территорий страны для характеристики жизни и хозяйственной деятельности ее населения. | ||
12 | 1.2.3 | Пр.р.№ 1 (4). Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны | 1 | |||
13 | 1.2.4 | Климатические пояса и типы климатов. | 1 | Проверочная работа | ||
14 | 1.2.5 | Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы страны | 1 | Пр.р.№ 2 (5). Оценка основных климатических показателей одной из территорий страны для характеристики жизни и хозяйственной деятельности ее населения. | ||
15 | 1.2.6 | Контрольная работа № 2 | 1 | Контрольная работа № 2 «Климат и климатические ресурсы» | ||
Тема 1.3. | Внутренние воды и водные ресурсы | 5 | 3 | 1 | ||
16 | 1.3.1 | Разнообразие внутренних вод России. Реки | 1 | |||
17 | 1.3.2 | Влияние климата на реки: питание, режим, годовой сток и ледовый режим. | 1 | Пр.р.№ 1 (6). Составление характеристики одной из рек с помощью тематических карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования | ||
18 | 1.3.3 | Озёра, их происхождение. Подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота. | 1 | Пр.р.№ 2 (7). Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны, их в зависимость от рельефа и климата | Проверочная работа | |
19 | 1.3.4 | Водные ресурсы. Стихийные явления, связанные с водами. | 1 | Пр.р.№ 3 (8). Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России, составление прогноза их использования | ||
20 | 1.3.5 | Контрольная работа № 3 | 1 | Контрольная работа № 3 «Внутренние воды и водные ресурсы» | ||
Тема 1.4. | Почва и почвенные ресурсы | 4 | 1 | 1 | ||
21 | 1.4.1 | Образование почв, их разнообразие. | 1 | |||
22 | 1.4.2 | Типы почв России. Закономерности распространения почв. | 1 | 1 (9). Выявление условий почвообразования основных типов почв (количество тепла и влаги, рельеф, характер растительности) и оценка их плодородия. Знакомство с образцами почв своей местности | Проверочная работа | |
23 | 1.4.3 | Почвенные ресурсы страны. | 1 | |||
24 | 1.4.4 | Контрольная работа №4 | 1 | Контрольная работа №4 «Почва и почвенные ресурсы » | ||
Тема 1.5. | Растительный и животный мир. Биологические ресурсы | 4 | 1 | |||
25 | 1.5.1 | Растительный и животный мир России | 1 | |||
26 | 1.5.2 | Биологические ресурсы, их рациональное использование. | 1 | Пр.р. № 1 (10). Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса | ||
27 | 1.5.3 | Природно-ресурсный потенциал России. | 1 | Проверочная работа | ||
28 | 1.5.4 | Урок обобщающего повторения по теме «Особенности природы и природные ресурсы России» | 1 | |||
Тема 2.1. | Природное районирование | 7 | 2 | 1 | ||
29 | 2.1.1 | Понятие о ПТК. Разнообразие природных комплексов России. | 1 | |||
30 | 2.1.2 | Моря как крупные природные комплексы. | 1 | |||
31 | 2.1.3 | Природные зоны как природные комплексы. | 1 | Пр.р № 1 (11). Сравнительная характеристика двух природных зон России (по выбору). | ||
32 | 2.1.4 | Разнообразие лесов России | 1 | |||
33 | 2.1.5 | Безлесные зоны на юге России | 1 | Пр.р № 2 (12). Объяснение принципов выделения крупных природных регионов на территории России. | ||
34 | 2.1.6 | Высотная поясность. | 1 | |||
35 | 2.1.7 | Контрольная работа №5 | 1 | Контрольная работа №5 «Природное районирование» | ||
Тема 2.2 | Природа регионов России | 20 | 2 | 1 | ||
36 | 2.2.1 | Русская (Восточно-Европейская) равнина. | 1 | |||
37 | 2.2.2 | Природные комплексы Русской равнины. Памятники природы | 1 | |||
38 | 2.2.3 | Проблемы рационального использования природных ресурсов Русской равнины | 1 | |||
39 | 2.2.4 | Северный Кавказ – самые молодые горы России | 1 | Проверочная работа | ||
40 | 2.2.5 | Природные комплексы Северного Кавказа | 1 | |||
41 | 2.2.6 | Урал – «каменный пояс Русской земли» | 1 | |||
42 | 2.2.7 | Своеобразие природы Урала | 1 | Диктант | ||
43 | 2.2.8 | Природные уникумы Урала. Экологические проблемы | 1 | Пр.р № 1 (13). Оценка природных условий и ресурсов одного из регионов России. Прогнозирование изменений в результате хозяйственной деятельности человека. | ||
44 | 2.2.9 | Западно-Сибирская равнина: особенности природы | 1 | Проверочная работа | ||
45 | 2.2.10 | Природные ресурсы Западно - Сибирской равнины и условия их освоения | 1 | Диктант | ||
46 | 2.2.11 | Восточная Сибирь: величие и суровость природы. | 1 | Тест | ||
47 | 2.2.12 | Природные районы Восточной Сибири | 1 | Тест | ||
48 | 2.2.13 | Жемчужина Сибири – Байкал | 1 | Диктант | ||
49 | 2.2.14 | Природные ресурсы Восточной Сибири, проблемы их освоения | 1 | Тест | ||
50 | 2.2.15 | Дальний Восток – край контрастов. | 1 | |||
51 | 2.2.16 | Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы | 1 | |||
52 | 2.2.17 | Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их человеком | 1 | Пр.р № 2 (14). Характеристика взаимодействия природы и общества на примере одного из природных регионов. | ||
53 | 2.2.18 | Обобщение и систематизация знаний по теме | 1 | |||
54 | 2.2.19 | Обобщение и систематизация знаний по теме | 1 | |||
55 | 2.2.20 | Контрольная работа №6 | 1 | Контрольная работа №6 «Природа регионов России» | ||
3 | 2 | |||||
56 | 3.1 | Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. | 1 | Пр.р № 1 (15). Сравнительная характеристика природных условий и ресурсов двух регионов России. | ||
57 | 3.2 | Антропогенные воздействия на природу. | 1 | Пр.р 2 (16). Составление карты «Природные уникумы России»
| ||
58 | 3.3 | Рациональное природопользование. Экологическая ситуация в России, в своей области (мониторинг). | 1 | |||
10 | 1 | 1 | ||||
59 | 4.1 | Географическое положение | 1 | |||
60 | 4.2 | Особенности геологического строения и рельефа | 1 | |||
61 | 4.3 | Полезные ископаемые | 1 | |||
62 | 4.4 | Климат и климатические ресурсы | 1 | |||
63 | 4.5 | Внутренние воды и водные ресурсы | 1 | |||
64 | 4.6 | Почвы и почвенные ресурсы | 1 | |||
65 | 4.7 | Природные ресурсы и условия их освоения | 1 | |||
66 | 4.8 | Экологические проблемы | 1 | Пр.р № 3 (17). Характеристика экологического состояния одного из регионов России (по выбору) | ||
67 | 4.9 | Обобщение знаний по теме «Особенности природы и природные ресурсы Алтайского края» | 1 | |||
68 | 4.10 | Контрольная работа №7 | 1 | Контрольная работа №7 «Особенности природы и природные ресурсы Алтайского края» | ||
Итого | 68 | 17 | 7 |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССА
Учащиеся должны:
знать:
- специфику географического положения и административно – территориального устройства Российской Федерации;
- особенности природы России (рельеф, климат, почвы, внутренние воды, природно – хозяйственные зоны);
- особенности природы Алтайского края;
- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях, меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь:
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;
- приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям природы, ее влияния на формирование культур народов России;
- составлять краткую географическую характеристику разных территорий
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:
- решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности;
- проведение самостоятельного поиска географической информации из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных;
- наблюдение за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы Алтайского края;
- решение практических задач по определению качества окружающей среды Алтайского края, ее использованию, сохранению и улучшению.
ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ПО ГЕОГРАФИИ
В 8 КЛАССЕ
Содержание итогового текста по курсу «География России: Природа.»
Часть 1.
Прочитайте задание и выберите из предложенных ответов один правильный. На бланке ответов запишите номер задания и букву, соответствующую выбранному вами ответу.
№ | Текст задания | Варианты ответа |
1 2б | Укажите крайнюю северную материковую точку России | A. Мыс Челюскин B. Мыс Диксон C. Мыс Флигели D. Мыс Лопатка . |
2 2б | Западная Сибирь, Волго – Уральский район, Европейский Север, шельф Сахалина – это крупные ресурсные районы. Определите, запасы какого полезного ископаемого здесь сосредоточены. | A. угля B. нефти и газа C. железных руд D. руд цветных металлов |
3 2б | Выявите, какое время показывают часы в Москве (II часовой пояс), если известно, что в г. Норильске (VI часовой пояс) в данный момент 20 часов. | A. 16 часов B. 24 часа C. 2 часа D. 18 часов
|
4 2б | Определите, геологическое строение какой из платформенных равнин представлено на данном рисунке. |
B. Западно-Сибирская равнина C. Средне-Сибирское плоскогорье |
5 2б | Летом в Центральной России установилась прохладная дождливая погода. Укажите, вторжением каких воздушных масс это может быть обусловлено. | A. морской арктический воздух B. континентальный воздух умеренных широт C. морской воздух умеренных широт D. морской тропический воздух |
6 2б | Определите, какие из перечисленных рек относятся к бассейну Северного Ледовитого Океана. | A. Дон, Кубань B. Волга, Терек, Урал C. Амур D. Лена, Енисей, Обь. |
7 2б | Какой зональный тип почв формируется под хвойными лесами в условиях избыточного увлажнения и умеренно теплого лета. | A. тундрово-глеевые B. подзолистые C. серые лесные D. черноземные |
8 2б | Укажите природную зону, которая в настоящее время практически лишена естественной растительности из – за хозяйственной деятельности человека. | A. тундра B. тайга C. зона смешанных и широколиственных лесов D. зона степей |
9 2б | Выявите, какой из перечисленных факторов в наибольшей степени затрудняет добычу нефти и газа в Западной Сибири. | A. заболоченность территории B. континентальный климат C. островная мерзлота D. обилие кровососущих насекомых |
10 2б | Укажите причину незначительного распространения многолетней мерзлоты на севере Восточно-Европейской равнины по сравнению с Азиатской частью России. | A. более высокие летние температуры B. большая мощность снежного покрова C. вследствие массовой вырубки лесов |
11 2б | Определите, какой из типов климата характеризуется следующим набором свойств: годовая амплитуда температур 50 – 60 0С, небольшая (0,2 – 0,3 м) высота снежного покрова, господство антициклональных типов погоды. | A. морской B. умеренно - континентальный C. континентальный D. резко континентальный |
12 2б | В одной их природных зон растения имеют следующие особенности: стелющиеся и карликовые формы, многолетний цикл развития, преобладают мхи и лишайники. Определите, в какой из природных зон они произрастают. | A. тундра B. тайга C. зона смешанных и широколиственных лесов D. зона степей |
13 2б | Укажите, какой из природных районов России наиболее обеспечен гидроэнергетическими ресурсами | A. Восточно-Европейская равнина B. Западная Сибирь C. Средняя и Северо-Восточная Сибирь D. Дальний Восток |
14 2б | Оцените причину массового развития оврагов в Черноземье. | A. вырубка лесов B. распашка земель C. строительство дорог |
15 2б | Укажите, какой из перечисленных населенных пунктов имеет среднеянварскую температуру воздуха – 240С. | A. Москва B. Мурманск C. Воркута D. Якутск |
16 2б | Оцените, какой из природных районов практически полностью расположен в зоне распространения многолетней мерзлоты | А.Восточно-Европейская равнина В. Урал С. Западная Сибирь D. Средняя и Северо – Восточная Сибирь |
Часть 2
Прочитайте задание и выполните его письменно на бланке, указав номер задания.
Ответы к части 1
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
Верный ответ | A | B | A | B | C | D | B | D | A | B | D | A | C | B | C | D |
9 класс
№ раздела, темы | Наименование разделов, тем | Всего часов по программе | |
авторская | рабочая | ||
РАЗДЕЛ I. | ОБЩАЯ ЧАСТЬ КУРСА | 28 | 28 |
Тема 1 | ПОЛИТИКО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РОССИИ | 3 | |
Тема 2. | НАСЕЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ | 4 | |
Тема 3. | ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ | 5 | |
Тема 4. | ВАЖНЕЙШИЕ МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ КОМПЛЕКСЫ РОССИИ И ИХ ГЕОГРАФИЯ | 6 | |
Тема 5. | КОМПЛЕКСЫ, ПРОИЗВОДЯЩИЕ КОНСТРУКЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ХИМИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА | 4 | |
Тема 6. | АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС (АПК) | 2 | |
Тема 7. | ИНФРАСТРУКТУРНЫЙ КОМПЛЕКС | 4 | |
РАЗДЕЛ II | РЕГИОНАЛЬНАЯ ЧАСТЬ КУРСА | 38 | 38 |
Тема 1. | РАЙОНИРОВАНИЕ РОССИИ. ОБЩЕСТВЕННАЯ ГЕОГРАФИЯ КРУПНЫХ РЕГИОНОВ | 2 | |
Тема 2 | ЗАПДНЫЙ МАКРОРЕГИОН - ЕВРОПЕЙСКАЯ РОССИЯ | 16 | |
Тема 3. | ВОСТОЧНЫЙ МАКРОРЕГИОН – АЗИАТСКАЯ РОССИЯ | 20 | |
ОБОБЩЕНИЕ ПО КУРСУ | 2 | 2 | |
Итого | 68 | 68 |
Общее количество часов соответствует авторской программе . В региональной части курса 10 часов составляет региональный компонент – изучение географии Алтайского края. Увеличено количество практических работ (27 – авторская программа, 29 – рабочая) для изучения географии своего региона.
Содержание курса
9 КЛАСС
ГЕОГРАФИЯ РОССИИ. НАСЕЛЕНИЕ И ХОЗЯЙСТВО
ЧАСТЬ I. ОБЩАЯ ЧАСТЬ КУРСА
Тема 1. ПОЛИТИКО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РОССИИ
Российская Федерация. Административно-территориальное устройство.
Государственная территория России. Географическое положение и границы России.
Тема 2. НАСЕЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Исторические особенности заселения и освоения территории России. Численность населения России и причины, ее определяющие. Переписи населения. Естественное движение населения. Современная демографическая ситуация в России.
Национальный состав населения Российской Федерации, крупнейшие народы, их численность. Разнообразие языков, своеобразие быта и религий, межнациональные проблемы.
Размещение населения, различия в его плотности. Зависимость размещения населения от природных условий, истории заселения, миграционных процессов. Зоны расселения: главная полоса, зона Севера.
Формы расселения, типы населенных пунктов. Изменение соотношения городского и сельского населения. Крупные города и городские агломерации. Проблемы малых городов. Сельские населенные пункты.
Трудовые ресурсы.
Тема 3. ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Экономические системы в историческом развитии России. Традиционная и командная системы. Рыночная и смешанная экономика. Социально-экономические реформы в России. Структурные особенности экономики России.
Проблемы природно-ресурсной основы экономики России.
Россия в современной мировой экономике. Перспективы развития.
Тема 4 ВАЖНЕЙШИЕ МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ КОМПЛЕКСЫ РОССИИ И ИХ ГЕОГРАФИЯ
Научный комплекс.
Машиностроительный комплекс: роль, значение и проблемы развития. Факторы размещения. География машиностроения. Военно-промышленный комплекс (ВПК).
Практическая работа №1 «Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам»
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК): роль, значение, проблемы
Нефтяная промышленность .
Газовая промышленность.
Угольная промышленность.
Электроэнергетика.
Практическая работа №2 «Составление характеристики одного из нефтяных бассейнов по картам и статистическим материалам»
Практическая работа №3«Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам»
Тема 5. КОМПЛЕКСЫ, ПРОИЗВОДЯЩИЕ КОНСТРУКЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ХИМИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА
Состав и значение комплексов. Металлургический комплекс. Факторы размещения предприятий металлургического комплекса. Чёрная металлургия. Цветная металлургия.
Химико-лесной комплекс. Химическая промышленность. Факторы размещения химических предприятий. Лесная промышленность.
Практическая работа № 4 «Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам»
Практическая работа №5 «Определение по картам главных факторов размещения металлургических предприятий по производству меди и алюминия»
Практическая работа №6 «Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам»
Тема 6. АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС (АПК)
Состав и значение АПК. Земледелие и животноводство. Пищевая и лёгкая промышленность.
Практическая работа №7 «Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства»
Тема 7.. ИНФРАСТРУКТУРНЫЙ КОМПЛЕКС
Состав комплекса. Транспорт.
Связь. Жилищно-коммунальное хозяйство. Рекреационное хозяйство.
Практическая работа № 8 «Экскурсия на местное предприятие. Составление карты его хозяйственных связей »
РАЗДЕЛ II
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЧАСТЬ КУРСА
Тема 1. РАЙОНИРОВАНИЕ РОССИИ. ОБЩЕСТВЕННАЯ ГЕОГРАФИЯ КРУПНЫХ РЕГИОНОВ
Экономическое районирование. Районирование России.
Практическая работа №9 «Моделирование вариантов нового районирования России»
Тема 2. ЗАПДНЫЙ МАКРОРЕГИОН - ЕВРОПЕЙСКАЯ РОССИЯ
Общая характеристика. Центральная Россия. Состав, историческое изменение ГП, природные условия и ресурсы. Население и трудовые ресурсы. Экономика и её территориальная структура. Узловые районы Центральной России
Северо-Западная Россия и Санкт-Петербургский узловой район
Практическая работа № 10 «Объяснения взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России»
Практическая работа № 11 «Составление картосхемы размещения народных промыслов Центральной России»
Практическая работа № 12 «Сравнение ГП и планировки двух столиц: Москвы и Санкт-Петербурга»
Европейский Север Географическое положение природные условия и ресурсы. Население Хозяйство Европейского Севера
Практическая работа № 13 «Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства Европейского Севера»
Практическая работа № 14 «Составление и анализ схемы хозяйственных связей Двино-Печорского подрайона»
Европейский юг – Северный Кавказ Географическое положение природные условия и ресурсы. Население Хозяйство.
Практическая работа № 15 «Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе»
Практическая работа № 16 «Определение факторов развития и сравнение специализаций промышленности Европейского Юга и Поволжья»
Поволжье Географическое положение природные условия и ресурсы. Население
Практическая работа №17 «Изучение влияния истории населения и развития территории на этнический и религиозный состав населения»
Практическая работа № 18 «Экологические и водные проблемы Волги - оценки и пути решения»
Урал Географическое положение природные условия и ресурсы. Население Хозяйство.
Практическая работа № 19 «Определение тенденций хозяйственного развития Северного Урала. Результат работы представить в виде картосхемы»
Практическая работа № 20 «Оценка экологической ситуации в разных частях Урала и пути решения экологических проблем»
Тема 3. ВОСТОЧНЫЙ МАКРОРЕГИОН – АЗИАТСКАЯ РОССИЯ
Общая характеристика. Этапы проблемы и перспективы развития экономики макрорегиона. Западная Сибирь Географическое положение природные условия и ресурсы.. Население. Хозяйство.
Практическая работа № 21 «Изучение и оценка природных условий Кузнецко-Алдтайского района для жизни и быта человека»
Практическая работа № 22 «Составление характеристики нефтяного (газового) комплекса: значение, уровень развития, основные центры добычи и переработки, направления транспортировки топлива, экологические проблемы»
Алтайский край Экономико-географическое положение. Состав. Природные условия и ресурсы.. Население и трудовые ресурсы. Экономика Алтайского края. Промышленность. Сельское хозяйство. Проблемы и перспективы развития. Место Алтайского края в экономике региона
Практическая работа №23 «Определение по картам географического положения Алтайского края»
Практическая работа №24 «Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов Алтайского края»
Практическая работа № 25 «Разработка по карте туристического маршрута с целью показа наиболее интересных природных и хозяйственных объектов края»
Дальний Восток Состав, географическое положение, природные условия и ресурсы. Население. Хозяйство
Практическая работа № 28 «Выделение на карте индустриальных, транспортных, научных, деловых, финансовых, оборонных центров Дальнего Востока»
Практическая работа № 29 «Учебная дискуссия: свободные экономические зоны Дальнего Востока – проблемы и перспективы развития»
ОБОБЩЕНИЕ ПО КУРСУ
Количество часов всего - 68 часов; в неделю - 2 часа.
Плановых контрольных работ – 7, практических – 29, оценочных - 11
Оценочные практические работы:
Пр. р. №1 «Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам»
Пр.р. №2 «Составление характеристики одного из нефтяных бассейнов по картам и статистическим материалам»
Пр.р. №7 «Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства»
Пр.р. № 10 «Объяснения взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России»
Пр.р. № 12 «Сравнение ГП и планировки двух столиц: Москвы и Санкт-Петербурга»
Пр.р. № 16 «Определение факторов развития и сравнение специализаций промышленности Европейского Юга и Поволжья»
Пр.р. № 20 «Оценка экологической ситуации в разных частях Урала и пути решения экологических проблем»
Пр.р. № 21 «Изучение и оценка природных условий Кузнецко-Алтайского района для жизни и быта человека»
Пр.р. №23 «Определение по картам географического положения Алтайского края»
Пр.р. №24 «Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов Алтайского края»
Пр.р. № 27 «Составление характеристики Норильского промышленного узла: ГП, природные условия и ресурсы, набор производств и их взаимосвязь, промышленные центры»
Творческие работы
- Рассказ о деятельности русских промышленников, купцов, мастеровых умельцев.
- Описание традиционных отраслей сельского хозяйства своего региона.
- Прогнозирование перспектив развития российского машиностроения.
- Анализ работы транспорта в своей местности, предложения по её улучшению.
- Разработка и защита проектов предприятий и фирм по производству товаров и услуг для населения в своём районе.
- Описание народных помыслов Центральной России.
- Разработка проекта “Золотой российский чернозём”.
- Анализ перспектив деятельности новых портов на Балтике.
- Этническая культура народов Северного Кавказа.
- Анализ экологического состояния Волги, Камы, их притоков.
- Народные промыслы Урала.
- Современные проблемы коренных народов Севера.
- Научно-художественное описание уникальных ландшафтов Дальнего Востока.
Используемый УМК:
- В.П. Дронов, В.Я.Ром. География России. Население и хозяйство. 9 класс – М.: Дрофа, 2008.
- В.П.Дронов. География. Рабочая тетрадь. Население и хозяйство России. К учебнику В.Я.Рома, В.П.Дронова „География России. Население и хозяйство“. 9 класс – М.: Дрофа, 2008.
- В.И.Сиротин. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт „География России. Население и хозяйство“. 9 класс – М.: Дрофа, 2008.
- Атлас. Экономическая и социальная география России. 9 класс.
- Мультимедийная программа: География 6-10 класс.
Учебно-тематическое планирование по географии
Класс 9
Учитель Стенникова Н.В.
Количество часов – 70, в неделю – 2 час
Плановых контрольных работ – 3, практических – 29, оценочных - 11
Планирование составлено на основе Примерной программы основного общего образования и Программы по географии для 6-10 классов под редакцией И.В. Душиной М.:Дрофа,2011
Учебник География России. Население и хозяйство. 9 кл. В.П. Дронов, В.Я. Ром М.: Дрофа, 2005 г.
Табличное представление учебно-тематического планирования
№ уро-ка | № | Наименование разделов и тем | Всего часов | Из них | Дата | ||
Лабораторные и практические | Контрольные и диагностические работы | Экскурсии | |||||
РАЗДЕЛ I. ОБЩАЯ ЧАСТЬ КУРСА 28 час
| |||||||
Тема 1 | ПОЛИТИКО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РОССИИ | 3 |
| ||||
1 | 1.1.1 | Российская Федерация | 1 | ||||
2 | 1.1.2 | Государственная территория России | 1 | ||||
3 | 1.1.3 | Географическое положение и границы России | 1 | ||||
Тема 2. | НАСЕЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ | 4 | |||||
4 | 1.2.1 | Исторические особенности заселения и освоения территории России | 1 | ||||
5 | 1.2.2 | Численность и естественный прирост населения. Национальный состав населения России. | 1 | ||||
6 | 1.2.3 | Миграция населения | 1 | ||||
7 | 1.2.4 | Городское и сельское население. Расселение населения. | 1 | ||||
Тема 3. | ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ | 5 | |||||
8 | 1.3.1 | Экономические системы в историческом развитии России. Традиционная и командная системы | 1 | ||||
9 | 1.3.2 | Рыночная и смешанная экономика | 1 | ||||
10 | 1.3.3 | Социально-экономические реформы в России. Структурные особенности экономики России | 1 | ||||
11 | 1.3.4 | Проблемы природно-ресурсной основы экономики России | 1 | ||||
12 | 1.3.5 | Россия в современной мировой экономике. Перспективы развития | 1 | ||||
Тема 4. | ВАЖНЕЙШИЕ МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ КОМПЛЕКСЫ РОССИИ И ИХ ГЕОГРАФИЯ | 6 | 3 | ||||
13 | 1.4.1 | Научный комплекс | 1 | ||||
14 | 1.4.2 | Машиностроительный комплекс: роль, значение и проблемы развития. Факторы размещения | 1 | Пр. р. №1 «Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам» | |||
15 | 1.4.3 | География машиностроения. Военно-промышленный комплекс (ВПК) | 1 | ||||
16 | 1.4.4 | Топливно-энергетический комплекс (ТЭК): роль, значение, проблемы Нефтяная промышленность | 1 | Пр.р. №2 «Составление характеристики одного из нефтяных бассейнов по картам и статистическим материалам» | |||
17 | 1.4.5 | Газовая промышленность Угольная промышленность | 1 | Пр.р. №3 «Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам» | |||
18 | 1.4.6 | Электроэнергетика | 1 | ||||
Тема 5. | КОМПЛЕКСЫ, ПРОИЗВОДЯЩИЕ КОНСТРУКЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ХИМИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА | 4 | 3 | ||||
19 | 1.5.1 | Состав и значение комплексов. Металлургический комплекс. Факторы размещения предприятий металлургического комплекса. Чёрная металлургия | 1 | Пр.р. №4 «Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам» | |||
20 | 1.5.2 | Цветная металлургия. | 1 | Пр.р. №5 «Определение по картам главных факторов размещения металлургических предприятий по производству меди и алюминия» | |||
21 | 1.5.3 | Химико-лесной комплекс. Химическая промышленность. Факторы размещения химических предприятий | 1 | Пр.р. №6 «Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам» | |||
22 | 1.5.4 | Лесная промышленность | 1 | ||||
Тема 6. | АГРОПРОМЫШЛЕН-НЫЙ КОМПЛЕКС (АПК) | 2 | |||||
23 | 1.6.1 | Состав и значение АПК. Земледелие и животноводство | 1 | Пр.р. №7 «Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства» | |||
24 | 1.6.2 | Пищевая и лёгкая промышленность | 1 | ||||
Тема 7. | ИНФРАСТРУКТУР-НЫЙ КОМПЛЕКС | 4 | 1 | ||||
25 | 1.7.1 | Состав комплекса. Роль транспорта. Сухопутный транспорт | 1 | ||||
26 | 1.7.2 | Водный и другие виды транспорта | 1 | ||||
27 | 1.7.3 | Связь. Сфера обслуживания | 1 | Пр.р. № 8 «Экскурсия на местное предприятие. Составление карты его хозяйственных связей » | |||
28 | 1.7.4 | Контрольная работа №1 по общей части курса | 1 | Контрольная работа №1 по общей части курса | |||
РАЗДЕЛ II. РЕГИОНАЛЬНАЯ ЧАСТЬ КУРСА 38 час | |||||||
Тема 1. | РАЙОНИРОВАНИЕ РОССИИ. ОБЩЕСТВЕННАЯ ГЕОГРАФИЯ КРУПНЫХ РЕГИОНОВ | 2 | 1 | ||||
29 | 2.1.1 | Экономическое районирование | 1 | ||||
30 | 2.1.2 | Районирование России | 1 | Пр.р. №9 «Моделирование вариантов нового районирования России» | |||
Тема 2 | ЗАПДНЫЙ МАКРОРЕГИОН - ЕВРОПЕЙСКАЯ РОССИЯ | 16 | 11 | ||||
31 | 2.2.1 | Общая характеристика | 1 | ||||
32 | 2.2.2 | Центральная Россия. Состав, историческое изменение ГП, природные условия и ресурсы. | 1 | ||||
33 | 2.2.3 | Население и трудовые ресурсы. | 1 | ||||
34 | 2.2.4 | Экономика и её территориальная структура. | 1 | Пр.р. № 10 «Объяснения взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России» | |||
35 | 2.2.5 | Узловые районы Центральной России | 1 | Пр.р. № 11 «Составление картосхемы размещения народных промыслов Центральной России» | |||
36 | 2.2.6 | Северо-Западная Россия и Санкт-Петербургский узловой район | 1 | Пр.р. № 12 «Сравнение ГП и планировки двух столиц: Москвы и Санкт-Петербурга» | |||
37 | 2.2.7 | Европейский Север Географическое положение природные условия и ресурсы. Население | 1 | Пр.р. № 13 «Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства Европейского Севера» | |||
38 | 2.2.8 | Хозяйство Европейского Севера | 1 | Пр.р. № 14 «Составление и анализ схемы хозяйственных связей Двино-Печорского подрайона» | |||
39 | 2.2.9 | Европейский юг – Северный Кавказ Географическое положение природные условия и ресурсы. Население | 1 | Пр.р. № 15 «Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе» | |||
40 | 2.2.10 | Хозяйство | 1 | Пр.р. № 16 «Определение факторов развития и сравнение специализаций промышленности Европейского Юга и Поволжья» | |||
41 | 2.2.11 | Поволжье Географическое положение природные условия и ресурсы. | 1 | ||||
42 | 2.2.12 | Население | 1 | Пр.р.№17 «Изучение влияния истории населения и развития территории на этнический и религиозный состав населения» | |||
43 | 2.2.13 | Население | 1 | Пр.р. № 18 «Экологические и водные проблемы Волги - оценки и пути решения» | |||
44 | 2.2.14 | Урал Географическое положение природные условия и ресурсы. Население | 1 | ||||
45 | 2.2.15 | Хозяйство | 1 | Пр.р. № 19 «Определение тенденций хозяйственного развития Северного Урала. Результат работы представить в виде картосхемы» | |||
46 | 2.2.16 | Хозяйство | 1 | Пр.р. № 20 «Оценка экологической ситуации в разных частях Урала и пути решения экологических проблем» | |||
Тема 3. | ВОСТОЧНЫЙ МАКРОРЕГИОН – АЗИАТСКАЯ РОССИ | 20 | 7 | ||||
47 | 2.3.1 | Общая характеристика. Этапы проблемы и перспективы развития экономики макрорегиона | 1 | ||||
48 | 2.3.2 | Западная Сибирь Географическое положение природные условия и ресурсы. | 1 | Пр.р. № 21 «Изучение и оценка природных условий Кузнецко-Алтайского района для жизни и быта человека» | |||
49 | 2.3.3 | Население | 1 | ||||
50 | 2.3.4 | Хозяйство | 1 | Пр.р. № 22 «Составление характеристики нефтяного (газового) комплекса: значение, уровень развития, основные центры добычи и переработки, направления транспортировки топлива, экологические проблемы» | |||
51 | 2.3.5 | Алтайский край Экономико-географическое положение. Состав. Природные условия и ресурсы. | 1 | Пр.р. №23 «Определение по картам географического положения Алтайского края» | |||
52 | 2.3.6 | Практикум | 1 | Пр.р. №24 «Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов Алтайского края» | |||
53 | 2.3.7 | Население и трудовые ресурсы | 1 | ||||
54 | 2.3.8 | Экономика Алтайского края. Промышленность | 1 | ||||
55 | 2.3.9 | Сельское хозяйство | 1 | ||||
56 | 2.3.10 | Проблемы и перспективы развития | 1 | Пр.р № 25 «Разработка по карте туристического маршрута с целью показа наиболее интересных природных и хозяйственных объектов края» | |||
57 | 2.3.11 | Место Алтайского края в экономике региона | 1 | ||||
58 | 2.3.12 | Обобщающий урок по теме. | 1 | ||||
59 | 2.3.13 | Контрольная работа №2 | 1 | Контрольная работа №2 | |||
60 | 2.3.14 | Восточная Сибирь Состав, географическое положение, природные условия и ресурсы. | 1 | Пр.р. № 26 «Оценка особенности природы региона с позиции условий жизни человека в сельской местности и городе» | |||
61 | 2.3.15 | Население. Хозяйство | 1 | Пр.р. № 27 «Составление характеристики Норильского промышленного узла: ГП, природные условия и ресурсы, набор производств и их взаимосвязь, промышленные центры» | |||
62 | 2.3.16 | Дальний Восток Состав, географическое положение, природные условия и ресурсы. | 1 | ||||
63 | 2.3.17 | Население. Хозяйство | 1 | Пр.р.№ 28 «Выделение на карте индустриальных, транспортных, научных, деловых, финансовых, оборонных центров Дальнего Востока» | |||
64 | 2.3.18 | Практикум | 1 | Пр.р.№ 29 «Учебная дискуссия: свободные экономические зоны Дальнего Востока – проблемы и перспективы развития» | |||
65 | 2.3.19 | Обобщение знаний по региональной части курса | 1 | ||||
66 | 2.3.20 | Обобщение знаний по региональной части курса | 1 | ||||
ОБОБЩЕНИЕ ПО КУРСУ 2 часа | |||||||
67 | 1 | Подготовка к итоговой контрольной работе | 1 | ||||
68 | 2 | Контрольная работа №3 | 1 | Итоговая контрольная работа по курсу «География России. Население и хозяйство» | |||
Итого | 68 | 29 | 3 |
Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)
В результате изучения географии ученик должен
знать/понимать
- основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
- географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
- различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
- специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
- приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
- составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
- определять на местности, плане и карте географические координаты и местоположение географических объектов;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;
- проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
- определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
- решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Называть (показывать):
- основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;
- основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;
- географические районы, их территориальный состав;
- отрасли местной промышленности.
Описывать:
- природные ресурсы;
- периоды формирования хозяйства России;
- особенности отраслей;
- традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;
- экономические связи районов;
- состав и структуру отраслевых комплексов;
- основные грузо - и пассажиропотоки.
Объяснять:
- различия в освоении территории;
- влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;
- размещение главных центров производства;
- сельскохозяйственную специализацию территории;
- структуру ввоза и вывоза;
- современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.
Прогнозировать:
- возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по географии для 6 класса к учебнику Дронов В. П. , Савельева Л. Е. География . Землеведение. 6 класс – М., Дрофа, 2008
Рабочая программа составлена на основе методических рекомендаций Бахчиевой О.А. по организации изучения курса географии 6 класса (Москва, Дрофа, 2004г); сборника нормативных документов «Ге...
Рабочая программа по географии для 5 класса по учебнику "География 5-6 класс" А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е,К. Липкина,"Полярная звезда", "Просвещение",2012г
Рабочая программа по географии для 5 класса по учебнику "География 5-6 класс" А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е,К. Липкина,"Полярная звезда", "Просвещение",2012г содержит пояснительную записку и поурочн...
Рабочая программа по географии для 6 класса по учебнику "География 5-6 класс" серия "Полярная звезда", А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина "Просвещение"2012г
Рабочая программа по географии для 6 класса по учебнику "География 5-6 класс" серия "Полярная звезда", А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина "Просвещение"2012г содержит пояснительную записку и по...
Рабочая программа по географии в 8 классе, в 9 классе, географии Осетии.
Рабочая программа по географии в 8 классе, 9 классе, географии Осетии....
Рабочая программа по географии для 8 класса по учебнику "География.8 класс» УМК «Полярная звезда» под редакцией А.И. Алексеева. Просвещение,2015.
Данная программа поможет учителям в создании рабочей программы по курсу географии в 8 класса по учебнику " География. 8 класс" УМК "Полярная звезда" А.И. Алексеева. Просвещение,2015....
Рабочая программа по географии для 5 класса по курсу «География. Введение в географию" авторов Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. в соответствии с требованиями ФГОС
Программа курса "Введение в географию" для 5 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Структура программы соответствует новейшим требованиям к содержанию и структуре рабочей про...
Рабочая программа по географии для 8 класса по учебнику - Алексеев А.И. География России. Природа и население. 8 класс. . – Москва, издательский дом «Дрофа», 2003.
Рабочая программа составлена на основе требований Федерального компонента Государственного Образовательного Стандарта общего образования (2005 год) и примерной программы основного общего образова...