Урок по теме: Население
план-конспект урока по географии (10 класс) по теме
1)Формировать понятие урбанизации, характеризовать урбанизацию как всемирный процесс. Определять общие черты урбанизации, взаимосвязь между уровнями и темпами урбанизации. Получить представление о формах расселения.
2)Развивать общеучебные и специальные навыки: работать с различными источниками знаний; выделять главное; определять взаимосвязи, составлять схемы, таблицы, работа в паре, самоконтроль.
3)Воспитывать чувство ответственного отношения к выполняемой работе, чувство взаимопомощи и взаимовыручки, самооценки и оценки работы одноклассников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 75 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока. “Население.”
Цели:1)Формировать понятие урбанизации, характеризовать урбанизацию как всемирный процесс. Определять общие черты урбанизации, взаимосвязь между уровнями и темпами урбанизации. Получить представление о формах расселения. 2)Развивать общеучебные и специальные навыки: работать с различными источниками знаний; выделять главное; определять взаимосвязи, составлять схемы, таблицы, работа в паре, самоконтроль. 3)Воспитывать чувство ответственного отношения к выполняемой работе, чувство взаимопомощи и взаимовыручки, самооценки и оценки работы одноклассников.
Оборудование:
1.Учебник “Экономическая и социальная география мира”, авторы: Максаковский В.П 2.Атлас для 10 класса. 3. Карта мира, расселение население. 4.Мультимедийное оборудование.
Ход урока
1. Организационный момент - 1 мин.
Цель: Организовать и настроить класс на работу, познакомить с планом урока.
План урока.
- Проверка ранее изученного материала – 8 мин.
- Изучение нового материала (самостоятельная работа с учебником) – 20 мин.
- Закрепление пройденного – 10 мин.
- Инструктаж по выполнению домашнего задания – 1 мин.
- Рефлексия-2 мин.
2. Проверка ранее изученного материала
Цель: Проверить уровень и качество знаний учащихся по теме: “Размещение и миграции населения”.
Учащиеся получают карточки с заданиями, ключом противоположного варианта и критерием оценок.
Письменный опрос по вариантам – 8 мин.
В I | В II |
1. Как размещается население по территории земного шара? Какие факторы влияют на размещение и плотность населения? 2. Что понимают под: а) эмиграцией б) иммиграцией 3. Назовите 3 района Земли с самой высокой плотностью населения. 4. Какие виды внутренних миграций Вам известны? 5. Перечислите главные очаги эмиграции до II мировой войны. | 1.Что понимают под миграцией? Какие виды миграций Вам известны? Назовите главные причины миграций. 2. Перечислите главные районы наибольшей концентрации населения. 3. Назовите 3 района Земли с самой низкой плотностью населения. 4. Какие виды внешних миграций Вам известны. 5. Перечислите главные очаги эмиграции после II мировой войны. |
Учащиеся оценивают работы друг друга, используя для проверки “ключ” и критерии оценки.
Ключ для проверки
В I | В II |
I. 1.Неравномерно 2. а) природные II. а) въезд в другую страну III. Любые три из перечисленных: (Великобритания, Ливан, Израиль, Бельгия) IV. 1. Из села в город V. Любые три из перечисленных: (США, Канада, ЮАР, Австралия, Южная Америка) | I. а) перемещение населения 1. Экономические II. 1. Южная и Юго-Восточная Азия III. Любые три из перечисленных: (Монголия, Ливия, Намибия, Австралия) IV. 1. Трудовые миграции V. 1. Центральная Европа |
Критерии оценки
“5” - не допустили ошибок.
“4” - 2-3 ошибки.
“3” - 4-5 ошибок.
“2” - за 6 и более ошибок.
Работы сдаются учителю.
Если на уроке будут учащиеся, не изучавшие данную тему, им предлагается инструкционная карта следующего содержания:
Тема: “Размещение и миграции населения”
Цель:
1. Познакомиться с миграциями населения, ее видами, выявить причины миграций, определить главные очаги миграций до и после II мировой войны.
2. Изучить размещение населения, выявить факторы, влияющие на размещение населения.
Определить районы с самой высокой и самой низкой плотностью населения.
Задание:
1. Прочитайте текст учебника на стр. 71-74 автор Максаковский В.П.
2. Ответьте на вопросы:
а) Как размещается население?
б) Какова средняя плотность населения?
в) Назовите территории, где сформировались крупные сгустки населения?
3. Прочитайте текст учебника Максаковского В.П. стр. 71-74
4. Дайте определение миграции
5. Заполните схему:
3 Изучение нового материала – 23 мин.
Тема: Расселение населения. Урбанизация.
Цель: Изучить городскую и сельскую формы расселения, особенности процесса урбанизации, общие черты урбанизации. Познакомиться с уровнями, темпами и формами урбанизации.
Учащиеся должны
Знать | Уметь |
Сущность, основные черты, темпы и формы урбанизации | Составлять таблицы и схемы по текстам учебника. Объяснять различия в темпах и уровнях урбанизации |
Этап целеполагания На доске карточки из отдельных слов. (Расселение, урбанизация, мегаполис, деревня, фазенда и т.д.) .Учитель задаёт вопросы: -Глядя на данные слова подумайте и ответе на вопросы, что сегодня на уроке вы узнаете? Какие ключевые слова определяют тему сегодняшнего урока? А как вы можете сформулировать понятие слова Расселение? Слайд №1,2(тема урока, определение расселения ) Откройте тетради и запишите: 1)тему урока;2)определение расселение-это…
Самостоятельная работа по изучению нового мат-ла. Учащиеся получают инструкционную карту.
Инструкционная карта
по теме: “Формы расселения. Урбанизация”
ВНИМАНИЕ! Если при выполнении заданий Вы будете испытывать затруднения – обращайтесь к учителю . Задание №1
Цель: Познакомиться с понятием урбанизация и ее общими чертами.
1. Прочитайте текст в учебнике Максаковского В.П. стр. 74-78
2. Выпишите определение понятия “урбанизация” и общие черты урбанизации
3.Определитеположительные и отрицательные стороны урбанизации.
Задания №2
Цель: Познакомиться с уровнями темпами и формами урбанизации.
1. Прочитайте текст в учебнике Максаковского В.П. стр. 78-79, проанализируйте рисунок № 18 стр. 76, заполните таблицу.
Название уровней | Доля городского населения | Примеры стран |
1. ? 2. Средний 3. ? | ниже 20% ? ? | США, Россия, Австралия |
2.Выявите взаимосвязь между темпами и уровнями урбанизации. Выводы запишите в тетрадь. Задание №3
1..Прочитайте текст учебника выпишите или самостоятельно сформулируйте определения понятий агломерация, мегаполис
Задание№4
Цель: Познакомиться с понятием субурбанизация , лжеурбанизация
1. Прочитайте текст на стр. 78-79 в учебнике сформулируйте и запишите определение понятия субурбанизация, лжеурбанизация. Для каких стран она характерна.(приведите примеры) 2. Используя рис № 15-17 на стр.75 в учебнике выпишите в тетрадь названия крупнейших мегаполисов, найдите и покажите их на карте.
Работа у доски Двое обучающихся делают классификацию из предложенных слов. Затем объясняют почему так расставили слова.
Цель: Изучить формы сельского расселения.
Задания:
1. Используя текст учебника Максаковского В.П. стр. 79-80 заполните схему:
Ключ к проверке
Таблица: “Уровни урбанизации”
Название уровней | Доля городского населения | Примеры стран |
1.низкий 2.средний 3.высокий | ниже 20% 20% - 50% свыше 50% | Эфиопия, Нигер, Афганистан Китай, Индия, Нигерия США, Россия, Австралия |
Темпы урбанизации зависят от ее уровня, чем выше уровень урбанизации, тем ниже ее темпы и наоборот, чем ниже уровень урбанизации, тем выше темпы.
Агломерация – скопление городов.
Мегаполис – скопление агломераций и городов, слившихся друг с другом.
Ключ к проверке
Этап закрепление пройденного материала
Цель: Проверить качество и прочность полученных знаний.
Учащиеся должны выполнить одно из предложенных заданий. (Уровень и вариант выбирают сами учащиеся, исходя из своих возможностей).
Учащиеся получают пакеты с заданиями.
Задание: Выполните одно из заданий А,В, или С, исходя из своих возможностей.
А | В | С |
1.Заполните пропуски в предложении: а). Для современного этапа “урбанизации характерен переход от “точечного” города к…городским агломерациям б). Главной формой расселения людей в современном мире постепенно становятся…города 2. Назовите общие черты урбанизации: 1.быстрые темпы роста городского населения 2.концентрация населения и хоз-ва в больших городах 3. «расползание городов» Правильный ответ – 3 балла 3.Рассеянное сельское расселение характерно для: 1. Китая 2. Австралии 3. Японии 4. США Правильные ответы подчеркните. Правильный ответ – 2 балла | 1.Каковы причины низких темпов урбанизации в развитых странах? а) горожане предпочитают жить в пригородах б) жители городов переезжают в села в поисках работы в) концентрация промышленности и транспорта в городах – резко ухудшает экологические условия в них г) все эти причины Правильный ответ- 2 балла 2.Высокую долю горожан имеют страны: а) Чили, Австралия, Китай, б) Испания, Португалия, Индия в) США, Канада, Россия Правильный ответ – 2 балла 3.Почему высокая доля городского населения в развивающихся странах не может служить показателем высокого уровня жизни. Правильный ответ – 3 балла | 1.Что такое урбанизация и городская агломерация? Существует ли прямая зависимость между уровнем урбанизации и плотностью населения? Подтвердите ответ примерами. Правильный ответ – 3 балла 2.Почему в развитых странах замедлились темпы урбанизации? Правильный ответ – 2 балла 3.Проанализируйте данные таблицы № 3 на стр. 69 в учебнике Максаковского В.П. Рассчитайте, во сколько раз увеличилась численность городского населения в отдельных регионах мира с 1950 г. да 2000г. Правильный ответ – 2 балла |
Критерии оценки
“5” - 7 баллов.
“4” - 6-5 баллов.
“3” - 4 балла.
“2” - 3 и менее баллов.
Домашнее задание
Цель: Закрепить полученные знания, обобщить изученный материал.
Задание:
- Повторить записи в тетрадях или прочитать учебник Максаковского В.П. Тема3&4
2. Составить кроссворд: “Города – миллионеры 3. На контурной карте обозначить крупнейшие агломерации и мегаполисы .
Рефлексия слайды с изображениями населённых пунктов (город,трущоба,село и т.д.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект уроков по теме "Население мира"
Конспекты уроков по теме " Население мира", возможно сопровождение презентацией учащихся, предусмотрена работа с опережающим домашним заданием,уроки построены с использованием элементов технологии тво...
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/02/picture-64296.jpg)
урок по теме: "Население России" (фрагмент обобщающего урока)
Вашему внимнию предоставлен фрагмент урока, показанном в незнакомом классе на конкурсе "Учитель года Дона". Данная разработка может быть использована на итоговом уроке по теме "Население России"....
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/15/picture-204202-1360954131.jpg)
Обобщающий урок по теме Население России
Обощающий урок по теме Население России рекомен6дуется для закрепления материала по данной теме. Цель урока: повторить, закрепить и проверить понимание ключевых положений темы, знаний основных термино...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/17/picture-143878-1550398452.jpg)
Обобщающий урок по теме "Население России"
В данной презентации содержится материал для обобщения и систематизации знаний обучающихся по теме "Население России"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/31/picture-226779-1364715100.jpg)
урок по теме "Население Ю.Америки"
Разработка урока для 7 класса по теме "Население Ю.Америки". К уроку прилагается презентация. Лист индивидуальной работы ученика. В разработке представлены задания по выработке у учащихся УУД....
урок по теме Население России
урок по теме Население россии...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/16/picture-73414-1366121433.jpg)
За невестами в Россию. Обобщающий урок по теме Население.
Данного урока нет в программе. Но именно эта тема является актуальной для учащихся 10-11 классов. урок можно провести при изучении тем "население мира", "региональная часть " или как внеклассное мероп...