Урок по теме: Население
план-конспект урока по географии (10 класс) по теме

1)Формировать понятие урбанизации, характеризовать урбанизацию как всемирный процесс. Определять общие черты урбанизации, взаимосвязь между уровнями и темпами урбанизации. Получить представление о формах расселения.           

2)Развивать общеучебные и специальные навыки: работать с различными источниками знаний; выделять главное; определять взаимосвязи, составлять схемы, таблицы, работа в паре, самоконтроль.                                                                                                    

3)Воспитывать чувство ответственного отношения к выполняемой работе, чувство взаимопомощи и взаимовыручки, самооценки и оценки работы одноклассников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_teme_naselenie_10_kl.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока. “Население.”                                                                                            

Цели:1)Формировать понятие урбанизации, характеризовать урбанизацию как всемирный процесс. Определять общие черты урбанизации, взаимосвязь между уровнями и темпами урбанизации. Получить представление о формах расселения.            2)Развивать общеучебные и специальные навыки: работать с различными источниками знаний; выделять главное; определять взаимосвязи, составлять схемы, таблицы, работа в паре, самоконтроль.                                                                                                     3)Воспитывать чувство ответственного отношения к выполняемой работе, чувство взаимопомощи и взаимовыручки, самооценки и оценки работы одноклассников.

Оборудование: 

1.Учебник “Экономическая и социальная география мира”, авторы: Максаковский В.П      2.Атлас для 10 класса.                                                                                                                3. Карта мира, расселение население.                                                                        4.Мультимедийное оборудование.

Ход урока

 1. Организационный момент - 1 мин.

Цель: Организовать и настроить класс на работу, познакомить с планом урока.

План урока.

  1. Проверка ранее изученного материала – 8 мин.
  2. Изучение нового материала (самостоятельная работа с учебником) – 20 мин.
  3. Закрепление пройденного – 10 мин.
  4. Инструктаж по выполнению домашнего задания – 1 мин.
  5. Рефлексия-2 мин.

 2. Проверка ранее изученного материала

Цель: Проверить уровень и качество знаний учащихся по теме: “Размещение и миграции населения”.

Учащиеся получают карточки с заданиями, ключом противоположного варианта и критерием оценок.

Письменный опрос по вариантам – 8 мин.

В I

В II

1. Как размещается население по территории земного шара? Какие факторы влияют на размещение и плотность населения?

2. Что понимают под:

а) эмиграцией

б) иммиграцией

3. Назовите 3 района Земли с самой высокой плотностью населения.

4. Какие виды внутренних миграций Вам известны?

5. Перечислите главные очаги эмиграции до II мировой войны.

1.Что понимают под миграцией? Какие виды миграций Вам известны? Назовите главные причины миграций.

2. Перечислите главные районы наибольшей концентрации населения.

3. Назовите 3 района Земли с самой низкой плотностью населения.

4. Какие виды внешних миграций Вам известны.

5. Перечислите главные очаги эмиграции после II мировой войны.

Учащиеся оценивают работы друг друга, используя для проверки “ключ” и критерии оценки.

Ключ для проверки

В I

В II

I.

1.Неравномерно

2.

а) природные
б) исторические
в) демографические
г) социально-экономические

II.

а) въезд в другую страну
б) выезд из своей страны на постоянное жительство

III. Любые три из перечисленных: (Великобритания, Ливан, Израиль, Бельгия)

IV.

1. Из села в город
2. Из малых городов в большие
3. Освоение новых земель
4. Отток из “горячих точек”

V. Любые три из перечисленных: (США, Канада, ЮАР, Австралия, Южная  Америка)

I.

а) перемещение населения
б) внешняя и внутренняя
в)

1. Экономические
2. Политические
3. Национальные
4. Религиозные
5. Экологические

II.

1. Южная и Юго-Восточная Азия
2. Зарубежная Европа
3. Северо-восток США

III. Любые три из перечисленных:

(Монголия, Ливия, Намибия, Австралия)

IV.

1. Трудовые миграции
2. Утечка мозгов
3. Беженцы

V.

1. Центральная Европа
2. Страны Ближнего Востока
3. США

Критерии оценки

“5” - не допустили ошибок.
“4” - 2-3 ошибки.
“3” - 4-5 ошибок.
“2” - за 6 и более ошибок.

Работы сдаются учителю.

Если на уроке будут учащиеся, не изучавшие данную тему, им предлагается инструкционная карта следующего содержания:

Тема: “Размещение и миграции населения”

Цель:

1. Познакомиться с миграциями населения, ее видами, выявить причины миграций, определить главные очаги миграций до и после II мировой войны.
2. Изучить размещение населения, выявить факторы, влияющие на размещение населения.

Определить районы с самой высокой и самой низкой плотностью населения.

Задание:

1. Прочитайте текст учебника на стр. 71-74 автор Максаковский В.П.
2. Ответьте на вопросы:

а) Как размещается население?
б) Какова средняя плотность населения?
в) Назовите территории, где сформировались крупные сгустки населения?

3. Прочитайте текст учебника Максаковского В.П. стр. 71-74
4. Дайте определение миграции
5. Заполните схему:

 3 Изучение нового материала – 23 мин.

Тема: Расселение населения. Урбанизация.

Цель: Изучить городскую и сельскую формы расселения, особенности процесса урбанизации,   общие черты урбанизации. Познакомиться с уровнями, темпами и формами урбанизации.                                                                                                                                                                        

Учащиеся должны

Знать

Уметь

Сущность, основные черты, темпы и формы урбанизации

Составлять таблицы и схемы по текстам учебника.

Объяснять различия в темпах и уровнях урбанизации

Этап целеполагания   На доске карточки из отдельных слов. (Расселение, урбанизация, мегаполис, деревня, фазенда и т.д.) .Учитель задаёт вопросы: -Глядя на данные слова подумайте и ответе на вопросы, что сегодня на уроке вы узнаете? Какие ключевые слова определяют тему сегодняшнего урока?  А как вы можете сформулировать понятие слова Расселение?    Слайд №1,2(тема урока, определение расселения ) Откройте тетради и запишите: 1)тему урока;2)определение расселение-это…                                                                                                                              

Самостоятельная работа по изучению нового мат-ла. Учащиеся получают инструкционную карту.

Инструкционная карта
по теме: “Формы расселения. Урбанизация”

ВНИМАНИЕ! Если при выполнении заданий Вы будете испытывать затруднения – обращайтесь к учителю .                                                                                                        Задание №1 

Цель: Познакомиться с понятием урбанизация и ее общими чертами.

1. Прочитайте текст в учебнике Максаковского В.П. стр. 74-78
2. Выпишите  определение понятия “урбанизация” и общие черты урбанизации
3.Определитеположительные и отрицательные стороны урбанизации.

Задания №2

Цель: Познакомиться с уровнями темпами и формами урбанизации.

1. Прочитайте текст в учебнике Максаковского В.П. стр. 78-79, проанализируйте рисунок  № 18 стр. 76, заполните таблицу.

Название уровней

Доля городского населения

Примеры стран

1. ?

2. Средний

3. ?

ниже 20%

?

?

США, Россия, Австралия

2.Выявите взаимосвязь между темпами и уровнями урбанизации. Выводы запишите в тетрадь.                                                                                                                                                             Задание №3
1..Прочитайте текст учебника выпишите или самостоятельно сформулируйте определения понятий агломерация, мегаполис                                                                                                            

Задание№4

Цель: Познакомиться с понятием  субурбанизация , лжеурбанизация

1. Прочитайте текст на стр. 78-79 в учебнике  сформулируйте и запишите определение понятия субурбанизация, лжеурбанизация. Для каких стран она характерна.(приведите примеры)                                                                                                                                                                           2. Используя рис № 15-17 на стр.75 в учебнике  выпишите в тетрадь названия крупнейших мегаполисов, найдите  и покажите их на карте.

Работа у доски Двое обучающихся делают классификацию из предложенных слов.       Затем объясняют почему так расставили слова.

Цель: Изучить формы сельского расселения.

Задания: 

1. Используя текст  учебника Максаковского В.П. стр. 79-80 заполните схему:

                                                                 

Ключ к проверке

Таблица: “Уровни урбанизации”

Название уровней

Доля городского населения

Примеры стран

1.низкий

2.средний

3.высокий

ниже 20%

20% - 50%

свыше 50%

Эфиопия, Нигер, Афганистан

Китай, Индия, Нигерия

США, Россия, Австралия

Темпы урбанизации зависят от ее уровня, чем выше уровень урбанизации, тем ниже ее темпы и наоборот, чем ниже уровень урбанизации, тем выше темпы.

Агломерация – скопление городов.

Мегаполис – скопление агломераций и городов, слившихся друг с другом.

                                                            Ключ к проверке

                                Этап закрепление пройденного материала

Цель: Проверить качество и прочность полученных знаний.

Учащиеся должны выполнить одно из предложенных заданий. (Уровень и вариант выбирают сами учащиеся, исходя из своих возможностей).

Учащиеся получают пакеты с заданиями.

Задание: Выполните одно из заданий А,В, или С, исходя из своих возможностей.

А

В

С

1.Заполните пропуски в предложении:

а). Для современного этапа “урбанизации характерен переход от “точечного” города к…городским агломерациям

б). Главной формой расселения людей в современном мире постепенно становятся…города

2. Назовите общие черты урбанизации:

1.быстрые темпы роста городского населения

2.концентрация населения и хоз-ва в  больших городах

3. «расползание городов»

Правильный ответ – 3 балла

3.Рассеянное сельское расселение характерно для:

1. Китая

2. Австралии

3. Японии

4. США

Правильные ответы подчеркните.

Правильный ответ – 2 балла

1.Каковы причины низких темпов урбанизации в развитых странах?

а) горожане предпочитают жить в пригородах

б) жители городов переезжают в села в поисках работы

в) концентрация промышленности и транспорта в городах – резко ухудшает экологические условия в них

г) все эти причины

Правильный ответ- 2 балла

2.Высокую долю горожан имеют страны:

а) Чили, Австралия, Китай,

б) Испания, Португалия,

Индия

в) США, Канада, Россия

Правильный ответ – 2 балла

3.Почему высокая доля городского населения в развивающихся странах не может служить показателем высокого уровня жизни.

Правильный ответ – 3 балла

1.Что такое урбанизация и городская агломерация? Существует ли прямая зависимость между уровнем урбанизации и плотностью населения?

Подтвердите ответ примерами.

Правильный ответ – 3 балла

2.Почему в развитых странах замедлились темпы урбанизации?

Правильный ответ – 2 балла

3.Проанализируйте данные таблицы № 3 на стр. 69 в учебнике Максаковского В.П. Рассчитайте, во сколько раз увеличилась численность городского населения в отдельных регионах мира с 1950 г. да 2000г.

Правильный ответ – 2 балла

Критерии оценки

“5” - 7 баллов.
“4” - 6-5 баллов.
“3” - 4 балла.
“2” - 3 и менее баллов.

 Домашнее  задание

Цель: Закрепить полученные знания, обобщить изученный материал.

Задание:

  1. Повторить записи в тетрадях или прочитать учебник Максаковского В.П. Тема3&4

2. Составить кроссворд: “Города – миллионеры                                                                  3. На контурной карте обозначить крупнейшие агломерации и мегаполисы .

Рефлексия слайды с изображениями населённых пунктов (город,трущоба,село и т.д.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект уроков по теме "Население мира"

Конспекты уроков по теме " Население мира", возможно сопровождение презентацией учащихся, предусмотрена работа с опережающим домашним заданием,уроки построены с использованием элементов технологии тво...

урок по теме: "Население России" (фрагмент обобщающего урока)

Вашему внимнию предоставлен фрагмент урока, показанном в незнакомом классе на конкурсе "Учитель года Дона". Данная разработка может быть использована на итоговом уроке по теме "Население России"....

Обобщающий урок по теме Население России

Обощающий урок по теме Население России рекомен6дуется для закрепления материала по данной теме. Цель урока: повторить, закрепить и проверить понимание ключевых положений темы, знаний основных термино...

Обобщающий урок по теме "Население России"

В данной презентации содержится материал для обобщения и систематизации знаний обучающихся по теме "Население России"...

урок по теме "Население Ю.Америки"

Разработка урока для 7 класса по теме "Население Ю.Америки". К уроку прилагается презентация. Лист индивидуальной работы ученика. В разработке представлены задания по выработке у учащихся УУД....

урок по теме Население России

урок по теме Население россии...

За невестами в Россию. Обобщающий урок по теме Население.

Данного урока нет в программе. Но именно эта тема является актуальной для учащихся 10-11 классов. урок можно провести при изучении тем "население мира", "региональная часть " или как внеклассное мероп...