Дети Сталинграда
классный час по географии (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
« Дети Сталинграда»
Литературно-музыкальная композиция
По книге Л.Сорокиной «Дети Сталинграда»
(К юбилею Сталинградской битвы.)
Слайды «Счастливое детство»
Вед 1. Добрый день дорогие ребята!
Вед2 Добрый день уважаемые взрослые!
Вед1. В эти дни вся страна отмечает юбилейную дату 70летие Сталинградской битвы. Мы вспоминаем героев, их подвиги. Но участниками Сталинградской битвы были, не только взрослые, но и дети.
Вед: 2. Дети войны - это дети с покалеченным детством. Дети, прошедшие через голод, холод, страх и боль.
Дети, прошедшие через ужас и страдания. Дети, у которых не было настоящего детства.
Вед1 Сегодня вашему вниманию мы представляем литературно-музыкальную композицию «Дети Сталинграда» по книги Лилии Сорокиной
Чтец: Тебе десять или немногим больше.
Ты родился и вырос на мирной земле.
Ты хорошо знаешь, как шумят весенние грозы, но никогда не слышал орудийного грома.
Ты видишь, как строят новые дома, но не подозреваешь, как легко разрушаются дома под градом бомб и снарядов.
Ты знаешь, как обрывается сон, но тебе трудно поверить что человеческую жизнь оборвать так же просто, как весёлый утренний сон.
Довоенное время видео.
Чтец: Июнь. Клонился к вечеру закат
И белой ночи разливалось море,
И раздавался звонкий смех ребят,
Не знающих, не ведающих горя.
В свой полный цвет входило лето,
Земля ломилась, всем полна,
Отцов и прадедов примета-
Как будто справдилась она:
Гром грянул – началась война.
Набат.
На фоне мелодии песни «Священная война»?
Чтец: Снова майские зори в полях зацветают,
И вдоль старых окопов плывёт тишина,
Там когда-то гремела большая,
Не по детскому росту война.
Бьют зенитки и бомбы летят завывая,
Разорённое утро и ночи без сна…
Наше детство огнём опалила большая,
Не по детскому росту война.
Чтец: Её я узнал не из книжки –
Жестокое слово – война!
Прожекторов яростной вспышкой.
К нам в детство врывалась она.
Смертельными тоннами стали.
Сиреной тревоги ночной.
В те дни мы в войну не играли –
Мы просто дышали войной.
В читальнях, притихших и тесных,
На отмелях книжных морей
При свете коптилок железных
Шуршали листы букварей.
Видео бомбёжка.
Вед1. Не звонкими кострами, а горьким, испепеляющим пожаром, вспыхнула земля на июньском рассвете сорок первого. Дети войны. Они рано и быстро взрослели. Недетская это тяжесть, война, а они хлебнули её полной мерой.
Чтец: Остались в памяти лишь грохот, свист и вой
Кромешного пылающего ада
И дети, потрясённые войной,
Беспомощные дети Сталинграда.
Слайды боя.
Вед.2 Дети. Какими словами передать состояние ребятишек, у которых на глазах убивало отца или мать, бабушку или сестру? Представьте: вокруг рвутся бомбы, снаряды мины. Жуткое завывание пикирующего самолёта. Так и хочется вдавиться в землю, чтобы только не слышать, как к тебе летит смерть. И вот мама , только что живая мама, вдруг охает и падает замертво. Что делать? Куда бежать? Кого звать на помощь? Кричи, не кричи – в этом кромешном аду тебя никто не услышит и не придёт …и не спасёт.
Чтец: Но сколько их не вынесло голода!
И сколько сгорело в огне!
И сколько погибло от холода!
Не выговорить мне.
Не выговорить – нет мочи!-
Беспризорных детей число,
Чьи жизни в те черные ночи,
В те страшные дни унесло.
Вед:1 Но детей спасали. Их находили в подвалах, окопах, в горящих домах. Бойцы легендарной 62-й армии и жители города доставляли осиротевших ребят в детприёмники, а оттуда в детские дома. В то время на территории нашей области было открыто около сорока детских домов.
Слайд Дет. Дом
Вед:2 Как и везде, после обороны Сталинграда в Дубовке началось восстановление разрушенного. Из Сталинграда каждый день привозили осиротевших детей, у которых война забирала родителей. Дубовчане окружили их теплотой и заботой. В годы войны, 30 апреля 1943 года, был организован специальный дошкольный детский дом.
Слайд фото директора
Вед: 1 « Первую партию детей привезли 28 апреля 1943года, - вспоминает Волошко Евгения Эдуардовна- директор Дубовского специального детского дома, или «всеобщая мама», как называли её детдомовцы.
84процента из них были истощенными больными детьми. Ночи проходили беспокойно. Услышав гул самолёта, пролетавшего над городом, дети поднимали отчаянный крик и бросались к взрослым, цепляясь за их одежду, долго не могли успокоиться. Такую панику вызывал не только самолёт, но и каждый стук на улице или в доме. Детей привезли маленькими стариками, на их лицах не было улыбок. Они видели все ужасы войны.»
У каждого ребёнка, попавшего в детский дом, была своя история.
Чтец: (Дети в одежде того времени)
«Когда немец начал сильно бомбить Сталинград, мы сидели в разрушенном доме, но нам оттуда пришлось бежать в другой дом, где также не было окон, не было одной стены. Я был с мамой, папой и сестренкой меньше меня, с бабушкой и дедушкой. Когда мы бежали, ранило мою маму в ногу, и она скоро умерла. Я сидел около неё. Папа ушел с красноармейцами, а я с бабушкой и сестрёнкой остался. Дедушка каждый день ходил за зерном на разбитый элеватор, мы его тёрли кирпичом и пекли пышки, а потом нечего было печь. Дедушка и бабушка от голода умерли. Сестрёнку тетя взяла, а меня военный дядя привёз, где много ребят. Нас накормили, одели, обули и привезли в Дубовский детский дом» Ноябрь 1943г. Олег Назаров,5лет
Чтец.
«Мы жили с мамой в Городище. Когда пришли немцы, я была с мамой. Один раз мама взяла меня за ручку, и мы пошли с ней за хлебом. Когда мы шли по улице, то из одних ворот вышел немец. Он толкнул маму от меня, я осталась одна на улице. Маму он куда-то угнал. Я её ждала, ждала, так и не дождалась. Меня взял за ручку какой-то дедушка, и я у него жила. А маму свою я так и не видела. Когда Красная Армия освободила Городище, меня взяли в детский дом.
Декабрь 1944г. Лида Орешкина , 5лет.
Вед: А вот история Толи и Раи Гончаровых.
Инсценировка.
Брат и сестра в ожидании матери. Сестра, кутаясь в старую шаль, играет в куклы, брат ремонтирует табурет.
Сестра: Как холодно! И мама не идет.
Быть может, хлебушка она нам принесёт.
Ну хоть бы крошечку где отыскать,
Голодной страшно мне идти в кровать.
Брат: А разве я есть не хочу? Хочу!
Но всё равно молчу.
Ведь там, где папа наш сейчас,
Потяжелее чем у нас.
Не разрываются снаряды здесь
И дом у нас с тобою есть.
А главное - фашисты далеко.
Да и кому в стране легко!
Сестра: А помнишь блинчики с вареньем,
Чай с маминым печеньем,
Которое по праздникам пекла она.
Сейчас я съела б всё одна!
Брат: Опять ты о еде заговорила!
Уж лучше б душу не травила!
Чем чаще вспоминаешь ты о ней
Тем голод чувствуешь сильней.
И мне воспоминанья эти не нужны.
Сестра: А вот и мамины шаги слышны!
Брат: Не вздумай хныкать перед ней, дай отдохнуть сначала ей.
Сестра: Но мама больше не пришла домой
Настигла пуля её вражеская
Мы не увидели её живой.
Вед: 2 « Дети часто видели своих родителей во сне, - занесла в летопись детдома Волошко.- Витя Козлов утром заговорил первым « Я видел во сне маму, она принесла мне гостинцев»
Родителей помнили по-разному. Вот Лида Шандишова просит написать её отцу на фронт. Мы же не знаем его адреса, отвечают ей. «А вы напишите, его найдут, - невозмутимо отвечает Лида, - у него ботинки с дырочками»… Запомнились ей отцовские сандалии.
Слайд
( песня «Если б не было войны)
Вед: 1 Защищая Сталинград погибали папы, защищая детей погибали мамы и дети оставались одни. Каждый ребёнок, попавший в Дубовский детский дом, пережил свою трагедию…
Дети поступали в детский дом чуть живыми, измождёнными. Некоторые даже не могли идти – их несли на носилках. Некоторые долгое время не разговаривали. По ночам их преследовали кошмары, и они кричали, в который раз заново переживая своё горе.
Чтец:
«Папа работал на заводе «Красный Октябрь». Когда немец бомбил, мы сидели в убежище. Мама вышла из убежища, пошла на кухню принести воды, а в это время разорвалась бомба, и осколком ранило маму прямо в грудь. Она закричала «Спасите меня!» Папа кинулся к ней и принёс её на руках в окоп. Рану ей перевязали бинтом, она стала хрипеть и сказала: «Я умираю»
( песня Газманова «Мама»)
Вед:2
Сколько надо было времени и усилий воспитателям, чтобы к детям вернулось детство, чтобы мальчишки стали мальчишками, а девчонки – девчонками. И дети оттаяли, вернулись к жизни. Они стали смеяться и петь, и рисовать, гонять мяч, вышивать. Короче говоря , делать то что делают нормальные дети. Начиналась совсем другая , мирная жизнь. Юля Посохина , одна из детдомовских поэтесс, написала такие стихи:
Чтец: Россия – матушка моя,
Как хочется обнять тебя,
К груди прижать и шёпотом сказать,
Что в свете нет такой страны,
И в мире нет такой земли,
И плодородней нет ролей.
И многоводней нет морей…
Вед:1 Война не отпускала ребят ни на шаг. Она была в стихах. В рассказах, рисунках. Так получилась рукописная книга.
Чтец:
Шестилетний Гена Иванов сочинил такой стих.
Бьют фашистов в море синем
Наши моряки
Не видать фашистам – гадам
Советской земли.
Чтец (в руках рисунок) Витя Жириков изобразил битву под Сталинградом. Над руинами города схватились не на жизнь,а на смерть самолёты с красными звёздами и ненавистной свастикой.
Чтец. (в руках рисунок) Отец Толи Арчакова, как и многих ребят, не вернулся из боя. Мальчик это знал. Свою тоску и грусть он вложил в рисунок. По морю плывёт белый пароход с большой трубой и красным флагом. На нём крупно написано: «Победа» А под рисунком подпись «Бойцы возвращаются с фронта. Чьи-то папы едут домой»
Вед:2 « В жизни этого мальчика произошло большое горе. Просидев у трупа матери, убитой осколком бомбы, две ночи, он с маленькой сестрёнкой Раей ушёл куда глаза глядят. Раю нём на руках, устал, измучился. Потом потерял её, скитался с пленными, которых угоняли немцы. Попав в детский дом, нашёл сестрёнку.Был очень впечетлительным. Глубоко всё переживал»
Чтец: (в руках рисунок) На белом кусочке ткани величиной с ладонь вышит зелеными нитками танк. Вышит шестилетним Толей Гончаровым в детском доме под Сталинградом. "Когда вырасту большой, - говорил маленький рукодельник, - сяду в танк "Александр Невский". Как заеду фашистам в тыл! Всех врагов уничтожу!»
Вед: 1
Детдомовцы принимали активное участие в художественной самодеятельности. Очень любили петь.
Частушки( на военную тему)
Вед: 2Стихи, рассказы, рисунки заинтересовали многих и не только в нашей стране. О них стало известно за рубежом. В то время в Америке была организация «Амбиджан». Так вот, эта организация обратилась к исполкому Сталинградского Совета с просьбой прислать творчество ребят в Америку.
.Работы отправили. В 1946году их показали в Нью-Йорке за рубежом. Нельзя без волнения было читать рассказы детей и смотреть их рисунки.
Двадцать лет хранил выставку ребят Дубовского детского дома американский писатель Давид Зельтцер. Писатель приезжал в Россию и передал работы в фонд Краеведческого музея. Эти работы увидела Лилия Сорокина и решила написать о жизни ребят Дубовского детского дома. Так и возникла эта книга «Дети Сталинграда»
Вед:1.В предисловии книги «Дети Сталинграда» Лилия Петровна рассказала историю гибели своего младшего брата. Мальчишки нашли боевую гранату, стали считаться, кому её разряжать. Выпало младшему брату Лилии Толику. Он приказал всем лечь на землю, а сам начал разогревать её на костре. Граната взорвалась, Толику разворотило живот. Какой-то человек проходил мимо, спросил Толю, где он живёт. Мальчик назвал адрес. Он ещё был живым, когда его принесли домой.
Лилия Петровна родилась в предвоенное время.
На всю оставшуюся жизнь в память автора врезалась Сталинградская битва, как горела Волга, как немцы топили наши корабли, как убегали от фрицев в Белую Калитву мирные жители города.
Вед2.Следующая книга Лилии Сорокиной тоже о войне «Дорогие мои калеки». Речь идёт о ветеранах Великой Отечественной войны, настоящих защитниках Сталинграда, их судьбах, об отношениях между людьми и к защитникам Сталинграда в мирное время. И о том, какой наложила на нас свой отпечаток та война, о непростых взаимоотношениях старшего поколения с младшим, и не только.
Ещё Лилия Петровна писала рассказы, изданные в разные годы в сборнике «Волгарята»:
Чтец:
Читайте, люди, книги о войне,
Не бойтесь слёз, и горечи, и страха.
Смотрите, люди, фильмы о войне
И не стыдитесь горевать и плакать.
Учитесь, люди мужеству у тех,
Кого живыми в землю зарывали.
Среди забот житейских и утех
Не забывайте верности печали.
Ведь те, кого не стало за войну,
Кого сожгли, убили, растоптали,
Кто смерти отдал юность и весну,
Они за нас, за наши жизни пали.
Читайте, люди, книги о войне,
Не бойтесь слёз, и горечи, и страха.
Смотрите, люди, фильмы о войне
И не стыдитесь горевать и плакать.
Вед: 1Окончилась война. В Дубовский детский дом стали приходить письма и телеграммы. Многих детей забрали отцы, вернувшиеся с фронта. Для детей оставшихся сиротами Дубовский детский дом стал единственным родным домом.
Вед2 Благодаря огромной любви, заботе воспитателей дети Сталинграда снова становились детьми. Всё было как в большой дружной семье и праздники и радости и горе. Подрастая, ребята прощались с детским домом и уезжали учиться, чтобы получить профессию. Толя Гончаров окончил ВУЗ и стал инженером, его сестра – нефтяником. Выпускники детского дома разлетались по всей стране. Но и будучи взрослыми они собирались на встречу выпускников в дом который стал им родным.
Вед1А сегодня у нас в гостях не выпускники этого детского дома. Но он имеет непосредственное отношение к событиям . которые происходили в Сталинграде 70лет тому назад. И это прадедушка нашего кадета
Чтец: ( Дедушка В. Орешкина)
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
«Давайте, люди , никогда
Об этом не забудем.
Пусть память гордую о ней
Хранят, об этой муке,
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки.
Пускай сегодня, знают люди
Про тех, кто вырос в дни войны
Мы никогда не позабудем
Что были дважды рождены.
Вед: 2До войны в Сталинграде была установлена скульптурная группа – танцующие ребята. Они радостно кружились, крепко держась за руки, словно так, не разлучаясь, не размыкая рук, собирались пройти весь свой путь.
Вед2 Но вот в город, который сама история позже нарекла городом-героем, ворвалась война. Во фронтовой кинохронике есть кадр: дети так и не разомкнули рук, не разорвали кольца дружбы, хотя кругом были руины, и Сталинградская скульптура была изранена, изрешечена снарядами и пулями.
Вед1.Наравне со взрослыми крепко держась за руки они прошли все испытания войны и выжили.
Эта скульптура как символ мира, потому что дети и война не совместимы.
Пусть наша планета никогда не знает войны. Но, только помня о войне, мы сохраним мир.
Песня «Не отнимайте солнце у детей»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Дети Сталинграда"
Внеклассное мероприятие ко Дню Сталинградской битвы....
Классный час по теме :"Сталинград ,Сталинград.."
Данный материал посвящен 70-летию победы в Сталинградской битве....
Сценарий Урока мужества, посвященного 71-й годовщине по беды в Сталинградской битве «Дети Сталинграда»
На Уроке мужества, посвященном 71-й годовщине по беды в Сталинградской битве «Дети Сталинграда» учащиеся знакомились с героическим подвигом народа в Великой Отечественной войне, встречались с участник...
Воспитательное мероприятие - час истории «Дети Сталинграда».
Время быстротечно. Как мало осталось в живых участников Великой Отечественной войны. Даже дети войны уходят один за другим, унося с собой столько не сказанного о тех, кому м...
Дети Сталинграда (творческий проект)
Дети Сталинграда (творческий проект)...
Сценарий " Дети Сталинграда"
Сценарий литературно- музыкальной гостинной " Дети Сталинграда"...
"Дети Сталинграда"
Презентация о тяжёлых днях Сталинградского сражения глазами детей....