"Дети Сталинграда"
методическая разработка по истории (7 класс) по теме
Внеклассное мероприятие ко Дню Сталинградской битвы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deti_stalingrada.docx | 19.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Дети Сталинграда.
69-ой годовщине Сталинградской битве посвящается…
Дети Сталинграда
17 век – на войне убито з миллиона 300 тыс.
18 век – убито 5 миллионов 200 тыс.
19 век – убито 5 миллионов 500 тыс.
20 век - 2-е мировых войны унесли 64 миллиона человеческих жизней. Ранено и искалечено 110 миллионов, сиротами стало 42 миллиона.
Его я узнал не из книжки –
Жестокое слово – война!
Прожекторов яростной вспышкой.
К нам в детство врывалась она.
Смертельными тоннами стали.
Сиреной тревоги ночной.
В те дни мы в войну не играли –
Мы просто дышали войной.
В читальнях, притихших и тесных,
На отмелях книжных морей
При свете коптилок железных
Шуршали листы букварей.
Война в жестокой слепоте своей соединяет несоединимое: дети и кровь, дети и смерть. В годы битв наша страна делала всё, чтобы уберечь детей от страданий. Но порой эти усилия оставались тщетными. И когда дети беспощадной волею войны оказывались в пекле страданий и невзгод, они вели себя как герои, осилили, вынесли то, что, казалось бы, и взрослому преодолеть не всегда под силу.
А какой видят войну современные дети (анкета)
Сегодня вы увидите войну глазами Сталинградских детей.
Какими словами передать состояние ребятишек, у которых на глазах убивают отца или мать, бабушку или сестру? Представьте: вокруг рвутся бомбы, снаряды, мины… Жуткое завывание пикирующего самолёта. Так и хочется вдавиться в землю, в стену, чтобы только не слышать, как к тебе летит смерть. И вот мама, только что живая мама, вдруг охает и падает замертво. Что делать? Куда бежать? Кого звать на помощь? Кричи, не кричи – в этом кромешном аду тебя никто не услышит и не придёт … и не спасёт…
Но детей спасали. Их находили в подвалах, окопах, в горящих домах. Бойцы легендарной 62-й армии и жители города доставляли осиротевших ребят в детоприёмники, а оттуда – в детские дома. В то время на территории области было открыто около сорока детских домов.
У каждого ребёнка, попавшего в детский дом была своя история.
Вот история Толи и Раи Гончаровых
Сценка. Брат и сестра в ожидании матери. Сестра, кутаясь в старую шаль, играет в куклы, брат ремонтирует табурет.
С: Как холодно! И мама не идет.
Быть может, хлебушка она нам принесёт.
Ну хоть бы крошечку где отыскать,
Голодной страшно мне идти в кровать.
Б: А разве я есть не хочу? Хочу!
Но всё равно молчу.
Ведь там, где папа наш сейчас,
Потяжелее чем у нас.
Не разрываются снаряды здесь
И дом у нас с тобою есть.
А главное - фашисты далеко.
Да и кому в стране легко!
С: А помнишь блинчики с вареньем,
Чай с маминым печеньем,
Которое по праздникам пекла она.
Сейчас я съела б всё одна!
Б: Опять ты о еде заговорила!
Уж лучше б душу не травила!
Чем чаще вспоминаешь ты о ней
Тем голод чувствуешь сильней.
И мне воспоминанья эти не нужны.
С: А вот и мамины шаги слышны!
Б: Не вздумай хныкать перед ней, дай отдохнуть сначала ей.
С: Но мама больше не пришла домой
Настигла пуля её вражеская
Мы не увидели её живой.
Защищая Сталинград погибали папы, защищая детей погибали мамы и дети оставались одни…
Каждый ребёнок, попавший в Дубовский детский дом, пережил свою трагедию…
Мы жили с мамой в Городище. Когда пришли немцы, я была с мамой. Один раз мама взяла меня за ручку, и мы пошли с ней за хлебом. Когда мы шли по улице, то из одних ворот вышел немец. Он толкнул маму от меня, я осталась одна на улице. Маму он куда-то угнал. Я её ждала, ждала, так и не дождалась. Меня взял за ручку какой-то дедушка, и я у него жила. А маму свою я так и не видела. Когда Красная Армия освободила Городище меня взяли в детский дом
(декабрь 1944г. Лида Орешкина 5 лет)
Папа работал на заводе «Красный Октябрь». Когда немец бомбил, мы сидели в убежище. Мама вышла из убежища, пошла на кухню принести воды, а в это время разорвалась бомба и осколком маму ранило прямо в грудь. Она закричала: «Спасите меня!» Папа кинулся к нейи перенёс её на руках в окоп. Рану её перевязали бинтом, она стала хрипеть и сказала: «Я умираю»
(январь 1944 г. Гена Орлов, 6 лет)
Мы жили на «Красном Октябре». Папа работал на заводе, а мама не знаю где. Когда бомбили завод, мама и братишка сидели в щели. Я с братишкой сидела в одном углу, а мама – около двери. Когда упала бомба, то она попала туда, где сидела мама, и её убило, а меня взяла тётя Наташа и отдала в детский дом.
(январь 1944 г. Валя Костина, 6 лет)
Постепенно все эти крошки оказались в Дубовском детском доме…
Воспитателям детского дома было нелегко. Изо всех сил они старались отогреть сердца детей потерявших маму, папу, дом.
Людмила Васильевна в третий раз спросила своих малышей, наелись ли они. Кажется се ответили «да».
И никто из вас не простит добавки? Даже не верится.
Не так давно воспитателям казалось, что они никогда не накормят детей. Все сначала просили только хлебца. И когда получали кусочек, сосали его как конфету. Некоторые просили есть ночью. Тогда воспитатели стали приберегать свои порции для ребят. Старшие это сразу поняли. И часто можно было видеть такую картину: обед кончается, два, три детдомовца догоняют воспитателей и суют им в карманы сэкономленный хлеб.
Возьмите ведь вы голодные.
Э, бросьте! Что же получается, круговорот воды в природе: мы – вам, вы – нам?
Но постепенно питание детдомовцев становилось всё лучше. Людмила Васильевна спросила ещё раз…
Не хочет ли кто добавки.
Ей хотелось, чтобы кто-нибудь попросил, и тогда лишнее двадцать минут можно будет побыть в столовой. Она оттягивала время. Она сегодня дежурила и оялась ночи. Во сне ребята зовут своих мам.
Мама
Мама
Мамочка
И плачут. Горько, навзрыд. Пока всех успокоишь, сама разревёшься.
Как всегда перед сном Людмила Васильевна рассказала своим девчонкам сказку. Долго не могли уснуть. Всё спрашивали об Иване-царевиче и Василисе Премудрой. Уж и спрашивать было нечего, а всё не засыпали. Ребята ведь тоже боялись ночи. Наконец сон взял своё. Она пошла посмотреть, как дела в других группах.
Пришла в самую младшую, заскользила между кроватями. Тихо. И вдруг сзади неё раздался громкий шепот:
Мама!
Людмила Васильевна неожиданно для себя ответила:
Что? Что моя хорошая, моя доченька.
Тоненькая фигурка Людмилы Васильевны склонилась над кроватью, едва разглядев в темноте, кто её зовёт. Раечка Гончарова, маленькая мышка. Та самая Раечка, которая встретилась со своим братом в детдоме. Толя Гончаров был старше сестры года на три. И о сестре заботился здорово.
Вернутся, бывало, с прогулки, он бежит к Рае, ощупает варежки, валенки, чулки – не промокла ли. Играл только с ней. А когда в детдом приходили желающие усыновить кого-нибудь Толя тащил Раечку в укромное местечко, и они там отсиживались, пока посетитель не уходил. Он столько пережил за время своей разлуки с сестрой, что боялся снова потерять её.
Так вот, это самая Раечка была окружена самым что ни наесть заботливым вниманием и всё равно вспоминала, звала маму. А другие дети, у кого не было ни брата, ни сестры рядом?
Можно представить, как они тосковали
Песня «Мама»
Окончилась война. В Дубовский детский дом стали приходить письма и телеграммы. Многих детей забрали отцы, вернувшиеся с фронта. Для детей оставшихся сиротами Дубовский детский дом стал единственным родным домом.
Благодаря огромной любви, заботе воспитателей дети Сталинграда снова становились детьми. Всё было как вбольшой дружной семье и праздники и радости и горе. Подрастая ребята прощались с детским домом и уезжали учиться, чтобы получить профессию. Толя Гончаров окончил ВУЗ и стал инженером, его сестра – нефтяником. Выпускники детского дома разлетались по всей стране. Но и будучи взрослыми они собирались на встречу выпускников в дом который стал им родным.
Среди детей Сталинграда, переживших весь ужас войны были и наши односельчане. У них тоже остались воспоминания о тех страшных днях.
Рассказы.
До войны в Сталинграде была установлена скульптурная группа – танцующие ребята. Они радостно кружились, крепко держась за руки, словно так, не разлучаясь, не размыкая рук, собирались пройти весь свой путь.
Но вот в город, который сама история позже нарекла городом-героем, ворвалась война. Во фронтовой кинохронике есть кадр: дети так и не разомкнули рук, не разорвали кольца дружбы, хотя кругом были руины, и Сталинградская скульптура была изранена, изрешечена снарядами и пулями.
Наравне со взрослыми крепко держась за руки они прошли все испытания войны и выжили.
Эта скульптура как символ мира потому что дети и война не совместимы.
67 лет мы не знаем войны, каким видят мир дети сегодня?
Анкета
Пусть наша планета никогда не знает войны. Но только помня о войне мы сохраним мир.
Стихотворение «Мир».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час по теме :"Сталинград ,Сталинград.."
Данный материал посвящен 70-летию победы в Сталинградской битве....
Дети Сталинграда
Мероприятие посвящённое Сталинградской битве...
Сценарий Урока мужества, посвященного 71-й годовщине по беды в Сталинградской битве «Дети Сталинграда»
На Уроке мужества, посвященном 71-й годовщине по беды в Сталинградской битве «Дети Сталинграда» учащиеся знакомились с героическим подвигом народа в Великой Отечественной войне, встречались с участник...
Воспитательное мероприятие - час истории «Дети Сталинграда».
Время быстротечно. Как мало осталось в живых участников Великой Отечественной войны. Даже дети войны уходят один за другим, унося с собой столько не сказанного о тех, кому м...
Дети Сталинграда (творческий проект)
Дети Сталинграда (творческий проект)...
Сценарий " Дети Сталинграда"
Сценарий литературно- музыкальной гостинной " Дети Сталинграда"...
"Дети Сталинграда"
Презентация о тяжёлых днях Сталинградского сражения глазами детей....