Рассказ о разных географических специальностях
статья по географии по теме

Сычев Олег Евгеньевич

Будущим географам посвящается!

Популярно о разных географических специальностях. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Географические специальности210 КБ

Предварительный просмотр:

 Профессия “ГЕОГРАФ”или Путешественник по планете Земля

(популярный обзор географических специальностей)

Если вы в душе романтик, хотите много путешествовать, познавать Природу во всех ее проявлениях, созерцать и наслаждаться красотой земных ландшафтов, воспитывать в себе стойкость духа и физически себя закалять, то вам прямая дорога на географический ф-т классического университета или педагогического вуза.

Среди профессиональных географов были и есть известные генералы, адмиралы, мореплаватели-путешественники, государственные деятели, дипломаты и даже главы государств, писатели и актеры. Высшее географическое образование получили несколько звезд мировой и российской величины: музыканты, продюссеры, композиторы, прозаики и поэты, телеведущие, журналисты, редактора СМИ.

Вот далеко не полный список известных личностей современности (последняя четверть 20, начало 21 века), учившихся на профессионального географа и (или) защитивших научную степень по географии: Артур Чилингаров (вице-спикер Госдумы РФ 3 и 4 созывов, полярник с мировым именем); Николай Дроздов (ведущий телепрограммы “В мире животных”, эколог с мировым именем); Игорь Шабдурасулов (в 90-е гг. был гендиректором 2-ого центрального телеканала РФ и замруководителя Администрации Президента РФ); Сергей Благоволин (в 90-е гг. был гендиректором 1-ого центрального телеканала РФ); Александр Беляев (“главный телесиноптик” на телевидении РФ (НТВ)); Иван Затевахин (теле- и радиоведущий программ о животных); Федор Конюхов (мореплаватель и путешественник-одиночка с мировым именем); Евгений Гонтмахер (вице-президент РСПП, был на руководящих должностях в Администрации Президента РФ и в Аппарате Правительства РФ, в 1993-94 гг-замминистра соцзащиты РФ); Владимир Комчатов (демократ первой волны, организатор массовых демонстраций в Москве в 1989-1991 гг., был доверенным лицом Ельцина и Представителем Президента РФ по Москве и Московской обл.); Светлана Миронюк (гендиректор РИА “Новости”); Вадим Глускер (собственный корреспондент НТВ во Франции); Игорь Тросников (замглавного редактора газеты “Коммерсантъ”); Дмитрий Орешкин (директор аналитического агентства “Меркатор”-главного поставщика цифровых карт для российского телевидения и Центризбиркома РФ, известный в России политолог); Сергей Храмов (основатель первого независимого профсоюза России-СОЦПРОФ); Александр Кондаков (гендиректор самого большого в России издательства учебной литературы “Просвещение”, бывший замминистра образования РФ); Андрей Карпенко (режиссер и продюссер телесериала “Криминальная Россия”); Николай Герасимов (министр промышленности республики Коми); Олег Румянцев (один из основателей возрожденной социал-демократической партии России, в 1993 г. автор альтернативной шахраевской конституции РФ); Андрей Лошаков (вице-губернатор Тверской области); Алексей Иващенко (соавтор мюзикла “Норд-Ост”, известный в России бард, актер, дублер голосов многих голливудских киноперсонажей); Георгий Васильев (соавтор и продюссер мюзикла “Норд-Ост”, бард); Роман Вильфанд-гендиректор Росгидрометцентра; Татьяна Регент (в 90-е гг. директор федеральной миграционной службы РФ); Борис Соколов (известный в России писатель, специализирующийся на военно-политической тематике); Юрий Лоза (музыкант, композитор (помните шлягер “На маленьком плоту”)). Из зарубежных звезд можно отметить: Жак-Ив Кусто (изобретатель акваланга, океанограф с мировым именем); Тур Хейердал (путешественник и этнограф с мировым именем (“Кон-Тики”, “Ра”); Аугусто Пиночет (военный диктатор Чили в 1973-1990 гг., автор монументального труда по физической географии Южной Америки); Леннарт Мэри (президент Эстонии в 1992-2000 гг.); Пол Пот (лидер Красных кхмеров, диктатор Кампучии в 70-х гг. 20 в.); наследный английский принц Уильям-сын принцессы Дианы и принца Чарлза.

…География-единственная из всех наук, объектом изучения которой является вся наша планета, а в последнее время и другие тела солнечной системы (космическая географическая планетология) и наука, в наибольшей степени связанная с природой.

По своей сути география-наука синтетическая, находящаяся на стыке естественных и гуманитарных наук.

География-наука и старая и молодая. География, как фундаментальная наука, зародилась еще во времена античности более 2500 лет назад (Эратосфен). Но как один из педагогических общеобразовательных и университетских предметов география появилась 150-200 лет назад. Так большинство географических кафедр возникло в 60-80-х гг. 19 века, в России в 1884 г (Д. Н. Анучин).

Первым в нашем отечестве самостоятельным географическим ф-том стал географический ф-т МГУ им. Ломоносова, открытый в 1938 г.

В настоящее время профессию географа в России можно получить в одном из  24 географических ф-тов и отделений классических университетов и 41 географических ф-тов педагогических университетов и институтов. Академическая географическая наука представлена Институтом географии РАН в Москве (1937 г.) и несколькими его территориальными подразделениями (Иркутск, Владивосток и др.).

Существует множество определений что такое “география”, но квинтэссенцией всех этих определений является то, что география изучает природу, человеческое общество и хозяйство в пространственном аспекте (т. н. хорологический подход) и их взаимосочетания в виде географических систем/комплексов (системно-структурный подход). При этом профессиональный географ должен находить ответы на такие вопросы, как: ЧТО, ГДЕ, СКОЛЬКО, КАК, ПОЧЕМУ, что дальше может произойти с этим объектом (ЧТО БУДЕТ и ГДЕ). Современная география-наука уже далеко не описательная и даже не просто объяснительная, раскрывающая механизмы природы, населения и хозяйства какой-то территории, а наука объяснительно-прогностическая (футуристическая) и конструктивная, направленная на решение конкретных практических проблем. Поэтому географ, помимо своего предмета, должен знать основы всех фундаментальных наук (“От геологии до идеологии” (Н. Н. Баранский-классик отечественной географии)) и владеть широким спектром средств и методов в достижении поставленной цели (как сказал один известный географ: “Выпускник геофака должен уметь обращаться как с лопатой (полевые практики и экспедиции (мое прим.)) так и с компьютером”). Можно сказать, что человек, получивший качественное университетское географическое образование, является энциклопедистом (помимо географии, знает основы практически всех фундаментальных наук). Недаром руководителем издательства “Большая Российская энциклопедия” решением Правительства РФ был назначен доктор географических наук, профессор МГУ им. Ломоносова А. П. Горкин.

…Как наука география делится на физическую (изучение собственно природы) и общественную (изучение населения и хозяйства: социальная и экономическая география). К географии относят и такую в большинстве своем техническую дисциплину, как картография, потому как любое географическое исследование “картой начинается и картой же заканчивается”, “Карта-альфа и омега географии”, “Карта-второй язык географии” (Н. Н. Баранский). Но в последнее время по мнению некоторых видных ученых, как географов так и не географов, отнесение картографии к разряду географических дисциплин представляется довольно спорным моментом. Но тем не менее почти на каждом географическом ф-те классических университетов России есть и кафедра картографии.

Особняком стоит изучение географии в педагогических вузах. Здесь готовят не исследователей-аналитиков как на геофаках классических университетов, а прежде всего-педагогов, умеющих преподавать как физическую так и общественную географию.

Эти две ветви единой географии, состоят из множества более узких дисциплин, каждой из которых соответствует та или иная географическая специальность (порядка 50 в российском реестре такой учебной дисциплины как “география”). О самых крупных, интересных и значительных географических специальностях и пойдет речь в данной статье.

Итак. Несмотря на обилие современных географических специальностей, всех их можно сгруппировать по нескольким признакам/особенностям.

Есть “старые”, возникшие еще в конце 19, начале 20 века, традиционные географические специальности коих большинство (например, геоморфология, землеведение, климатология) и есть “новые” сравнительно недавно появившиеся (например, биоклиматология, география туризма или географическая планетология).

Есть наиболее и наименее популярные географические специальности. Например, самый высокий конкурс при выборе специализации на географическом ф-те МГУ им. Ломоносова отмечается на кафедрах: географии мирового хозяйства, экономической и социальной географии зарубежных стран мира, экономической и социальной географии России, океанологии, картографии и геоинформатики, рационального природопользования, на отделении “Региональная политика ”. Динамично развивается такая новая специальность как “туристическая география”. На географических ф-тах педвузов самый большой конкурс на те кафедры, которые предлагают специальность “преподаватель географии и английского языка” (например, в МПГУ). Как правило наибольшей популярностью пользуются те кафедры, которые предоставляют: 1) наибольшие возможности побывать заграницей, как в период обучения (практики, обмен студентами), так и после окончания ф-та, работая по своей специальности; 2) некие гарантии, что выпускник этой кафедры без особых проблем найдет высокооплачиваемую работу даже и не по своей специальности (банки и другие бизнес-структуры довольно хорошо принимают на работу в качестве аналитиков именно экономико-географов (конечно высококлассных, желательно с красным дипломом), а картографы, топографы и геодезисты во все времена востребованы и особенно сейчас в период проведения земельной реформы); 3) широкие возможности для овладения иностранным языком (на некоторых кафедрах-“зарубежках” даже двумя-тремя). Ну и ореол романтизма, имманентно присущего географии как таковой, достигает своей максимальной силы на кафедрах, с которыми так или иначе были связаны известные мореплаватели/путешественники (океанология, биогеография).

Можно выделить группу географических специальностей, где широко применяются методы точных и естественных наук, особенно математические вычисления (метеорология и климатология, океанология и гидрология, картография и топография с геодезией, гляциология и криолитология (мерзлотоведение)). Перманентно даже возникает дискуссия: не перенести ли кафедры метеорологии и океанологии с географического ф-та МГУ на ф-т физический.  Химические методы и формулы должны знать геохимики-ландшафтоведы, геоморфологи, географы-почвоведы, палеогеографы, геоэкологи, географы-вулканологи. Физические и геофизические методы используются метеорологами, океанологами, гидрологами, гляциологами, ландшафтоведами. С биологией тесно знакомы биогеографы (ботаники и зоологи), медико-географы, лимнологи (озероведы), ландшафтоведы. Базой для изучения геоморфологии, гляциологии, криолитологии, палеогеографии, географии дна Мирового океана (раздел океанологии), географии сейсмических областей Земли является геология и минералогия.

А вот географические специальности, входящие в блок общественной географии, особенно тесно связаны с целым рядом гуманитарных дисциплин. Так учебными планами кафедр экономической, социальной и политической географии предусмотрено овладение основами таких наук, как экономика, история мира и отечества, философия, политология, социология, демография, менеджмент и маркетинг. В группе экономико-географических специальностей широкое применение нашли статистические методы, компьютерно-математическое моделирование, математические теории игр и графов. Экономико-географ также должен разбираться в основах промышленного и сельскохозяйственного производства. На страноведческих кафедрах читают курс лекций по особенностям государственного устройства и управления, культуры, права и психологии (менталитета) населения соответствующих стран. Географов-специалистов по туризму (рекреационная или туристическая география) знакомят с теорией и практикой туризма, они плотно изучают ландшафтоведение (природные и культурные ландшафты Земли), страноведение и этнографию, им читают основы эстетики и этики, основы менеджмента и туристического маркетинга.

Представители всех без исключения географических специальностей должны на высоком уровне знать компьютерно-информационные технологии (особенно, картографы, метеорологи и синоптики) и уметь применять в своей работе картографический метод и методы аэрокосмического зондирования Земли (дешифрирование аэро- и космических снимков). Выпускники-мужчины большинства географических ф-тов, помимо своей основной гражданской специальности приобретают и еще какую-то военную специальность, параллельно обучаясь (в добровольном порядке) на военной кафедре. Как правило это “военный синоптик/метеоролог”, “военный картограф/топограф” и “фотограмметрист-дешифровщик материалов аэрокосмической разведки”. Сугубо военной географии учат в Академии Генерального штаба.

Есть географические специальности, которые в наибольшей степени приближены к природе. Их можно назвать камерально-полевыми. В основном это специальности физико-географического направления, которые предполагают эмпирическую проверку научных гипотез и теорий. Как правило работа физико-географа состоит из двух этапов: 1) выезд на природу где проводятся натурные исследования объектов (экспедиции, учебные практики) и 2) детальная обработка результатов таких исследований в камеральных условиях (лаборатории на кафедрах географических ф-тов и в подразделениях ИГРАН и других естественнонаучных НИИ). И нахождение вне стен своего дома может длиться от одного дня до нескольких месяцев в году (в основном в теплое время года).

А вот группа общественно-географических (по старой терминологии-экономико-географических) специальностей не так сильно привязана к природной среде. Экономико-, социо-, политико-географы большую часть своего времени в году проводят чисто кабинетную работу: анализ документов, карт и статистики. Хотя выезды тоже бывают, но в отличие от физико-географов, для которых характерны групповые формы экспедиционной работы, экономико-географы предпочитают одиночные исследования (командировки на разные индустриальные и сельскохозяйственные объекты (заводы, фермы, месторождения полезных ископаемых и т. д.), в разные населенные пункты (города и сельская местность)). Т. е. объектом исследований экономико-географа выступает прежде всего среда, созданная самим человеком (антропогенная среда).

Что касается таких специальностей как картография, топография, геодезия, океанология, метеорология, синоптическая география, то все они широко используют самые разнообразные технические средства, начиная от компаса и термометра и заканчивая  компьютерными и промышленно-автоматизированными системами. Так один из самых мощных в России суперкомпьютеров установлен в Гидрометцентре. А картографические и аэрогеодезические производства “напичканы” сложнейшей техникой.

Есть “мужские” и “женские” географические специальности. Например, почти абсолютно мужскими являются гляциология и криолитология и военная география. Повышенный удельный вес мужчин наблюдается в океанологии, геоморфологии, геодезии, топографии. А вот среди выпускников географических ф-тов педвузов, в среде метеорологов-синоптиков и картографов преобладают представительницы слабого пола. Несомненно, что чем более полевая та или иная географическая специальность, тем более она мужская и наоборот.

Теперь давайте пройдемся по ключевым крупным  географическим специальностям; посмотрим их содержание и отметим структуры, где могут работать выпускники географических ф-тов, получивших соответствующую специальность.

Начнем с физико-географических.

ГЕОМОРФОЛОГИЯ (неофициальное название-инженерная география). Изучение рельефа Земли, начиная от его возникновения и заканчивая современным состоянием. Отраслью геоморфологии является ПАЛЕОГЕОГРАФИЯ-реконструкция доисторического рельефа Земли.

Наиболее перспективные направления в геоморфологии: космическая геоморфология (изучение рельефа планет солнечной системы) и эстетическая геоморфология (создание искусственных ландшафтов).

Геоморфология-одна из наиболее практических и денежных географических специальностей. Например, геоморфолог может участвовать в проектировании населенных пунктов, дорог, аэропортов и морских портов, дамб, водохранилищ, парков, пляжей нефте- и газопроводов (в т ч на морском дне), работать в геологических партиях.

Геоморфология-одна из наиболее мужских географических специальностей. Большое внимание уделяется физической подготовке геоморфолога.

Рынок труда: ИГРАН, Геологический институт РАН, Институт геохимии и аналитической химии РАН, Институт океанологии РАН, Институт вулканологии РАН (Петропавловск-Камчатский), производственные фирмы “Аэрогеология”, “Центргеология” и “ Геологоразведка”, Научный центр ландшафтно-экологических исследований, Министерство природных ресурсов, Институт геологии зарубежных стран, Институт литосферы окраинных и внутренних морей РАН, Почвенный институт им Докучаева, разные поисковые геологические службы, инженерные проектные организации.

Знаменитости: Игорь Шабдурасулов (закончил кафедру геоморфологии географического ф-та МГУ) в 90-е годы бывший гендиректором 2-ого телеканала РФ и замруководителя Администрации президента РФ.

БИОГЕОГРАФИЯ. Изучает флору и фауну Земли.

Перспективные направления: экологическая география (охрана природы, экологическая экспертиза, биоиндикация человеческого воздействия на природные ландшафты) и медицинская география (изучение очагов возникновения и путей распространения разных болезней и их переносчиков).

Биогеография одна из наиболее полевых географических специальностей, поэтому биогеографов можно встретить, например, в национальных парках и заповедниках, в дендрариях, экспедициях в поисках перспективных для одомашнивания диких растений и животных, в выборе экологически чистых мест для строительства новых населенных пунктов (в т ч. загородных домов для элиты).

Рынок труда: ИГРАН, учреждения Госкомэкологии и Минздрава РФ, ведомство Митволя,  экологические комитеты при администрациях различных уровней, заповедники и национальные парки, Институт лекарственных растений, геологические, сельскохозяйственные и лесные структуры, Научный центр ландшафтно-экологических исследований, Неправительственный экологический фонд им Вернадского, Институт геоэкологии РАН, Институт охраны природы, Почвенный институт им Докучаева, Институт проблем экологии и эволюции РАН, ряд биологических и химических институтов РАН, Московское Общество испытателей природы, российские подразделения Гринпис и Фонда дикой природы.

Знаменитости: Николай Дроздов (телеведущий “В мире животных”, “В мире людей”, одно время бывший экологическим экспертом при Генсеке ООН), Иван Затевахин (теле- и радиоведущий программ о животных). Оба закончили кафедру биогеографии географического ф-та МГУ.

ГЛЯЦИОЛОГИЯ и КРИОЛИТОЛОГИЯ. Изучение ледовой сферы Земли. В гляциологии-на земной поверхности (ледники и снежный покров). В криолитологии-под земной поверхностью (вечная и сезонная мерзлота грунта).

Перспективные направления: Антарктика как одно из будущих на Земле мест по добыче полезных ископаемых, ледяной покров Антарктиды и Гренландии как лабораторий древних климатов Земли (загадочное озеро Восток), нефтегазоносные бассейны, коммуникации и населенные пункты в зоне вечной мерзлоты на Севере России, воздействие глобального потепления на полярные районы Земли, “ледяная планета”-Титан.

Сейчас гляциология находится на фазе подъема. Мировые и не очень державы, несмотря на международный договор 1959 года, готовы ввязаться в борьбу за последний неподеленный материк на Земле-Антарктиду. В Антарктиде не так давно побывали председатель ФСБ РФ и вице-спикер Госдумы, известный полярник. В Антарктике увеличивается количество научных станций, своими исследованиями подготавливающих базу для предендентов на ледовый панцирь Земли.

Гляциология и криолитология самые мужские специальности в географии (почти 100% выпускников-представители сильного пола). Соответственно: интенсивные занятия спортом, особенно горными лыжами и плаванием, получение навыков в альпинизме и спелеологии, овладение вождением вездеходом и снегоходом, бурением льда и грунта.

Самое большое “владение” гляциологов и криолитологов-Крайний Север России. Там они мониторят покровные ледники островов Северного Ледовитого океана и многолетнюю мерзлоту на Материке в районах крупных городов, нефте- и газопроводов, железных и автомобильных дорог, следят за трассой Северного морского пути. Гляциологи также работают на ледниках Кавказа, Урала, Алтая, Камчатки и др горных систем, где они контролируют и прогнозируют движение льда, снежных лавин и селей. Самые профессионально подготовленные, физически и духовно закаленные и смелые гляциологи и криолитологи едут за романтикой и возможностью неплохо подзаработать на антарктические научные станции.

Рынок труда: ИГРАН, Институт мерзлотоведения (Якутск), НИИ Арктики и Антарктики (Санкт-Петербург), Институт освоения Севера (Тюмень), Институт космических исследований, мерзлотные станции в зоне Севера России, лавинные и селевые станции в горах, Госкомгидромет, Госкомэкология, Гидрометцентр РФ, Институт США и Канады РАН, Институт глобального климата и экологии, институты государственных учреждений в области геологии, нефтяной и газовой промышленности, транспортного машиностроения, транспортного строительства, Госстрой РФ и его институты и объединения, арктические и антарктические полярные станции, музей вечной мерзлоты в Тикси (Якутия).

Знаменитости: Артур Чилингаров (вице-спикер Госдумы РФ, полярник), Владимир Котляков (директор ИГРАН, крупный исследователь Антарктиды). Человеком-легендой был Иван Папанин (в 30-е годы начальник первой дрейфующей станции в Арктике “СП-1”, вызволитель из ледового плена челюскинцев).

МЕТЕОРОЛОГИЯ и КЛИМАТОЛОГИЯ. Изучение процессов и явлений, происходящих в воздушной оболочке Земли, прогноз погоды (метеорология). Изучение климатов Земли (климатология).

Перспективные направления: палеоклиматология (древние климаты Земли), биометеорология (воздействие климатических условий на живые организмы, циклы солнечной активности Чижевского), медицинская климатология (жизнь и хозяйственная деятельность людей в разных климатических поясах Земли), прогноз погоды на основе спутниковой метеорологии, военная метеорология (разработка т н климатического оружия), планетарная метеорология (изучение атмосфер Венеры, Марса, Юпитера, Сатурна и их спутников), проблемы глобального потепления и озоновых дыр на Земле, компьютерное моделирование климатических процессов.

Особенности: метеорология и климатология относятся к разряду технических географических специальностей, что предполагает хорошее знание физики, математики и информатики. На профильной кафедре географического ф-та МГУ физике и математике уделяют внимание не меньшее нежели собственно географии!

Среди метеорологов-синоптиков много женщин.

Основная масса метеорологов-климатологов работает синоптиками на наземных метеостанциях, разбросанных по всей территории России. Правда в последние 15 лет вследствии бюджетного недофинансирования , количество этих самых станций подсократилось, особенно на Крайнем Севере и Дальнем Востоке России. Другой проблемой отечественной метеорологии является моральный и технический износ оборудования, установленного еще в советские времена, так что наши синоптики анализируют в основном зарубежную (американскую и европейскую) информацию. Значительно поубавилось и число российских метеоспутников. Следствием всего этого комплекса проблем и маленькой зарплаты рядовых метеорологов-синоптиков произошло снижение конкурса на профильные кафедры географических ф-тов.

Другие возможные места трудоустройства: Гидрометцентр РФ, Госкомгидромет, ИГРАН, метеобюро Москвы и других больших городов России, метеослужбы при аэропортах и морских портах, НИИ Арктики и Антарктики, разные структуры министерств сельского хозяйства, транспорта, обороны, Главная геофизическая обсерватория, НИИ аэроклиматологии, Государственный гидрологический институт, Государственный океанографический институт, Институт океанологии, Институт глобального климата и экологии, ряд периферийных гидрометеорологических обсерваторий, Госстрой РФ, Институт космических исследований, морские метеостанции, научные океанографические суда, космодромы на Байконуре, в Плесецке и Свободном, метеоцентр “Фобос”.

Места для метеорологов-климатологов могут быть и в ряде международных структур: Всемирная метеорологическая организация (Вашингтон, Мельбурн), Международный союз геофизики и геодезии, Международный географический союз, Международное биоклиматологическое общество, Гринпис.

Знаменитости: Александр Беляев (замдиректора ИГРАН, телеведущий-синоптик на НТВ), Роман Вильфанд (гендиректор Гидрометеоцентра РФ), Алексей Ляхов (директор Метеобюро Москвы).

ЛАНДШАФТОВЕДЕНИЕ-самая географическая из всех географических специальностей. Классика географии. Можно сказать, что ландшафтоведение-это география в кубе: произведение пространства, природных и человеческих объектов внутри этого пространства (территории) и времени, в течение которого происходило развитие данных объектов в форме природного и (или) антропогенного комплекса. Т. е. в ландшафтоведении, в отличии от всех других направлений в географии, занимаются не какой-то одной стороной природы или человеческого общества, одним природным или антропогенным компонентом, а всей совокупностью связей между разными компонентами одного природного/антропогенного комплекса (ландшафта) начиная от самых маленьких (речка, пруд, парк, лес, луг, гора, населенный пункт, поле и т д) и заканчивая географической оболочкой Земли. Само слово “ландшафт” является одним из краеугольных камней в здании теории географической науки. Задача ландшафтоведа: не только описать тот или иной ландшафт Земли, но и выяснить историю его возникновения и дать прогноз его дальнейшего развития с учетом влияния множества факторов.

Перспективные направления: геофизика и геохимия ландшафта (влияние физических и химических процессов на формирование и динамику той или иной территории), этнокультурное ландшафтоведение (как различные культуры и поселения людей влияли на разные ландшафты Земли и как природа оказывала влияние на менталитет разных народов), экологическая оценка местности, методы аэрокосмического зондирования в ландшафтоведении, построение искусственных эстетических ландшафтов, например, парки.

Особенности: это самая синтетическая географическая наука и поэтому ландшафтоведу нужно знать основы практически всех других географических наук, особенно в физической географии. И еще ландшафтоведы, пожалуй, самые мобильные в среде географов; ведь предметом их изучения является вся поверхность Земли! Отсюда-многочисленные поездки в самые разные районы России, а при хорошем знании иностранного языка и за границу. Наших ландшафтоведов можно встретить в джунглях Африки и Амазонии, индийской саванне, австралийских пустынях, прериях Северной Америки, на коралловых островах Тихого океана, в индустриальных местностях Западной Европы и Японии, в таежных и тундровых районах Евразии, в Кордильерах и на Тибете и т д. И это не преувеличение; русская ландшафтная школа, основанная еще в 19 в. Докучаевым, считается самой сильной в мире.

Рынок труда: ИГРАН, государственные и частные фирмы, занимающиеся экологическим проектированием и экспертизой, Госкомитет природы, комитеты по охране природы субъектов РФ, литературные издательства (работа консультантом), естественнонаучные музеи, ботанические сады, заповедники и национальные парки, градостроительные организации и архитектурно-художественные мастерские (проектирование эстетических ландшафтов), Министерство природных ресурсов, Институт охраны природы, Научный центр ландшафтно-экологических исследований, Московское Общество испытателей природы, Институт геоэкологии РАН, Институт культурного и природного наследия, Институт экономики природопользования. Наших ландшафтоведов охотно приглашают на работу во Францию и Германию.

Знаменитости: Юрий Ефремов (1913-1999 гг.). Первый наш “зеленый”. Еще в 60-е гг разработал и способствовал принятию законов о охране природы в СССР. Основал всемирно известный музей Земли МГУ. Написал учебник по географии для высших военноначальников СССР. Был инициатором создания целого ряда заповедников и национальных парков в СССР. Под его руководством в конце 80-х, начале 90-х гг. состоялось массовое переименование идеологических названий географических объектов на нейтральные природные.

  1. СПЕЛЕОЛОГИЯ-пограничная наука, находящаяся на стыке геологии и физической географии. Курс спелеологии как правило есть на кафедрах физгеографии почти всех географических факультетов России.

        Спелеология занимается изучением внутренних полостей земной коры (образование, динамика, современное состояние), в более простом понимании-исследование пещер.

        Спелеологию можно изучать: относительно горных пород и минералов, из которых сложены стены пещер (геологическая спелеология); относительно микроклимата пещер (климатическая спелеология); относительно присутствующих в пещерах живых организмов (биоспелеология); относительно гидрологического режима пещер (гидроспелеология); относительно следов материальной культуры в пещерах (археологическая спелеология); относительно современного использования пещер (антропоспелеология); относительно картирования пещер (топографическая спелеология).

        Особняком стоят спортивная и туристическая спелеология, которые в качестве учебного предмета не изучаются на географических факультетах, но на некоторых географических факультетах есть соответствующие секции/кружки/клубы.

        Наиболее интересное и перспективное направление в спелеологии-подводная спелеология (изучение полостей в рельефе дна морей и океанов).

        Несомненно что спелеология одна из самых романтических и мужских специальностей. Попробуйте полазить по пещерам без хотя-бы минимальной спец и физподготовки и теоретических знаний! А какие красоты в пещерах! Достаточно назвать самые известные: Кунгурская ледяная и Капова в России на Урале, Мамонтова в штате Кентукки в США. И сколько еще неизвестного и таинственного в уже открытых, но полностью не пройденных и неисследованных пещерах! Да и сколько еще неоткрытых этих самых пещер…

        Ну а где могут работать спелеологи? Фронт работ довольно широк. Это и экспедиционные отряды, направляемые как географическими и геологическими факультетами, так и разными государственными службами (Мингеология, Министерство природных ресурсов, Геологический институт РАН, Роскартография, Всероссийский институт спелеологии и карстоведения в Перми, Институт спелеологии в Уфе, Спелеологический стационар в Кунгуре, Спелеологическая комиссия Русского географического общества) на детальные исследования открытых пещер и на поиски новых пустот в земной коре. Это и топографо-геодезическая съемка внутренних полостей Земли. Это и выполнение заказов военных и спецслужб на предмет пригодности тех или иных пещер в качестве площадок, где могли бы быть размещены предприятия ВПК и секретные объекты. Например, недавно была рассекречена штольня в горе Ямантау (Урал), где находится подземный город на случай ядерной войны.

        Мэрии крупных городов привлекают спелеологов для изучения подземной городской среды, где есть немало пустот как природного (карст), так и антропогенного происхождения (выработанные штольни, бункеры, фундаменты старинных зданий, упрятанные в трубы реки, подземные склады и многочисленные коммуникации).

        Спелеологи могут также работать инструкторами в спортивно-туристических организациях, специализирующихся на организации маршрутов в разные пещеры.

        ОКЕАНОЛОГИЯ (старое название-океанография).

        Планету Земля правильнее было бы назвать Вода или Океан. Еще со школы мы знаем, что большая часть поверхности Земли покрыта водой (Мировой океан). И недаром образное название Земли-голубая планета.

        …Океан. Что может быть величественнее и грандиознее? Сколько картин, лирических стихотворений и эпических произведений посвящено царству Нептуна! Сколько смелых и бесстрашных людей бросали вызов водной стихии, отправляясь на поиски новых земель в эпохи античности, средних веков и нового времени и в одиночку переплывая целые океаны и вокруг Земли и опускаясь на батискафе на километровые глубины в наше время.

        …Колумб, Васко да Гама, Магеллан, Кук, Лазарев, Макаров и другие известные мореплаватели и адмиралы, все они были предвозвестниками этой самой романтичной географической науки. Первые океанографические исследования еще в 19 веке провел английский корабль “Челленджер”. В веке 20-м отметились наши научное судно “Витязь” и батискафы серии “Мир”. 40-е годы: французским географом-океанологом Жак Ив Кусто был изобретен акваланг. Год 1960-й: батискаф “Триест”, управляемый швейцарским океанологом Пикаром, опустился в самую глубокую часть Земли-на дно Марианского желоба (11022 м). 70-е годы: несколько экспедиций на “Витязе” в Атлантику, где под руководством океанолога А. Городницкого (он же известный бард) была исследована загадочная гора Ампер, по одной из версий-район легендарной Атлантиды. Год 1977-й: впервые надводный корабль достиг северной макушки Земли. 90-е годы: с помощью нашего батискафа “Мир” детально был обследован затонувший в 1912 г. “Титаник”. С этого же батискафа были сделаны подводные кадры одноименного фильма. Год 2007-й: первое в истории погружение прямо под Северным полюсом Земли на дно Северного Ледовитого океана (глубина 4300 м). Эту операцию на батискафе “Мир-1” провели известные океанологи А. Чилингаров и А. Сагалевич. …Во всех этих исторических событиях участвовали люди, избравшие своей профессией-океанологию.

        Так что же такое “океанология”?

        Океанология-географическая специальность, изучающая физические, химические, геологические и биологические процессы и явления происходящие в Мировом океане.

        Соответственно в океанологии выделяют:

        -физику океана (взаимодействие океана и атмосферы (недаром говорят, что Океан-кухня погоды), акустика, оптика, радиоактивность и электромагнитное поле морской воды);

        -химию океана (соленость, химический состав воды);

        -геологию океана (из каких горных пород и минералов состоит морское дно и подводные горы, полезные ископаемые);

        биологию океана (изучение водной фауны и флоры, в т. ч. выявление мест обитания организмов, имеющих продовольственное значение).

        Отдельно выделяют топографию дна Мирового океана (картирование подводного рельефа).

        Специфика океанологии: помимо собственно географии в этой науке очень много математики, физики и химии, которые присутствуют до 5 курса включительно. И это одна из технико-инженерных географических специальностей. Уже после 2 курса студенты отправляются на производственную практику на какую-нибудь морскую станцию или научное судно, где исследования проводятся с помощью разнообразных приборов, инструментов и компьютерной техники. Будучи практикантом или стажером на океанографическом судне, вы не только бесплатно покатаетесь по морям-океанам и насладитесь водными красотами и красотами тех мест, где будет швартоваться судно, но и физически закалите себя, превратившись в настоящего “морского волка”. А если повезет, то и оказавшись на борту батискафа!

        Да и сама океанология-перспективнейшая географическая наука. Парадоксально, но факт: планеты Солнечной системы по сравнению с глубинами Мирового океана изучены лучше. Так что у океанологов все еще впереди, можно сказать непочатый край работы. А океанологов-подводников заслуженно сравнивают с космонавтами. Даже новый термин возник: аквонавты.

Рынок труда: разные гидрографические службы (составление навигационных карт, лоций, таблиц, каталогов), ИГРАН, подводные и береговые лаборатории, морские гидрологические и биологические станции, океанографические суда, Институт океанологии РАН, Государственный океанографический институт, НИИ Арктики и Антарктики (С.-Петербург), институты Главного управления Гидрометеорологической службы РФ, НИИ рыбного хозяйства и океанографии, Главное управление навигации и океанографии Министерства обороны РФ, морские заповедники, петербургские Океанологический институт и Высшее морское арктическое училище, Дальневосточный филиал Института географии РАН (Владивосток), музей Мирового океана (Калининград), Роскартография, фирма “Геологоразведка”, Институт глобального климата и экологии РАН, Институт литосферы окраинных и внутренних морей РАН, частные фирмы, обучающие дайвингу, туристические бюро.

При высоком уровне профессионализма и хорошем знании английского российские океанологи могут попробовать поработать в Скриппсовском (штат Калифорния) и Вудсхолском (штат Массачусетс) океанографических институтах США, в институтах океанографии в Ванкувере и Галифаксе (Канада), в Национальном океанографическом институте графства Суррей (Великобритания), в Океанографическом институте г. Брест во Франции, в Институте мореведения в Кельне (ФРГ), в Институте океанских исследований в Японии, в Международном совете по изучению моря, в Международном гидрографическом бюро, в Международной ассоциации физических наук об океане, в Мекке всех океанологов Земли-Океанографическом музее Монако, созданном мэтром Кусто.

…Капелька воды. Такая маленькая, а столько в ней силы! Вода-это жизнь. Как поется в одной песенке: “без воды и не туды, и не сюды…”. В веке 21-м пресная вода стала настолько ценным ресурсом, что за обладание ее источниками даже происходят военные конфликты между странами и разрабатываются проекты по доставке айсбергов к засушливым районам Земли. Где-то пресной воды много, хоть залейся, а где-то в большом дефиците…

Оптимизировать и рационализировать водные потоки и водный баланс страны призваны люди, избравшие своей профессией гидрологию суши.

ГИДРОЛОГИЯ СУШИ Изучает процессы и явления, происходящие в поверхностных водах материков и островов. Выделяют гидрологию рек и каналов (потамология), озер и водохранилищ (лимнология), гидрологию подземных вод (гидрогеология), гидрологию карста, болотоведение и инженерную гидрологию.

Гидрологи: исследуют круговорот воды в природе, влияние на него хозяйственной деятельности человека; анализируют режим водных объектов и водный режим отдельных территорий; дают оценку и прогноз состояния и рационального использования водных ресурсов; участвуют в проектировании и мониторинге водохранилищ, ГЭС, каналов, ирригационных сооружений, морских дамб, речных плотин и мостов, портов, пляжей, водозаборов для населенных пунктов и предприятий; составляют каталоги водных объектов суши.

Достаточно вспомнить кадры разрушительных наводнений на Кубане в 2003 году и на реке Лене в 2005 году чтобы понять насколько велика может быть роль гидрологов в экономике страны. Тогда местные власти просто решили съэкономить на устройстве постоянных пунктов наблюдения за водным режимом рек. Как говорится “скупой платит дважды”.

Гидрология тесно связана с физической географией, физикой (гидродинамика), математикой, биологией, химией, ихтиологией, гидротехникой и навигацией.

Перспективное направление у гидрологов России-изучение будущего океана-самого глубокого на Земле озера Байкал. Недаром Лимнологический институт РАН был организован на берегу этого озера.

Рынок труда: ИГРАН, озерные и речные станции, гидрологические посты и гидрообсерватории, ГУП “Мосводоканал”, государственный водный кадастр, Институт водных проблем РАН, Институт “Гидропроект”, гидроэлектростанции, отдел водного транспорта Минтранспорта РФ, фирмы занимающиеся разведением рыб, водные парки, Институт озероведения и институт биологии внутренних вод РАН, Лимнологический институт Сибирского отделения РАН в Иркутске, Государственный гидрологический институт, Гидрохимический институт, управления речных каналов, речные порты, Гидрометеоцентр РФ, Институт экономики города (Москва), МЧС РФ.

Знаменитости: замдиректора ИГРАН и телеведущий А. Беляев получил образование гидролога, учась на Географическом ф-те МГУ.

…Наверняка многие слышали такое словосочетание как “русский чернозем”, введенное в обиход великим естествоиспытателем Докучаевым. Самые большие в мире массивы самой плодородной почвы залегают в нашей стране. И недаром именно в России появилась такая наука, как почвоведение.

ПОЧВОВЕДЕНИЕ Биолого-географическая наука о происхождении, динамике, современном состоянии, будущем развитии почвы и рациональном использовании почвенных ресурсов.

Кафедры почвоведения есть как на биологических, так и на ряде географических факультетах России.

На географических факультетах в основном занимаются пространственным анализом почв, их картированием, количественной и качественной оценкой почвенных ресурсов по разным территориям для занесения этих данных в Единый земельный кадастр РФ.

Географическое почвоведение базируется на физической географии (ландшафтоведение и геоморфология), биологии и химии и тесно связано с климатологией, минералогией, петрографией, физиологией растений. А как наука не только утилитарно-теоретическая, но и имеющая прикладное хозяйственно-практическое значение, почвоведение интегрировано с аграрным комплексом и в частности с сельскохозяйственной агрономией.

Почвоведы-географы кроме собственно географии почв изучают такие курсы как морфология и генезис почв, геохимия почв, коллоидная химия почв, биогеохимия почв, картографирование почв, физическая и биологическая химия почв, биология почв, гидрология и гидрогеология почв.

Наряду с геоморфологией и гидрологией почвоведение можно отнести к классу инженерно-географических наук, имеющих важное народнохозяйственное значение.

Так в сельском хозяйстве географы-почвоведы помогают решать проблемы повышения плодородия почв, применения нужных удобрений, участвуют в проведении мелиораций (орошение, осушение, гипсование, известкование почвы) и в борьбе с почвенной эрозией, для агрономических хозяйств составляют карты почвенно-земельных ресурсов. Хороший почвовед наравне с агрономом и зоотехником-это правая рука руководителя сельхозпредприятия.

Особенно сильно возросла роль географа-почвоведа сейчас, когда проводится широкомасштабная земельная реформа и услуги людей этой профессии необходимы для оценки почвенно-земельных ресурсов и соответственно для составления Единого каталога всех сельхозпредприятий и Единого земельного реестра, который в свою очередь нужен для определения ставки земельного налога по разным регионам России.

Рынок труда: ИГРАН, Почвенный институт РАН, Институт агрохимии и почвоведения РАН, лесотехнические вузы, биологические факультеты и лаборатории университетов, ф-т почвоведения МГУ, Министерство сельского хозяйства РФ, Министерство природных ресурсов РФ, сельскохозяйственные, земельные и кадастровые комитеты в региональных администрациях разных уровней начиная от сельсовета и заканчивая областями, краями и республиками входящими в состав РФ, агрономические хозяйства и сельхозпредприятия, Научный центр ландшафтно-экологических исследований, Московское общество испытателей природы.

Российские почвоведы могут быть востребованы и зарубежом: Департамент земледелия и Служба охраны почв (США), Ротемстедская опытная станция и Почвенный институт им. Маколея (Великобритания), Институт почвоведения (ФРГ), Институт лесного хозяйства (Швеция), Институт агрономических исследований и Институт биологического почвоведения (Франция).

Теперь давайте сделаем обзор географических профессий, относящихся к гуманитарной (общественной) географии. По традиционной классификации географии в России-это политическая и социально-экономическая география.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ Раздел гуманитарной географии, изучающий расстановку политических сил в разных странах или в какой-то отдельной стране или части этой страны. В задачи политической географии также входят анализ межэтнических отношений на разных территориях, выявление факторов (чисто политических, военных, экономических, культурных, этнических, ментально-психологических и даже природных), влияющих на территориальное распределение политических сил, явлений и процессов, также комплексный анализ и детальная оценка политической ситуации в стране/мире, участие в построении и редактировании политических карт и справочников, рекомендации властным структурам  и политикам, помощь в выработке политологических схем, технологий и политических и военно-политических доктрин государства. Раздел политической географии, занимающийся разными аспектами избирательных компаний (в т. ч.-профессиональная помощь кандидатам на разные госдолжности), называется ЭЛЕКТОРАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ.

  1. Политическую географию изучают вместе с социально-экономической географией, так как эти два направления тесно взаимосвязаны. Закончившие кафедры, на которых основной специализацией является политическая география, получают диплом географа-политолога, например на кафедре социально-экономической географии зарубежных стран Географического факультета МГУ.

        Студенты на таких кафедрах также плотно изучают политологию, страноведение, регионалистику, экономику разных стран, психологию и культуру разных народов, ну и конечно же-иностранные языки (не меньше двух).

        Нередко в СМИ синонимом политической географии выступает слово геополитика. Но это не совсем верно. Предметом исследования геополитики является весь мир, все страны в их взаимодействии, в частности процессы глобализации. А в политической географии как правило рассматриваются конкретные территории и чаще на уровне отдельно взятой страны или какого-то района внутри этой страны. И геополитиками могут быть вовсе и не географы, а представители других сфер человеческой деятельности (собственно политики (Жириновский в РФ, Бжезинский в США, например), главы великих государств (Сталин, Рузвельт, Черчилль в 30-40-х гг. 20 в.), министры иностранных дел (Киссенджер в США при Никсоне, например), дипломаты (Ю. Квицинский в РФ, например), военные (например, Гаусгофер в Германии в 20-30-е гг. 20 в., генерал Л. Ивашов в России), философы (например, А. Паршев в РФ, Н. Хомский в США).

        А вот из знаменитых профессиональных политико-географов можно отметить Л. Смирнягина и ныне уже ушедшего из жизни С. Благоволина. Оба закончили Географический факультет МГУ и оба в 90-е гг. входили в Президентский Совет РФ. Крупным политико-географом, в основном специализирующимся на электоральной географии, является Д. Орешкин.

        Кем и где могут работать политико-географы?

        В основном в качестве аналитиков/экспертов и в основном в государственных структурах.  Это: Аналитический центр “Меркатор” при Институте Географии РАН, Центр геополитических исследований ИГ РАН, академические институты (Международных экономических и политических исследований, Мировой экономики и международных отношений, США и Канады, Европы, Латинской Америки, Африки, СНГ, стран Азии и Дальнего Востока), Центр индийских исследований, Министерство иностранных дел, дипмиссии и консульства РФ за рубежом, Центризбирком, Экспертно-аналитическое управление Министерства обороны, Академия Генштаба, ряд СМИ, освещающих мировую политику и экономику.

        Для политико-географов есть работа и в негосударственных заведениях как коммерческих так и некоммерческих. К первым относятся банки и фирмы, деятельность которых направлена в основном на внешние рынки. Здесь политико-географ должен проанализировать политическую и экономическую ситуацию в тех странах, в которые банк/компания намерены сделать инвестиции или экспортировать свою продукцию и соответственно дать рекомендации руководству в целях уменьшения рисков таких операций. Это еще и издательства, выпускающие политологическую литературу. Это и картографические фабрики, на которых политико-географ нужен в качестве корректора и редактора политических карт, имеющих особенность устаревать в связи с быстроменяющейся политической ситуацией в мире и перекройкой политических и административных границ.

        Вторые-это многочисленные политологические структуры, фонды и избирательные штабы. Например, Фонд Горбачева в России или Фонд Никсона в США (россиеведение, кремленология), в котором работают и специалисты из РФ.

        ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ Один из разделов гуманитарной географии. Изучает пространственное размещение производительных сил (население и хозяйство).

        Экономическая география находится на стыке собственно географии и экономики, а социальная география лежит в плоскости взаимодействия общей географии и целого ряда гуманитарных дисциплин (история, этнология, социология, культурология, даже психология (менталитет населения той или иной территории)).

        И экономическая и социальная география пронизаны статистикой и тесно сопряжены с математическим моделированием.

В задачи экономико-географа входят: оценка природно-ресурсного и экономического потенциала территории (от населенного пункта до страны в целом); выявление специфических особенностей и проблем территории; оценка стоимости земель; поиск оптимального места для строительства народнохозяйственных объектов (населенный пункт, завод, рудник, дорога, порт и т. д.); рекомендации для властных и хозяйственных структур по комплексному освоению и решению проблем территории; определяют степень экологического риска в процессе хозяйственного освоения территории; дают прогноз развития территории. В общем определяют предпринимательский климат объекта, что немаловажно для будущих инвестиций в этот объект.

Социо-географы участвуют в оценке трудового и интеллектуального потенциала территории; изучают образ жизни, традиции, обычаи, поведение (менталитет) разных групп населения, социальных слоев и этносов; собирают и систематизируют информацию о мигрантах; дают соответствующим госструктурам рекомендации по оптимальному распределению миграционных потоков населения; помогают в обустройстве беженцев; анализируют переписи населения; принимают участие в этнографических экспедициях; помогают планировать населенные пункты и рекреационные районы (места отдыха людей); выявляют национальные проблемы и дают советы по их разрешению; участвуют в определении индекса человеческого развития (качество жизни населения).

И экономико и социо-географы могут принимать участие не только в комплексных интегральных исследованиях какой-то территории, но и работать в более узких сферах. Например, экономико-географ может изучать только одну промышленность или только одно сельское хозяйство или только один транспорт и т. д. Социо-географ может специализироваться на городах, сельской местности, этносах, рекреационных районах, миграциях, культурно-бытовой сфере населения.

Существует и еще более узкое деление, например, можно специализироваться только по какой-то одной отрасли промышленности, сельского хозяйства или транспорта, по какому-то одному народу (этносу) или крупному населенному пункту (Москва, скажем).

И экономико и социо-географы участвуют в районировании большой по площади территории, т е в соответствии с определенными критериями и на основе определенных показателей (как количественных так и качественных) разделяют эту территорию на составные части (районы, регионы, зоны, ареалы). Процесс районирования можно производить как по какому-то одному показателю, так и по их совокупности. Например, территорию страны можно районировать по качеству жизни населения или по степени инвестиционной привлекательности (берется много исходной информации и несколько показателей). А можно использовать только один показатель, например, обеспеченность автомобилями на 1000 чел.

Результаты экономико и социо-географических исследований представляют в разной форме (докладная аналитическая записка, письменный отчет, статистический ряд, схемы, результаты опросов и интервьюирования, таблица, диаграммы, графики, компьютерная презентация). Но в любом случае прикладывают карту. Поэтому экономико и социо-географы помимо своих чисто специфических методов работы, должны хорошо знать и картографический метод.

Перспективными направлениями в экономической географии являются: география глобализационных процессов, география транснациональных компаний, география внешнеэкономических связей, география финансовой сферы, география топливно-энергетического комплекса, география инноваций и научно-технического прогресса.

В области социальной географии-это: культурная география, психологическая география (т. н. феноменология), география социальных групп населения, география качества жизни, география малых народов, география экологии человека.

Где могут работать экономико и социо-географы? В основном в экономико-финансовых структурах, как государственных так и частных. Например, банки охотно берут высококвалифицированных экономико-географов, обладающих характерной способностью широкого комплексного мышления и видение проблемы в целом. Из таких экономико-географов получаются и хорошие маркетологи (работа в торгово-промышленных компаниях).

В государственных органах экономико-географы нужны прежде всего как районные планировщики и оценщики территориального потенциала.

Вот примерный рынок труда для экономико и социо-географов: ИГ РАН, преподавание экономической географии в экономических и финансовых вузах (в Москве это-Финансовая Академия, Академия им. Плеханова, Торгово-промышленная Академия, Академия труда и социальных отношений), в Академии ФСБ, Дипломатической Академии, МГИМО, в целом ряде туристических вузов, в средней школе и колледжах. Также: Всероссийский Институт Внешнеэкономических связей, Институт перспектив и проблем страны, Институт экономики города, Институт культурного и природного наследия им Лихачева, Институт экономики РАН, Институт переходного периода, Институт Макроэкономических исследований, Институт Народнохозяйственного прогнозирования РАН, Институт Народов России, Институт этнографии, Институт этнологии и антропологии РАН, Институт Социально-экономических проблем народонаселения РАН, Институт Стран СНГ, Институт Экономики природопользования, Министерства финансово-экономического блока Правительства РФ (Минэкономразвития, например),  крупные издательства учебной литературы (“Просвещение”, “Дрофа”), картографические фабрики (редактора социально-экономических карт), планировочные, земельные и социально-культурные отделы федеральных, региональных и местных органов власти.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учитель Полякова Валентина Яковлевна (Серафимовская специальная общеобразовательная школа закрытого типа) Урок географии "Географическая оболочка. Строение и свойства географической оболочки"

Урок географии по теме" Географическая оболочка. Строение и свойства географической оболочки". При объяснении материала используются схемы круговоротов географической оболочки, рисунки учебника. Даетс...

Доклад на тему "Формирование специальных умений и навыков в работе с географической картой, как основой географического образования".

В настоящее время в условиях интенсивного развития интеграционных процессов между Россией и мировым сообществом значительное практическое значение имеет обучение детей пространственному мышлению. Наиб...

Презентация материала на английском языке о Москве.Учащиеся 11б класса выступили перед аудиторией и рассказали о климате, географическом положении, особенностях проживания в одном из самых древних и красивых городов мира.

Неделя английского языка прошла в нашей школе в марте. В общешкольном   мероприятии приняли участие учащиеся 6в класса ( Платонов Николай ) с презентацией на английском языке на тему" M...

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА «Установление взаимосвязей тектонических структур, рельефа и полезных ископаемых на основе работы с разными источниками географической информации. Изучение истории возникновения поселка Шатск .»

Урок - обощение и повторение ранее изученного материала. Изучение особенности добычи железной руды на Курской магнитной аномалии(презентация). Знакомство с историей возникновения поселка Шатск( презен...

Конспект урока литературы в 5 классе (ФГОС) по рассказу Л.Н. Толстого "Кавказский пленник". Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы.

Конспект данного урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС. На уроке дети впервые учатся составлять стравнительную характеристику героев....

Раздаточный материал. Где живут разные животные. Географические названия

В рамках темя "Место. Географические названия" я придумала материал, на котором легко отработать названия мест, где обитают различнве животные. Дети повторяют и прописывают эти места, и, соо...