Практическая работа по географии, 9 класс: «Оценивание обеспеченности потребностей населения Нового Уренгоя разными видами услуг на основе анализа дополнительных источников географической информации»
методическая разработка по географии (9 класс)

Домбровская Наталья Анатольевна

В разработке даны образовательные результаты урока, логика учебного процесса и разработка практической работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dombrovskaya_pr.r._9_klass.docx19.79 КБ

Предварительный просмотр:


Реализация требований федеральных государственных образовательных стандартов
основного общего образования в преподавании географии

Урок географии в 9 классе (урок – практикум, итоговая практическая работа)

Тема урока: «Оценивание обеспеченности потребностей населения Нового Уренгоя разными видами услуг на основе анализа дополнительных источников географической информации»

        Содержание урока: социальная инфраструктура: отраслевой состав, значение, диспропорции в размещении. Перспективы развития; оценка обеспеченности потребностей населения Нового Уренгоя разными видами услуг помощью дополнительных источников географической информации и публикаций СМИ, Интернет- ресурсов, социологического опроса.

        Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий): описывать обеспеченности потребностей населения Нового Уренгоя (или своего микрорайона) разными видами услуг

Образовательные результаты урока

Предметные результаты

понятия «инфраструктурный комплекс» (сфера обслуживания), жилищно-коммунальное хозяйство, рекреационное хозяйство, наука, «виды услуг», «мониторинг»; отраслевой состав,

представление об обеспеченности потребностей населения Нового Уренгоя (своего микрорайона) разными видами услуг;

представление о социологическом опросе, обработке его результатов;

Метапредметные результаты

Межпредметные понятия: метод, объект (идеальный, реальный), мониторинг, природа, пространство (положение), пространство, процесс;

УУД:

   Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; планирование, т.е. определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; оценка, т.е. выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

умение нести ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности (для учащихся);

   Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; структурирование знаний; построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных); синтез (составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;  самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; умение проводить рефлексию своей деятельности

   Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, то есть определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими нормами родного языка;

постановка вопросов, т.е. инициативное сотрудничество по поиску и сбору информации

Личностные результаты

Нравственно-этическая ориентация, в том числе оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор;

мобильность, толерантность, самостоятельность, эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования (для учащихся)

Источники информации: учебник, атлас, Интернет-ресурсы, карта города, опрос жителей города.

Логика учебного процесса и деятельность учащихся:

  1. Актуализация опорных знаний (по вопросу перед параграфом).
  2. Мотивация. Уровень развития социальной инфраструктуры Нового Уренгоя (своего микрорайона).
  3. Деятельностный компонент. Определение отраслевого состава социальной инфраструктуры на основе анализа текста и иллюстрационных материалов учебника (стр. 125, таблицы 24). Выявление диспропорций в размещении предприятий социальной инфраструктуры России на основе анализа текста учебника и карт атласа.
  4. Беседа. Жилищно-коммунальное хозяйство, показатели обеспеченности населения жильём.
    Творческий компонент: обсуждение проблем ЖКХ, показателей обеспеченности населения жильём на основе дополнительных источников информации, публикаций в СМИ.
  5. Деятельностный компонент: обеспеченность жильём членов семьи учащегося. Практическая работа (итоговая): Обеспеченность потребностей населения Нового Уренгоя разными видами услуг на основе анализа дополнительных источников географической информации.

Ход работы:

  1. Примерный план работы:

 Составьте перечень учреждений непроизводственной сферы своего микрорайона. Данные оформите в виде таблицы:

Виды услуг

Учреждения социальной сферы

Количество учреждений

Торговые

Бытовые

Образовательные и культурные

Научные

Медицинские и оздоровительно-спортивные

Юридические

Другие

  1. В таблице укажите учреждения, услугами которых пользуется ваша семья.
  2. Узнайте у соседей, родственников, друзей, какими видами услуг они пользуются; какие виды учреждений в большей степени преобладают в микрорайоне.
  3. Составьте картосхему микрорайона, на которой укажите размещение предприятий социальной сферы;
  4. Проведите социологическое исследование «Как оценивают уровень услуг социальной сферы жители вашего микрорайона», результаты можно отразить в виде диаграмм или символов-смайликов;
  5. Разработайте проект дальнейшего развития предприятий непроизводственной сферы в своём микрорайоне.

6. Подведение итогов урока.

7. Домашнее задание: закончить практическую работу прочитать § 22, ответить на вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА «Установление взаимосвязей тектонических структур, рельефа и полезных ископаемых на основе работы с разными источниками географической информации. Изучение истории возникновения поселка Шатск .»

Урок - обощение и повторение ранее изученного материала. Изучение особенности добычи железной руды на Курской магнитной аномалии(презентация). Знакомство с историей возникновения поселка Шатск( презен...

Традиционные и новые методы географических исследований. Источники географической информации. Географические карты различной тематики и их практическое использование. Статистические материалы. Геоинформационные системы. Международные сравнения.

Знакомство обучающихся  с различными методами географических исследований, источниками географической информации,  географическими картами различной тематики и ихпрактическим использованием,...

Практическая работа "Представление в виде таблицы сведений об изменении границ России на разных исторических этапах на основе анализа географических карт"

При изучении темы "Воссоединение Крыма с Россией" проводится практическая работа ""Представление в виде таблицы сведений об изменении границ России на разных исторических этапах на...

Практическая работа. Население. 10 класс. Прогнозирование изменений возрастной структуры отдельных стран на основе анализа различных источников географической информации.

Практическая работа. Население. 10 класс. Прогнозирование изменений возрастной структуры отдельных стран на основе анализа различных источников географической информации....

Практическая работа 1. Объяснение различий в показателях качества жизни населения в отдельных регионах и странах мира на основе анализа источников географической информации (10 класс).

Практическая работа 1. Объяснение различий в показателях качества жизни населения в отдельных регионах и странах мира на основе анализа источников географической информации (10 класс)....

10 кл. Практическая работа 1. Сравнение и объяснение различий в соотношении городского и сельского населения разных регионов мира на основе анализа статистических данных

10 кл. Практическая работа 1. Сравнение и объяснение различий в соотношении городского и сельского населения разных регионов мира на основе анализа статистических данных...