О школьных учебниках и атласах по географии
статья по географии по теме
Приглашаю к дискуссии!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Школьные учебники и атласы по географии. Критический взгляд | 28 КБ |
Предварительный просмотр:
О школьных учебниках и атласах по географии
В последнее время начала проглядывать такая тенденция: в школьных учебниках географии все меньше научного содержания (т е теории, концепции, гипотезы), зато все больше картинок и фактов типа “Самое самое”. Учебники просто пестрят от обилия иллюстраций! Географическая наука из школьных учебников географии явно выхолащивается, а сами учебники становятся похожими на комиксы, насколько это возможно облегчающие процесс умственной деятельности ученика. Неужели среди учащихся столько лентяев, что им нужно все раскладывать по полочкам, все преподносить в разжеванном виде на блюдечке, а сам урок превращать в подобие театрализованного шоу с элементами развлекаловки, иначе их мыследеятельный аппарат лопнет от всяких там причинно-следственных связей, дедуктивно-индуктивных методов и системно-структурного анализа!
Зачем в учебниках столько картинок и географического гиннеса?! Ведь иллюстративный материал и справочные сведения можно при желании почерпнуть из МНОЖЕСТВА других источников (как из печатных изданий, так и из СМИ и интернета, а также из электронных пособий на CD или DVD). Учебник на то он и учебник, что должен УЧИТЬ, а не развлекать и не превращаться в беллетристику. Для беллетристики и развлечений есть другие источники, например, разного рода географические энциклопедии и хрестоматии, географические видеофильмы и игры.
А сколько самих учебников географии! По каждой параллели чуть ли не с десяток наберется. Вся проблема в том, что по своей внутренней структуре т. н. “альтернативные” учебники практически не отличаются друг от друга. Сначала идет отраслевой состав, затем региональный обзор. Это в учебниках для 8-10 классов. В “разных” учебниках для 7-х и 6-х классов содержание также мало чем отличное, разве что в деталях. В общем по содержанию никакой оригинальности, отличия по соотношению текст/методический аппарат (где то больше, где то меньше) и по степени насыщенности иллюстративным и справочным материалом.
И еще: в современных российских школьных учебниках географии очень скудная часть, направленная на приобретение школьниками ПРАКТИЧЕСКИХ умений и навыков (решение тех задач, которые могли бы пригодиться в реальной жизни каждому человеку).
А школьные атласы по географии. Сколько издательств-столько атласов. А издательств не мало. Все бы хорошо, если бы не одно но: в этих красочно оформленных атласах, отпечатанных большей своей частью на мелованной глянцевой бумаге (кстати на такой бумаге изображение воспринимается плохо; отсвечивает) явный переизбыток картографической информации! Просто море информации в виде всяких мыслимых и немыслимых условных знаков, дополняемых обильными дополнительными данными в виде текста, диаграмм, графиков, таблиц и схем. Смотреть на такую карту-насиловать свои глаза, потому как отсутствует всякая генерализация! Все смешалось в один клубок: и важная информация и второстепенные детали и даже такой материал, который не в школах нужно изучать, а в академических институтах!
Забыли создатели школьных атласов и карт слова Н. Н. Баранского о важности картографической ГЕНЕРАЛИЗАЦИИ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа. География 8 класс к учебнику А.И. Алексеев. География России: природа и население.
Рабочая программа разработана на основе Программы А.И.Алексеева и др. «География России» (Программы для общеобразовательных учреждений. География, 6-11 классы. – Москва, Дрофа, 2002). Курс «Геог...
Рабочая программа по географии 7-9класс по учебнику Алексеева А.И."Академический школьный учебник"
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного образования на базисном уровне, на основе программы под редакцией Николиной В.В., Алексеева А.И., Ли...
Разработка урока по географии на тему: "Реки и озера мира", 7 класс, УМК А.И. Алексеева. Серия «Академический школьный учебник», «Полярная звезда».
Урок по теме: "Реки и озера мира" позволяет показать зависимость рек и озер от рельефа и климата, помогает раскрыть роль рек и озер в жизни людей. Рассказывает о самых крупнейших и интересных реках и ...
Презентация по немецкому языку для 9-го класса" Die Zukunft beginnt schon jetzt. Wie steht\'s mit der Beruhfswahl?" к учебнику "Deutsch Академический школьный учебник" автор: И. Л. Бим, Москва "Просвещение"
Данная презентация может быть использована на уроке немецкого языка в 9-м классе при повторении темы " Die Zukunft beginnt schon jetzt. Wie steht\'s mit der Beruhfswahl?" к учебнику "Deutsch Акад...
Презентация по немецкому языку для 8-го класса по теме "Schön war es im Sommer" к учебнику "Deutsch Академический школьный учебник", автор: И. Л. Бим и другие, издательство "Просвещение"
Данная презентация может быть использована на уроке немецкого языка в 8-м классе при повторении темы "Schön war es im Sommer" к учебнику "Deutsch Академический школьный учебник", автор: И. Л. Бим и др...
Презентация по немецкому языку для 8-го класса по теме "Aber jetzt ist schon längst wieder Schule" к учебнику "Deutsch Академический школьный учебник", автор: И. Л. Бим и другие, издательство "Просвещение"
Данная презентация может быть использована в 8-м классе при повторении темы "Aber jetzt ist schon längst wieder Schule" к учебнику "Deutsch Академический школьный учебник", автор: И. Л. Бим и другие, ...
Использование школьного учебника в процессе формирования УУД на уроках географии в 5 классе
Использование учедника...
Комментарии
А по какой линии учебников
А по какой линии учебников предпочитают обучать географии в Москве? Или каждая школа вправе выбирать свои учебники? В нашем регионе (Оренбургская область) перешли на линию издательства "Русское слово". Согласно с вами с упрощением материала в учебниках. Получается так, что содержание учебника не соответствует в полной мере требованиям программы, а потом ученики и родители возмущаются тому, что учитель пытается дать (и, соответственно, спросить с ученика) что-то сверх учебника.