Урок-путешествие для учащихся 6 класса "море=море - мир чудесный"
план-конспект урока по географии (6 класс) по теме

Куратова Ирина Владимировна

Урок-путешествие для учащихся 6 класса "море-море - мир чудесный". 

Урок обобщения и повторения по теме "Мировой океан". Урок проводится в форме игры. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл more-more_-_mir_chudesnyy.docx301.07 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 76

Выборгского района Санкт-Петербурга

РАБОТУ ВЫПОЛНИЛА

учитель географии

Куратова Ирина Владимировна

Урок-путешествие для учащихся 6 класса  «Море-море – мир чудесный…»

Уроки-игры, уроки-путешествия всегда  имеют большой успех у школьников. Поэтому урок обобщения и повторения в 6 классе по теме «Мировой океан» я часто провожу в форме урока-путешествия, игры.

Перед уроком провожу предварительную работу:

  1. Разбиваю класс на 3 (или 4) команды примерно равные по знаниям.
  2. Каждой команде даю домашние задания: придумать название  команде, эмблему, представление.
  3. Каждая команда должна придумать вопросы для викторины для других команд.
  4. Каждая команда выбирает капитана, который распределяет очередность ответов учащихся, так как в игре существует правило; «Обсуждать могут все вместе, а отвечать должен только один ученик».

Форма урока – урок-путешествие.

Тип урока – урок обобщения и повторения знаний учащихся по теме «Мировой океан».

Цели урока:обобщить и повторить знания учащихся по теме «Мировой океан», продолжить формировать интерес к предмету.

Дидиактический материал – карта полушарий,  атласы, контурные карты, карточки с заданиями, судовые журналы для каждой команды (заполняют члены жюри).

ИКТ-технологии: мультимедийная презентация. Музыкальное сопровождение – шум океана, И.О. Дунаевский «Вольный ветер», музыка Френсиса Гойи «Золотые гитары».  Репродукции картин К. Левитана.

  1. Звучит музыка (шум океана), на экране репродукции Айвазовского.

Учитель.  Ребята¸ вы слышите эту удивительную музыку. Она зовет нас в увлекательный мир путешествий.  Мы с вами отправляемся в кругосветное плавание. Перед нами стоит непростая цель – переплыть Мировой океан, а для этого нам необходимо вспомнить все, что мы знаем о нем, его частях, его единстве.

Всем известно, что Мировой океан – главная часть гидросферы. Наша планета богата водой – 3\4  поверхности Земли покрыто океаном.  Из космоса она видится голубой.  

Морская стихия удивительна и привлекательна. Многие художники писали море. Их называли маринистами.  Одним из самых знаменитых среди них был Иван Константинович Айвазовский, которого всегда привлекала романтика моря. Воспето море и в поэзии: А.С.Пушкиным, М.Ю.Лермонтовым, В.А. Жуковскимм, М.И. Цветаевой, Р. Рождественским. Океан таит в себе много загадок, некоторые из них мы сегодня попытаемся объяснить. Помогут нам в этом команды юных географов:

1 команда – «Капля в море».

2 команда – «Волна».

3 команды – «Загадки океана».

1 конкурс – представление команд.

Учитель предоставляет командам слово – представление команд. Каждой команде выделяется время для представления – 2 – 3  минуты.

1 команда «Капля в море».  Представление:

Спросил на днях Иван-сосед

У струйки, льющейся из крана,

«Откуда ты?» - Вода в ответ

«Из Мирового океана».

Потом Иван гулял в лесу,

Росой искрилась вся поляна.

«Откуда ты?» - спросил росу –

«Из Мирового океана».

На поле лег туман седой

Сосед спросил и у тумана

«Откуда ты? Кто ты такой?» -

«И я, дружок, из океана».

Удивительно, не так ли?

В супе, в чае, в каждой капле,

И в дождинке, и в росинке

Нам откликнется всегда

Океанская вода.

2 команда «Волна».

Ребята рассказывают и показывают сказку.

Действующие лица: автор, 2 ангела и 2 чертенка.

Автор. Было это давно. Так давно, что уже никто не помнит. Создал Бог океан.

Ангелы. (Наливают воду в аквариум). И была вода в океане вкусная, холодная, прозрачная. И повадились черти воровать воду. (Чертенята черпают воду кружками воду из аквариума).

Рассказали ангелы Богу об этом.  Разгневался тот и молвил: «Пусть океанская вода содержит 35 промилле  соли. (Ангелы посолили воду: бросают в аквариум соль и размешивают большой деревянной ложкой). Стала вода горько-соленая.

Но соль растворилась в воде неравномерно: на тропиках  больше, на полюсах – меньше А зависит это от разных факторов: температуры, испарения, водного баланса.

Чтобы в океане ен погибло все живое, растворили ангелы в воде азот, кислород, углекислый газ.

Вот пришли черти за водой, зачерпнули ее, попробовали, и чуть не отравились. Рассердились они и решили отомстить. Бросили в воду камни, песок, обломки и замутили воду так что луч света не проникал. (Светят фонариком).

Утром увидели ангелы, забеспокоились, обратились к Богу. Он успокоил воду. Песок осел, вода снова стала прозрачная. Издал Бог указ: «Пусть плотность воды океана с повышением солености увеличивается, поскольку растет содержание вещества в каждом литре».

Учитель.  Но все же почему море соленое? Этот вопрос давно пытаются решить ученые. Одни ученые полагают, что соль принесли реки. Дождевая вола, падая на Землю растворяет мельчайшие кристаллики солей, которые всегда находятся в воздухе. Затем просачиваясь через почву, она вымывает соли и уносит их с собой в моря и океаны. Здесь соль накапливается век за веком, тысячелетия за тысячелетием, потому что испаряется чистая вода, а соли испаряются. А другие ученые считают, что моря и океаны родились солеными из воды, которая выделилась из недр нашей планеты.

3 команда «Загадки океана».Почемучка. Дождь из рыб или дождь из лягушек. Вам приходилось видеть такое? Да вы кажется и не верите, что бывают такие дожди. А вот жителям Дании, Норвегии, Шотландии, они хорошо известны. Вместе с каплями дождя наЗемля начинают падать сельди, раки, лягушки. В 1933 году в селе Кавалерово в 50 км от Тихого океана, прошел дождь из морских медуз, а летом 1947 года дождь из морских медуз выпал на побережье Новой Зеландии. Почему возникают необычные дожди? Причины – образование смерча. В смерче воздух движется с большой скоростью (до 100 км/с) по спирали. Когда вихрь проходит над водой, он вбирает в себя легкие предметы. Вот так и поднимаются в воздух раки, медузы, рыбы, лягушки. А потом, когда смерч теряет свою силу, они падают на землю.

Члены жюри оценивают представление команд и заносят результаты в их судовые журналы.  Оценивать можно с помощью бальной системы (например, от 1 до 5 баллов).

Я люблю придумывать интересные формы оценивания: например,  географическую единицу «ГЕО», или приклеивать в судовой журнал различные фишки, символизирующие разное количество баллов за то или иное задание (фишки могут иметь разные формы, разный цвет, разный размер и др.)

Критерии оценивания нужно проговорить заранее: например, артистизм, количество участников , задействованных в представлении, информативность и др.

2 конкурс «Ассоциации».Продолжительность конкурса – 3 минута.

Командам необходимо угадать слово, используя логический ряд и объяснить ход своих рассуждений. Задания данного типа способствуют развитию мышления, учат детей находить взаимосвязи между объектами и процессами и детям нравятся такие задания.

ЗАДАНИЯ:

1 команда. Землетрясения, волна, скорость, опасность, разрушения.

(Ответ – цунами).

2 команда. Ветер, вода, бутылка, письмо.

(Ответ – течения).

3 команда. Океан, корабль, лед, гора, опасность.

(Ответ – айсберг).

Задания можно дать на карточках, модно вывести на экран.

После ответов члены жури также оценивают конкурс и заносят данные в судовые журналы команд.

Критерии оценивания: правило отгаданная ассоциация.

3 конкурс «Немая карта». Продолжительность конкурса – 5 минуты

Учитель показывает объекты на карте, а учащиеся записывают названия этих географических объектов на листочках.  

Затем члены жюри подсчитывают количество правильных ответов.

Можно изменить конкурс. Раздать учащимся контурные карты и вывести на экран географические объекты, которые они должны по памяти нанести на «немую карту».

ПРИМЕРЫ географических объектов:

Атлантический океан

Коралловое море

Остров Мадагаскар

Полуостров Индостан

Остров Гренландия

Мексиканский залив

Пролив Дрейка

Берингово море

Норвежское  море

Средиземное море

и  т.д.

4 конкурс «Цифровой диктант». Продолжительность конкурса – 3  минуты. Учащимся на экран выводятся следующие географические понятия:

  1. Материк.
  2. Остров.
  3. Полуостров.
  4. Архипелаг.
  5. Море.
  6. Залив.
  7. Пролив.

Необходимо соотнести географические понятия с определениями:

  1. Небольшой участок суши, со всех сторон окруженный водой.
  2. Узкое водной пространство, которое соединяет части Мирового океана и разделяет участки суши.
  3. Часть океана, отделенная от него сушей, островами, поднятиями дна.
  4. Огромный участок суши.
  5. Часть моря или океана, глубоко вдающаяся в сушу.
  6. Скопление островов.
  7. Часть суши, с трех сторон окруженная водой.

ОТВЕТЫ: 1- 4, 2- 1, 3 – 7, 4 – 6, 5 – 3, 6 – 6, 7 – 2.

5 конкурс «Найти ошибки в рассказе». На выполнение работы отводится примерно 5 минуты.  

Учащимся на листочках дается рассказ, история, в сюжете которых умышленно допущены географические ошибки. Задача команд – за короткое время найти и исправить ошибки.

Пример истории «История о черепашках».

«Мировой океан – это составная часть гидросферы – воздушной оболочки Земли.  Здесь находятся любимые места  обитания морских черепашек, которых называют красивым именем – морена. Летом они собираются большими группами на полуострове Гольфстрим и отправляются на отдых в заросли кораллов, которых всегда в достатке в самом пресном море – Красном. Ближе к осени черепашки начинают путешествовать и нередко с самым теплым течением Земли Течением Западных Ветров путешествуют вокруг  Африки.  Зимуют черепашки в теплых водах у берегов Антарктиды. А с наступлением весны, когда с гор начинают откалываться айсберги, начинается новое путешествие. Но это уже совсем другая история…»

Члены жюри оценивают ответы команд.

Правильны ответы:

  1. Гидросфера – водная оболочка Земли.
  2. Морена – это название рыб.
  3. Гольфстрим – это течение в Атлантическом океане.
  4. Красное – самое соленое море мира (42 %).
  5. Течение Западных Ветров – холодное течение.
  6. Течение Западных Ветров огибает Антарктиду, а не Африку.
  7. У берегов Антарктиды – очень холодные воды.
  8. С гор откалываются не айсберги, а ледники.

6 конкурс «Викторина». На конкурс отводится 5 минут.

Учитель задает вопросы командам по очереди. Обсуждать вопрос могут все, а отвечать должен один учащийся.

  1. На берегах какого залива находится город., в  котором мы живем? К какому морю относится этот залив? К какому океану относится это море? (За вопрос можно получить максимально три балла).

ОТВЕТ: Финский залив, Балтийское море. Атлантический океан.

  1. «Есть в океане река. В самые суровые засухи она никогда не иссякает, а в самые высокие половодья никогда не переполняется. Ее берега и дно образованы холодной водой, тогда как ее поток составляет теплая вода. Мексиканский залив является ее источником, а устье располагается в море Северного Ледовитого океана. «Отопительной системой» какой части света служит эта «река»? (За вопрос можно получить максимально три балла).

ОТВЕТ: теплое океаническое течение. Гольфстрим. Европа.

Учитель. По расчетам ученых, Гольфстрим ежегодно доставляет к берегам Норвегии такое же количество тепла, какое способно дать при сгорании целое море нефти. А под ним на глубине 1300 метров обнаружено новое течение. Оно медленно движется в противоположном направлении.

  1. Наибольшая глубина Мирового океана: сколько она составляет? Как она называется? В каком океане находится? (За вопрос можно получить максимально три балла).

ОТВЕТ: 11022 м. Марианская впадина. Тихий океан.

7 конкурс «ЧАЙНВОРД». На выполнение  задания отводится 5 минуты.

  1. Волны, вызванные землетрясением.
  2. Пролив, отделяющий Евразию от Северной Америки.
  3. Внутреннее море, относящееся к бассейну Атлантического  океана.
  4. Самый большой остров.
  5. Самый глубокий океан.
  6. Самое соленое море.
  7. Море, где находится самый большой коралловый риф.
  8. «Цветное» море, относящееся к бассейну Тихого океана.
  9. Самый широкий пролив.
  10. Теплое течение в Атлантическом океане.

ЧАЙНВОРД

ОТВЕТЫ. ЧАЙНВОРД

  1. Ц

У

Н

А

М

И

  1. Б

Е

Р

И

Н

Г

О

В

  1. С

Р

Е

Д

И

З

Е

М

Н

О

Е

  1. Г

Р

Е

Н

Л

А

Н

Д

И

Я

  1. Т

И

Х

И

Й

  1. К

Р

А

С

Н

О

Е

  1. К

О

Р

А

Л

Л

О

В

О

Е

  1. Ж

Е

Л

Т

О

Е

  1. Д

Р

Е

Й

К

А

  1. Г

О

Л

Ь

Ф

С

Т

Р

И

М

Максимальное количество баллов, полученных за конкурс – 10.

За каждый правильный ответ – 1 балл.

Учитель. Мы закончили наше путешествие. Надеюсь, что вы узнали много нового и жизни океана.

В заключение слово дается членам жюри. Друзья, оцените, пожалуйста, свои команды. Члены жюри подводят итоги по судовым журналам. Объявляют и комментируют ответы.

По итогам урока выставляются отметки учащимся.

ПРИМЕРЫ ЭМБЛЕМ КОМАНД


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ (урок-путешествие в прошлое. 5 класс)

Повторительно-обобщающий урок  по истории Древнего Египта с применением информационно-комуникационных технологий...

Урок -путешествие по математике 6 класс : "Действия с обыкновенными дробями"

Урок по теме: "Действия с обыкновенными дробями", урок повторения с презентацией и самоанализом урока по учебнику Н.Я. Виленкина 6 класс...

Урок-путешествие по химии 9 класс по коррозии металлов "В царстве "рыжего дьявола"

Урок-путешествие "В царстве  "рыжего дьявола" с использованием игровых технологий по химии для учащихся 9 класса. Разработка помогает сделать изучение темы "Коррозия металлов" более интересным и ...

Методическая разработка урока - путешествия в 5-м классе на тему "Путешествие в Прилагатинск"

Данный урок является заключительным по теме «Имя прилагательное». Тип урока в рамках традиционного обучения: урок обобщения и систематизации знаний. Тип урока в рамках нетрадиционного обучения: ...

Урок путешествие по сказкам.6 класс

Разработка урока то теме "Применение распределительного свойства умножения" 6 класс...

Урок -путешествие "Древняя Индия" 5 класс, с использованием ЭОР.

Урок знакомит учащихся с природными условиями  и их влиянием на  жизнь населения Древней Индии через организацию  деятельности по работе с  ЭОР и другими источниками информации.Тип...