Литература, ИЗО, музыка на уроках географии
методическая разработка по географии по теме
Методические рекомендации.
научите школьника понимать пректрасное в природе, музыке, поэзии, прозе, изобразительном искусстве - одна из важнейших задач учителя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura_izo_muzyka_na_urokah_geografii.doc | 29 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Литература, ИЗО, музыка на уроках географии
Научить школьников понимать прекрасное в природе, музыке, поэзии, прозе, изобразительном искусстве – одна из важнейших задач учителя. Для этого на уроках географии можно использовать произведения изобразительного искусства, различные музыкальные произведения, стихи и прозу русских поэтов и писателей.
Например, в 6 классе при изучении темы «Ветер» использую стихи И.Ф. Анненского и А.С. Пушкина
Люблю его, когда сердит,
Он поле ржи задернет флером,
Иль нежным летом бороздит
Волну по розовым озерам.
И.Ф. Анненский
Вот севр, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница зима.
А.С. Пушкин
Учащиеся рассматривают репродукции картин И. Левитана «Осень» И. Грабаря «Зима», иллюстрации к картинам Б.В.Щербакова «Времена года»., репродукцию картины «Девятый вал» И.К. Айвазовского, на которой видят шторм, вызванный огромной силы ветром-ураганом.
Подбирая для уроков художественно-географические описания, надо иметь ввиду, что во многих художественных произведениях описание природы дано через призму настроения автора или героя произведения. Всем известно, что А.П. Чехов родился на Волге, а вот как он дает описание далекой сибирской реки – Енисей. «Я не видел реки великолепнее Енисея, Пускай Волга нарядная, скромная, грустная красавица, зато Енисей могучий, неистовый богатырь, который не знает куда девать свои силы и молодость. На Волге человек начал удалью, а закончил стоном, который зовется песнью… На Енисее жизнь началась стоном, а кончится удалью, какая нам и во сне не снилась». В этом описании не только показаны характерные особенности великой сибирской реки – ее величина, скорость течения, но все оно проникнуто верой в человека, в его светлое будущее.
Очень ярко творчество М.Ю. Лермонтова, которое является неиссякаемым источником для географов. Вся жизнь Лермонтова была связана с путешествиями (часто невольными). Большую роль в творчестве поэта сыграли путешествия по Кавказу. Его творчество можно использовать в разных классах при прохождении разнообразных тем:
6 класс «Реки»:
Терек воет, дик и злобен,
Меж утесистых громад,
Буре плач его подобен,
Слезы брызгами летят.
Но по степи разбегаясь,
Он лукавый принял вид.
И, приветливо ласкаясь,
Морю Каспию журчит…
6 класс «Горя суши»:
Горные вершины
Спят во мгле ночной,
Тихие долины
Полны свежей мглой…
И т.д.
Поэтом- географом называют Николая Гумилева. Он оставил нам большое количество стихов, оригинальных по манере написания, интересных по смыслу. Его всегда тянуло в разные страны, ему хотелось увидеть все, испытывая новые чувства, а затем оформить свои впечатления в стихи.
Швеция:
Страна живительной прохлады,
Лесов и гор гудящих, где
Всклокоченные водопады
Ревут, как будто быть беде…
Китай:
Только не думать! Будет счастье
В самом крикливом какаду.
Душу исполнит нам жгучей страстью
Смуглый ребенок в чайном саду…
Сахара
Все пустыни друг другу от века родны,
Но Аравия, Сирия, Гоби –
Это лишь затиханье сахарской волны,
В сатанинской воспрянувшей злобе…
Потому что пустынные ветры горды
И не знают преград своевольно,
Рушат стены, сады засыпают, пруды
Отравляют белеющей солью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Бинарный урок литературы и музыки "Образы природы в поэзии и музыке"
На примере высочайших образцов поэзии И.А.Бунина и музыки С.Рахманинова показана связь двух видов искусства....
Бинарный урок (литература и музыка) "Образы природы в поэзии и музыке"
На примере поэтических и музыкальных шедевров показана неразрывная связь литературы и музыки....
Бинарный урок (литература и музыка) "Образы природы в поэзии и музыке"
На примере поэтических и музыкальных шедевров показана неразрывная связь литературы и музыки....
Урок музыки для 5 класса по теме "Слово и звук как средство создания образа в литературе и музыке"
Урок,в котором рассказывается о "Струнном квартете" Бородина и басне Крылова, я перерабатывала много раз. Я меняла музыкальный материал. Сначала слушали дуэт, например, "Пастораль" из "С...
Бинарный урок по литературе и музыке "Великая сила искусства". Родная природа в поэзии, музыке, живописи
Природа и человек – эта тема, которая волновала и волнует каждого мастера музыки, поэзии, живописи. Природа близка и дорога каждому из нас. Во все времена музыканты, художники и поэты выражали перепол...
Интегрированный урок по теме : « Весна в лирике и музыке» ( литература и музыка) 5 кл
Интегрированный урок по теме : « Весна в лирике и музыке» ( литература и музыка) 5 кл...
Литература, музыка и изобразительное искусство на уроках географии
Имея диплом музыкального работника использую на уроках географии литературу, музыку и изобразительное искусство. Это учит школьников понимать прекрасное в природе, музыке, поэзии, прозе, и...