Влияние природных условий на жизнь и деятельность людей
план-конспект урока по географии (8 класс) по теме

Кузина Марианна Владимировна

Изучение природных условий Архангельской области, жизнь и быт поморов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_geo_8_klass.docx34.53 КБ
Office presentation icon pomory.ppt2.26 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока «Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека»  

Урок по географии России в 8 классе с элементами РК.Учитель географии «МБОУ Хетовская средняя школа» филиал Моржегорская основная  школа Кузина Марианна Владимировна

Задачи урока: 
 -сформировать представление о благоприятных и экстремальных условиях жизни людей;

 -углубить знания о влиянии природных условий на жизнь и здоровье человека;

-развивать навыки работы с разными источниками географической информации.

- создать условия  для развития речи учащихся на уроке;

-использование регионального компонента, как повышение  интереса к родному краю

Оборудование : карты  России и Архангельской  области, слайды о жизни поморов

оформление:

 природные условия-это  те свойства и особенности природы, которые непосредственно влияют на расселение, жизнь и здоровье людей.

Медицинская география- это  наука, изучающая закономерности распространения заболеваний человека и разрабатывающая меры борьбы с этими заболеваниями

Поморы-выходцы из Центральной России, пришедшие на берега Белого моря

Ход урока

Организационный момент:

1   Определение темы и постановка цели урока.

Ученики вспоминают, что им  известно по изучаемому вопросу, задают вопросы, на которые хотели  бы получить ответ. ( по ключевым словам) 

Ключевые слова: природные условия, благоприятные и экстремальные условия, Архангельская область, поморы.

-Цель нашего урока рассмотреть особенности влияния природных условий на образ жизни людей. 
- В этом году мы уже неоднократно говорили об окружающей среде, о природе на территории России. Без природы человек не может жить, он сам часть природы. Вспомните, что природа дает человеку?
(Пищу, одежду, жилище, одухотворяет красивыми ландшафтами, влияет на здоровье человека)

Существует специальная отрасль науки- медицинская география, изучающая  природные особенности территории и  их влияния на здоровье человека.

 По мнению врачей, после резкой перемены климата, не менее двух недель требуется организму для привыкания к другим климатическим условиям. Когда же человек вынужден переезжать в район неблагоприятного климата, то привыкание может растянуться на годы. Лучше всего человек чувствует себя в тех климатических условиях, в которых жили несколько поколений его предков, и даже летний отдых лучше проводить в своем климатическом поясе.

Рассмотрим  степень благоприятности  природных  условий для жизни людей  на территории  России.

Изучить текст учебника стр. 256-257 и  рис. 136 и заполнить ТАБЛИЦУ (использую слайд , распечатки таблицы каждому ученику)

Территория

Географическое положение

Климатические условия

Как осваивается

С благоприятными условиями

Средняя и южная часть европейской территории,

юг Западной Сибири, Сев. Кавказ

Теплое лето , умеренно холодная зима,

достаточное количество осадков

Территории  издавна освоены и имеют высокую плотность населения

С экстремальными

условиями

Тундры, пустыни, Восточная Сибирь, Приморье

Очень низкие температуры зимой, очень высокие летом, сильный ветер, высокая влажность

Трудности в освоении, требуются значительные  затраты средств

  1. Известно, что на Северном Кавказе проживает наибольшее число долгожителей. Как вы объясните это т факт?
  2. Как вы оцениваете природные условия для жизни и деятельности человека в нашей местности?Какие неблагоприятные природные явления происходят или могут происходить ? В какие сезоны года?
  3.  -Почему же люди живут в трудных природных условиях Севера? Часто природные условия – экстремальные – опасные для жизни и здоровья. (там находятся богатые запасы  природных ресурсов)

2. Природные условия для нашей области  ( сообщение уч-ся)

Вся территория Архангельской области  в зависимости от природных условий может быть разделена на 4 зоны:

  1. Экстремальная зона-арктические острова: особенно неблагоприятная для жизни и деятельности человека (длительная полярная ночь,сильные ветры, резко контрастные температуры, отсутствие растительного покрова в основную часть года, недостаток кислорода).
  2. Неблагоприятная зона-территория севернее 64 градуса северной широты (продолжительная полярная ночь, сильные ветры, низкие зимние температуры, короткий период вегетации)
  3. Малоблагоприятная зона – между  64 и 62 градусами северной широты (продолжительный световой период летом, низкие зимние температуры, недостаток кислорода, небольшая сумма активных температур).
  4. Благоприятная зона- юг, юго-запад области.

 ВЫВОД: Таким образом, природные условия области малоблагоприятные  и для жизни человека , и промышленного освоения , и для сельского хозяйства, т.к. территории заболоченные, с избыточным увлажнением, малым количеством тепла.

2. Стадия осмысления 

– Издавна человек привыкает и приспосабливается к тем природным условиям, в которых он живет, даже если они не очень благоприятны . Рассмотрим на примере жизни и быта коренных жителей нашего края- поморов.

– Что вы знаете о поморах?

« Поморы – это выходцы из Центральной России, прежде всего – из Великого Новгорода, много столетий назад пришедшие на берега моря Мерзлого и нашедшие у Полярного круга свою вторую родину. Потомки их научились не только противостоять суровой мощи северной стихии, но и жить с ней в ладу»

Ученик читает текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации

Информация подтвердилась (уже знаю)

Информация противоречит моим представлениям (не согласен)

Это новая информация для меня  (весьма интересна)

Информацию следует уточнить (не понятно)

 

            «V»

              « - »

          « + »

       « ? »

 

 

  Заполнение таблицы в виде сжатой информации (это может быть слово, фраза, понятие и т.д)

 Работа с текстом ,установление причинно-следственных связей: 

Выделите черты приспособленности северного дома-двора к суровым климатическим условиям  

- Какая информация из текста вам была известна?

- Что нового вы узнали из текста?

- Назовите новые слова, которые встретили в тексте. Что они обозначают?

  Затем идет межгрупповое обсуждение  каждого столбца и показ слайдов для  уточнения информации-4 графа

ТЕКСТ «Жилище северян»

Традиционный северный деревенский дом-двор объединял под одной общей кровлей от двух до шести жилых изб и многочисленные хозяйственные постройки (сеновал, хлев, конюшню, сарай и др.) В условиях долгих северных зим со снегопадами и стужей, бездорожьем  такой единый хозяйственно-жилой комплекс стал самым удобным, он позволил выполнять многие хозяйственные работы, подолгу не выходя из дому.

Основой постройки традиционного русского жилища является сруб. Для северного крестьянина  характерно стремление поднять избу, и в образовавшихся таким образом помещениях подклетах и подпольях он хранил зимой продукты. Эти нижние помещения способствовали сохранению тепла, предохраняли от сырости, улучшали воздушный режим жилого помещения, а окна не заносило снегом. Высота дома была от 3,5 -до 5 метров. В домах с отоплением           по -черному высота жилого помещения была одним из основных условий существования семьи, так как дым уходил под потолок, давал возможность обитателям без помех находиться в избе.

Крыша дома настилалась  из материала двух видов: дранки или тёса .Под дранку подкладывалась береста , хорошо поглощающая влагу. Крыши из таких материалов были легкие, плотные и водонепроницаемые. Крыши были не слишком пологие и не слишком крутые, а такие, чтобы удерживать минимум снега для дополнительной теплоизоляции.

Дома складывались из многолетних сосен и лиственниц .Рубили деревья поздней осенью и зимой, когда они спят и их стволы суше, менее подвержены загниванию и короблению. Для прокладки пазов между рядами бревен употребляли высушенный мох. Полы делали из сосновых досок шириной 30 см.

Дома были с очень узкими окнами. В такие узкие окна вставляли куски прозрачного льда. Он подтаивал и образовывал прочное соединение с бревнами.

Внешнее оформление северного дома всегда сдержанно и строго и удивительно гармонирует с неброской северной природой. Резные  причелины сохраняют торцы балок кровли от дождя и мокрого снега. Узорчатые наличники закрывают щели в проёмах между окном и стеной.

Продумано в деталях и внутреннее убранство: свежевыструганные, а позднее свежевыскобленные  бревна стен и доски пола имели натуральный цвет древесины, сначала светлой, позднее потемневшей, но всегда теплых тонов.

Основное пространство избы занимала печь. Печь обогревала, давала место для сна, в некоторых местах использовалась как  баня.

Под одной крышей дома - двора  жили деды и отцы, сыновья и внуки большая семья прочно связанная  не только узами родства но и земельным  наделом, общей собственностью на скот, инвентарь и все имущество.

Дранка - Тонкие, узенькие дощечки, употр. для покрытия кровель и для обрешетки стен под штукатурку.

Тес- тонкие доски из древесины хвойных пород, получаемые продольной распиловкой бревен (длина 4-6,4 м, толщина 13-25 мм, ширина 100-110 мм).

Коробление древесины - изменение формы пиломатериалов, заготовок и деталей при их высыхании или увлажнении.

Причелина - в русской деревянной архитектуре доска на фасаде избы (обычно резная), защищающая от влаги торцы бревен повала

Пища поморов.( сообщение  учащегося).(Записать  в тетрадь ключевые слова)

Характерной особенностью поморов было отсутствие собственного хлеба, вследствие чего основу питания поморских крестьян составляла рыба, значение которой было особенно велико в северных селениях. Способы приготовления рыбы были немногочисленны и повсюду одинаковы. Помимо праздничных мучных изделий с рыбой, повседневной едой была «пареная» рыба, уха из рыбы без всякой приправы или из тресковой печени, «кислая» рыба ,вареная ,печеная в чешуе рыба. Жители этих бесхлебных в те времена районов издавна привычны были к треске, палтусу, пикше, мойве, наваге. «Безрыбье — хуже бесхлебья», — гласила тогда поговорка поморов.

Мясо и птица занимали незначительное место в пище поморов в отличие от рыбы.

Из овощей важное место в пищевом рационе поморов занимала репа, ее употребление было повсеместным , а в некоторых местностях она являлась основным блюдом – репу жарили, пекли в печи, рубили и перемешивали с тестом, даже приготовляли кушанье из ботвы, вымачивая ее в воде.

Из напитков общераспространенным был квас, с помощью которого также готовили разные кушанья. Также варили кисель ягодный или овсяный.

В целом пища поморов  была довольно однообразна, не отличалась и многообразием блюд.

  Что составляло основу пищевого рациона северян? Как это связано с природными  условиями ?

Народные промыслы  

Поскольку поморы жили у моря, то и главным кормильцем было море – отсюда идут и все промыслы поморов.

 Самая древнейшая профессия – охотник и рыболов. У поморов лучше всего выходила охота на тюленей. Тюленей убивали из-за мяса и жира, а у бельков, детенышей тюленей, очень ценилась шкура.  Чтобы ходить по морю поморы строили деревянные и каркасные лодки и ходили на веслах. Потом научились делать паруса из ткани и шкур. Поморы изобрели специальной формы лодки, которые под напором льда выталкивались наверх. При этом лодки состояли из двойной обшивки. Такие лодки у поморов назывались кочи, и были очень распространены.
С развитием кораблестроения развивалась и морская торговля – поморы плавали на остров Шпицберген, Новая Земля и торговали  мехом, мясом и солью. 
Конечно, оставались и такие известные промыслы как собирательство. Всегда высоко ценилась поморская черника и морошка, а вот голубику поморы не любили. К концу лета созревала малина, земляника и ежевика, которая шла на продажу. Грибы же солили и сушили.  Поморы умело солили, вялили и сушили рыбу, чем и снискали себе славу у соседних скандинавов, с кем вели торговлю.

Рыбный промысел не мог существовать без солеварения.  Соль вывариваемая из морской воды называлась «бузун».

Можно выделить умелое обращение всех поморов с деревом. Поморы строили искусные корабли и лодки, делали деревянные бочки под засолку рыбы и, конечно же, игрушки. Из бересты плели лапти. Камнерезы изготовляли замечательные украшения и предметы быта, которые обменивались или продавались у скандинавов.

Земледелие не играло сколько-нибудь существенной роли. Выращивали репу, остальные продукты завозились со стороны или добывались в море или в лесах. «Море - наше поле», «Даст Бог рыбы, даст и хлеба», - говорили поморы. Основными промыслами долгие года оставались: сёмужий, тресковый, сельдяной и морские ( нерпичий, тюлений, медвежий ) И если вся рыба шла на стол поморов, то сёмга была продуктом бартерным (на обмен).

Заключение
Земля поморская богата сюрпризами и неизведанными землями, в чем-то она похожа на соседние, в чем-то уникальна, но прекрасно видно, что поморы - народ живущий в тесной связи с природой матушкой, доброжелательны, и часто доброжелательность получают в ответ не только от людей, но и от природы.

3. Стадия рефлексии 5 минут

Цель: обобщение и систематизация новых знаний.

Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления  

 

  1. Я узнал...
  2. Я научился...
  3. Я понял, что могу...
  4. Мне понравилось...
  5. Для меня стало новым...
  6. Меня удивило...
  7. У меня получилось...
  8. Я приобрёл...
  9. Мне захотелось...

Дом. задание:  1. Природные условия и одежда поморов.

Ключевые  слова: бахилы, малица, бузурунка, безрукавка, ступни, оплеуха

2. творческая работа: кроссворды, рисунки, стихи о поморах.

.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Степень благоприятности природных условий для жизни людей на территории России. Территория Географическое положение Климатические условия Как осваивается С благопри -ятными условиями С экстре -мальными условиями

Слайд 2

степень благоприятности природных условий для жизни людей на территории России. Территория Географическое положение Климатические условия Как осваивается С благоприят ными условиями Средняя и южная часть европейской территории, юг Западной Сибири, Сев. Кавказ Теплое лето , умеренно холодная зима, достаточное количество осадков Территории издавна освоены и имеют высокую плотность населения С экстремаль ными условиями Тундры, пустыни, Восточная Сибирь, Приморье Очень низкие температуры зимой, очень высокие летом, сильный ветер, высокая влажность Трудности в освоении, требуются значительные затраты средств

Слайд 3

поморы

Слайд 4

Старый помор

Слайд 5

Поморская деревня

Слайд 6

Дом-двор поморов

Слайд 9

причелина

Слайд 10

причелина

Слайд 11

Печь в доме помора

Слайд 12

Безрыбье хуже бесхлебья

Слайд 13

Охотничий промысел поморов

Слайд 14

Лодка - ледянка

Слайд 15

Плетение и резьба по дереву

Слайд 16

Кукла вырезанная из цельного дерева

Слайд 17

Вареги поморские с рисунком оберегом

Слайд 18

Я узнал... Я научился... Я понял, что могу... Мне понравилось... Для меня стало новым... Меня удивило... У меня получилось... Я приобрёл... Мне захотелось...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека"

Программа элективного курса "Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека" предназначкна для учащихся 9 класса.Данный курс формирует общее представление о взаимодействии общества и природы, ...

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. 8 класс

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека....

Урок на тему "Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека" в 8 классе (на татарском языке)

Урок на тему "Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека" в 8 классе...

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека.

Материалы к уроку Человек и природа....

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека.

Материалы к уроку Человек и природа....

Урок географии в 8 классе "Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека"

Тип урока: урок изучения нового материала с применением здоровьесберегающих технологийЦель:Сформировать и обобщить знания о взаимосвязи окружающей среды и здоровья населения. Показать примеры освоения...

презентация "Влияние природных условий на жизнь и здоровье людей".

Данная призентация может помочь в изучении темы "Влияние природных условий на жизнь и здоровье людей"....