Урок географии 11 класс в форме педагогической мастерской "Путешествие по Японии"
план-конспект урока по географии (11 класс) по теме

Урок географии 11 класс в форме педагогической мастерской "Путешествие по Японии"

Цели:

1. Усвоение знаний об основных чертах ЭГП, проблемах использования территории, природных и сырьевых ресурсах, национальном составе, размещении населения;

2. Обучение умениям  обозначить  проблему и творчески искать пути её  решения.

3. Умение пользоваться различными источниками географической информации;

3. Развитие учебно-познавательной, информационной, коммуникативной компетенций;

4. Формирование нравственных ценностей и эстетического отношения к источнику жизни, красоте, духовной культуре народа  (японцев).

Тип урока: изучение нового материала.

Форма проведения: педагогическая мастерская

Форма организации учебной деятельности: групповая

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Путешествие по Японии».

Урок географии 11 класс

Автор: Кузина Ольга Викторовна

учитель географии  

ГБОУ СОШ  № 391 Красносельского района

Санкт - Петербурга

Цели:

1. Усвоение знаний об основных чертах ЭГП, проблемах использования территории, природных и сырьевых ресурсах, национальном составе, размещении населения;

2. Обучение умениям  обозначить  проблему и творчески искать пути её  решения.

3. Умение пользоваться различными источниками географической информации;

3. Развитие учебно-познавательной, информационной, коммуникативной компетенций;

4. Формирование нравственных ценностей и эстетического отношения к источнику жизни, красоте, духовной культуре народа  (японцев).

Тип урока: изучение нового материала.

Форма проведения: педагогическая мастерская

Форма организации учебной деятельности: групповая

 Оборудование: компьютер (сайты интернета:

 http://geo-tur.narod.ru. http://www.flags.ru, http://geo.historic.ru, http://www.geosite.com.ru/), http://visitjapan.ru/,

http://www.nihon.ru/info/etiquette.asp,

 диски: «Азия» из серии «География в школе» (электронные уроки и тесты), «Уроки географии Кирилла и Мефодия», образовательная коллекция «Экономическая и социальная география мира,  политическая карта Зарубежной Азии, географические атласы, тексты  с описанием природы, населения, хозяйства, справочник «Страны мира», рисунки, картины, контурные карты, ватман, фломастеры, клей.

             

«Технология организации обучения в форме педагогических мастерских».

Технологические этапы

Действия учителя

Действия ученика

«Индукция» - создание эмоционального настроя, включение чувств учащихся, создание личного отношения к предмету обсуждения

 Нарисуйте познавательный объект.

Запишите вопросы, слова (ассоциации и т.п.)

Рисуют познавательный объект, составляют вопросы.

«Самоконструкция» -индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.

Запишите все, что вы знаете о данном познавательном объекте

Записывают все, что знают о том или ином познавательном объекте.

«Социоконструкция» - работа учащихся в парах

Организует работу в парах

Работают в парах по заданию учителя

«Социализация»-выступление ученика в группе

Организует работу в группах. предлагает учащимся дополнительные задания

Работают в группах. Выполняют дополнительные задания

«Афиширование» -вывешивание произведений –работ учеников в классе и ознакомление с ними.

Организует обсуждение полученных в групповой работе результатов. Дает необходимые пояснения по ходу представления группами результатов выполнения заданий.

Представляют результаты работы групп. Задают друг другу вопросы по поводу выполненных заданий.

«Разрыв» - внутреннее осознание участником мастерской неполноты или несоответствия своего прежнего знания новому

Фиксирует внимание учащихся на возникших познавательных противоречиях. Организует работу учащихся в группах с источниками информации.

Осознают возникшие познавательные противоречия. Работают с источниками информации. Закрепляют и применяют полученные знания.

«Рефлексия»

Инициирует и активизирует рефлексию учащихся по поводу индивидуальной и совместной деятельности.

Осуществляют рефлексию

                       Ход урока – мастерской.

                                                    Эпиграф к уроку на доске:

                               Я жалею о том,  что не видел лица всей Земли,

                               Всех ее океанов, вершин ледяных и закатов.

                              Только парус мечты вел по свету мои корабли,

                              Только в стеклах витрин я встречал альбатросов и  скатов.

                                     Я не слышал, как в Лондоне час отбивает Биг Бен,

                                     Я не видел, как звезды сползают к фьордам все ниже,

                                     Как кипит за кормой горький снег атлантических пен

                                    И в начале весны голубеют фиалки в Париже.

                                                                      Р. Рождественский

 1.Индукция

Каждый человек рожден мечтателем и путешественником. Еще в детстве, мы мысленно устремляемся к неизвестным, но манящим берегам, странам и материкам. Однако в реальной жизни не каждому  удается стать участником путешествий и географических открытий.  Мы не редко испытываем чувства, подобные тем, о которых сказал, поэт Р. Рождественский (зачитывается эпиграф к уроку).

Однако я знаю: возможность сделать открытие есть - примите участие в мастерской. (Звучит японская  музыка).

Вступительное слово учителя. Сайонари! Здравствуйте!  Стихотворение Н. Перепечевой  под звуки тихой японской музыки.

На островах в соленых водах

Лежала древняя страна.

От государств, других районов

Так отличается она

Цунами берег разрушали,

И ежегодно много раз

Земля внезапно содрогалась,

И люди гибли в тот же час.

Там создавалась культура,

Веками строились дома.

И что рождалось здесь впервые-

Не умирало никогда.

Страной восходящего солнца

Назвали соседи её

Встает из-за море здесь солнце,

За горы садится оно.

О какой стране идет речь? Да, это Япония.

     Я приглашаю всех вас в Японию, удивительную страну. В страну, где все непривычно для нас. Сады из камней. Руль в машине с правой стороны. Здесь пишут сверху вниз, едят палочками, спят на полу.  Обувь оставляют у порога. Стихи не имеют рифмы. Письменность неотделима от рисования. Поклоны здесь целый ритуал, чаепитие представляет собой обряд, а икебана и бонсай – целая наука.  И ещё много-много других интересных вещей.

Итак, сегодня мы вместе отправимся в многоликую Японию.

2. Самоконструкция.

Мысленно отправимся в Японию. Какие ассоциации у вас возникают при слове Япония? Отразите ваши ассоциации в виде рисунков или запишите слова, с которыми связано ваше восприятие Японии. Учащиеся рисуют познавательный объект, записывают слова-ассоциации. 

3. Социоконструкция.

Обсудите  в парах, что у вас получилось. Что  Вы хотели бы узнать об этой стране?  Обсудите в парах и запишите ответ на листах. Учащиеся работают в парах.

4. Афиширование.

Озвучивание работ (по желанию). Учащиеся вывешивают работы на доске, поясняют результаты работы. У большинства учащихся Япония  ассоциируется с автомобилями, бытовой техникой, цунами, вулканом Фудзияма, кимоно, сакурой, чайной церемонией, самураями, экибаной, оригами….

5. Формирование групп.

Объединитесь в группы по 6 человек  по выбранным контурам страны. Учащиеся, которые выбрали зеленый контур – группа «первооткрывателей», синий контур - «физгеографы», желтый – «демографы»,  фиолетовый - «экономисты».

6. Социализация. Работа в группе.

 1. Ознакомьтесь с предложенными текстами и заданиями

 2. Изучите таблицы стр. 379-397 (учебник В.П. Максаковского) , карты в атласах, диски: «Азия» из серии «География в школе» (электронные уроки и тесты),  

 «Уроки географии Кирилла и Мефодия»,

образовательная коллекция «Экономическая и социальная география мира,

 

сайты интернета: http://geo-tur.narod.ru 

http://www.flags.ru,http://geo.historic.ru

http://www.geosite.com.ru/

http://visitjapan.ru/, http://www.nihon.ru/info/etiquette.asp 

http://www.japantoday.ru/

Учебник В.П. Максаковского текст на стр. 241-249, форзац учебника (визитная карточка страны).

3. Составьте характеристику, используя тексты, атласы, контурные карты, рисунки, таблицы.

 4. Выявите причинно - следственные связи: 1 группа – влияние ЭГП, истории на развитие страны, 2 группа - природных условий и ресурсов на развитие экономики, структуру импорта и экспорта, 3 группа - населения, трудовых ресурсов на экономику,  4 группа  - природно - ресурсной базы  на развитие промышленности и сельского хозяйства.

5. Оформите результат вашей работы на ватмане или составьте мультимедийную презентацию.

6. Представьте характеристику вашей работы от лица  

«Первооткрывателей»

(Общие сведения о стране,  ЭГП, история страны) Презентация 1

«Физгеографов» (природные условия и ресурсы) Презентация 1

«Демографов» (особенности населения, традиции, праздники) Презентация 1 и Презентация 2

«Экономгеографов» (хозяйство и территориальную структуру) Презентация 1

Учащиеся на этом этапе знакомятся с текстами, заданиями, распределяют задания в группе, работают с различными источниками информации, оформляют работу на ватмане.

Социализация: учащиеся представляют результаты групповой работы, обсуждают вопросы, которые возникли в ходе подготовки и выступления.

7.  Рефлексия.

Учащиеся осуществляют рефлексию  

    -   Как менялись ваши чувства и настроение во время выполнения заданий?

(в начале урока, во время работы в группе, во время защиты?)

 - Какое открытие сделали для себя?

-  Какое значение  имеют знания и умения, полученные сегодня на уроке?

- На все ли вопросы  вы получили ответ?

Рефлексия учителя:

Поставленные цели и задачи  полностью достигнуты. Учащиеся активно работали на всех этапах урока, самостоятельно работали с различными источниками информации, отбирали необходимый материал, отвечали на вопросы одноклассников. На уроке была деловая атмосфера.

                                                                                      Приложение 1.

         Задания для «первооткрывателей»

Цель: выявить особенности ЭГП Японии, составить визитную карточку страны, ознакомиться с историей страны.

Задание 1. Ознакомьтесь с визитной карточкой страны, составьте краткую характеристику. Используя тексты, расскажите о государственной символике (герб, флаг). Оформите результат работы на ватмане.

Задание 2. Используя тексты  и карты атласа, выявите особенности ЭГП Японии.

 План характеристики ЭГП страны:

1.Положение по отношению к соседним странам.

2.Положение по отношению к главным сухопутным и морским транспортным путям. 3.Положение по отношению к главным топливно-сырьевым базам.

4.Вывод об ЭГП.

Задание 3. Изучите историю страны. Составьте краткую характеристику.

ЭОР: диски: «Азия» из серии «География в школе» (электронные уроки и тесты), «Уроки географии Кирилла и Мефодия», образовательная коллекция «Экономическая и социальная география мира,  сайты интернета: http://geo-tur.narod.ru. http://www.flags.ru,http://geo.historic.ru, http://www.geosite.com.ru/, http://visitjapan.ru/

http://www.nihon.ru/info/etiquette.asp, http://www.japantoday.ru/

Результаты работы оформите на ватмане. Ответьте на вопросы:

1.Как ЭГП и история освоения повлияли на развитие страны?

Рассказ представьте от лица «первооткрывателей»: «Мы, первооткрыватели, хотим ознакомить вас с визиткой страны…

Задания для «физгеографов».

Цель: изучить природные условия и ресурсы страны, выявить взаимосвязь между природными условиями, ресурсами и развитием страны.

Задание 1. Ознакомьтесь с предложенными текстами, картами.

Задание 2. Дайте характеристику природных условий и ресурсов Японии.

Памятка для работы:

1. Рельеф, климатические условия.

2. Ресурсы: минеральные, водные, лесные, земельные, агроклиматические, рекреационные.

 

ЭОР: диски: «Азия» из серии «География в школе» (электронные уроки и тесты), «Уроки географии Кирилла и Мефодия», образовательная коллекция «Экономическая и социальная география мира,  сайты интернета: http://geo-tur.narod.ru. http://www.flags.ru,http://geo.historic.ru, http://www.geosite.com.ru/, http://visitjapan.ru/

http://www.nihon.ru/info/etiquette.asp, http://www.japantoday.ru/

Задание 3. Оформите результат работы на ватмане.

Ответьте на вопрос: Как природные условия и ресурсы влияют на развитие страны? Какие достопримечательности предлагаете посетить туристам?

Представьте рассказ от лица «физгеографов».

                                                                                       

                                                                                                 Приложение 2.

Задания для «демографов».

Цель: изучить особенности населения Японии, ознакомиться с культурой и традицией народа.

Задание 1. Ознакомьтесь с предложенными текстами, сайтами интернета: http://geo-tur.narod.ru, http://visitjapan.ru/, http://www.nihon.ru/info/etiquette.asp, http://www.japantoday.ru/

Задание 2. Составьте компьютерную презентацию по плану:

1.Численность, тип воспроизводства.

2. Возрастно - половой состав, обеспеченность трудовыми ресурсами, уровень образованности, продолжительность жизни населения

3. Национальный и религиозный состав.

 4. Размещение, темпы урбанизации, крупные города.

Задание3. Изучите  традиции и культуру страны, выявите особенности.

Результат оформите в виде презентации.

Ответьте на вопрос: Как  население может повлиять на развитее страны?

Задания для «Экономистов»

Цель: выявить особенности экономического роста Японии, изучить отрасли хозяйства.

Задание 1. Ознакомьтесь с предложенными текстами, картами,

Дайте общую характеристику экономики  страны (промышленности, сельскому хозяйству)

Задание 2. Определите структуру экспорта и импорта страны.

Результат работы оформите на ватмане.

Ответьте на вопросы: В чем особенности экономического роста в последние десятилетия?

Какие изменения произошли в территориальной структуре хозяйства?

ЭОР: диски: «Азия» из серии «География в школе» (электронные уроки и тесты), «Уроки географии Кирилла и Мефодия», образовательная коллекция «Экономическая и социальная география мира,  сайты интернета: http://geo-tur.narod.ru. http://www.flags.ru,http://geo.historic.ru, http://www.geosite.com.ru/, http://visitjapan.ru/

http://www.nihon.ru/info/etiquette.asp, http://www.japantoday.ru/

Представьте рассказ от лица «экономистов».

                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках географии. Методы, приемы, формы обучения, позволяющие повысить эффективность усвоения географических знаний.

Статья участвует в конкурсе "Образование 3.0"Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках географии. Методы, приемы, формы обучения, позволяющие повысить эффективность усвоения ...

Творческий отчёт о работе над методической темой "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии через нестандартные формы уроков"

Данная работа рассказывает о целях и этапах работы над методической темой.Она будет полезна и интересна учителям географии,которые используют в своей работе нестандартные формы проведения уроков для а...

Урок географии на тему.Форма и размеры Земли .

Урок не традиционный. Здесь  размещаю презентацию к уроку....

Практическая работа на уроках географии с использованием современных педагогических технологий

   Тема моего сообщения   «Практическая работа на уроках географии с использованием современных педагогических технологий» связана  с  происходящими  в настоя...

Интегрированный урок : География + математика Тема: Форма и размеры Земли. 6 класс.

Продолжение формирования представлений о форме и истинных размерах Земли...

Практическая работа на уроках географии с использованием современных педагогических технологий

ФГОС предусматривает приоритетное использование системно-деятельностного подхода в организации обучения, усиление практической и прикладной направленности обучения  на предметном и метапредметном...

МАСТЕР-КЛАСС ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

МАСТЕР-КЛАСС ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ...