Урок географии 11 класс в форме педагогической мастерской "Путешествие по Японии"
план-конспект урока по географии (11 класс) по теме
Урок географии 11 класс в форме педагогической мастерской "Путешествие по Японии"
Цели:
1. Усвоение знаний об основных чертах ЭГП, проблемах использования территории, природных и сырьевых ресурсах, национальном составе, размещении населения;
2. Обучение умениям обозначить проблему и творчески искать пути её решения.
3. Умение пользоваться различными источниками географической информации;
3. Развитие учебно-познавательной, информационной, коммуникативной компетенций;
4. Формирование нравственных ценностей и эстетического отношения к источнику жизни, красоте, духовной культуре народа (японцев).
Тип урока: изучение нового материала.
Форма проведения: педагогическая мастерская
Форма организации учебной деятельности: групповая
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-_masterskaya_po_geografii_11_klass_puteshestvie_po_yaponii.doc | 76.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Путешествие по Японии».
Урок географии 11 класс
Автор: Кузина Ольга Викторовна
учитель географии
ГБОУ СОШ № 391 Красносельского района
Санкт - Петербурга
Цели:
1. Усвоение знаний об основных чертах ЭГП, проблемах использования территории, природных и сырьевых ресурсах, национальном составе, размещении населения;
2. Обучение умениям обозначить проблему и творчески искать пути её решения.
3. Умение пользоваться различными источниками географической информации;
3. Развитие учебно-познавательной, информационной, коммуникативной компетенций;
4. Формирование нравственных ценностей и эстетического отношения к источнику жизни, красоте, духовной культуре народа (японцев).
Тип урока: изучение нового материала.
Форма проведения: педагогическая мастерская
Форма организации учебной деятельности: групповая
Оборудование: компьютер (сайты интернета:
http://geo-tur.narod.ru. http://www.flags.ru, http://geo.historic.ru, http://www.geosite.com.ru/), http://visitjapan.ru/,
http://www.nihon.ru/info/etiquette.asp,
диски: «Азия» из серии «География в школе» (электронные уроки и тесты), «Уроки географии Кирилла и Мефодия», образовательная коллекция «Экономическая и социальная география мира, политическая карта Зарубежной Азии, географические атласы, тексты с описанием природы, населения, хозяйства, справочник «Страны мира», рисунки, картины, контурные карты, ватман, фломастеры, клей.
«Технология организации обучения в форме педагогических мастерских».
Технологические этапы | Действия учителя | Действия ученика |
«Индукция» - создание эмоционального настроя, включение чувств учащихся, создание личного отношения к предмету обсуждения | Нарисуйте познавательный объект. Запишите вопросы, слова (ассоциации и т.п.) | Рисуют познавательный объект, составляют вопросы. |
«Самоконструкция» -индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта. | Запишите все, что вы знаете о данном познавательном объекте | Записывают все, что знают о том или ином познавательном объекте. |
«Социоконструкция» - работа учащихся в парах | Организует работу в парах | Работают в парах по заданию учителя |
«Социализация»-выступление ученика в группе | Организует работу в группах. предлагает учащимся дополнительные задания | Работают в группах. Выполняют дополнительные задания |
«Афиширование» -вывешивание произведений –работ учеников в классе и ознакомление с ними. | Организует обсуждение полученных в групповой работе результатов. Дает необходимые пояснения по ходу представления группами результатов выполнения заданий. | Представляют результаты работы групп. Задают друг другу вопросы по поводу выполненных заданий. |
«Разрыв» - внутреннее осознание участником мастерской неполноты или несоответствия своего прежнего знания новому | Фиксирует внимание учащихся на возникших познавательных противоречиях. Организует работу учащихся в группах с источниками информации. | Осознают возникшие познавательные противоречия. Работают с источниками информации. Закрепляют и применяют полученные знания. |
«Рефлексия» | Инициирует и активизирует рефлексию учащихся по поводу индивидуальной и совместной деятельности. | Осуществляют рефлексию |
Ход урока – мастерской.
Эпиграф к уроку на доске:
Я жалею о том, что не видел лица всей Земли,
Всех ее океанов, вершин ледяных и закатов.
Только парус мечты вел по свету мои корабли,
Только в стеклах витрин я встречал альбатросов и скатов.
Я не слышал, как в Лондоне час отбивает Биг Бен,
Я не видел, как звезды сползают к фьордам все ниже,
Как кипит за кормой горький снег атлантических пен
И в начале весны голубеют фиалки в Париже.
Р. Рождественский
1.Индукция
Каждый человек рожден мечтателем и путешественником. Еще в детстве, мы мысленно устремляемся к неизвестным, но манящим берегам, странам и материкам. Однако в реальной жизни не каждому удается стать участником путешествий и географических открытий. Мы не редко испытываем чувства, подобные тем, о которых сказал, поэт Р. Рождественский (зачитывается эпиграф к уроку).
Однако я знаю: возможность сделать открытие есть - примите участие в мастерской. (Звучит японская музыка).
Вступительное слово учителя. Сайонари! Здравствуйте! Стихотворение Н. Перепечевой под звуки тихой японской музыки.
На островах в соленых водах
Лежала древняя страна.
От государств, других районов
Так отличается она
Цунами берег разрушали,
И ежегодно много раз
Земля внезапно содрогалась,
И люди гибли в тот же час.
Там создавалась культура,
Веками строились дома.
И что рождалось здесь впервые-
Не умирало никогда.
Страной восходящего солнца
Назвали соседи её
Встает из-за море здесь солнце,
За горы садится оно.
О какой стране идет речь? Да, это Япония.
Я приглашаю всех вас в Японию, удивительную страну. В страну, где все непривычно для нас. Сады из камней. Руль в машине с правой стороны. Здесь пишут сверху вниз, едят палочками, спят на полу. Обувь оставляют у порога. Стихи не имеют рифмы. Письменность неотделима от рисования. Поклоны здесь целый ритуал, чаепитие представляет собой обряд, а икебана и бонсай – целая наука. И ещё много-много других интересных вещей.
Итак, сегодня мы вместе отправимся в многоликую Японию.
2. Самоконструкция.
Мысленно отправимся в Японию. Какие ассоциации у вас возникают при слове Япония? Отразите ваши ассоциации в виде рисунков или запишите слова, с которыми связано ваше восприятие Японии. Учащиеся рисуют познавательный объект, записывают слова-ассоциации.
3. Социоконструкция.
Обсудите в парах, что у вас получилось. Что Вы хотели бы узнать об этой стране? Обсудите в парах и запишите ответ на листах. Учащиеся работают в парах.
4. Афиширование.
Озвучивание работ (по желанию). Учащиеся вывешивают работы на доске, поясняют результаты работы. У большинства учащихся Япония ассоциируется с автомобилями, бытовой техникой, цунами, вулканом Фудзияма, кимоно, сакурой, чайной церемонией, самураями, экибаной, оригами….
5. Формирование групп.
Объединитесь в группы по 6 человек по выбранным контурам страны. Учащиеся, которые выбрали зеленый контур – группа «первооткрывателей», синий контур - «физгеографы», желтый – «демографы», фиолетовый - «экономисты».
6. Социализация. Работа в группе.
1. Ознакомьтесь с предложенными текстами и заданиями
2. Изучите таблицы стр. 379-397 (учебник В.П. Максаковского) , карты в атласах, диски: «Азия» из серии «География в школе» (электронные уроки и тесты),
«Уроки географии Кирилла и Мефодия»,
образовательная коллекция «Экономическая и социальная география мира,
сайты интернета: http://geo-tur.narod.ru
http://www.flags.ru,http://geo.historic.ru
http://visitjapan.ru/, http://www.nihon.ru/info/etiquette.asp
Учебник В.П. Максаковского текст на стр. 241-249, форзац учебника (визитная карточка страны).
3. Составьте характеристику, используя тексты, атласы, контурные карты, рисунки, таблицы.
4. Выявите причинно - следственные связи: 1 группа – влияние ЭГП, истории на развитие страны, 2 группа - природных условий и ресурсов на развитие экономики, структуру импорта и экспорта, 3 группа - населения, трудовых ресурсов на экономику, 4 группа - природно - ресурсной базы на развитие промышленности и сельского хозяйства.
5. Оформите результат вашей работы на ватмане или составьте мультимедийную презентацию.
6. Представьте характеристику вашей работы от лица
«Первооткрывателей»
(Общие сведения о стране, ЭГП, история страны) Презентация 1
«Физгеографов» (природные условия и ресурсы) Презентация 1
«Демографов» (особенности населения, традиции, праздники) Презентация 1 и Презентация 2
«Экономгеографов» (хозяйство и территориальную структуру) Презентация 1
Учащиеся на этом этапе знакомятся с текстами, заданиями, распределяют задания в группе, работают с различными источниками информации, оформляют работу на ватмане.
Социализация: учащиеся представляют результаты групповой работы, обсуждают вопросы, которые возникли в ходе подготовки и выступления.
7. Рефлексия.
Учащиеся осуществляют рефлексию
- Как менялись ваши чувства и настроение во время выполнения заданий?
(в начале урока, во время работы в группе, во время защиты?)
- Какое открытие сделали для себя?
- Какое значение имеют знания и умения, полученные сегодня на уроке?
- На все ли вопросы вы получили ответ?
Рефлексия учителя:
Поставленные цели и задачи полностью достигнуты. Учащиеся активно работали на всех этапах урока, самостоятельно работали с различными источниками информации, отбирали необходимый материал, отвечали на вопросы одноклассников. На уроке была деловая атмосфера.
Приложение 1.
Задания для «первооткрывателей»
Цель: выявить особенности ЭГП Японии, составить визитную карточку страны, ознакомиться с историей страны.
Задание 1. Ознакомьтесь с визитной карточкой страны, составьте краткую характеристику. Используя тексты, расскажите о государственной символике (герб, флаг). Оформите результат работы на ватмане.
Задание 2. Используя тексты и карты атласа, выявите особенности ЭГП Японии.
План характеристики ЭГП страны:
1.Положение по отношению к соседним странам.
2.Положение по отношению к главным сухопутным и морским транспортным путям. 3.Положение по отношению к главным топливно-сырьевым базам.
4.Вывод об ЭГП.
Задание 3. Изучите историю страны. Составьте краткую характеристику.
ЭОР: диски: «Азия» из серии «География в школе» (электронные уроки и тесты), «Уроки географии Кирилла и Мефодия», образовательная коллекция «Экономическая и социальная география мира, сайты интернета: http://geo-tur.narod.ru. http://www.flags.ru,http://geo.historic.ru, http://www.geosite.com.ru/, http://visitjapan.ru/
http://www.nihon.ru/info/etiquette.asp, http://www.japantoday.ru/
Результаты работы оформите на ватмане. Ответьте на вопросы:
1.Как ЭГП и история освоения повлияли на развитие страны?
Рассказ представьте от лица «первооткрывателей»: «Мы, первооткрыватели, хотим ознакомить вас с визиткой страны…
Задания для «физгеографов».
Цель: изучить природные условия и ресурсы страны, выявить взаимосвязь между природными условиями, ресурсами и развитием страны.
Задание 1. Ознакомьтесь с предложенными текстами, картами.
Задание 2. Дайте характеристику природных условий и ресурсов Японии.
Памятка для работы:
1. Рельеф, климатические условия.
2. Ресурсы: минеральные, водные, лесные, земельные, агроклиматические, рекреационные.
ЭОР: диски: «Азия» из серии «География в школе» (электронные уроки и тесты), «Уроки географии Кирилла и Мефодия», образовательная коллекция «Экономическая и социальная география мира, сайты интернета: http://geo-tur.narod.ru. http://www.flags.ru,http://geo.historic.ru, http://www.geosite.com.ru/, http://visitjapan.ru/
http://www.nihon.ru/info/etiquette.asp, http://www.japantoday.ru/
Задание 3. Оформите результат работы на ватмане.
Ответьте на вопрос: Как природные условия и ресурсы влияют на развитие страны? Какие достопримечательности предлагаете посетить туристам?
Представьте рассказ от лица «физгеографов».
Приложение 2.
Задания для «демографов».
Цель: изучить особенности населения Японии, ознакомиться с культурой и традицией народа.
Задание 1. Ознакомьтесь с предложенными текстами, сайтами интернета: http://geo-tur.narod.ru, http://visitjapan.ru/, http://www.nihon.ru/info/etiquette.asp, http://www.japantoday.ru/
Задание 2. Составьте компьютерную презентацию по плану:
1.Численность, тип воспроизводства.
2. Возрастно - половой состав, обеспеченность трудовыми ресурсами, уровень образованности, продолжительность жизни населения
3. Национальный и религиозный состав.
4. Размещение, темпы урбанизации, крупные города.
Задание3. Изучите традиции и культуру страны, выявите особенности.
Результат оформите в виде презентации.
Ответьте на вопрос: Как население может повлиять на развитее страны?
Задания для «Экономистов»
Цель: выявить особенности экономического роста Японии, изучить отрасли хозяйства.
Задание 1. Ознакомьтесь с предложенными текстами, картами,
Дайте общую характеристику экономики страны (промышленности, сельскому хозяйству)
Задание 2. Определите структуру экспорта и импорта страны.
Результат работы оформите на ватмане.
Ответьте на вопросы: В чем особенности экономического роста в последние десятилетия?
Какие изменения произошли в территориальной структуре хозяйства?
ЭОР: диски: «Азия» из серии «География в школе» (электронные уроки и тесты), «Уроки географии Кирилла и Мефодия», образовательная коллекция «Экономическая и социальная география мира, сайты интернета: http://geo-tur.narod.ru. http://www.flags.ru,http://geo.historic.ru, http://www.geosite.com.ru/, http://visitjapan.ru/
http://www.nihon.ru/info/etiquette.asp, http://www.japantoday.ru/
Представьте рассказ от лица «экономистов».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках географии. Методы, приемы, формы обучения, позволяющие повысить эффективность усвоения географических знаний.
Статья участвует в конкурсе "Образование 3.0"Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках географии. Методы, приемы, формы обучения, позволяющие повысить эффективность усвоения ...
Творческий отчёт о работе над методической темой "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии через нестандартные формы уроков"
Данная работа рассказывает о целях и этапах работы над методической темой.Она будет полезна и интересна учителям географии,которые используют в своей работе нестандартные формы проведения уроков для а...
Урок географии на тему.Форма и размеры Земли .
Урок не традиционный. Здесь размещаю презентацию к уроку....
Практическая работа на уроках географии с использованием современных педагогических технологий
Тема моего сообщения «Практическая работа на уроках географии с использованием современных педагогических технологий» связана с происходящими в настоя...
Интегрированный урок : География + математика Тема: Форма и размеры Земли. 6 класс.
Продолжение формирования представлений о форме и истинных размерах Земли...
Практическая работа на уроках географии с использованием современных педагогических технологий
ФГОС предусматривает приоритетное использование системно-деятельностного подхода в организации обучения, усиление практической и прикладной направленности обучения на предметном и метапредметном...
МАСТЕР-КЛАСС ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
МАСТЕР-КЛАСС ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ...