Метапредметные задания для разработки проектов с учетом требований ФГОС
методическая разработка по географии (11 класс) по теме

Селиверова Надежда Васильевна

метапредметные задания разработаны для выполнения проектов, учащимися 8-11 классов. Здесь представлен и сценарий урока по технологии "Бюджет семьи", разработанный с учетом требований ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx35.32 КБ

Предварительный просмотр:

Метапредметные практические задания с учетом требований ФГОС.

I.Задания для разработки проекта.

1.Название компетенции: ценностно – смысловая, коммуникативная

Учебный предмет: география, технология

Класс: 10 -11

Задание: докажите, что развитие цивилизации связано с развитием техники и технологий.

2.Название компетенции: учебно - познавательная

Учебный предмет: география, технология

Класс: 10-11

Задание: разработайте проект «Мое представление о технике будущего».

3.Название компетенции: информационная

Учебный предмет: география, технология

Класс: 8

Задание: проанализируйте новинки, разработки, которые предлагают фирмы для будущей мобильной связи. Сделайте выводы, в каком направлении пойдет развитие связи, в чем  практичность изобретений.

4.Название компетенции:

Учебный предмет: география

Класс: 8

Задание: «оживи» картину Василия Поленова «Развалины дворца в Палестине».

  или:

Название компетенции: информационная

Класс: 7

Задание: «Оживи» картину Франса Снейдерса «Лавка дичи».

5.Название компетенции: коммуникативная, социокультурная

Учебный предмет: география

Класс: 10-11

Задание: выскажите свои предположения о том, что было бы, если бы территории Крыма и Аляски были бы российскими.

II. «деятельностный подход на уроках технологии»

2. Целеполагание и рефлексия на уроке.

Тема: «Вязание».

Цель: изучить технологию вязания; найти информацию о способах вязания; способствовать развитию мышления и творчества, через разработку корзины для максимально удобного пользования вязальщицы.

Задание 1: изучите, какие вещи называют вязанными, исследуйте гардероб и скажите, есть ли у вас вязанные вещи.

Задание 2:изучите, какие материалы и приспособления используют в этом процессе?

Задание 3:сравните вязку ручную и машинную, высказав плюсы и минусы каждой.

Рефлексия: Как из палочек и клубочка получается вещь?

3. Темы проектов с обоснованием.

             1. В чем проблема?

             2. Почему эта тема интересна ребенку?

             3. Интересна ли (полезна ли) тема кому-либо еще?

             4.  Вариант формулировки гипотезы.

             5. Что будет делать учащийся (учащиеся) – в 2-3 предложениях?

             6. Что будете делать Вы как учитель, сопровождающий проект?

             7. При каких условиях проект заслужит высший балл?

1. «Какая она - олимпийская атрибутика – Сочинской Олимпиады?».

       - Каждая страна, проводящая Олимпиаду, разрабатывает свой дизайн медалей, подиума и «чаши», в которой все эти дни горит огонь. А могу ли и я быть дизайнером этой атрибутики?

       - не у каждого поколения есть возможность быть свидетелем такого грандиозного события  - мы проводим Олимпиаду. Мы должны этим гордится и должны удивить всех, чтобы в олимпийская история помнила только  «Олимпиаду – 80» и «Олимпиаду – 2012».

       - тема должна быть полезна каждому гражданину, проживающему в России, а не только ребенку, увлекающемуся физкультурой.

       - олимпийская атрибутика Сочинской зимней Олимпиады, должна быть неповторимой, необычной, запоминающейся, удивляющей. Именно так я хочу разработать и образцы медалей, и подиума, на который взойдут лучшие спортсмены мира, и «чаша», которую покажут во всем мире, потому что в ней горит «огонь мира».

       - для разработки данной атрибутики, ученику придется изучить, какими они были во все прошлые годы (вес, размер, форма, вид, содержание металлов и т.д.). Надо разработать свой дизайн, описав, что положено в основу разработки, какую тему, содержание несет.

       - учитель может помочь в первом этапе проекта – целеполагающем, а затем на этапе оформления проекта.

       - высший бал необязательно будет ставиться, где красивые рисунки, а там, атрибутика отразит всю необъятную и удивительно красивую Родину.

2. «Почему спичечная коробка? «За» и «против» других форм».

      - Спичечные упаковки – прямоугольной формы. Почему? А почему нет других форм?

      - Думаю, что этот вопрос заинтересует учащегося 9-11 классов, увлекающегося математикой, физикой, технологией.

      - существует много геометрических форм, думаю, не одна только прямоугольная подходит для упаковывания спичек.

      - учение должен будет изучить размеры спичек, вычертить геометрические фигуры-формы для других упаковок, рассчитать размеры, объемы, сколько и как спички будут в них помещаться, практичность применения. По каждой из предложенных фигур – форм составить отчет, в чем плюсы и минусы и сделать вывод: какая форма наиболее оптимальна.

      - для этого возраста со стороны учителя основная помощь не требуется, т.к. они уже не первый раз работают с проектами. Только контроль продвижения в проекте.

      - проект получит наивысший бал, когда аргументировано, со всеми пояснениями будет сделан вывод о том, какая форма наиболее удобная для упаковывания спичек.

3. «Можно ли построить что- то из компьютерных мониторов?»

      - огромное количество отработанных компьютерных мониторов выбрасывается на свалки. Может из них можно что – то построить? Возводят же из стеклянных бутылок стены теплиц.

      - современные ученики с детства знают, что такое компьютер, и знают, как огромными партиями они вбрасываются на мусорки. А что валяться без дела? Может заинтересуются строители?

      - я хочу провести расчеты, взвесить все за и против и сказать, годны ли для вторичного использования компьютерные мониторы.

      - ученик должен изучить из каких материалов изготавливают компьютерные мониторы, есть ли в них вредные вещества, а затем предположить, что можно построить или нельзя.

      - участвовать на всех этапах работы над проектом.

      - высший бал поставится при всех плюсах и минусах от использования в строительстве компьютерных мониторов.

4. «Вторая жизнь нейлоновому чулку».

      - нейлоновый чулок – такая недолговечная и неэкономная вещь, потому что порвалось в одном месте, а выбрасывается все. Но ведь можно же использовать вторично, что у чулка цело.

      - дети любят что-то придумывать, сочинять, а здесь реальная возможность как для мальчика, так и для девочки, хотя материал используют чаще женщины – нейлоновые чулки.

      - у нас в России в домашнем хозяйстве любят использовать что – то не по прямому назначению. Так где же можно использовать нейлон?

      - необходимо предложить варианты вторичного использования чулка. Обосновать, почему он удобен в этом использовании.

      - помощь в целеполагании, оформлении, т.к. этот проект для учащихся среднего звена.

      - список может быть обычным, и необычным, главное доказательство, что здесь нейлон просто незаменим.

«Современный урок технологии»

Сценарий урока

Тема: «Бюджет семьи». Урок в 8 классе.

урок постановки проблем и их решения.

Цели: освоить составные части и типы семейного бюджета; составлять разные типы бюджета; разработать правила для экономного расходования денег семьей.

Оборудование и материалы к уроку.

Интернет-ресурсы, собственные наблюдения.

Фундаментальные образовательные объекты:  Бюджет семьи.

Главная проблема урока

Представьте, что Вы взрослые зарабатывающие люди, которые и сами же тратят эти деньги. Но все было бы просто, если бы не члены семьи. Как экономно семье тратить деньги?

этап

вид деятельности

время выполнения

задания

результат выполнения

1. Мотивация.

2.Основная часть.

3.Рефлексия.

4.Домашнее задание.

обсуждение, высказывание своего мнения.

регулятивные УУД

самостоятельная деятельность, работа с информацией, разработка правил, алгоритмов.

Личностные и познавательные УУД

высказывание мнения, обсуждение проблемы.

Регулятивные УУД

коммуникативные

Запись задания, осмысление.

2 -3 мин.

25-27мин.

10 мин.

5 мин.

Выскажите свое мнение: почему человек не может иметь все, что хочет?

Задание 1: опишите состав вашей семьи по полу, возрасту, роду занятий.

Задание 2: подумай, что бы хотелось каждому члену семьи купить, просуммируй.

Задание 3: предположи и подсчитай, откуда у твоей семьи деньги.

Задание 4: сравни, возможности и желания членов семьи.

Задание 5: проанализируй, а что нужно не только каждому члену семьи, а в целом всей  семье. Просуммируй. Сделай выводы о потребностях и возможностях твоей семьи.

Задание 6: разработайте форму для ведения и записи бюджета своей семьи.

Задание 7: пользуясь Интернет- ресурсами, данными учебника, изучи, что такое бюджет, его составные части и типы бюджета.

Задание 8: сравни свои результаты с информацией и сделай таблицу «Бюджет моей семьи». Определи тип получившегося у тебя бюджета.

Задание 9: разработай остальные два типа бюджета, внеся изменения.

Задание 10: разработайте алгоритм как экономно расходовать семье деньги.

Запишите в виде правил.

Ответьте на вопрос:

1) трудно ли отказаться от своих желаний?

2) какие расходы на вас приходятся в вашей семье, как вы их можете уменьшить?

3)может ли человек иметь все что хочет, какие условия для этого нужны?

4)зачем тебе нужны знания о бюджете?

Подумайте, может быть планета «Хочу, могу, есть»? Какая она должна быть, чтобы все были счастливы?

как долго она может существовать в мире и согласии?

организована мыслительная деятельность, ученики высказывают мнение.

изучено что такое бюджет семьи теоретически по учебнику и Интернет – ресурсам,

самостоятельно получен навык практического составления типов бюджета,

разработана форма для записи

сравнивают свою запись бюджета с общепринятой

представляют три варианта бюджета семьи

составлен  алгоритм, записаны правила экономного расходования денег

оценивают свои запросы в расходах своей семьи, осмысливают и меняют свое отношение к своему «хочу»

в любой форме представляют проект планеты на которой можно иметь все что хочу, условия для этого.

Формы контроля и оценки результатов урока.

фамилия ученика

самостоятельно разработанная форма бюджета своей семьи

три варианта бюджета (дефицитный, профицитный, равновесный)

алгоритм экономного расходования денег, правила

проект планеты «Хочу, могу, есть»

уровень выполнения

базовый или творческий

 Форма анализа урока.

Направления  анализа

Критерии анализа

1.      Осуществление деятельностного подхода

 

Включение ученика в активную познавательную деятельность.

2.      Развитие УУД

 

1. Наличие заданий и вопросов на формирование УУД на разных этапах урока.

2. Насколько работа проводится в системе? Или работа проводится эпизодически?

3. Все ли возможности содержания материала урока использованы?

4. Стремится ли педагог к осознанию учащимися процесса обучения?  (Что делаем? Зачем делаем?)

5. Сумел ли педагог «удержать» линию формирования УУД на протяжении всего урока?

 

3.Указание на обязательный и необязательный материалы для изучения.

Умение учителя информировать учащихся о выполнении заданий базового и повышенного уровня.

4. Выбор педагогических технологий

 

Прослеживается ли в работе педагогога педагогические технологии? Какие?

5.Разнообразие оценочной деятельности

 

  1.Наличие содержательной педагогической оценки.

  2. Наличие самооценочной деятельности учащихся.

  3. Разнообразие форм самооценочной деятельности.

Анализ сформированности УУД по 10-бальной шкале.

качества личности

умение ставить цели, планировать результат

эмоционально –ценностное отношение

поиск и подбор  информации,

аргументи-рованность

креативность, творчество

активность в обсуждении, умение вести диалог

компетенции

Ценностно-смысловые

информационные

учебно –

познавательные

коммуникативные

приоритетные параметры

знание материала по теме задания

установление взаимосвязей

способности использования компьютерных технологий

обработка информации, перевод из одного вида в другой

оригиналь-ность замысла, конструкторские особенности

пути и способы решения проблем

График сформированности компетенций (пример)

«Технология»: Учебник для 8 классов В.Д.Симоненко – Москва. «Вентана – Граф», 2011 г.

1.dic.academic.ru/dic.nsf/business/1893

2.Бюджет семьи: структура | Семейный бюджет

www.family-budget.su/ru/structura/budget-semyi

3. Как составить семейный бюджет: 7 простых и действенных схем

www.dominsoft.ru/articles_temp.php?p=artsb5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преподавание предмета музыки с учетом требований ФГОС. Методическая разработка внеурочного занятия по музыке "В гостях у Осени"

Преподавание предмета музыки с учетом требований ФГОС. Конспект внеурочного занятия по музыке с использованием ЦОР "В гостях у Осени" для 2 класса + презентация с музыкальным и видеоматериалом....

Проект «Организация внеурочной деятельности в целях гражданско-патриотического воспитания учащихся с учетом требований ФГОС».

Данный проект посвящен 70-летию годовщины победы в Великой Отечественной Войне, в котором реализуется система мероприятий для развития патриотического воспитания. Проект рассчитан на три года. Ц...

Проектная работа «Проект рабочей программы по математике в 6 классе по УМК, (Н.Я. Виленкин и др.) с учетом требований ФГОС»

Цель проекта: разработать проект  рабочей программы по учебному предмету «Математика» для 6 класса по   УМК  Н.Я. Виленкин и др. с учетом требований ФГОС .Задачи проекта:1....

Методическая разработка урока по истории Древнего мира (с сопровождающей презентацией) с учетом требований ФГОС "Жители и боги Шумера"

Разработка урока по истории Древнего мира 5 класс  (с учетом требований ФГОС). "Жители и боги Шумера". с презентацией....

Разработка урока с учетом требований к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы: урок немецкого языка в 7 классе (общеобразовательном) по теме "Сообщения в чате"

Вашему вниманию предлагается разработка урока немецкого языка в 7 классе (изучение с 5 класса). УМК "Горизонты 7", раздел 3. Тема урока "Сообщения в чате". Урок соответствует требованиям ФГОС к л...

Проект «Проект рабочей программы по математике с учетом требований ФГОС ООО»

С введением ФГОС изменяются структура и сущность результатов образовательной деятельности, содержание образовательных программ и технологии их реализации, методология, содержание и процедуры оценивани...

Методическая разработка урока с учетом требований ФГОС

Данный материал представляет разработку урока в 5 классе с учетом требований ФГОС по теме "Милый дом". К конспекту урока прилагается презентация....