Метапредметные задания для разработки проектов с учетом требований ФГОС
методическая разработка по географии (11 класс) по теме
метапредметные задания разработаны для выполнения проектов, учащимися 8-11 классов. Здесь представлен и сценарий урока по технологии "Бюджет семьи", разработанный с учетом требований ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.docx | 35.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Метапредметные практические задания с учетом требований ФГОС.
I.Задания для разработки проекта.
1.Название компетенции: ценностно – смысловая, коммуникативная
Учебный предмет: география, технология
Класс: 10 -11
Задание: докажите, что развитие цивилизации связано с развитием техники и технологий.
2.Название компетенции: учебно - познавательная
Учебный предмет: география, технология
Класс: 10-11
Задание: разработайте проект «Мое представление о технике будущего».
3.Название компетенции: информационная
Учебный предмет: география, технология
Класс: 8
Задание: проанализируйте новинки, разработки, которые предлагают фирмы для будущей мобильной связи. Сделайте выводы, в каком направлении пойдет развитие связи, в чем практичность изобретений.
4.Название компетенции:
Учебный предмет: география
Класс: 8
Задание: «оживи» картину Василия Поленова «Развалины дворца в Палестине».
или:
Название компетенции: информационная
Класс: 7
Задание: «Оживи» картину Франса Снейдерса «Лавка дичи».
5.Название компетенции: коммуникативная, социокультурная
Учебный предмет: география
Класс: 10-11
Задание: выскажите свои предположения о том, что было бы, если бы территории Крыма и Аляски были бы российскими.
II. «деятельностный подход на уроках технологии»
2. Целеполагание и рефлексия на уроке.
Тема: «Вязание».
Цель: изучить технологию вязания; найти информацию о способах вязания; способствовать развитию мышления и творчества, через разработку корзины для максимально удобного пользования вязальщицы.
Задание 1: изучите, какие вещи называют вязанными, исследуйте гардероб и скажите, есть ли у вас вязанные вещи.
Задание 2:изучите, какие материалы и приспособления используют в этом процессе?
Задание 3:сравните вязку ручную и машинную, высказав плюсы и минусы каждой.
Рефлексия: Как из палочек и клубочка получается вещь?
3. Темы проектов с обоснованием.
1. В чем проблема?
2. Почему эта тема интересна ребенку?
3. Интересна ли (полезна ли) тема кому-либо еще?
4. Вариант формулировки гипотезы.
5. Что будет делать учащийся (учащиеся) – в 2-3 предложениях?
6. Что будете делать Вы как учитель, сопровождающий проект?
7. При каких условиях проект заслужит высший балл?
1. «Какая она - олимпийская атрибутика – Сочинской Олимпиады?».
- Каждая страна, проводящая Олимпиаду, разрабатывает свой дизайн медалей, подиума и «чаши», в которой все эти дни горит огонь. А могу ли и я быть дизайнером этой атрибутики?
- не у каждого поколения есть возможность быть свидетелем такого грандиозного события - мы проводим Олимпиаду. Мы должны этим гордится и должны удивить всех, чтобы в олимпийская история помнила только «Олимпиаду – 80» и «Олимпиаду – 2012».
- тема должна быть полезна каждому гражданину, проживающему в России, а не только ребенку, увлекающемуся физкультурой.
- олимпийская атрибутика Сочинской зимней Олимпиады, должна быть неповторимой, необычной, запоминающейся, удивляющей. Именно так я хочу разработать и образцы медалей, и подиума, на который взойдут лучшие спортсмены мира, и «чаша», которую покажут во всем мире, потому что в ней горит «огонь мира».
- для разработки данной атрибутики, ученику придется изучить, какими они были во все прошлые годы (вес, размер, форма, вид, содержание металлов и т.д.). Надо разработать свой дизайн, описав, что положено в основу разработки, какую тему, содержание несет.
- учитель может помочь в первом этапе проекта – целеполагающем, а затем на этапе оформления проекта.
- высший бал необязательно будет ставиться, где красивые рисунки, а там, атрибутика отразит всю необъятную и удивительно красивую Родину.
2. «Почему спичечная коробка? «За» и «против» других форм».
- Спичечные упаковки – прямоугольной формы. Почему? А почему нет других форм?
- Думаю, что этот вопрос заинтересует учащегося 9-11 классов, увлекающегося математикой, физикой, технологией.
- существует много геометрических форм, думаю, не одна только прямоугольная подходит для упаковывания спичек.
- учение должен будет изучить размеры спичек, вычертить геометрические фигуры-формы для других упаковок, рассчитать размеры, объемы, сколько и как спички будут в них помещаться, практичность применения. По каждой из предложенных фигур – форм составить отчет, в чем плюсы и минусы и сделать вывод: какая форма наиболее оптимальна.
- для этого возраста со стороны учителя основная помощь не требуется, т.к. они уже не первый раз работают с проектами. Только контроль продвижения в проекте.
- проект получит наивысший бал, когда аргументировано, со всеми пояснениями будет сделан вывод о том, какая форма наиболее удобная для упаковывания спичек.
3. «Можно ли построить что- то из компьютерных мониторов?»
- огромное количество отработанных компьютерных мониторов выбрасывается на свалки. Может из них можно что – то построить? Возводят же из стеклянных бутылок стены теплиц.
- современные ученики с детства знают, что такое компьютер, и знают, как огромными партиями они вбрасываются на мусорки. А что валяться без дела? Может заинтересуются строители?
- я хочу провести расчеты, взвесить все за и против и сказать, годны ли для вторичного использования компьютерные мониторы.
- ученик должен изучить из каких материалов изготавливают компьютерные мониторы, есть ли в них вредные вещества, а затем предположить, что можно построить или нельзя.
- участвовать на всех этапах работы над проектом.
- высший бал поставится при всех плюсах и минусах от использования в строительстве компьютерных мониторов.
4. «Вторая жизнь нейлоновому чулку».
- нейлоновый чулок – такая недолговечная и неэкономная вещь, потому что порвалось в одном месте, а выбрасывается все. Но ведь можно же использовать вторично, что у чулка цело.
- дети любят что-то придумывать, сочинять, а здесь реальная возможность как для мальчика, так и для девочки, хотя материал используют чаще женщины – нейлоновые чулки.
- у нас в России в домашнем хозяйстве любят использовать что – то не по прямому назначению. Так где же можно использовать нейлон?
- необходимо предложить варианты вторичного использования чулка. Обосновать, почему он удобен в этом использовании.
- помощь в целеполагании, оформлении, т.к. этот проект для учащихся среднего звена.
- список может быть обычным, и необычным, главное доказательство, что здесь нейлон просто незаменим.
«Современный урок технологии»
Сценарий урока
Тема: «Бюджет семьи». Урок в 8 классе.
урок постановки проблем и их решения.
Цели: освоить составные части и типы семейного бюджета; составлять разные типы бюджета; разработать правила для экономного расходования денег семьей.
Оборудование и материалы к уроку.
Интернет-ресурсы, собственные наблюдения.
Фундаментальные образовательные объекты: Бюджет семьи.
Главная проблема урока
Представьте, что Вы взрослые зарабатывающие люди, которые и сами же тратят эти деньги. Но все было бы просто, если бы не члены семьи. Как экономно семье тратить деньги?
этап | вид деятельности | время выполнения | задания | результат выполнения |
1. Мотивация. 2.Основная часть. 3.Рефлексия. 4.Домашнее задание. | обсуждение, высказывание своего мнения. регулятивные УУД самостоятельная деятельность, работа с информацией, разработка правил, алгоритмов. Личностные и познавательные УУД высказывание мнения, обсуждение проблемы. Регулятивные УУД коммуникативные Запись задания, осмысление. | 2 -3 мин. 25-27мин. 10 мин. 5 мин. | Выскажите свое мнение: почему человек не может иметь все, что хочет? Задание 1: опишите состав вашей семьи по полу, возрасту, роду занятий. Задание 2: подумай, что бы хотелось каждому члену семьи купить, просуммируй. Задание 3: предположи и подсчитай, откуда у твоей семьи деньги. Задание 4: сравни, возможности и желания членов семьи. Задание 5: проанализируй, а что нужно не только каждому члену семьи, а в целом всей семье. Просуммируй. Сделай выводы о потребностях и возможностях твоей семьи. Задание 6: разработайте форму для ведения и записи бюджета своей семьи. Задание 7: пользуясь Интернет- ресурсами, данными учебника, изучи, что такое бюджет, его составные части и типы бюджета. Задание 8: сравни свои результаты с информацией и сделай таблицу «Бюджет моей семьи». Определи тип получившегося у тебя бюджета. Задание 9: разработай остальные два типа бюджета, внеся изменения. Задание 10: разработайте алгоритм как экономно расходовать семье деньги. Запишите в виде правил. Ответьте на вопрос: 1) трудно ли отказаться от своих желаний? 2) какие расходы на вас приходятся в вашей семье, как вы их можете уменьшить? 3)может ли человек иметь все что хочет, какие условия для этого нужны? 4)зачем тебе нужны знания о бюджете? Подумайте, может быть планета «Хочу, могу, есть»? Какая она должна быть, чтобы все были счастливы? как долго она может существовать в мире и согласии? | организована мыслительная деятельность, ученики высказывают мнение. изучено что такое бюджет семьи теоретически по учебнику и Интернет – ресурсам, самостоятельно получен навык практического составления типов бюджета, разработана форма для записи сравнивают свою запись бюджета с общепринятой представляют три варианта бюджета семьи составлен алгоритм, записаны правила экономного расходования денег оценивают свои запросы в расходах своей семьи, осмысливают и меняют свое отношение к своему «хочу» в любой форме представляют проект планеты на которой можно иметь все что хочу, условия для этого. |
Формы контроля и оценки результатов урока.
фамилия ученика | самостоятельно разработанная форма бюджета своей семьи | три варианта бюджета (дефицитный, профицитный, равновесный) | алгоритм экономного расходования денег, правила | проект планеты «Хочу, могу, есть» | уровень выполнения базовый или творческий |
Форма анализа урока.
Направления анализа | Критерии анализа |
1. Осуществление деятельностного подхода
| Включение ученика в активную познавательную деятельность. |
2. Развитие УУД
| 1. Наличие заданий и вопросов на формирование УУД на разных этапах урока. 2. Насколько работа проводится в системе? Или работа проводится эпизодически? 3. Все ли возможности содержания материала урока использованы? 4. Стремится ли педагог к осознанию учащимися процесса обучения? (Что делаем? Зачем делаем?) 5. Сумел ли педагог «удержать» линию формирования УУД на протяжении всего урока?
|
3.Указание на обязательный и необязательный материалы для изучения. | Умение учителя информировать учащихся о выполнении заданий базового и повышенного уровня. |
4. Выбор педагогических технологий
| Прослеживается ли в работе педагогога педагогические технологии? Какие? |
5.Разнообразие оценочной деятельности
| 1.Наличие содержательной педагогической оценки. 2. Наличие самооценочной деятельности учащихся. 3. Разнообразие форм самооценочной деятельности. |
Анализ сформированности УУД по 10-бальной шкале.
качества личности | умение ставить цели, планировать результат | эмоционально –ценностное отношение | поиск и подбор информации, | аргументи-рованность | креативность, творчество | активность в обсуждении, умение вести диалог |
компетенции | Ценностно-смысловые | информационные | учебно – познавательные | коммуникативные | ||
приоритетные параметры | знание материала по теме задания | установление взаимосвязей | способности использования компьютерных технологий | обработка информации, перевод из одного вида в другой | оригиналь-ность замысла, конструкторские особенности | пути и способы решения проблем |
График сформированности компетенций (пример)
«Технология»: Учебник для 8 классов В.Д.Симоненко – Москва. «Вентана – Граф», 2011 г.
1.dic.academic.ru/dic.nsf/business/1893
2.Бюджет семьи: структура | Семейный бюджет
www.family-budget.su/ru/structura/budget-semyi
3. Как составить семейный бюджет: 7 простых и действенных схем
www.dominsoft.ru/articles_temp.php?p=artsb5
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преподавание предмета музыки с учетом требований ФГОС. Методическая разработка внеурочного занятия по музыке "В гостях у Осени"
Преподавание предмета музыки с учетом требований ФГОС. Конспект внеурочного занятия по музыке с использованием ЦОР "В гостях у Осени" для 2 класса + презентация с музыкальным и видеоматериалом....
Проект «Организация внеурочной деятельности в целях гражданско-патриотического воспитания учащихся с учетом требований ФГОС».
Данный проект посвящен 70-летию годовщины победы в Великой Отечественной Войне, в котором реализуется система мероприятий для развития патриотического воспитания. Проект рассчитан на три года. Ц...
Проектная работа «Проект рабочей программы по математике в 6 классе по УМК, (Н.Я. Виленкин и др.) с учетом требований ФГОС»
Цель проекта: разработать проект рабочей программы по учебному предмету «Математика» для 6 класса по УМК Н.Я. Виленкин и др. с учетом требований ФГОС .Задачи проекта:1....
Методическая разработка урока по истории Древнего мира (с сопровождающей презентацией) с учетом требований ФГОС "Жители и боги Шумера"
Разработка урока по истории Древнего мира 5 класс (с учетом требований ФГОС). "Жители и боги Шумера". с презентацией....
Разработка урока с учетом требований к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы: урок немецкого языка в 7 классе (общеобразовательном) по теме "Сообщения в чате"
Вашему вниманию предлагается разработка урока немецкого языка в 7 классе (изучение с 5 класса). УМК "Горизонты 7", раздел 3. Тема урока "Сообщения в чате". Урок соответствует требованиям ФГОС к л...
Проект «Проект рабочей программы по математике с учетом требований ФГОС ООО»
С введением ФГОС изменяются структура и сущность результатов образовательной деятельности, содержание образовательных программ и технологии их реализации, методология, содержание и процедуры оценивани...
Методическая разработка урока с учетом требований ФГОС
Данный материал представляет разработку урока в 5 классе с учетом требований ФГОС по теме "Милый дом". К конспекту урока прилагается презентация....