Компетентностно-ориентированный подход в обучении географии с учётом требований ФГОС ООО
учебно-методический материал по географии по теме
Предварительный просмотр:
Компетентностно-ориентированный подход в обучении географии с учётом
требований ФГОС ООО
Коростелёва И.А.,
учитель географии
МКОУ СОШ с. Суна
Зуевского района
Цели современного образования предъявляемые ФГОСом 2 поколения перестают выступать в виде суммы «знаний, умений и навыков», а предстают в виде характеристики сформированности его личностных, социальных, познавательных и коммуникативных способностей. Традиционная парадигма «человек знающий» заменяется парадигмой «человек, подготовленный к жизнедеятельности».
В работе встретятся следующие понятия: стандарт, компетнтностный, подход, компетентность, компетенции, УУД, рассмотрим их значение.
Под стандартом образования понимается система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала.
Компетентностный подход – целенаправленное, систематическое и последовательное образовательное воздействий на все стороны личности ученика.
Компетентность - непосредственный результат образования, выражающийся в овладении определенным набором способов деятельности, который социально востребован, является предметом запроса работодателей и государства.
Компетенция выражается в готовности субъекта эффективно организовывать внутренние (например, знания, умения, ценности) и внешние (например, людей, информацию, предметы) ресурсы для достижения конкретной цели.
Универсальные учебные действия — это обобщенные способы действий, открывающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях. УУД обеспечивают овладение компетенциями, составляющими основу умения учиться.
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный (включающий также действия саморегуляции), познавательный и коммуникативный.
Рассмотрим их формирование в ходе урока географии в 7 классе по теме «Страны мира» при использование УМК проекта «Сферы»..
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:
• личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
• смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать.
• нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
В кабинете географии оформлен стенд «Моя будущая профессия связана с географией», где рассказывается о профессиях (геолога, гидролога, бакалавра туризма и географии, переводчика, картографа, метеоролога, сейсмолога, эколога, океанолога, геодезиста), в каких учебных заведениях можно получить образование по этим профессиям, результаты каких экзаменов при этом учитываются. При изучении темы урока обращаю внимание учеников к стенду, они выбирают, кругу обязанностей какой профессии соответствует содержание урока.
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся:
• целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
• планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
• прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
• контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
• коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; внесение изменений в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;
• оценка — выделение и осознание обучающимся того,что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;
• саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
Рефлексивная компетентность | Регулятивные УУД |
способность и готовность организовывать свою деятельность в соответствии с позициями: что я делаю (делал, буду делать?), зачем я это делаю (делал, буду делать?), как я это делаю (делал, буду делать?), что я получу (получил в результате?). | - целеполагание - планирование - прогнозирование - контроль - коррекция - оценка - саморегуляция |
На уроке вниманию учащимся предлагается отрывок из мультфильма с песенкой Мюнхаузена и даётся задание: «Вы много раз слышали эту песенку, можете свободно подпевать её, но знаете ли вы, какие из географических названий песенки являются странами? Ответ поясните, работая с дидактическими материалами». Проходит целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно с привлечением рубрики «Вы узнаете».
На этапе первичного закрепления учащиеся работают с заданием из коллекции ЭОР Разнообразие стран мира. К2 осуществляется контроль и самоконтроль, при необходимости проводится коррекция и оценка.
Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.
Общеучебные универсальные действия:
• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
• поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
• структурирование знаний;
• осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
• выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
• смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
• постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:
• моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
• преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Логические универсальные действия:
• анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
• синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
• выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
• подведение под понятие, выведение следствий;
• установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
• построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
• доказательство;
• выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
• формулирование проблемы;
• самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Информационная компетентность | Познавательные УУД (общеучебные) |
способность и готовность осуществлять информационный поиск и извлекать информацию из различных источников на любых носителях, делать аргументированные выводы на ее основе; использовать информацию для планирования и осуществления своей деятельности. | - поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; |
При переходе к изучению нового материала учащиеся самостоятельно выбирают один из предложенных вариантов изучения содержания темы по классификации стран: составление схемы в тетради, составление картосхемы на контурной карте, вопросы викторины, кроссворд и т.д.
Умение находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов, процессов и явлений, знание этой информации, относится к предметной компетенции.
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
К коммуникативным действиям относятся:
• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
• постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
• разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
• управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Коммуникативная компетентность | Коммуникативные УУД |
способность и готовность получать информацию; представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям (религиозным, этническим, профессиональным, личностным и т.п.) других людей. | Умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. |
Социальная компетентность | |
способность соотносить свои устремления с интересами других людей и социальных групп; продуктивно взаимодействовать с членами команды, решающей общую задачу |
Работая над содержанием урока «Страны мира», учащиеся выбирают не
Только форму представления результатов своей работы, но и форму организации познавательной деятельности: индивидуально, парно или в группе, что на основе коммуникативных УУД формируют коммуникативную компетентность.
Знание критериев классификации стран – предметная компетенция.
Диагностику коммуникативной компетентности провожу через наблюдение за монологической или диалогической речью учащихся, оценку грамотного ведения дискуссии, выводов, их аргументацию.
Т.О. компетентностный подход, положенный в основу УМК проекта «Сферы» органично сочетается с требованиями ФГОС 2 поколения.
Изменения, происходящие в современном российском обществе, объективно поставили образование в центр многих политических, экономических, духовно- нравственных и других проблем жизни как страны в целом, так и ее регионов. В этой ситуации образование перестает быть самоценностью, оно становится силой экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности реальных секторов экономики, что делает его одним из важнейших факторов национальной безопасности и благосостояния страны, благополучия каждого гражданина.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учимся играя. Интегрированный подход в обучении географии.Сказки на уроках географии.
Творческие разработки к интегрированным урокам география - литература....
Системно-деятельностный подход к обучению школьников в системе ФГОС второго поколения по географии.
Реализуя на практике ФГОС второго поколения, я столкнулась с трудностями, обусловленными низкой мотивацией отдельных учащихся на предмет "открытия" новых знаний, активности в учебной...
Системно - деятельностный подход в обучении географии в условиях внедрения в ФГОС
Разработка урока "Биосфера" в 6 классе по учебнику А. А. Летягина...
"Подход в обучении географии, ориентированный на внеурочную деятельность и дополнительное образование при реализации ФГОС ООШ".
Актуальные вопросы, связанные с внеурочной деятельностью и дополнительным образованием при реализации ФГОС в обучении географии на примере географического краеведения....
Реализация компетентностно-ориентированного образования в процессе обучения химии, биологии
Без химической компетентности невозможно формирование компетенции здоровьесбережения: знание и соблюдение здорового образа жизни, правилличной гигиены, понимание опасности курения, алкоголизма, нарком...
Системно - деятельностный подход в обучении географии с учётом требований ФГОС ООО.
Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть уча...
Выступление по теме "«Системно-деятельностный подход в обучении географии и биологии в свете требований ФГОС»
Собственная учебная деятельность школьников, важнейшая составляющая системно-деятельностного подхода, реализуется как личностно-деятельностный подход в обучении. Его можно выразить формулой «дея...