Календарно-тематическое планирование по географии 9 класс.
календарно-тематическое планирование по географии (9 класс) по теме

Календарно-тематическое планирование по географии 9 класс. Разработано для обучения в вечерних школах в заочных группах .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kalendarno.-t_9_geografiya.docx27.04 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по географии 9 класс

Тема урока

Количество часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню

подготовки

Измеритель

Практическая

часть

Дата урока

Раздел 1. Хозяйство России (17 часов).

1

Административно-территориальное устройство РФ.

1

Комбинированный урок.

Федеративное устройство страны. Субъекты РФ. Федеральные округа.

Выявит особенности формирования государственной территории России, и ее заселения и хозяйственного освоения на разных исторических этапах. Подготавливать и обсуждать презентации о результатах выдающихся отечественных географических открытий и путешествий.

Работа с атласом, текстом учебника.

2

Географическое положение России как фактор развития ее хозяйства.

1

Комбинированный урок.

Современное положение страны. Особенности ее соседского, геоэкономического, геополитического и транспортно-географического положения.

Устанавливать на основе анализа карт и текста учебника черты географического положения, оказывающие положительное и отрицательное воздействие на развитие хозяйства России.

Работа с атласом, текстом учебника.

3

Особенности хозяйства России.

1

Урок изучения новых знаний.

Отраслевая, функциональная и территориальная структуры хозяйства страны, секторы хозяйства, факторы их формирования и развития. Факторы размещения предприятий.

Анализировать схемы отраслевой и функциональной структуры хозяйства России, определять их различия. Формулировать черты сходства и отличия отраслевой и функциональной структуры хозяйства России от хозяйства экономически развитых и развивающихся стран мира. Выделять типы территориальной структуры хозяйства России на основе анализа экономических карт.

Работа с атласом, текстом учебника

4

Природно-ресурсный капитал.

1

Урок изучения новых знаний.

Оценка и проблемы рационального использования природных ресурсов. Основные ресурсы базы. Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами

Выявлять достоинства и недостатки природно-ресурсного капитала России. Определять по картам особенности географического положения и основных ресурсных баз и набор представленных в них полезных ископаемых

Работа с атласом, текстом учебника

5

Топливно-энергетический комплекс.

1

Урок изучения новых знаний.

Состав, место и значение в хозяйстве. Изменение роли отдельных видов топлива. Роль нефти и газа во внешней торговле. Современные проблемы ТЭК. ТЭК и охрана окружающий среды. Нефтяная промышленность: география основных современных и перспективных районов добычи, систем нефтепроводов, нефтепереработки. Газовая промышленность: география основных современных и перспективных районов добычи, систем газопроводов. Значение угля в хозяйстве России. Технико-экономические показатели добычи угля, его стоимость. География угольной промышленности.

Анализировать схему «Состав топливно-энергетического комплекса» с объяснением функций его отдельных звеньев и взаимосвязи между ними. Устанавливать экономические следствия концентрации топливных ресурсов на востоке страны, а основных потребителей на западе. Высказывать мнение о воздействии ТЭК на состоянии окружающей среды и мерах по ее охране.

Работа с атласом, текстом учебника

Составление характеристики одного из угольных  бассейнов.

6

Электроэнергетика.

1

Комбинированный урок.

Электроэнергетика: типы электростанций, их особенности и доля в производстве электроэнергии. Энергосистемы. Проблемы электроэнергетики.

Составлять (анализировать) таблицу «Различие типов электростанций по особенностям эксплуатации, строительства, воздействию на окружающую среду, стоимости электроэнергии». Выявлять причинно-следственные связи в размещении гидроэнергетических ресурсов и географии ГЭС. Высказывать мнение о существовании или отсутствии зависимости величины потребления энергии от уровня социально-экономического развития страны. Аргументировать необходимость экономии электроэнергии.

Работа с текстом и таблицами учебника, картами атласа.

7

Машиностроение.

1

Комбинированный урок.

Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения машиностроительных предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры. Машиностроение и охрана окружающей среды.

Формулировать причины решающего воздействия машиностроения на общий уровень развития страны. Выявлять по картам главные районы размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения; районы, производящие наибольшую часть машиностроительной продукции; районы с наиболее высокой долей машиностроения в промышленности.

Работа с текстом и таблицами учебника, картами атласа.

Определение главных районов размещения отраслей машиностроения.

8

Черная металлургия.

1

Комбинированный урок.

Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География металлургии черных металлов: основные районы и центры. Черная металлургия и охрана окружающей среды.

Сопоставлять по картам географию месторождений железных руд и каменного угля с размещением крупнейших центров черной металлургии. Формулировать главные факторы размещения предприятий черной металлургии. Приводить примеры (с использованием карты атласа) различных вариантов размещения предприятий черной металлургии. Наносит на контурную карту главные металлургические районы. Высказывать мнения о причинах сохранения за сталью роли главного конструкционного материала.

Работа с текстом и таблицами учебника, картами атласа.

Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам.

9

Цветная металлургия.

1

Комбинированный урок.

Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География металлургии легких и тяжелых цветных металлов: основные районы и центры. Цветная металлургия и охрана окружающей среды.

Находить информацию об использовании цветных металлов в хозяйстве и причинах возрастания потребности в них. Сопоставлять по картам географию месторождений цветных металлов с размещением крупнейших центров цветной металлургии. Выявлять главную закономерность в размещении предприятий цветной металлургии тяжелых металлов. Сопоставлять карты атласа «Цветная металлургия» и «Электроэнергетика», устанавливать главный фактор размещения выплавки алюминия и крупнейших центров алюминиевого производства.

Работа с текстом и таблицами учебника, картами атласа.

Определение по картам главных факторов размещения металлургических предприятий по производству меди и алюминия.

10

Химическая промышленность.

1

Комбинированный урок.

Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и химические комплексы. Химическая промышленность и охрана окружающей среды.

Анализировать схему «Состав химической промышленности России» и выявлять роль важнейших отраслей химической промышленности в хозяйстве. Приводить примеры изделий химической промышленности и соотносить их с той или иной отраслью. Определять по карте атласа основные районы химической промышленности, развивающиеся на собственном и ввозимом сырье. Находить примеры негативного влияния на природу и здоровье человека химических производств и объяснять их.

Работа с текстом и таблицами учебника, картами атласа.

11

Лесная промышленность.

1

Комбинированный урок.

Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и лесоперерабатывающие комплексы. Лесная промышленность и охрана окружающий среды.

Выявлять направления использования древесины в хозяйстве, ее главных потребителей. Определять по картам атласа географическое положение основных районов лесозаготовок и лесопромышленных комплексов с обоснованием принципов их размещения. Выявлять роль потребительского и экологического факторов в размещении предприятий лесной промышленности. Высказывать мнения о проблемах и задачах развития лесной промышленности.

Работа с текстом и таблицами учебника.

12

Агропромышленный комплекс и сельское хозяйство . Земледелие и животноводство.

1

Комбинированный урок.

Состав, место и значение агропромышленного комплекса и сельского хозяйства в экономики. Отличия сельского хозяйства от других отраслей хозяйства. Земельные ресурсы и сельскохозяйственные угодья, их структура. Сельское хозяйство и охрана окружающей среды. География основных отраслей земледелия и животноводства.

Анализировать схему «Состав агропромышленного комплекса России», устанавливать звенья и взаимосвязи агропромышленного комплекса. Проводить сравнительный анализ земельных ресурсов и сельскохозяйственных угодий России с земельными ресурсами и сельскохозяйственными угодьями других стран. Формулировать существенные черты отличия сельского хозяйства от других отраслей экономики.

Работа с текстом и таблицами учебника.

13

Пищевая и легкая промышленность.

Лекция.

Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры. Предприятия пищевой промышленности и охрана окружающей среды.

Устанавливать долю пищевой и легкой промышленности в общем объеме промышленной продукции. Высказывать мнения о причинах недостаточной обеспеченности населения отечественной продукцией легкой и пищевой промышленности и их неконкурентоспособности. Выявлять на основе анализа карт основные районы и центры развития пищевой и легкой промышленности. Приводить примеры предприятий своего края с указанием факторов их размещения.

Работа с текстом и таблицами учебника.

14

Сфера услуг.

1

Комбинированный урок.

Состав, место и значение в хозяйстве. Классификация услуг по характеру и видам. Коммуникационная система и сфера обслуживания.

Устанавливать долю сферы услуг в экономики России. Оценивать степень достаточности развития. Составлять схему «Составные части инфраструктуры».

Работа с текстом и таблицами учебника.

15

Транспорт.

Комбинированный урок.

Состав, место и значение в хозяйстве. Универсальные и специализированные виды транспорта. Транспортная система. Типы транспортных узлов. Оценивание работы транспорта. Влияние на географию населения и хозяйства, состояние окружающей среды. Железнодорожный и автомобильный транспорт: место и значение в хозяйстве. Протяженность железных и автомобильных дорог, основные черты их географии. Место и значение в транспортном комплексе и хозяйстве страны. Объем и характер перевозимых грузов. Количество аэропортов, их география. Основные проблемы развития авиационного транспорта. Воздействие на окружающую среду. Морской и речной транспорт: место и значение в хозяйстве, распределение флота и портов между бассейнами, протяженность судоходных речных путей

Приводить сравнение видов транспорта по ряду показателей (скорость, себестоимость, грузооборот, пассажирооборот, зависимость от погодных условия, степень воздействия на окружающую среду) на основе анализа статистических данных. Выявлять преимущества и недостатки каждого вида транспорта. Анализировать преимущества и недостатки морского и речного транспорта. Устанавливать по картам роль отдельных морских и речных бассейнов в работе транспорта. Определять по статистическим данным долю морского и речного транспорта

Определять по материалам учебника преимущества и недостатки воздушного транспорта. Определять по статистическим данным долю воздушного транспорта в транспортной работе.

Работа с текстом и таблицами учебника.

16

Связь.

1

Лекция.

Место и значение связи в хозяйственном комплексе страны. Виды связи. География связи.

Определять по схеме виды связи, преимущества и недостатки каждого из них. Сравнивать по статистическим данным уровень развития отдельных видов связи в России и других странах. Анализировать территориальные различия в уровне телефонизации районов России.

Работа с текстом и таблицами учебника.

17

География науки. Социальная сфера.

1

Комбинированный урок.

Место и значение науки в хозяйственном комплексе страны. География науки: основные районы, центры, города науки. Состав, место и значение в хозяйстве и современном обществе. География жилищного и рекреационного хозяйства. Географические различия в уровне развития социального комплекса и качества жизни населения

Определять по статистическим данным долю России и других стран на мировом рынке наукоемкой продукции, а так же долю затрат стран на научные исследования. Анализировать по картам географию городов науки. Определять территориальные различия в обеспеченности жильем районов России. Анализировать статистические данные по уровню обеспеченности жильем и его благоустроенности в России и других странах мира. Анализировать карты для определения географических различий в уровне жизни

Работа с текстом и таблицами учебника.

Раздел 2. Районы России (16 часов).

18

Природно-хозяйственное районирование.

1

Урок изучения новых знаний.

Принципы и виды природно-хозяйственного районирования страны.

Определять по схеме виды районирования по количеству и проявлению признаков, характеру деления территории и направлению районирования. Приводить по картам примеры разных видов районирования.

Работа с текстом и таблицами учебника.

19

Европейский регион России.

1

Урок изучения новых знаний.

Особенности географического положения. Специфика природы, населения, место и роль региона в социально-экономическом развитии страны. Внутренние природно-хозяйственные различия.

Выявлять специфику географического положения региона, специфику территориальной структуры расселения и хозяйства, этнического и религиозного состава населения.

20

Центральная Россия.

1

Урок изучения новых знаний.

Состав, особенности географического положения, его влияния на природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы: геологическое строение и рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы. Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации.

Оценивать положительные и отрицательные стороны географического положения. Устанавливать характер воздействия географического положения на природу, жизнь людей и хозяйства. Выявлять и анализировать условия для развития хозяйства

Работа с текстом и таблицами учебника.

21

Города Центрального  района.

1

Комбинированный урок.

Города. Качество жизни населения.

Показывать на карте города-миллионеры, областные центры.

Работа с текстом и таблицами учебника.

22

Центрально-Чернозёмный район .

1

Комбинированный урок.

Состав, особенности географического положения, его влияния на природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы: геологическое строение и рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы. Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации.

Оценивать положительные и отрицательные стороны географического положения. Устанавливать характер воздействия географического положения на природу, жизнь людей и хозяйства. Выявлять и анализировать условия для развития хозяйства

Работа с текстом и таблицами учебника.

23

Волго-Вятский район.

1

Комбинированный урок.

Состав, особенности географического положения, его влияния на природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы: геологическое строение и рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы. Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации.

Оценивать положительные и отрицательные стороны географического положения. Устанавливать характер воздействия географического положения на природу, жизнь людей и хозяйства. Выявлять и анализировать условия для развития хозяйства

Работа с текстом и таблицами учебника.

24

Северо-Запад.

2

Комбинированный урок.

Состав, особенности географического положения, его влияния на природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы: геологическое строение и рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы. Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации.

Оценивать положительные и отрицательные стороны географического положения. Устанавливать характер воздействия географического положения на природу, жизнь людей и хозяйства. Выявлять и анализировать условия для развития хозяйства

Работа с текстом и таблицами учебника.

26

Европейский Север,

1

Состав, особенности географического положения, его влияния на природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы: геологическое строение и рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы. Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации.

Оценивать положительные и отрицательные стороны географического положения. Устанавливать характер воздействия географического положения на природу, жизнь людей и хозяйства. Выявлять и анализировать условия для развития хозяйства

Работа с текстом и таблицами учебника.

Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства Европейского Севера.

27

Поволжье.

1

Комбинированный урок.

Состав, особенности географического положения, его влияния на природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы: геологическое строение и рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы. Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации.

Оценивать положительные и отрицательные стороны географического положения. Устанавливать характер воздействия географического положения на природу, жизнь людей и хозяйства. Выявлять и анализировать условия для развития хозяйства

Работа с текстом и таблицами учебника.

28

Северный Кавказ.

1

Комбинированный урок.

Состав, особенности географического положения, его влияния на природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы: геологическое строение и рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы. Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации.

Оценивать положительные и отрицательные стороны географического положения. Устанавливать характер воздействия географического положения на природу, жизнь людей и хозяйства. Выявлять и анализировать условия для развития хозяйства

Работа с текстом и таблицами учебника.

Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе.

29

Азиатские регионы России. России : Урал,

Западная Сибирь,

Восточная Сибирь,

Дальний Восток.

1

Урок изучения новых знаний.

Особенности географического положения. Специфика природы, населения, место и роль региона в социально-экономическом развитии страны. Внутренние природно-хозяйственные различия.

Выявлять специфику географического положения региона, специфику территориальной структуры расселения и хозяйства, этнического и религиозного состава населения.

Работа с текстом и таблицами учебника.

30

Урал..

1

Комбинированный урок.

Особенности географического положения. Специфика природы, населения, место и роль региона в социально-экономическом развитии страны. Внутренние природно-хозяйственные различия.

Оценивать положительные и отрицательные стороны географического положения. Устанавливать характер воздействия географического положения на природу, жизнь людей и хозяйства. Выявлять и анализировать условия для развития хозяйства

Работа с текстом и таблицами учебника.

31

Западная Сибирь.

1

Комбинированный урок.

Особенности географического положения. Специфика природы, населения, место и роль региона в социально-экономическом развитии страны. Внутренние природно-хозяйственные различия.

Оценивать положительные и отрицательные стороны географического положения. Устанавливать характер воздействия географического положения на природу, жизнь людей и хозяйства. Выявлять и анализировать условия для развития хозяйства

Работа с текстом и таблицами учебника.

Изучение и оценка условий Западно-Сибирского района для жизни и быта человека.

32

Восточная Сибирь.

1

Особенности географического положения. Специфика природы, населения, место и роль региона в социально-экономическом развитии страны. Внутренние природно-хозяйственные различия.

Оценивать положительные и отрицательные стороны географического положения. Устанавливать характер воздействия географического положения на природу, жизнь людей и хозяйства. Выявлять и анализировать условия для развития хозяйства

Работа с текстом и таблицами учебника.

Оценка особенностей природы региона с позиции условий жизни человека в сельской местности и городе.

33

Дальний Восток.

1

Комбинированный урок.

Особенности географического положения. Специфика природы, населения, место и роль региона в социально-экономическом развитии страны. Внутренние природно-хозяйственные различия.

Оценивать положительные и отрицательные стороны географического положения. Устанавливать характер воздействия географического положения на природу, жизнь людей и хозяйства. Выявлять и анализировать условия для развития хозяйства

Работа с текстом и таблицами учебника.

Выявление по карте индустриальных, научных, транспортных, оборонных центров Дальнего Востока.

Раздел 3. Россия в современном мире (2 часа).

34-35

Россия в современном мире.

2

Комбинированный урок.

Россия в системе международного географического разделения труда. Взаимодействие России с другими странными мира. Объекты мирового природного и культурного наследия в России.

Оценивать по статистическим данным и картам место и роль России в международном разделении труда в отдельных сферах хозяйства. Определять территориальную структуру внешней торговли России.

Работа с текстом и таблицами учебника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)

Календарно-тематическое поурочное планирование  по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко

Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English”  10 классТематическое  планирование  рассчитано  на  102 часа  3  ч...

Календарно-тематическое (поурочное) планирование по геометрии (профильный уровень) на 2014-2015 учебный год Класс: 10 Всего часов: 68 (2 часа в неделю) УМК: • Атанасян Л.С. Бутузов В.Ф. Кадомцев С.Б. и др. Геометрия, 10-11: учеб. для общеобразоват. учр

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения курса геометрии 10 ученик должен знать/понимать • существо понятия математического доказательства; примеры доказате...

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...