Природные зоны Африки
методическая разработка по географии (7 класс) по теме

Чигарева Наталия Геннадьевна

Учебная цель: Закрепить понятия природная зона и взаимосвязи между компонентами.

                         Составить образное представление природных зон Африки.

 

Воспитательная цель: Воспитывать самостоятельность, внимательность,      

                              любознательность.

 

Развивающая цель: развивать наблюдательность, логическое мышление, умение работать с картографическим материалом.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon klimat_afriki_7_klass_-_winrar.zip248.19 КБ
Package icon prirodnye_zony_afriki.zip1011.56 КБ

Предварительный просмотр:

тема: "Климат Африки"

Цель: углубить представление о климатообразующих факторах на примере Африки и создать общее представление об особенностях климата Африки; вспомнить причины, определяющие эти черты климата; познакомить учащихся с климатическими поясами Африки — основными и переходными, их особенностями и признаками;

Задачи: 

  1. углубить представление о климатообразующих факторах на примере Африки и создать общее представление об особенностях климата Африки; вспомнить причины, определяющие эти черты климата; познакомить учащихся с климатическими поясами Африки — основными и переходными, их особенностями и признаками;
  2. развить навыки охарактеризовать климатические пояса и области Африки; продолжить формирование умения работать с климатическими картами и схемами; начать формировать умение работать с климатическими диаграммами;
  3. воспитание позитивного отношения к информации, желания анализировать информацию, иметь собственное мнение, уважать ответы одноклассников.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая,

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый

Методы познания: анализ, синтез, сравнительный, наблюдение, картографический, алгоритмический, статистический,

Оборудование: Климатическая карта Африки, физическая карта полушарий, атлас по географии (7-й класс), климатические диаграммы учебника, контурные карты, таблицы, раздаточный материал, справочный материал, тесты для проверки усвоения знаний по теме урока, алгоритмы анализа климатограмм и описания климата по плану.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

II. Целеполагание и мотивация

– Сегодня на уроке мы продолжим изучение особенностей природы Африки. На прошлом уроке мы исследовали особенности рельефа и с помощью специальных карт сумели объяснить, почему именно такой рельеф характерен для Африки. А вот капитан Врунгель, побывав в Африке, так описал природу, что я не согласна с его мнением. А вы сумеете найти ошибки в его записках?

Чтение стихотворения капитана Врунгеля и нахождение ошибок в тексте.

Где-то под руками были близко
Капитана Врунгеля записки.
Он себя считает знатоком,
Африканский мир ему знаком.
Постарайтесь-ка найти при чтении,
Что вы подвергаете сомнению?

Вот и сбылась ты, мечта моя!
Ликует команда: Ура! Земля!
Мы в Африке.
Тихий прощай, океан,
Помог воплотить мне блестящий план;
На волнах прибоя доставил корвет.
Большей земли на всем свете нет.
Сентябрьской весной оживает природа.
Снега осталось совсем немного.
Хвоя тихонько летит с
эвкалипта,
Пингвины купаются в глине липкой.

Смотрите! Куда-то бежит кенгуру.
Наверное, тигр с ней затеял игру.
Оленей
 берем, чтоб добраться в Сахару.
Прошу караван, но дают только пару.
В Сахаре нас ждет и
покой, и уют,
Может быть, сока березы дадут.
Ну, а пока я ловлю в Танганьике
Щук и
 китов. Но пока невеликих.
Африка очень понравилась мне,
О чем сообщаю в этом письме.

– Почему таких особенностей природы нет на материке? (Географическое положение Африки определяет особенности климата, которые определяют особенности природы.)

На доске надпись:

Африка – самый жаркий материк Земли.

– На уроке мы должны доказать, что это утверждение является верным.

III. Актуализация знаний

– На климат любого материка оказывают влияние разные факторы. Назовите климатообразующие факторы, используя таблицу. И попробуйте выяснить, как эти факторы, по вашему мнению, будут влиять на климат Африки.

Климатообразующий фактор

Какова роль фактора

Влияние на климат Африки

Географическая широта

Чем дальше от экватора, тем …

Расположена в теплых широтах, получает тепла больше, чем другие материки

Высота над уровнем моря

Чем выше, тем …

Несмотря на то, что Африка получает много тепла, в Африке есть горы, на вершине которых лежит снег

Господствующие ветры

Пассаты с океана приносят весь год …

Господствуют пассаты. Сухие пассаты с Евразии определяют сухость воздуха в Сахаре. В Южной Африке пассат влажный, но далеко не проникает

Направление горных хребтов

Осадки выпадают на наветренных склонах

Драконовы горы мешают пассату проникать далеко в Калахари

Течения

Если у берега проходит теплое течение, то

Холодное Сомалийское течение делает климат полуострова Сомали еще более сухим.

Бенгельское течение определяет образование пустыни Намиб на берегу океана.

IV. Изучение нового материала

– Выясним, в каких климатических поясах лежит материк, как распределяются осадки по материку. Сейчас будем работать на контурной карте и докажем все наши предположения и утверждения.

Работа с контурной картой.

– Выделить экватор, северный и южный тропик.
– Указать пояса давления.
– Обозначить постоянные ветры.
– Подписать типы воздушных масс.

Выводы: 

  1. получает больше солнечного тепла, чем любой другой материк благодаря ГП (между тропиками);
  2. самая высокая температура на земле +58о в Триполи;
  3. в зимние месяцы температура не опускается ниже +10о;
  4. много осадков в экваториальных широтах, мало в тропических;
  5. большие размеры материка и сухие пассаты с Аравийского полуострова определяют более сухой климат в Северной Африке;
  6. приокеанская пустыня Намиб сформировалась под влиянием холодного течения.

V. Закрепление и применение знаний и умений

Описание погоды в климатических поясах, используя схему.

Э (ЭВ весь год, поэтому погода весь год …);
СЭ (летом – ЭВ, поэтому лето…, зимой ТВ, поэтому…);
Т (ТВ весь год, поэтому погода весь год …);
СТ (летом – ТВ, поэтому лето…, зимой УВ, поэтому…).

Знакомство с алгоритмом описания климатических диаграмм.

– На уроке мы впервые знакомимся с климатическими диаграммами. Наша задача – научиться читать их и определять тип климата. Работаем по учебнику стр. 127.

Алгоритм описания климата по климатическим диаграммам: 

  1. Средняя температура января.
  2. Средняя температура июля.
  3. Годовое количество осадков.
  4. Режим выпадения осадков.
  5. Господствующие ветры в январе, июле.
  6. Климатический пояс и область:
  1. № 1 – экваториальный;
  2. № 2 – субэкваториальный;
  3. № 3 – тропический.

VI. Подведение итогов урока

На доске аргументы, подтверждающие правильность утверждения “Африка – самый жаркий материк”.

VII. Домашнее задание 

  1. Описать климат о. Мадагаскар по типовому плану (выдать каждому).
  2. Опережающее задание:
  1. 1 вариант: подготовить путешествие по рекам Африки;
  2. 2 вариант: подготовить путешествие по озерам Африки.

VIII. Проверка уровня усвоения материала

Выполнение теста и самопроверка.

Тесты и задания для проверки

Определите, какому климатическому поясу соответствуют данные признаки.

1. Занимает полосу между 20° с. ш. и 20° ю. ш.
2. Расположен в районе тропиков.
3. Занимает бассейн реки Конго и побережье Гвинейского залива.
4. Лежит на самом севере и на самом юге материка.
5. Только одно время года – лето.
6. Погода круглый год жаркая и сухая.
7. Лето жаркое и сухое, зима теплая и влажная.
8. Два сезона – влажный и сухой.
9. Весь год господствуют пассаты.
10. После полудня почти всегда идет сильный ливень.
11. Весь год мало осадков.
12. Осадки в основном выпадают летом.

А) экваториальный

№ 3,

Б) субэкваториальный

№ 1,

В) тропический

№ 2,

Г) субтропический

№ 4,

А) 3, 5, 10;
Б) 1, 8, 12;
В) 2, 6, 9, 11;
Г) 4, 7.



Предварительный просмотр:

Влажные  экваториальные леса – гилея.

Первое впечатление  от экваториального леса – это хаос в природе. Почти непроходимая стена из деревьев, кустарников, трав, бамбука, перевитых лианами разной толщины и длины.

Стоят, не шелохнувшись, деревья великаны, точно колонны, подпирающие небесный свод. Именно они придают топическому лесу таинственность, величие.  Встречается много деревьев с ходульными корнями, напоминающие лапы огромных пауков. Ходульные корни начинаются на высоте 2-3 м и тоже служат для поддержания деревьев. Встречается дерево, сплошь покрытое шипами – это фагара. Стволы деревьев покрыты эпифитами- мхами и лишайниками. Они не связаны с почвой и питание получают из воздуха, атмосферных осадков, опавших листьев, птичьего помета. Стволы деревьев перевиты лианами.  Из потрескавшихся стволов лиан течет млечный сок, то белый ( каучуконосная лиана), то красный напоминающий кровь.

Душно. Гниют огромные упавшие деревья, преют листья, всюду сырость и полумрак. Солнце не проникает сквозь завесу буйной растительности. Ни малейшего ветра.

___________________________________________________________________________

Саванна.

        Характерной чертой растительного ландшафта африканской саванны являются разбросанные повсюду по слабоизвилистой поверхности небольшие группы деревьев и кустарников или одиноко стоящих деревьев на фоне густого травянистого покрова, состоящего, главным образом, из различных, крупных злаков. Саванны занимает 40% территории Африки.

Растения представлены ксерофитами, т.е. растения сухих мест обитания. Через высокие заросли трав очень тяжело пробираться или почти невозможно. Злаки являются любимой пищей слонов.

Растительность представлена разнообразным видом одиноко стоящих деревьев. Баобаб, акации, огромные кроны которых, подобно гигантским зонтам, поднимаются среди высоких трав. Но напрасно путник будет искать защиты от солнца плоской кроной акации. Перистые листья акаций пропускают вертикально падающие лучи солнца т.к.  повернуты к солнцу ребром.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УРОК 7 класс. "Природные зоны Африки".

Виртуальное путешествие по природным зонам Африки с использованием презентации....

Природные зоны Африки

Эти конспекты уроков помогут начинающим учителям географии при изучении Африки, Индии....

"Природные зоны Африки"

Как за короткое время изучить разнообразие природных зон Африки? Предлагаемая разработка урока дает возможность работы в группах с последующим обменом изученным материалом....

Природные зоны Африки.

Презентация по географии для 7 класса....

Урок географии в 7классе по теме "Природные зоны Африки"

Использование модульной технологии...

Конспект урока географии для 7 класса "Научная экспедиция по природным зонам Африки"

Конспект урока включает ролевую игра и работу в группах, в ходе которой выполняются: самостоятельная и исследовательская работа, проблемные задания,практическая работа, творческие з...

Африка. Презентация к уроку "Природные зоны Африки"

Презентация к уроку "Природные зоны Африки"...