Свойства вод Мирового океана
план-конспект урока по географии (6 класс) по теме

Мезенцева Татьяна Ивановна

Урок - сказка по географии 6 класс. Применение игровых методов на уроках помогает вовлечь ученика в процесс познания, сделать его соавтором урока.

Цель урока:сформировать представление о солености, изменениях температуры поверхности и с глубиной. Развивать умения высчитывать солёность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фамилия

Мезенцева

Имя

Татьяна

Отчество

Ивановна

Должность

Учитель географии

Место работы

Муниципальное общеобразовательное учреждение Туендатская основная общеобразовательная школа

Квалификационная категория

Первая

Тема самообразования

«Коммуникативно-диалоговая деятельность на уроках географии»

Рабочий адрес, рабочий телефон

636935 Томская область, Первомайский район, д. Туендат,

Ул. Шамского,27                (38245)38145

Домашний, мобильный телефон

(38245)38181; 89234250501

Наличие публикаций (название, где опубликовано, год)

1.Методическая разработка урока по географии  по теме «Свойства вод Мирового океана»

Анкета

Автор: Мезенцева Татьяна Ивановна, учитель географии

Образовательное учреждение: МОУ Туендатская ООШ

Предмет: география

Класс: 6 общеобразовательный

Тема: Свойства вод Мирового океана

Цель: Сформировать представление о солености, изменениях температуры поверхности и с глубиной. Развивать умения высчитывать солёность.

Оборудование: Карта океанов; атласы; карточки с терминами «соленость», «температура».

Время реализации занятия: 45 минут

Основные понятия и термины занятия: солёность, температура, промилле.

Тип урока: комбинированный

  1. Организация учащихся на урок /2мин/
  2. Изучение нового материала. Получение информации /3мин/

Учитель: Вода – уникальный растворитель. В природе практически нет воды, не содержащей нерастворённых веществ.

Отличительными свойствами воды являются солёность и температура.

/На доске заполняется схема/

Свойства воды

 

        Солёность                    Температура

/Для проведения этого урока заранее готовится сказка про солёность учениками 7 класса. Действующие лица: автор, два ангела и два чёртика/.

  Учитель: Слушайте, слушайте! Мы вам расскажем

                   Всё про солёность. И сказку покажем!/10мин/

Сказка: Было это давно. Так давно, что уже никто не помнит. Создал Бог океан  /ангелы наливают в аквариум воду/. И была вода в океане невкусная холодная, прозрачная. И повадились черти воровать воду /черти кружками черпают воду из аквариума/. Рассказали ангелы Богу об этом. Разгневался тот и молвил: «Пусть океанская вода содержит 35‰ соли». Ангелы посолили воду /бросают в аквариум соль и размешивают большой деревянной ложкой/. Стала вода горько-солёная.

       Но соль растворилась в воде неравномерно: на тропиках больше, на полюсах меньше. А зависит это от разных факторов: температуры, испарения, водного баланса.

      Чтобы в океане не погибло всё живое, растворили ангелы в воде азот, кислород, углекислый газ.

Вот  пришли черти за водой, зачерпнули её, попробовали и чуть не отравились. Рассердились они и решили отомстить. Бросили в воду камни, песок, обломки и замутились воды так, что луч света не проникал.

Утром увидели это ангелы, забеспокоились, обратились к Богу. Он успокоил воду. Песок осел, вода стала прозрачная. Издал Бог такой указ: «Пусть плотность воды океана с повышением солёности увеличивается, поскольку растёт содержание вещества в каждом литре».

Учитель: Итак, ребята, что такое солёность и в чём измеряется солёность? /ответы учащихся/

Постановка познавательной задачи /3 мин/

Ребята сравните – средняя солёность красного моря 42‰, Чёрного моря - 18‰, Балтийского моря - 11‰. Какой вывод напрашивается? /Солёность в разных морях разная/. Как вы думаете, какую проблему нужно решить? /Почему солёность отличается, какие причины влияют на солёность/.

Решение познавательной задачи /8 мин/

Учитель : Сейчас мы разделимся на 2 группы. Каждая группа получит карточку с заданием. Ответы на  задания вы сможете найти в учебнике. Результаты запишите в своих тетрадях и дополните схему/

Задание для I группы:

1.Какие причины влияют на величину солёности воды?

2.Какие природные явления уменьшают солёность? Какие увеличивают?

Задание для II группы:

Кроме солёности морская вода обладает ещё одним свойством – это температурой.

1.Проанализируйте данные поверхностных вод и сделайте выводы:

90ºс.ш.- 15ºC

60º с.ш.+4,8ºС

30º с.ш. + 21ºС

0º с.ш. + 27ºС

2.А теперь проанализируйте, как изменяется температура воды с глубиной:

0м - +16ºС

200м - + 15,5ºС

1000м - +3,8ºС

2000м - +3,1ºС

3000м - +2,8ºС

5000м - + 2,5ºС

Сообщения групп: /примерные ответы учащихся, 13мин/

I группа – на солёность влияют: количество осадков, испарение. Наличие или отсутствие впадающих в море рек и другие источники поступление пресной воды, степень испарения, которое зависит от величины температуры  воздуха, силы ветра.

II группа – температура поверхностных вод уменьшается от экватора к полюсам. Температура изменяется и с глубиной.

/результаты работ дополнят схему на доске/

Свойства воды

 

        Солёность                    Температура

        /количество граммов веществ,        солнечные лучи нагревают

                             Растворяющихся в 1 литре воды/        только верхний слой воды.        

            Зависит от испарения и от         Глубже 1000м температура воды

                     поступления в океан пресной воды        +2º  -  +3ºС

Учитель: Изменение температуры с глубиной мы можем увидеть на графике /график заранее начерчен на доске, учитель объясняет, что по вертикали – температура, а по горизонтали – глубина/.

                     

                                    200              1000                2000             3000

                       15        

                       10

                        5

                        0        

По графику учитель анализирует ход температуры и делает выводы, что

  1. На глубине от 0 до 200м температура падает медленно из-за того, что зона освещается солнечными лучами;
  2. От 200м до 2000м температура снижается быстро, потому что солнечный свет сюда не попадает;
  3. На глубине от1000м до 5000м везде одинаково  темно, поэтому почти одинаково холодно.
  1. Закрепление изученного /5 мин/

Учитель: Подведём итоги урока. Что мы узнали сегодня на уроке?

Ребята, давайте наведём среднюю солёность океана  35‰ в литровой банке /в 1 ст. ложке 30 г соли, в 1 ч. Ложке – 10г/.

Решите задачу. Сколько граммов различных веществ можно получить из 1 т черноморской воды, если её солёность 18 ‰?

Дано:        Решение:

V= 1 т                                                                                           в 1 т = 1000л

Солёность Чёрного моря - 18 ‰        1000 * 18 = 18000г=18кг - масса

Найти: сколько соли можно                                              соли, которую можно получить

получить из 1 т воды этого моря        из черноморской воды.

Д/З: § 25. /1 мин/

Литература:

  1. Т.П. Герасимова «Начальный  курс географии», учебник 6 кл.- М.: Дрофа,2005.
  2. Н.А. Никитина «Поурочные разработки по географии.  Физическая география» 6 кл.-М.: «Вако», 2005.
  3. Н.И. Баглаева «Нетрадиционное изучение географии. Географический КВН». Новосибирск, 1992.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мировой океан. Свойства вод Мирового океана.

Урок географии в 6 классе. Цели: Развивать творческие навыки, познавательный интерес и географическое мышление учащихся....

Свойства вод Мирового океана: солёность и температура

Коспект урока географии с использованием технологии развития критического мышления посредством чтения и письмаКласс: 6Тема урока: Свойства вод Мирового океана: солёность и температураИспользуемы...

Свойства вод Мирового океана

Урок 26 (вариант 1)Свойства вод Мирового океанаЦель урока:         Сформировать представление и солености, изменениях темпера­туры поверхности и с глубиной. Раз...

Свойства вод Мирового океана

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний в 6 классе. Цели урока:Образовательная: актуализировать и закрепить знания о свойствах воды; развивать логическое мышление путем формирования умения...

«Деление Мирового океана на океаны. Моря, заливы, соединение их – проливы. Свойства вод Мирового океана – соленость, температура».

Урок по теме «Деление Мирового океана на океаны. Моря, заливы, соединение их – проливы. Свойства вод Мирового океана – соленость, температура». Тема урока входит в раздел «Гидросфера» начального курса...