Свойства вод Мирового океана
материал по географии (6 класс) на тему
Урок 26 (вариант 1)
Свойства вод Мирового океана
Цель урока:
Сформировать представление и солености, изменениях температуры поверхности и с глубиной. Развивать умения высчитывать соленость.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Опрос
Задания на знание фактов
- Назовите океаны, имеющие самое большое количество желобов, самую большую шельфовую зону, самый длинный срединно-океанический хребет. (Самое большое количество желобов - Тихий; самая большая шельфовая зона - Северный Ледовитый океан, самый длинный срединно-океанический хребет — в Атлантическом океане)
Задания на знание понятий, закономерностей
- Что называется шельфом? Каким цветом он изображается на карте?
- Дайте определение желоб, срединно-океанического хребта.
- Где на дне океана встречается материковая земная кора, а где океаническая?
- Какие факторы влияют на богатство органического мира шельфа? (Свет, органические вещества с суши.)
Задания на проверку умений
- Составьте характеристику положения Срединно-Атлантического хребта.
- Как измерить глубину дна океана?
- Сравните глубину Черного моря и Балтийского.
- Определите глубину в точках с координатами.
III. Изучение нового материала
- Какая вода в океане на вкус? (Соленая?)
- Правильно, горько-соленая. Прочтите в учебнике и ответьте на вопрос: почему вода в океанах и морях соленая? (Дети читают вслух.)
- Итак, что такое соленость, прочтем в учебнике. (Читают в учебнике вслух.)
- Соленость измеряется в промилле – ‰ (записать на доске). На какую единицу похожа промилле? (На %.)
- Проценты - это сотая часть, а промилле - тысячная. Учитель предлагает навести среднюю соленость океана 35‰ в литровой банке (в 1 ст. ложке - 30 г соли, в 1 чайной ложке - 10 г).
- Решите задачу. Сколько граммов различных веществ можно получить из 1 т черноморской воды, если ее соленость 18‰? Во сколько раз меньше, чем из 1 т воды Красного моря?
Дано: Решение:
V= 1 т 1 вариант
Солёность Чёрного моря 18‰; 1т =1000 л
Красного моря - 42‰ 1) 1000*18-18000 г=18 кг -
масса соли, которую можно получить из черноморской
Найти: сколько соли можно воды.
получить из 1 т воды этих морей 2) 1000*42=42000=42 кг.
3) 42:18=2,3
Ответ: из воды Красного моря можно получить в 23,3 раза больше соли, чем из воды Черного моря.
- Итак, напомните, пожалуйста, соленость Красного моря и соленость Черного моря. (Красного - 42‰, Черного - 18‰.)
- А еще сравните - средняя соленость Балтийского моря - 11 ‰, в центральной части 6-8‰, в Финском заливе до 1‰.
- Какой вывод напрашивается? (Соленость в разных морях разная.)
- Как вы думаете, какую проблему мы будем решать на следующем этапе урока? (Почему соленость отличается, какие причины влияют на соленость.)
Учитель предлагает изменить соленость в банке со средней соленостью океана, которую получили в начале урока.
Дети обсуждают в парах 1 минуту, затем предлагают следующие действия: 1) налить воды; 2) испарить.
- Подумайте и решите, какие процессы в природе могут «налить» воду? (Дождь, реки.)
- Почему около Антарктиды соленость больше, чем в Северном Ледовитом океане?
- Почему в Финском заливе соленость ниже, чем в Балтийском море?
- Назовите, какие процессы могут убрать воду, а соль оставить? (Испарение.)
- Куда надо поставить банку с водой, чтобы вода быстрее испарилась? (В теплое место.)
- Почему в Красном море соленость больше, чем в Балтийском (Испарение в Красном море больше.)
- Какой процесс еще может забрать воду, а соленость оставить (Лед.)
- Если ученики затрудняются ответить, предложите им поставить банку в холодильник не надолго, что произойдет? (Появится лед.)
- Если этот лед попробовать, какой он будет на вкус? (Пресный)
- Сделайте вывод, как образование льда влияет на соленость. Запишите в тетрадь факторы, которые влияют на соленость и занесите их в рамку. Прочтите, что у вас получилось. (На соленость влияют: количество осадков, испарение, количество и полноводность реки, образование льдов.)
- Проверим ваши знания. Ответьте на вопросы.
- Почему соленость изменяется только в верхнем слое воды, а в глубине Океана остается постоянной? (Факторы, изменяющие соленость, оказывают наибольшее влияние на верхние слои.)
- Почему соленость воды низкая там, где в Океан впадают большие реки? (Вода рек имеет очень низкую соленую можно сказать, пресную воду.)
- Океанскую (морскую) воду нельзя пить. Много моряков гибло в Океане от жажды. Когда корабль отправился в плавание, обязательно брали запас пресной воды, а затем останавливались в портах и пополняли его. Теперь воду на судах опресняют на специальных установках.
- Как вы думаете, каким свойством, кроме солености, обладает вода? (Температурой.)
Учитель предлагает проанализировать данные и сделать вывод. Температура поверхностных вод записана на доске:
90° с. ш. -1,5°С
60° с. ш. +4,8°С
30° с. ш. +21°С
0°с. ш. +27°С
Дети делают вывод, что при движении от экватора к полюсам.
- А теперь посмотрите на эти данные:
0 м- +16°С
200 м- +15,5°С
1000 м - +3,8°С
200 м- +3,1°С
3000 м - +2,8°С
5000 м - +2,5°С
- О чем говорят эти данные? (Температура изменяется и с глубиной.)
- Чтобы наглядно увидеть, как изменяется температура, начертим график.
Учитель объясняет, как чертить график (по вертикали - температура, по горизонтали - глубина).
Один ученик строит график на доске.
- На какие три этапа вы бы разделили этот график?
1. 0-200м;
2. 200-1000 м;
3. 1000-5000м.
- Как охарактеризуете изменение температуры на этих трех этапах? Объясните, почему ход температур разный? (0-200 м температура падает медленно из-за того, что зона освещается солнечными лучами; 200-12000 м температура снижается быстро, потому что солнечный свет сюда не попадает; на глубине 1000-5000 м везде одинаково темно, поэтому почти одинаково холодно.)
IV. Итоги урока
- Подведем итоги урока. Что вы узнали сегодня на уроке?
- Решите задачу: сколько грамм соли содержится в 1 т воды, если из 10 тонн воды получили 250 кг соли?
Домашнее задание
Г: § 25; К.: § 49, географическая задача 2, 6, с. 144.
Урок 26 (вариант 2)
Свойства вод Мирового океана (модульный урок)
Цель урока:
Сформировать представление и солености, изменениях темперам тура поверхности и с глубиной. Развивать умения высчитывать соленость.
Ход урока
I. Организационный момент
П. Опрос
См. в первом варианте урока.
III. Работа над новым материалом
- Ребята, сегодня нас снова ждет путешествие по бескрайнему миру океана. Мы станешь участником экспедиции капитан! Немо, героя романа Жюль Верна «20000 лье под водой».
- Во время путешествия мы узнаем о свойствах вод Мирового океана, таких как соленость и температура. Мы будем проводить множество наблюдений, о результатах которых следует записывать в судовой журнал.
Шаг 1
- Мы начинаем погружение, датчики фиксируют изменение температуры с глубиной. Мы быстро их записали. Вот они:
0 м- +16°С;
200 м- +15,5°С;
1000 м- +3,8°С;
5000 м - +2,5°С;
- Сделай анализ полученных данных и запиши вывод.
Шаг 2
- В рубке капитана Немо находятся все самописцы от всех приборов. Один вышел из строя. Требуется срочно начертить график изменения температуры с глубиной
Шаг З
- Объясни, почему температура меняется неравномерно.
Шаг 4
- Капитан Немо любезно пригласил нас в кают-компанию и рассказал о своих приключениях в разных морях. (Но сначала прочитай в учебнике, что такое соленость.) Запиши единицу солености.
Шаг 5
- Сегодня кок пересолил всю еду. У нас зашел спор. Кок отвечает все наши претензии по поводу пересола. Утверждая, что еда пресная, он положил 5 г соли на 3 л воды. Реши наш спор. Какая вода пресная, а какая соленая? А наш суп?
Шаг 6
- Наконец-то мы вернулись к рассказу капитана. Он т делился
результатами, полученными в прошлой экспедиции:
Соленость Красного моря - 42‰;
Средняя соленость океана - 35‰;
Соленость Балтийского моря - 11 ‰.
- Почему соленость бывает разная? Ответ ищи в учебнике.
- Итак, путешествие наше подходит к концу. Вопрос для эрудитов: почему проплывая по Балтийскому морю, мы отметили разную соленость:
в центральной части 6-8‰;
в Финском заливе до 1‰.
- При какой температуре замерзает вода?
Шаг 7. Обобщение
- Достигли ли мы цели нашего путешествия. Да или нет?
Экспертный контроль
- В связи с чем и как изменяется температура с глубиной?
- Почему Мировой океан называют «кладовой»?
- Что означает соленость 37 ‰? Сравни ее со средней соленостью океана.
- Сколько соли нужно растворить в 1 л воды, чтобы сделать у себя дома воду Красного моря?
- Реши задачу. Сколько соли содержится в 1 м3 воды, если соленость водоема 37 ‰?
- Если ты закончил свое путешествие раньше других, не мешай им, а приступай к выполнению домашнего задания.
Домашнее задание
Г.: § 25; К.: § 49, географическая задача 2, 6, с. 144.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentaciya.pptx | 598.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Вода ( H2O) Вода́ — прозрачная жидкость , не имеющая цвета (в малом объёме) и запаха . Химическая формула : Н 2 O . В твёрдом состоянии называется льдом или снегом , а в газообразном — водяным паром . 71 % поверхности Земли покрыто водой ( океаны , моря , озера , реки ).
Гидроло́гия — наука, изучающая природные воды, их взаимодействие с атмосферой и литосферой, а также явления и процессы, в них протекающие (испарение, замерзание и т. п.). Предметом изучения гидрология являются все виды вод гидросферы в океанах, морях, реках, озёрах, водохранилищах, болотах, почвенные и подземные воды. Гидрология исследует круговорот воды в природе, влияние на него деятельности человека и управление режимом водных объектов и водным режимом отдельных территорий; проводит анализ гидрологических элементов для отдельных территорий и Земли в целом; даёт оценку и прогноз состояния и рационального использования водных ресурсов; пользуется методами, применяемыми в географии, физике и других науках. Данные гидрологии моря используются при плавании и ведении боевых действий надводными кораблями и подводными лодками. Гидрология
Свойства Воды Наименование Вода Химическая формула Н 2 O Молярная масса 18,01528 г/моль Температура плавления 0 °C Температура кипения 100 °C Тройная точка 0,01 °C, 611,73 Па Критическая точка 374 °C, 22,064 MПa Плотность вещества 0,9982 г/см3 Состояние (ст.усл)жидкость Динамическая вязкость (ст.усл)0,00101 Па·с (при 20 °C ) Кинематическая вязкость (ст.усл)0,01012 см²/с (при 20 °C ) Теплоёмкость (ст.усл)75,37 Дж/(моль·К) теплота парообразования 2,26 МДж/кг Дж
Значение воды Водa используется человеком кaк непосредственно (для питья, поливa, охлaждения, в химических процессaх, кaк теплоноситель и т.п.), тaк и косвенно - кaк резервуaр для отходов и средство их трaнспортa из зон производствa и жизни нaселения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мировой океан. Свойства вод Мирового океана.
Урок географии в 6 классе. Цели: Развивать творческие навыки, познавательный интерес и географическое мышление учащихся....
Свойства вод Мирового океана: солёность и температура
Коспект урока географии с использованием технологии развития критического мышления посредством чтения и письмаКласс: 6Тема урока: Свойства вод Мирового океана: солёность и температураИспользуемы...
Свойства вод Мирового океана
Урок - сказка по географии 6 класс. Применение игровых методов на уроках помогает вовлечь ученика в процесс познания, сделать его соавтором урока.Цель урока:сформировать представление о солености, изм...
Свойства вод Мирового океана
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний в 6 классе. Цели урока:Образовательная: актуализировать и закрепить знания о свойствах воды; развивать логическое мышление путем формирования умения...
«Деление Мирового океана на океаны. Моря, заливы, соединение их – проливы. Свойства вод Мирового океана – соленость, температура».
Урок по теме «Деление Мирового океана на океаны. Моря, заливы, соединение их – проливы. Свойства вод Мирового океана – соленость, температура». Тема урока входит в раздел «Гидросфера» начального курса...
Анализ урока по теме «Деление Мирового океана на океаны. Моря, заливы, соединение их – проливы. Свойства вод Мирового океана – соленость, температура».
Самоанализ урока с подробным разбором каждого этапа....
Вода на земле.Части мирового океана.Свойства вод мирового океана. 6 класс.
презентация к уроку...