Урок географии в 7 классе "Австралия" с использованием ЭОР
план-конспект урока по географии (7 класс) по теме
Разработка урока содержит подробный целевой блок в рамках нового стандарта, представлена работа в группах на уроке с использованием ЭОР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_geografii_v_7_klasse_avstraliya.docx | 49.45 КБ |
Предварительный просмотр:
География
Тема: Австралия – самый маленький материк.
Класс: 7
Цель
- Создать условия для формирования у учащихся представлений о материке Австралия через типовые характеристики компонентов природы.
Задачи
- Организовать деятельность учащихся по изучению географического положения материка – Австралия, его рельефе, климате, внутренних водах, природных зонах, по выявлению взаимосвязей между компонентами природы.
- Содействовать развитию у школьников умений применять разнообразные источники географической информации для изучения природы материка Австралия, продолжить обучение методам географического исследования.
- Развивать навыки работы с ЭОР.
Основное содержание темы, термины и понятия:
Австралия – самый маленький материк Земли. Географическое положение материка, основные черты рельефа, полезные ископаемые; климат и внутренние воды Австралии, и определяющие их факторы. Природные зоны.
Физико-географическое положение материка; эндемики; крики.
Планируемые результаты
Личностные ____________________________________________________
Проявление:
- осознание ценности природы материка Австралия; необходимости ее сохранения и рационального использования;
- творческого отношения к решению практических задач;
- осознание ценности умения определять местоположение объектов на карте; составления таблиц.
- стремления к самоконтролю и анализу своих действий.
Метапредметные ________________________________________________
Познавательные
Умение
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; дополнительных источников информации; осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации в виде схем, таблиц;
- выделять главное, находить сходства и различия, делать обобщения;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- создавать устные монологические высказывания.
Регулятивные
Умение:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; преобразование практической задачи в познавательную;
- планировать пути достижение целей;
- самостоятельно контролировать свое время и управлять им;
- адекватно оценивать правильность выполнения действия, вносить коррективы в исполнение по ходу его реализации и после его завершения на основе оценки и учета ошибок.
Коммуникативные
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- строить монологические высказывания (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации;
- осуществлять взаимоконтроль и оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;
- организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; определять способы взаимодействия; планировать общие способы работы.
Предметные ________________________________________________________
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
Знание:
- содержания понятий: физико-географическое положение материка; эндемики, крики.
- важнейшие природные объекты материка;
- приемы определения географического положения материка, имена исследователей; особенности рельефа, зависимость форм рельефа от тектонического строения материка; особенности климата материка; основные речные системы, озера; особенности природных зон.
В ценностно-ориентационной сфере:
- осознание ценности природы материка Австралия; необходимости ее сохранения и рационального использования;
В сфере географической деятельности:
Умение
- определять географическое положение Австралии, координаты крайних точек,
протяженность материка с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и
км; особенности природных компонентов по картам атласа и другим
источникам информации;
Организация образовательного пространства
Оборудование
Мультимедийный проектор, персональный компьютер на двух обучающихся, выход в интернет на сайт Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/.
Ресурсы
Учебник географии для 7 класса Н.П. Петровой, Н.А.Максимовой, карты
материка, атласы
Электронные учебные модули:
http://www.fcior.edu.ru/card/22608/tipovaya-harakteristika-avstralii-prakticheskie-zadaniya.html
http://fcior.edu.ru/card/8145/kontrol-avstraliya-i-okeaniya-uglublennoe-izuchenie.html
Межпредметные связи ___________________________________________
История. Великие географические открытия.
Формы работы
Фронтальная (Ф).
В паре (П).
Индивидуальная (И).
Групповая (Г).
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ
I этап _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
Самоопределение к деятельности (целеполагание)
Цель:
- Актуализировать имеющиеся знания о материках.
- Мотивировать обучающихся к изучению темы.
Учитель:
- настраивает учащихся на работу, создает благоприятные условия для деятельности;
- сообщает о начале изучения нового раздела «Материки и страны», организует знакомство обучающихся по оглавлению учебника с содержанием раздела;
- сообщает тему урока;
- раскрывает цели учебного занятия и требования к результатам обучения;
- сообщает о значимости содержания урока.
Актуализация субъектного опыта обучающихся
Учитель:
Для осознанного восприятия новой темы предлагает рассмотреть следующие вопросы и выполнить задания:
- Назовите все материки, материки северного полушария, южного полушария, западного полушария, восточного полушария.
- Как вы считаете, зачем нужно изучать природу материков?
- Послушайте стихотворение, как вы считаете, о каком материке идет речь. Почему вы так решили?
Она располагается под нами,
Там, очевидно, ходят вверх ногами.
Там на изнанку вывернутый год,
И солнышко на севере живет.
Там расцветают в октябре сады,
Там в октябре, а не в июле лето,
Там протекают реки без воды
Они в пустыне пропадают где-то.
Там в зарослях следы бескрылых птиц,
Рождаются зверята из яиц,
Там кролики страшней, чем наводненье… (Г.Усова)
Форма работы: Ф
II этап _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
Учебно-познавательная деятельность
Цель
- Обеспечить усвоение содержания понятия: географическое положение материка;
- Подвести обучающихся к пониманию влияния ГП на другие компоненты природы.
- Познакомить с планом характеристики ГП материка.
Изучение нового материала
Вводное слово учителя
Австралия – самый маленький по площади материк, самый сухой и малонаселенный. Один из самых необычных материков: при движении на север становится жарко, а на юг - холоднее. Здесь много растений и животных, которые нельзя встретить на других материках. На материке расположено только одно государство – Австралийский Союз.
Учитель:
Обращает внимание на план изучения нового материала на доске:
1. Понятие «ФГП», географическое положение материка.
2. Рельеф и полезные ископаемые.
3. Климат.
4. Внутренние воды.
5. Природные зоны.
Учитель:
Организует работу по усвоению понятия «географическое положение». Результаты совместной деятельности с обучающимися фиксируются в тетради в виде схемы:
Рис. 1. Содержание понятия «географическое положение»
ГП - положение географического объекта относительно поверхности Земли, по отношению к другим географическим объектам, с которыми он находится во взаимодействии.
- Изучение каждого материка начинается с географического положения. Почему?
Учитель:
Объясняет характер деятельности обучающихся на уроке с использованием ЭОР, текста и иллюстраций учебника.
Разъясняет при необходимости сущность знаний, оказывает консультативную помощь.
Задание 1
Откройте электронный ресурс:
http://www.fcior.edu.ru/card/22608/tipovaya-harakteristika-avstralii-prakticheskie-zadaniya.html
Изучите текст учебника (§ 20, п. 2), физическую карту Австралии в атласе, пользуясь планом, выясните, особенности географического положения Австралии. Оформите таблицу.
План характеристики ГП материка | Ответы |
Как вы считаете, как географическое положение материка будет влиять на другие компоненты природы материка? (На какие компоненты природы будет влиять ГП материка?)
Форма работы: И
Задание 2
(1 группа)
Познакомьтесь с материалами учебника, картами атласа:
(Результаты оформите в схему (кластер))
- охарактеризуйте рельеф и полезные ископаемые Австралии по плану.
- выясните, какие формы рельефа представлены на материке; сопоставьте тектоническую карту с физической, установите связь тектонического строения с рельефом Австралии; полезными ископаемыми;
- обозначьте на контурной карте крупные формы рельефа;
- объясните, почему на материке отсутствуют вулканы, не наблюдается землетрясений и отсутствует современное оледенение;
(2 группа)
- Докажите, что Австралия - самый сухой материк?
Для этого вспомните климатообразующие факторы, изучите климатическую карту Австралии, проанализируйте климатические показатели, сделайте вывод.
Прочитайте учебник, сравните свои предположения и истину.
Выполните практическое задание (Откройте электронный ресурс:
(3 группа)
Нанесите крупные водные объекты материка на контурную карту. Ознакомьтесь с
содержание параграфа.
- Почему реки обозначены пунктиром? Что такое крики?
- Почему питание рек в основном дождевое и подземными водами?
- Объясните, почему в Австралии стоит проблема пресной воды?
Предложите решение данной проблемы.
Сформулируйте выводы, оформите в тетрадь.
(4 группа)
Изучите материалы учебника (параграф 20, п.5) о природных зонах Австралии, атласа. Заполните таблицу.
Природная зона | Почвы | Животные | Растения |
Объясните:
-Кто такие эндемики?
Почему органический мир Австралии уникален и неповторим?
Творческое задание. Составьте буклет для туристов «Уникальная Австралия»
Подготовьте отчет и выступите перед классом (все группы).
Форма работы: Г.
Учитель заслушивает отчеты и систематизирует изученный учебный материал.
III этап _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
Интеллектуально-преобразовательная деятельность
Цель
Организовать деятельность обучающихся по закреплению и применению знаний полученных в процессе изучения темы.
Задание 1.
На севере Австралии больше всего осадков выпадает с декабря по февраль.
Объясните, почему?
Задание 2.
Почему в Австралии водятся животные, давно вымершие на других материках?
Учитель:
Обобщает изученный материал темы.
Этап IV _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
Диагностика качества освоения темы
Цель
Установить степень усвоения темы «Австралия – самый маленький материк».
Учитель:
Предлагает выполнить тестовые задания
Откройте электронный ресурс:
http://fcior.edu.ru/card/8145/kontrol-avstraliya-i-okeaniya-uglublennoe-izuchenie.html
Форма работы: П.
V этап _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
Рефлексивная деятельность
Цель
Развивать умения школьников:
Соотносить полученный результат с поставленной целью.
Оценивать результат своей деятельности.
Самоанализ и самооценка ученика
Задание 1 (самоанализ). Подчеркните вариант ответа и закончите предложение:
Мне было легче работать над выполнением заданий:
А. в паре;
Б. индивидуально,
В. В группе
потому что:__________________________________________.
Задание 2. (самооценка). Закончите предложения:
Я доволен(льна) тем, что сегодня самостоятельно смог(ла) ………………..
Я не доволен(льна) тем, что сегодня …………………
Домашнее задание:
Повторить материал по учебнику - §20. (Петрова, Н.Н. География. Материки и страны 7 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений Н.Н. Петрова, Н.А. Максимова. - / М.: «Мнемозина», 2008. – 287 с.), выполнить задания № 3-5, стр.129,
Ознакомьтесь с материалами «Для любознательных» стр.134
Литература и сайты
1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения: основная школа.
http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2587
2. Примерные программы по учебным предметам. География. 5-9 классы: проект. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011. – 75 с. – (Стандарты втрого поколения).
5. Петрова, Н.Н. География. Материки и страны. 7 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений Н.Н. Петрова, Н.А. Максимова. - / Москва «Мнемозина», 2008. – 287 с.
http://festival.1september.ru/articles/582904/
8. Разработка урока «Атмосфера – воздушная оболочка Земли».
http://pedsovet.org/components/com_mtree/attachment.php?link_id=40077&cf_id=24
- Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов // http://fcior.edu.ru/
- Федеральный Государственный Образовательный Стандарт // http://standart.edu.ru/
- Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» // http://festival.1september.ru/
- Педсовет. ORG // http://pedsovet.org/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья по географии на тему: "Формирование УУД на уроках географии с использованием различных источников информации"
В своей статье я хочу сделать акцент на уроках обобщения и систематизации знаний на примере практической работы по теме «Влияние природных условий и ресурсов России на хозяйственную деятельность челов...
Статья - «Активизация деятельности учащихся при использовании практических работ на уроках географии курса «География России», 8 класс, тема «Климат России»»
1. Введение 2. Виды практических работ по географ 3. Общие требования к организации практических раб...
Целостное обобщение опыта работы учителя географии по теме: «Использование современных инновационных технологий на уроках географии»
Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя,мерило его интеллектуального богатства,показатель его кругозора и эрудиции.В. Сухомлинский Современная школа многого требует от учителя ...
методическая разработка интегрированного урока география и информатика с использованием ИКТ-технологий по теме "География мирового хозяйства"
урок позволяет связать умения пользоваться ИКТ-технологиями при изучении географии...
Выступление на РМО учителей географии Статья Использование современных образовательных технологий на уроках географии
Современная развивающая школа имеет дело с разносторонней, многогранной, активной личностью. Традиционный подход в организации образовательного процесса, характеризующийся доминирующей ролью учителя и...
Из опыта работы учителя географии Жамбаловой О.А " Использование образовательных технологий на уроках географии"
Целью своей работы считаю не только повышение качества образования и воспитания школьников, но и научить учиться, развивать интерес к учению, т.е. создать оптимальные условия для развития интеллекту...
«Использование современных образовательных технологий как средство интеллектуального развития учащихся на уроках географии» выступление на секции учителей географии 2021 г
laquo;Использование современных образовательных технологий как средство интеллектуального развития учащихся на уроках географии»География - одна из древнейших наук для преподавания. ...