Глобус - модель земного шара
план-конспект урока по географии (6 класс)

Карасева Мария Васильевна

Конспект урока географии в 6 классе длч школы 8 вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл globus_model_zemnogo_shara.docx450.25 КБ

Предварительный просмотр:

Глобус – модель земного шара.

Цель: формирование представление о глобусе, как о модели земного шара.

Задачи: формировать представление о глобусе, как о модели земного шара; развивать мышление и грамотную речь при ответах; воспитывать интерес к предмету

Оборудование:  учебник, глобус, карточка с заданием.

Ход урока:

  1. Орг момент
  2. Проверка ранее изученного материала.
  • Как доказать шарообразность  Земли?;
  • В каком веке началось освоение космоса?;
  • Назовите год запуска первого искусственного  спутника Земли?
  • Назовите имя и год полета первого человека в космос;
  • Как звали первую женщину космонавта?
  1. Тема нашего урока сегодня «Глобус – модель земного шара». Открываем тетради и записываем тему.

 Отгадайте загадку, о чем она?

Он Земли изображение

И  не любит искажения  (Глобус) .

- Глобус – это модель земли.  Глобус – латинское слово. Как вы думаете, что оно означает? ( Круглый, шарообразный, шар.

-  Верно. Глобус  в переводе с латинского – шар. Первый, кто сказал, что земля шар - Аристотель - за 350 лет до н.э. Первый, кто определил радиус Земли - Эратосфен - за 220 лет до н.э. 

Первый глобус появился более 500 лет назад, в Германии, и создал его немецкий географ Мартин Бехайм. Сделал он был из телячьей кожи, туго натянутой на металлические ребра. На нем отсутствует Америка. Берега Западной Европы и Восточной Азии разделены только морем. Он назвал свою модель «земное яблоко». До сих пор первый глобус хранится в одном из музеев Германии.  

- А известно ли Вам, что в нашей стране находятся два любопытных глобуса? Оба они сделаны в Голландии очень давно, более 300 лет назад, искусными мастерами того времени, и оба принадлежали Петру Первому. Один из них в диаметре составляет 173 см, другой 319 см. Оба  приводились в движение особым механизмом. Самый большой был не только глобусом, но и планетарием. Во внутрь него вела дверца, посреди глобуса стоял стол и скамейки, за которыми умещалось 12 человек. Посетители могли наблюдать суточное движение звезд. Чтобы перевести первый глобус из Москвы, пришлось впрягать 14 лошадей. Интересна судьба этих гигантов. В настоящее время оба они находятся в музеях и на них можно посмотреть любому желающему.

- Посмотрите на глобус. Во всем ли он похож на Землю? (Глобус - это небольшой шар. Он окрашен разными цветами. Большую часть занимает голубой. Встречаются еще желтый, зеленый, коричневый цвета. Глобус стоит на ножке и его можно вращать).

- Как вы думаете, что на глобусе изображено синим цветом? А что изображено другими цветами? (Раскраска глобуса показывает, где поверхность Земли покрыта водой, где на ней суша, горы и реки).

- Голубой, синий цвет – это вода. На земле много океанов и морей.

Коричневый, зелёный цвет - это вся суша и горы.

Темно-синим цветом показаны самые глубокие места океанов и морей. А темно- коричневые - самые высокие горы.

Белый цвет есть ближе к полюсам. Это снег или лед.            

- Глобус можно повернуть.  Попробуйте вращать глобус. Что помогает совершать это движение? (Внутри находится штырь).

- А как при этом расположен глобус? (Он наклонен).

- Для глобуса штырь – это ось вращения. Она наклонена. Земля вращается вокруг воображаемой оси. Она так же наклонна. Ведь глобус- уменьшенная копия Земли.

- Как вы думаете, почему его сделали вращающимся? Нам с вами кажется, что вращается Солнце и звезды. А на самом деле Земля вращается очень плавно, равномерно, а мы вместе с ней.

Вращайте глобус вокруг Земной оси. Кто знает, что происходит в результате вращения Земли вокруг своей оси. (Происходит смена дня и ночи).

IV. Физкультминутка

- А теперь не пора ли нам совершить выход в открытый космос?

На ноге стоит одной,

Крутит-вертит головой.

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны.

Ты как глобус покрутись,

А теперь остановись!

V. Практическая работа

- Сейчас мы с вами переместимся в космическую лабораторию и проведём несколько исследований.  Перед этим прошу вас разделиться на 2 группы. Практическая работа (по группам):

- Найди на глобусе Москву. Приклей рядом с ней метку (липкую бумажку- стикерс).

- Поверни глобус. Какое движение совершает Москва при вращении Земли?

- Наклей другие метки выше и ниже Москвы. Различается ли их путь при вращении?

- Наклей метку так, чтобы её путь был самым большим.

- Наклей другие метки так, чтобы у каждой был такой же большой путь.

- Если вы выполнили задание правильно, то эти метки окажутся на одной линии. Прочти на глобусе её название. (Эта линия называется ЭКВАТОР).

- Каждая точка Земли движется по кругу. Самый большой путь проходят точки на экваторе.

- Найдите на глобусе точки, которые при вращении остаются на месте. (Это самая верхняя и нижняя точки).

- Кто знает их названия?( Они называются полюса. Сверху северный полюс (Арктика), а внизу Южный полюс (Антарктида)).

-  На какой полюс показывает стрелка компаса? (Северный).

- Экватор делит Землю на полушария: Северное и Южное.

Экватор – это линия,

 Кривая, ярко – синяя.

 Делит глобус пополам –

 Чтобы нам не спутать вдруг,

 где там Север, а где Юг.

- В каком полушарии мы живем? (В северном).

-  Какие ещё есть линии на глобусе?( На глобусе есть еще и горизонтальные и вертикальные линии).

- Есть ли такие линии на земле? (Таких линий на Земле нет).

- Как называются линии на глобусе, которые, как пояски? (Параллели).

-  А как называются  линии, которые идут сверху вниз? ( Меридианы).

- Параллели, меридианы, экватор и полюсы - это воображаемые линии и точки. Они никак не обозначены на поверхности Земли. Но положение каждой из них можно найти, наблюдая за Солнцем.

 VI. Загадки.

- Внимание! Внимание! Борт-проводник получил из космоса послание от инопланетян:

- Отгадайте загадки:

Ты держишь целый мир в руках

 Моря и океаны

 Тайгу, вершины гор в снегах

 Все города и страны

Ты держишь мир в руках как мяч

 Но только он учебный

 А вот теперь скажи, трюкач

 Что за предмет волшебный?

 (глобус)

  Вокруг неё Земля вращается,

 А  утро с ночью не встречается  (ось)

 На Земле живут две точки,

 Обе в беленьких платочках  (полюса)

Чтение материала для любознательных на с. 102.

  1. Первичной закрепление:  выполнение задания на карточке.
  2. Итог
  3. Оценивание
  4. Домашняя работа с. 100-101 читать, ответить на вопросы.

глобус 001.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Глобус - модель земного шара.

Конспект урока по географии с элементами коллективной работы....

Урок географии в 6 классе по теме "Глобус - модель земного шара" (конспект + презентация + практическая работа + буклет)

Развитие у учащихся устойчивой мотивации познания через активное использование методов развития познавательного интереса и постоянное его поддерживание (опора на неожиданность, занимательность, ситуац...

Открытый урок - изучение нового материала по географии на тему "Глобус - модель земного шара"

Конспект урока по географии  рассчитан на учащихся 6 класса коррекционной образовательной школы VIII вида. Урок показывает изучение нового материала на тему "Глобус - модель земного шара"...

Конспект урока по географии в 6 классе. Тема: Глобус - модель земного шара"

Конспект урока по географии в 6 классе (контингент учащихся - лёгкая умственная отсталость)...

Глобус-модель земного шара

Урок географии в 5 классе с использованием данной презентации позволит активизировать внимание учащихся и способствовать развитию творческого мышления. Урок организован таким образом, что практически ...

Глобус - модель земного шара

Глобус - модель земного шара...