КТП по географии 6 класс А.И. Алексеев
календарно-тематическое планирование по географии (6 класс)
Развернутое тематическое планирование по географии 6 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_6_kl_geografiya.docx | 43.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование 6 кл
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | ||
план | факт | ||||
Тема 1. Гидросфера – водная оболочка Земли | 11 ч | ||||
1. | Состав и строение гидросферы. | 1 |
| ||
2. | Мировой океан. | 1 |
| ||
3. | Мировой океан. Практическая работа № 1. Обозначение на контурной карте гидрологических объектов (тренировочная). | 1 |
| ||
4. | Учимся с «Полярной звездой». | 1 |
| ||
5. | Воды Океана. Практическая работа № 2. Составление сравнительной характеристики географического положения двух океанов (обучающая). | 1 |
| ||
6. | Реки-артерии Земли. | 1 |
| ||
7. | Реки-артерии Земли. Практическая работа № 3. Составление комплексной характеристики одной из рек мира (обучающая). | 1 |
| ||
8. | Озера и болота. | 1 |
| ||
9. | Подземные воды и ледники. | 1 |
| ||
10. | Гидросфера и человек. Источники пресной воды на Земле. | 1 |
| ||
11. | Контрольная работа по теме «Гидросфера». | 1 |
| ||
Тема 2. Атмосфера – воздушная оболочка Земли | 12 ч | ||||
12. | Состав и строение атмосферы. Практическая работа № 4. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе (в течение изучения темы “Атмосфера”) (тренировочная). | 1 |
| ||
13. | Тепло в атмосфере. Нагревание атмосферы, распределение тепла на Земле. | 1 |
| ||
14. | Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры. | 1 |
| ||
15. | Атмосферное давление. | 1 |
| ||
16. | Ветер. Роза ветров. Типы воздушных масс. | 1 |
| ||
17. | Влага в атмосфере. Облачность. Атмосферные осадки. | 1 |
| ||
18. | Распределение влаги на поверхности Земли. | 1 |
| ||
19. | Погода и климат. | 1 |
| ||
20. | Учимся с «Полярной звездой». Практическая работа № 5. Решение задач на определение амплитуды, средней месячной температуры воздуха, изменение температуры воздуха и атмосферного давления с высотой (обучающая). | 1 |
| ||
21. | Атмосфера и человек. Стихийные явления в атмосфере. | 1 |
| ||
22. | Практическая работа № 6. Составление графика изменения температуры воздуха, диаграммы осадков, розы ветров и описание погоды своей местности (обучающая). | 1 |
| ||
23. | Контрольная работа по теме «Атмосфера». | 1 |
| ||
Тема 3. Биосфера – живая оболочка Земли | 4 ч | ||||
24. | Биосфера – земная оболочка. Разнообразие растительного и животного мира Земли. | 1 |
| ||
25. | Почвы. Практическая работа № 7. Составление схемы биологического круговорота в природе. Объяснение роли разных групп организмов в переносе веществ (обучающая). | 1 |
| ||
26. | Биосфера – сфера жизни. Влияние человека на биосферу. | 1 |
| ||
27. | Контрольная работа по теме «Биосфера». | 1 |
| ||
Тема 4. Географическая оболочка | 6 ч | ||||
28. | Географическая оболочка Земли. Строение, свойства и закономерности географической оболочки. | 1 |
| ||
29. | Природные зоны Земли. | 1 |
| ||
30. | Практическая работа № 8. Составление сравнительной характеристики двух природных зон Земли (тренировочная). | 1 |
| ||
31. | Культурные ландшафты. | 1 |
| ||
32. | Практическая работа № 9. Описание природного комплекса своей местности (итоговая). | 1 |
| ||
33. | Контрольная работа по теме «Географическая оболочка». | 1 |
| ||
Повторение | 1 ч | ||||
34. | Повторение и обобщение материала по теме «Природные комплексы своей местности». | 1 |
| ||
35 | Резерв | 1 |
Лист корректировки
№ | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |
1 | |||||
2 | |||||
3 | |||||
4 | |||||
5 | |||||
6 | |||||
7 | |||||
8 | |||||
9 | |||||
10 |
Рабочая программа для 6 класса соответствует базовому уровню требований, предъявляемых ФГОС.
Рабочая программа учебного курса «География» 6 класса составлена в соответствии с основными положениями федерального базисного учебного плана, с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального и основного общего образования, требованиями основной образовательной программы ОУ, примерной программой основного общего образования по географии для 5-9 классов линии «Полярная звезда» (Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина.- Москва, Просвещение, 2019) и ориентирована на работу с учебно-методическим комплексом:
География. Учебник для общеобразовательных организаций, с приложением на
электронном носителе.-М. «Просвещение», 2019
География: 5-6 класс. Комплект контурных карт. – М.: Просвещение 2019.
География..5-6 класс.: Атлас, - М.: Просвещение, -2019
География. 5-6 класс. В.В. Николина. Мой тренажер. М.: Просвещение 2019
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты. Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейнонравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. Важнейшие личностные результаты обучения географии: – ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально--личностные позиции:
- гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
- осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
- представление о России как субъекте мирового географического пространства, еѐ месте и роли в современном мире;
- осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества; – гармонично развитые социальные чувства и качества:
- умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни
других народов, толерантность;
- готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;
– образовательные результаты
– овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств:
– умение формулировать свое отношение к актуальным проблемным ситуациям;
– умение толерантно определять свое отношение к разным народам;
– умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса «География» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД: – способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью; – умения организовывать свою деятельность, определять еѐ цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:
6 класс
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:
6 - класс
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
- составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.); преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);
- вычитывать все уровни текстовой информации;
- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать еѐ достоверность.
Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на:
- осознание роли географии в познании окружающего мира и его устойчивого развития;
- освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление учащихся;
- использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социоприродных проблем и проектирования путей их решения;
- использование карт как информационных образно-знаковых моделей действительности.
Коммуникативные УУД:
6 класс
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметными результатами изучения курса являются следующие умения:
- осознание роли географии в познании окружающего мира: - объяснять роль различных источников географической информации.
- освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
- объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;
- объяснять воздействие Солнца и Луны на мир живой и неживой природы;
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- определять географические процессы и явления в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменения в результате деятельности человека;
- различать типы земной коры; выявлять зависимость рельефа от воздействия внутренних и внешних сил;
- выявлять главные причины различий в нагревании земной поверхности;
- выделять причины стихийных явлений в геосферах.использование географических умений:
- находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;
-составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы. использование карт как моделей: определять на карте местоположение географических объектов. понимание смысла собственной действительности:
- формулировать своё отношение к природным и антропогенным причинам изменения окружающей среды;
- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.
Обучающийся получит возможность научиться:
-ориентироваться на местности и проведение съемок ее участков; определение поясного времени; чтение карт различного содержания;
-учитывать фенологических изменений в природе своей местности; проведение наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценка их последствий;
- наблюдать за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определение комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
- решать практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятие необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
-проводить самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
-ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных
навигационных приборов;
-читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
-строить простые планы местности;
-создавать простейшие географические карты различного содержания;
-моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.
Метапредметные результаты обучения:
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
- ставить учебную задачу под руководством учителя;
- планировать свою деятельность под руководством учителя;
-работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
-работать в соответствии с предложенным планом;
-участвовать в совместной деятельности;
- сравнивать полученные результаты с ожидаемыми;
-оценивать работу одноклассников;
Обучающийся получит возможность научиться:
-выделять главное, существенные признаки понятий;
-определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
-сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям;
-высказывать суждения, подтверждая их фактами; классифицировать информацию по заданным признакам;
Обучающийся получит возможность научиться:
-работать с текстом и нетекстовыми компонентами;
- создавать тексты разных типов (описательные, объяснительные) и т. д
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
- искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие;
Обучающийся получит возможность научиться:
- добывать недостающую информацию с помощью вопросов.
Личностные результаты.
У обучающегося будет сформировано:
-знание основных принципов и правил поведения в природе и обществе,
- основы здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
-установки здорового образа жизни;
Обучающийся получит возможность для формирования:
- познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы, населения и хозяйства;
- интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать,
сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к географическим объектам и явлениям.
Ценностные ориентиры содержания учебного курса
После прохождения курса учащиеся смогут:
- знать и объяснять изученные понятия, объяснять географические явления природы, знать географические особенности своей Малой Родины;
- ориентироваться на местности, читать планы местности, глобус и карты, статистические таблицы; проводить наблюдения за объектами литосферы, гидросферы, атмосферы, биосферы;
- пользоваться метеорологическими приборами, составлять календари наблюдения за погодой;
предсказывать погоду;
- наблюдать и описывать состояние окружающей среды, ее изменения, влияние на качество жизни населения;
- уметь работать с различными источниками географической информации;
- уметь применять полученные знания и умения на практике.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел 1. Природа Земли
Введение (1 час)
Ориентирование в информационном поле учебно-методического комплекта. Повторение правил работы с учебником и используемыми компонентами УМК. Обучение приёмам работы по ведению дневника наблюдений за погодой. Выбор формы дневника погоды и способов его ведения.
Гидросфера — водная оболочка Земли (11 часов)
Состав и строение гидросферы. Гидросфера — водная оболочка Земли Части
гидросферы. Мировой круговорот воды в природе.
Мировой океан. Части Мирового океана. Единство вод. Мирового океана. Моря, заливы, проливы. Жизнь в океане. Острова и полуострова.. Типы островов. Рельеф дна Мирового океана. Использование карт для определения географического положения и описания море, океанов. Практическая работа: .описание океана и моря на основе анализа географических карт». Решение практических задач по карте. Учимся с «Полярной звездой». Проектное задание.
Воды Океана. Методы изучения морских глубин. Свойства вод Мирового океана.
Движение воды в Океане. Использование карт для определения географического положения морей и океанов, глубин, направлений морских течений, свойств воды. Роль Мирового океана в формировании климатов Земли. Минеральные и органические ресурсы Океана, их значение и хозяйственное использование. Морской транспорт, порты, каналы. Источники загрязнения вод Океана, меры по сохранению качества вод и органического мира. Неблагоприятные и опасные явления в гидросфере. Меры предупреждения опасных явлений и борьбы с ними, правила обеспечения личной безопасности.
Воды суши. Реки как составная часть поверхностных вод суши. Реки Земли — их общие черты и различия. Части реки. Речная система, речной бассейн, водораздел. Источники питания рек. Крупнейшие реки мира и России. Режим реки, его зависимость от климата. Изменения в жизни рек. Речная долина. Равнинные и горные реки, их особенности. Роль рек в жизни человека. Использование карт для определения географического положения водных объектов, частей речных систем, границ и площади водосборных бассейнов, направления течения рек..
Практическая работа.: Сравнение двух рек (России и мира) по заданным признакам.
Озёра, подземные воды и ледники. Озера, их разнообразие, зависимость размещения от климата и рельефа. Виды озер. Крупнейшие пресные и соленые озера мира и нашей страны.
Сточные и бессточные озера. Пруды и водохранилища. Образование болот, их хозяйственное значение и использование. Описание озера по карте...Практическая работа: характеристика одного из крупнейших озер России по плану.
Подземные воды. Происхождение и виды подземных вод, возможности их
использования человеком. Зависимость уровня грунтовых вод от климата, характера поверхности, особенностей горных пород. Ледники — главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Покровные и горные ледники, многолетняя мерзлота: географическое распространение, воздействие на хозяйственную деятельность.
Человек и гидросфера. Значение гидросферы для человека. Источники пресной воды на Земле, проблемы, связанные с ограниченными запасами пресной воды на Земле, и пути их решения. Неблагоприятные и опасные явления в гидросфере. Меры предупреждения опасных явлений и борьбы с ними, правила обеспечения личной безопасности.
Атмосфера — воздушная оболочка Земли (13 часов)
Атмосфера. Состав атмосферы, её структура. Значение атмосферы для жизни на Земле.
Нагревание атмосферы, температура воздуха, распределение тепла на Земле. Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры. Изменение температуры с высотой. Практическая работа определение по статистическим данным тенденций изменения температуры воздуха в зависимости от географического положения объектов.
Влага в атмосфере. Облачность, её влияние на погоду. Атмосферные осадки, их виды, условия образования. Распределение влаги на поверхности Земли. Влияние атмосферных осадков на жизнь и деятельность человека.
Атмосферное давление, ветры. Изменение атмосферного давления с высотой.
Направление и сила ветра. Роза ветров. Практическая работа: построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным календаря погоды. Постоянные ветры Земли. Типы воздушных масс; условия их формирования и свойства. Водяной пар в атмосфере.
Абсолютная и относительная влажность воздуха. Гигрометр. Облака и их виды. Облачность и ее влияние на погоду. Атмосферные осадки, их виды, условия образования. Распределение влаги на поверхности Земли. Практическая работа: определение по статистическим данным тенденций изменения количества атмосферных осадков в зависимости от географического
Погода и климат. Элементы погоды, способы их измерения, метеорологические
приборы и инструменты. Наблюдения за погодой. Измерения элементов погоды с помощью приборов. Построение графиков изменения температуры и облачности, розы ветров; выделение преобладающих типов погоды за период наблюдения. Решение практических задач на определение изменений температуры и давления воздуха с высотой, влажности воздуха. Чтение карт погоды. Прогнозы погоды. Климат и климатические пояса. Решение практических задач с использованием информации о погоде. Метеорологические приборы и инструменты.
Измерение элементов погоды с помощью метеоприборов. Карты погоды, их чтение. Прогнозы погоды. Практическая работа: организация наблюдений за погодой с помощью метеоприборов. Учимся с «Полярной звездой». Изучаем информацию о погоде.
Человек и атмосфера. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопасности. Пути сохранения качества воздушной среды. Адаптация человека к климатическим условиям местности. Особенности жизни в экстремальных климатических условиях.
Биосфера – живая оболочка Земли (5часов)
Разнообразие растительного и животного мира Земли. Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Приспособление живых организмов к среде обитания. Биологический круговорот. Роль биосферы. Широтная зональность и высотная поясность в растительном и животном мире.
Почва как особое природное образование. Состав почв, взаимодействие живого и
неживого в почве, образование гумуса. Строение и разнообразие почв. Главные факторы (условия) почвообразования, основные зональные типы почв. Плодородие почв, пути его повышения. Роль человека и его хозяйственной деятельности в сохранении и улучшении почв.
Человек и биосфера. Влияние человека на биосферу. Охрана растительного и животного мира Земли. Наблюдения за растительностью и животным миром как способ определения качества окружающей среды.
Практикум. 1. Составление схемы взаимодействия оболочек Земли. 2. Описание одного растения или животного своей местности.
Географическая оболочка (5 часов)
Строение, свойства и закономерности географической оболочки, взаимосвязи между её составными частями.
Территориальные комплексы: природные, природно-антропогенные. Географическая оболочка — крупнейший природный комплекс Земли. Широтная зональность и высотная поясность.
Природные зоны Земли. Особенности взаимодействия компонентов природы и
хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Географическая оболочка как окружающая человека среда. Понятие «культурный ландшафт». .Основные виды культурных ландшафтов. Природное и культурное наследие. Объекты Всемирного природного наследия
ЮНЕСКО. Практическая работа: составление списка интернет- ресурсов, содержащих информацию о состоянии окружающей среды своей местности.( творческая)
Региональный компонент:
1.Внутренние воды Омской области и нашей местности.
2.Погода и климат Омской области.
3.Почвы, растительный и животный мир Омской области
4.Охрана природы Омской области.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по географии 6 класс А.И.Алексеев и др.
Календарно-тематическое планирование в 6 классе. "Полярная звезда"...
Рабочая программа по географии 11 класс (под ред. Алексеев А.И. )
Пояснительная записка. Используемые материалы: 1. Примерная программа среднего (полного) общего образования по географии. Базовый уровень. 2. Алексеев А.И. и ...
Рабочая программа по географии 10 класс (под ред. Алексеев А.И. )
Пояснительная записка Использование программы:1. Примерная программа для среднего (полного) общего образования по географии. Базовый уровень.2....
Рабочая программа по географии для 5 класса по учебнику "География 5-6 класс" А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е,К. Липкина,"Полярная звезда", "Просвещение",2012г
Рабочая программа по географии для 5 класса по учебнику "География 5-6 класс" А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е,К. Липкина,"Полярная звезда", "Просвещение",2012г содержит пояснительную записку и поурочн...
Рабочая программа по географии, 5 класс. А.И.Алексеев
Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках по географии для 5 классов линии « Полярная звезда» под редакцией профессора А.И. АлексееваРабочая программа по географии составлена на основе: -...
Рабочая программа по географии 6 класс, А.И.Алексеев
Предмет: География.Класс: 6 класс.Курс ориентирован на усвоение учащимися:- общечеловеческих ценностей, связанных со значимостью географического пространства для человека, с заботой, сохранением ...
Рабочая программа по географии для 8 класса по учебнику - Алексеев А.И. География России. Природа и население. 8 класс. . – Москва, издательский дом «Дрофа», 2003.
Рабочая программа составлена на основе требований Федерального компонента Государственного Образовательного Стандарта общего образования (2005 год) и примерной программы основного общего образова...