Основные виды природных ресурсов, их размещение, крупнейшие месторождения и территориальные сочетания. Ресуросообеспеченность.
методическая разработка по географии (10 класс) по теме
ОТКРЫТЫЙ УРОК С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В 10 КЛАССЕ.
Цели и задачи:
- Выявить основные особенности размещения природных ресурсов по планете и их территориальные сочетания.
- Дать понятие «ресурсообеспеченность».
- Формировать умение давать оценку обеспеченности мира и отдельных регионов различными видами природных ресурсов.
- Продолжить работу над формированием умений работать с текстом учебника, определять по таблице и карте размеры запасов соответствующего вида полезных ископаемых, выделять главное в содержании изучаемого материала
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
resursoobespechennost_urok.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 22
ОТКРЫТЫЙ УРОК
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В 10 КЛАССЕ
по теме: «Основные виды природных ресурсов, их размещение, крупнейшие месторождения и территориальные сочетания. Ресуросообеспеченность.»
Разработала:
Измайлова Ирина Алексеевна
учитель географии
первой квалификационной категории
г. Узловая
2010
Цели и задачи:
- Выявить основные особенности размещения природных ресурсов по планете и их территориальные сочетания.
- Дать понятие «ресурсообеспеченность».
- Формировать умение давать оценку обеспеченности мира и отдельных регионов различными видами природных ресурсов.
- Продолжить работу над формированием умений работать с текстом учебника, определять по таблице и карте размеры запасов соответствующего вида полезных ископаемых, выделять главное в содержании изучаемого материала
Оборудование: карты, учебник, атласы, таблицы
Технологии: мультимедийная презентация
Тип урока: урок-практикум
Цель проведения практикума:
Способствовать формированию и развитию умений:
- интеллектуальных (анализ, обобщение, классификация, прогнозирование географических объектов и явлений с помощью различных источников информации)
- оценочных (ранжирование, выбор решения)
- практических (оформление контурной карты)
- коммуникативных (ведение диалога, отстаивание своих взглядов)
Методы, методические приемы и формы учебной деятельности:
- Самостоятельная работа со статистическим материалом
- Формулирование выводов
- Ответы на вопросы учителя
Планируемый результат:
Знать\ понимать:
- основные понятия «ресурсообеспеченность», «природные ресурсы»
- характер и особенности размещения природных ресурсов
Уметь:
- находить в разных источниках и анализировать информацию о ресурсах
- рассчитывать ресурсообеспеченность топливных ресурсов
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 Оргмомент | Приветствует учащихся, определяет их готовность к работе. Сообщает о том, что пройдет с использованием мультимедийной презентации. | Приветствуют учителя, проверяют готовность своего рабочего места. |
2 Целепологание | Объявляет тему урока(слайд1). Предлагает сформулировать цели и задачи урока, это урок-практикум ( объявляет цель проведения практикума), корректирует ответы учащихся (слайд 2,3), на экране план урока(слайд 4). | Записывают тему урока. Формулируют цели и задачи урока Записывают план |
3 Изучение нового учебного материала | Рассказ о всевозрастающих масштабах потребления природных ресурсов, резком усложнении процесса. Учитель спрашивает, каким образом классифицируют природные ресурсы?(слайды5,6) Предлагает поработать с источниками информации (географический словарь, энциклопедия),имеющимися на партах и выяснить, что означает термин «природные ресурсы» (слайд 7). Предлагает рассмотреть каков характер размещения природных ресурсов. (слайд 8) Знакомит с особенностями размещения природных ресурсов по планете (слайды 9,10,11) Предлагает выполнить практическое задание: определить страны, обладающие крупными запасами одного или нескольких ресурсов (слайд 12) Предлагает выяснить особенности неравномерного размещения ресурсов, плюсы и минусы(слайд 13) Вводит понятие «ресурсообеспеченность», для этого предлагает поработать с текстом учебника (слайд 14,15), выяснить, что влияет на ресурсообеспеченность (слайд 16) Предлагает выполнить творческое задание (слайд 17) Рассказ о способах оценки ресурсообеспеченности (слайды 18,19) Знакомит с минеральными ресурсами, в т. ч. топливными, предлагает проанализировать в «Приложении» таблицы нефтегазоносных и угольных бассейнов (слайд 20) Предлагает выполнить практическое задание по группам, определить ресурсообеспеченность стран топливными ресурсами (слайды21,22.23,24) Знакомит с земельными ресурсами мира, мировым земельным фондом (слайд 25). Предлагает выполнить практическое задание: сравнить обеспеченность отдельных регионов и стран пахотными землями (слайд 26) Вводит понятие «опустынивание» (слайды 27,28) Предлагает выполнить практическое задание для подготовки ЕГЕ(слайды 29,30) | Учащиеся отвечают на вопросы и заполняют схемы Работают с источниками информации, записывают Отвечают на вопросы, формулируют выводы Работают с политической картой мира Работают с картой атласа «Минеральные ресурсы мира»,анализируют ее, делают выводы Называют особенности неравномерного размещения, выясняют положительные и отрицательные стороны неравномерного размещения Работают с текстом параграфа, записывают в конспект Выдвигают различные точки зрения Конспектируют Работают с «Приложением» учебника, анализируют, делают выводы Работают со статистическим материалом, представленным в таблице, рассчитывают, делают выводы Работа с «Приложением» учебника, анализируют таблицы, делают выводы Работают с таблицами, вычисляют |
4 Закрепление и применение учебного материала | Предлагает выполнить практическую работу на контурной карте (слайд 31) | Работа на контурной карте |
5 Подведение итогов. Рефлексия | Обращает внимание учащихся на достижение цели урока. Предлагает оценить результат своей деятельности на уроке | Убеждаются в достижении цели урока, анализируют результаты своей деятельности, оценивают свою работу на уроке |
6 Домашнее задание | Объявляет домашнее задание. Благодарит за активную работу на уроке, выставляет оценки (слайды 32,33) | Записывают домашнее задание |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планетарные формы рельефа. Закономерности размещения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.
Цель урока: познакомить учащихся с процессами, формирующими рельеф. Сформировать представление о размещении крупных форм рельефа на поверхности Земли, о связях между полезными ископаемыми и рельефом....
Практическая работа № 2. "Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов".
Практическая работа № 2. "Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов"....
Практическая работа №4 Составление картосхемы размещения крупнейших месторождений полезных ископаемых и районов их выгодных территориальных сочетаний для 10 класса
Практическая работа №4 Составление картосхемы размещения крупнейших месторождений полезных ископаемых и районов их выгодных территориальных сочетаний для 10 класса...
Конспект урока по географии «Рельеф материка: равнины, плоскогорья, горы и нагорья. Формирование рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Полезные ископаемые и закономерности их размещения, их месторождение».
Класс: 7Тема: «Рельеф материка: равнины, плоскогорья, горы и нагорья. Формирование рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Полезные ископаемые и закономерности их размещения, их месторожд...
Практическая работа « Оценка ресурсообеспеченности разных регионов и стран отдельными видами природных ресурсов»
Данная практическая работа может использоваться при изучения темы "Мировые природные ресурсы" в курсе "Экономическая и социальная география мира....
Конспект урока по теме: «Природные ресурсы и их виды. Минеральные природные ресурсы. Ресурсообеспеченность» - 10 класс
Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.Технология: урок – практикум.Оборудование урока:карта «Полезные ископаемые мира»компьютер, проектор, экранУМК для учащихся:...
Практическая работа Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов 10 класс
Практическая работа Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов 10 класс...