Урок "Африка-самый жаркий материк"
план-конспект урока по географии (7 класс) по теме
Предварительный просмотр:
План конспект урока по географии 7 класс по теме: «Африка – самый жаркий материк»
Цели:
- Повторить и закрепить изученный материал по теме: «Африка», проконтролировать качество усвоения материала;
- Развивать познавательный интерес, образное восприятие, умение работать с различными источниками информации, устанавливать причинно – следственные связи, умение анализировать и обобщать, делать выводы;
- Воспитание сопричастности к природе, активизация познавательной деятельности учащихся, развивать интерес к предмету.
Место проведение: кабинет географии
Объявление: Если Вам еще далеко до старости, если у Вас есть желание путешествовать, но нет средств….. ГеоКВН поможет Вам
Оформление: Карта Африки (физическая, климатическая, природных зон), выставка учебной, научной и научно-популярной литературы об Африке.
Форма: КВН
Ход урока:
Учитель: Вряд ли можно найти ученика, или человека, особенно географа, или будущего географа, который останется равнодушным к полной загадок и волнующих открытий жаркой Африке. Это целый мир с особыми природными условиями, многочисленными народами, удивительной историей. Африка – это гилеи. Африка – это незабываемые саванны. Африка – это бескрайние пустыни. Сегодня мы все во власти Африки и поэтому проведем необычный урок, урок в виде КВН. (Класс делится на две команды). В нашем состязании участвуют две команды: «Луалаба» и «Луапула». А оценивать команды будет жюри (представления жюри, можно пригласить учащихся из старших классов, так же можно пригласить болельщиков из младших классов). Итак, мы начинаем КВН. Первый конкурс: «Визитка команд» Предоставим им слово.
ВИЗИТКА КОМАНД
(высшая оценка – 5 баллов, время – 2 мин.)
КОМАНДА «ЛУАЛАБА»:
Девиз:
Шутя играя, - проиграем.
Шутя играя,- победим!
Приветствие болельщиков:
Ты, болельщик дорогой,
Стой всегда за нас горой!
Приветствие соперников:
Мы с вами, друзья,
Сразимся сегодня в серьезном бою!
Покажем сейчас мы друг другу
Находчивость, смелость свою.
Приветствие жюри (подавая стакан воды) :
Пусть ваша совесть будет чиста,
Как в этом стакане вода.
КОМАНДА «Луапула»:
Девиз:
Твори, ищи, фантазируй смелее,
Поиск ведет к победе!
Приветствие болельщиков:
Не жалейте для нас в этом поединке
Ни аплодисментов, ни смеха, ни улыбки!
Приветствие соперников:
Надо же, надо же, надо ж нам с вами сразиться.
Надо же, надо же, надо ж такому случиться,
Надо же, надо же, надо же вам покориться,
Надо ж победу-то нам уступить.
Приветствие жюри (вручая сувенирный карандаш) :
Большим карандашом – большие баллы.
Учитель: Итак, первый конкурс закончился, предоставим слово жюри (выступление жюри). Следующий конкурс «Разминка».
КОНКУРС «РАЗМИНКА»
(Ведущий задает вопросы командам поочередно, правильный ответ – 1 балл):
- Назвать крупные реки Африки (Конго, Нигер, Нил, Замбези, Оранжевая).
- Перечислить главнейшие озера Африки (Виктория, Танганьика, Ньяса, Рудольф, Мверу, Альберт, Киву, Эдуард).
- Найти и назвать из предложенных речных систем реку Африки (каждой команде предлагается конверт, в котором вырезки из контурных карт. Одной команде – речные системы Конго, Амазонки, Амура, Юкона. Другой команде – речные системы Нила, Оби, Лены, Енисея).
- Почему в пустынях не растут деревья? (избыток тепла).
- Почему в гилеях всегда сумрачно? (ярусность).
- Она дважды пересекает экватор и пробивает себе дорогу через болота и джунгли. Что это?
- Обнимая хозяина, вьюсь.
Лезу вверх, высоты не боюсь.
И, с хозяином так обнимаясь,
Я все выше и выше взбираюсь,
Кто я есть… Попытайся, меня угадать…
- У меня черная или темно – зеленая древесина, а делают из меня дорогую мебель?
Учитель: Конкурс подошел к концу, а жюри подведет итоги (слово жюри).
Следующий конкурс «Знаешь ли ты рельеф, геологию, тектонику Африки?»
КОНКУРС «ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ РЕЛЬЕФ, ГЕОЛОГИЮ, ТЕКТОНИКУ АФРИКИ?»
Вопрос команде «Луалаба»: «Почему в рельефе Африки преобладают равнины»? (Равнинный рельеф Африки зависит от истории формирования материка, от тектонического и геологического строения. Почти вся Африка представляет собой единую литосферную плиту, входившую в состав Гондваны).
Вопрос команде «Луапула»: «Почему для восточной Африки характерен горный рельеф?
(Восточная Африка подвергалась сильной тектонической активизации в мезо-кайнозое и в результате неотектонических движений, имеющих тенденцию к поднятию).
Учитель: Предлагаю команде «Луалаба» совершить путешествие по Рифтовой долине, описывая ее рельеф. (Рифтовая система находится на востоке материка, притягиваясь двумя ветвями с севера на юг на сотни и тысячи километров. Рифтовая долина похожа на речную, проходит через горы и плато. Ее ограничивают крутые уступы (эскарпы), которые поднимаются над днищем на сотни метров, на них небольшие вулканы. Они имеют правильную конусообразную форму. Днище долины небольшими сбросами разбито на параллельные. Днище долины небольшими сбросами разбито на параллельные полосы. По краям сбросов видны горячие источники- гейзеры.
Учитель: А команда : «Луапала» совершит восхождение на самую высокую вершину Африки, описывая рельеф. ( Вулкан Килиманджаро- высочайший горный массив Африки, изолированно поднимающийся над равниной. Самые высокие вершины- Кибо (5895 м), Маветул (5355 м), Шире (4006 м). Он расчленен глубокими ущельями, чередуются лавовые поля и ледниковые формы рельефа: цирки, кары, морены, валуны. Кибо похожа по форме на ромовую бабу, облитую сахаром. Между Кибо и Мавензи располагается огромное лавовое плато, на котором встречается вулканический пепел, камни. На вершинах потухших вулканов - огромные кратеры в виде чаши. Сни заполнены снегом и ледниками.
Учитель: Африка богата полезными ископаемыми, особое значение имеют золото и алмазы.
Вопрос команде «Луалаба»: « С чем связаны богатые месторождения золота?» (Крупнейшие месторождения золота связаны с интрузивными излияниями гранитной магмы в древнем кристаллическом фундаменте и приурочены к золотоносным конгломератом).
Вопрос команде «Луапала»: «Почему Африка богата месторождениями алмазов?» (Коренные месторождения алмазов связаны с прорывом древнего щита вулканическими кимберлитовыми трубками мезозойского возраста- «трубками взрыва», которые заполнены синеватой глиной с валунами различных размеров.)
Учитель: Конкурс закончился, а компетентное жюри предоставить результаты(Учитель предоставляет слово жюри для подведения итогов предыдущего конкурса.). А следующий конкурс, «Конкурс капитанов». Я приглашаю капитанов, они должны выбрать конверты, в которых даны описание материка. Но в этих описаниях кроются ошибки, вам необходимо найти и их исправить. Но жюри учитывает не только количество исправленных ошибок, но и исправление, оригинальность и юмор
КОНКУРС КАПИТАНОВ «Знаешь ли ты Африку?»
Конверт № 1. Наш корабль шел вдоль берегов Африки. Этот материк почти симметрично располагается по обе стороны северного тропика. Мы высадились на полуострове Мадагаскар. Первые животные, которых мы увидели, были лемуры, они играли с медвежонком-коала (похожим на игрушечного плюшевого мишку) на ветвях пальмы- ротанг.
( Ошибки: 1. Материк Африка располагается по обе стороны экватора, а не северного тропика. 2. Мадагаскар- остров, а не полуостров. 3. Медведь-коала не характерен для Африки, он живет в Австралии.)
Конверт № 2. Путешествия вдоль, берегов Африки, мы высадились недалеко от полярного круга. Нас встретили пигмеи племени «Эфе», которые предложили нам вкусный напиток из сока плодов земляничного дерева. Гуляя в окрестностях селения пигмеев, мы любовались влажными экваториальным лесом, в котором нас поразила метасеквойя, пальма - ротанг, сейба с дисковидными корнями-подпорками.
(Ошибки: 1. Африка находится далеко от полярного круга. 2. Земляничное дерево не растет в Гилее. 3. Метасеквойя - это растение, характерное для Северной Америки).
Учитель: Итак, слово жюри. Следующий конкурс климатологов. Необходимо после прочтения статьи определить тип климата.
КОНКУРС КЛИМАТОЛОГОВ
Учитель: Небо почти всегда безоблачное, но цвет его почти никогда не бывает прозрачно-голубым. Днем поверхность нагревается до 70’С , ночью температура падает. Днем почти всегда дует сильный ветер, иногда он достигает ураганной силы и называется «самум».
Определите тип климата, объясните причины формирования такого климата.
(Это континентальный тропический климат, характерный для пустыни Сахара, который формируется в условиях нисходящего тока воздуха и пассатов северного полушария. Небо не бывает прозрачным из-за того, что в воздухе находится тончайшая пыль. Резкие суточные колебания температур вызывают увеличение эффективного излучения. Самум дует только в Сахаре).
Учитель: Зимой небо безоблачно, температура воздуха после полудня поднимается до +35,+400С,воздух сухой, ночью температура опускается до +30С . Летом до полудня солнечно и ясно , после полудня в небе появляются белые кучевые облака. Они уплотняются и превращаются в тёмные тучи ,доносятся удары грома , приближается буря. С молнией и громом обрушивается сильнейший ливень.
Определить тип климата, объяснить причины его формирования.
(Это субэкваториальный климат, характерный для африканских саванн. Наличие сухого и влажного сезона обусловлено сменой циркуляции. Пассатная циркуляция сменяется экваториальным муссоном. Зимой господствует тропический воздух, а летом влажный экваториальный.
Вопрос команде “Луалаба”: “ Почему в южной Африке на побережье Атлантического океана в пустыне Намиб не выпадают осадки? ”
(Потому что пустыня Намиб омывается холодным Бенгельским течением, воздушные массы, проходя над ним, в нижнем слое выхолаживаются, возникает инверсия, которая препятствует образованию облаков).
Вопрос команде “Луапула”: “Почему в бассейне Конго осадки выпадают каждый день?”
(Высокие температуры вызывают образование конвективных потоков воздуха. Воздух, поднимаясь, адиабатически охлаждается, достигает состояния насыщения, образуются облака, и выпадают ливни).
Вопрос команде “Луалаба” : “Когда выпадают осадки в горах Атласа? С чем связано сезонное выпадение осадков?”
(Осадки в горах Атласа выпадают зимой, что связано со средиземноморской ветвью полярного фронта).
Вопрос команде “Луапула” : “Почему в бассейне Конго всегда жарко?”
(Равномерный годовой ход температуры воздуха в бассейне Конго объясняется равномерным приходом солнечной радиации. А это обусловлено тем, что угол падения солнечных лучей в течение года значительный, от 66’30’ до 90’).
Учитель: Молодцы команды! (слово жюри). Следующий конкурс «Конкурс лириков». Лирикам предлагаю сочинить небольшое стихотворение или экологическую сказку о реках или озерах Африки (слово жюри).
Учитель: Следующий конкурс «Конкурс гидрологов»
Команда “Луалаба”.
“Нил – Самая длинная река Африки, занимающая второе место среди рек земного шара. Древние египтяне обожествляли Нил. Протекая по пустыне, ежегодно в самый разгар лета, Нил начинал разбухать. Вода в русле поднималась все выше, разливалась по долине, затопляла поля. Затем она уходила обратно в русло, оставляя на землях слой плодородного ила. Земля, орошенная водами Нила и удобренная наносами, давала богатые урожаи. До XV в. считали, что Нил берет начало в Лунных горах, поэтому Бог регулирует объем воды в Ниле и подвергает уровень воды ежегодным колебаниям. При помощи Советского Союза у Асуана сооружена плотина, выше которой образовалось огромное водохранилище”.
Учитель: Просим уважаемых соперников из команды “Луапула” объяснить причины ежегодного колебания водности реки и дать экологическую оценку строительства Асуанской плотины.
(Нил – транзитная река, она берет начало в горах Восточной стыне, где теряет много воды на испарение и не принимает ни одного притока. Уровень воды самый низкий зимой, а летом, когда в пустыне стоит сильная жара, уровень не снижается, а наоборот, повышается. Это объясняется выпадением обильных дождей в истоках Нила.
Наша экологическая комиссия провела экспертизу и пришла к следующему заключению-построенная плотина регулирует расход воды в течение года;
-увеличилась площадь орошаемых земель;
-вырабатывается электроэнергия;
-улучшено судоходство на реке.
Но мы считаем, что отрицательное воздействие строительства плотины заключается в том, что:
-очень много воды испаряется из огромного водохранилища;
-заиливается дно этого водохранилища;
-долина Нила уже не получает плодородного ила).
Команда “Луапула”
“Один из интереснейших водоемов Африки – удивительное озеро в пустыне. Оно пресное, мелководное, отличается непостоянством уровня воды и очертаний берегов. Площадь озера ежегодно меняется, средняя глубина колеблется от 4 до 7 м. Оно лежит на высоте 250м. имеет слегка солоноватую воду, а вблизи устьев рек – пресную. Западные и южные берега низменные, заболоченные, покрытые густой травянистой растительностью. Северные и восточные очень живописны. Местное население передвигается по озеру в пирогах при помощи длинных шестов”. Ведущий: Просим гидрологов из команды «Луалаба» назвать это озеро, указать его местоположение, объяснить причину колебания уровня воды в нем.
(Это озеро Чад в Сахаре. Колебания уровня воды в нем и непостоянство берегов связаны с колебаниями количества осадков, выпадающих в бассейне озера, и расхода воды в реках, питающих озеро.
Пресноводность этого водоёма, находящегося в самой большой тропической пустыне, можно объяснить тем, что в озере постоянно происходит смена воды из-за оттока подземных вод, связанных с колебаниями увлажнения.)
Учитель: А сейчас мы совершим путешествие по природным зонам Африки. Обязательное условие – описать по одному типичному растению и животному. Команда «Луалаба» путешествует в природных зонах к северу от экватора, а команда «Луапула» - к югу.
Команда «Луалаба»
Зона влажных экваториальных лесов
Гилея – безбрежный океан гигантских деревьев. Причудливые лианы переплетают деревья и образуют непроходимые джунгли. Стволы деревьев, лианы покрыты мхами, гигантскими лишайниками, кроме того много орхидей. Все тянется вверх в борьбу за свет.
Лианы очень быстро растут и легко взбираются на верхушки самых высоких деревьев. Некоторые лианы называются лианами – душителями. Они плотно обвивают стволы деревьев и лишают их возможности утолщаться. По мере роста дерева в толщину кольца лианы все глубже врезаются в кору и в конце концов полностью перерезают ее. Тогда нарушается нормальное сокодвижение, и дерево засыхает.
Леопард – красивая кошка с гибким, стройным телом, округлой головой, длинным хвостом, стройными очень сильными ногами. Длина тела достигает до 180см, хвост – до 100см, вес – обычно до 40 кг. Мех желтый, густой с черными пятнами. Леопард прекрасно лазает по деревьям, иногда ловит там обезьян. В основном же он питается антилопами, косулями, птицами и даже пресмыкающимися. Шкуры леопардов высоко ценятся, поэтому эти звери находятся на грани вымирания. Леопард занесен в «Красную книгу».
Зона саванн.
Саванна Нигера – типичная африканская саванна. Для нее характерны злаки высотой от 80 до 140 см. Среди трав растут деревья и кустарники, сбрасывающие листву в сухой сезон. Это акации, баобабы, пальма-дум и другие деревья. Пальма-дум встречается в саваннах отдельными деревьями или рощами. Ствол у нее вильчато разветвлений. Ствол расходится на две ветки, каждая из них – опять на две и так далее. На конце ветвей располагаются пучки веерных листьев. Если дерево сильно ветвится, то крона бывает пышная, широкая. Если дерево ветвится мало, то кроны узкие, но своеобразные, очень красивые.
Жираф – самой высокое животное из всех млекопитающих (около 5м). У него небольшая голова на очень длинной шее. Глаза черные, уши короткие и узкие, на лбу небольшие рожки. Окраска желтовата-рыжая с шоколадно-бурыми пятнами. Ходят жирафы плавно. Переходя с место на место, они все время останавливаются и объедают древесные кроны, расположенные на уровне их головы. С помощью длинного языка жираф может срывать листья даже с ветвей, густо покрытых колючками. Жирафы умеют бегать и прыгать. Бегут они галопом со скоростью 50км/ч, прыгают через забор до 2м высотой.
Главным врагом этих животных был и остается человек. И в настоящее время жирафы сохранились только в национальных парках, резервациях и зоопарках. Рацион жирафа в неволе: сено, яблоки, редиска, лук, морковь, бананы, веники или свежие ветки, проросший овес.
Зона пустынь
Сахара – величайшая пустыня мира. Для неё характерны эфемеры и многолетние растения, которые выдерживают недостаток воды, высокие температуры, повышенную солёность почвы. Растительный покров очень разрежен. В Сахаре встречаются растения (одонтоспермизм), по жизненной форме близкие к эфемерам. Они называются иерихонскими розами. Их короткие ветви загнуты к центру и крепко сжаты. Как только выпадает дождь, ветви быстро раскрываются, а спрятанные внутри плоды освобождают зрелые семена, которые тут же прорастают.
Для Сахары характерным животным является газель-дама. Это стройное животное с красивой головой, украшенной тонкими чёрными лировидными рогами. Рост их достигает до 120 см, вес 75-85 кг. Основной тон окраски красно-коричневый или жёлтый. Брюхо, горло, ноги, голова имеют белую окраску, на морде лицевой узор, в виде черных полос. Газели едят траву, листья, побеги кустарников. Они регулярно ходят на водопой. Газель-дама занесена в “Красную книгу”.
“Команда “Лаупула”
Зона влажных экваториальных лесов
Хлебное дерево достигает высоты 17 м, диаметр ствола – 50 см. Густые тёмные листья имеют длину до 1 м, ширину до 50 см. Сверху они гладкие и блестящие, а снизу шершавые, по мере увядания они становятся ярко-красными. Плоды растут прямо на стволах или толстых ветвях, они весят до 20 кг. Мякоть плода очень сочная и мучнистая, из неё выпекают вкусные лепешки. Кора дерева используется для получения краски и дубильных веществ. Из волокон молодого дерева вырабатывают грубую ткань. Листья используются как упаковочный материал.
Слон – самое крупное из современных наземных животных. У слонов особенно поражает хобот. Это верхняя губа, сросшаяся с носом. Хобот отличается большой подвижностью и огромной силой. С его помощью слон дышит, добывает пищу, защищается, выражает свои эмоции, избавляется от паразитов, купается. Интересно устроены ноги у слона. На подошве, под кожей, есть пружинящая масса. Поэтому слон ступает совершенно бесшумно. У слонов хорошо развиты слух и обоняние.
Слоны живут стадами, в которых вожаком чаще всего является старая слониха. Слон занесён в “Красную книгу”. Его истребляли из-за слоновой кости, получаемой из бивней. Слонов убивали, выламывали бивни, а трупы бросали на добычу гиенам и грифам. Сотни тысяч мертвых животных гнили в гилее. Около 50 лет назад были созданы заповедники и африканского слона удалось сохранить.
Зона саванн
Баобаб – дерево, характерное для саванн Африки. Оно достигает 20-25 м в высоту, диаметр может превышать 10 м. Древесина, мягкая и рыхлая, содержит много воды (запас на сухую зиму), огромные раскидистые ветви покрыты светло-зелеными листьями. Цветки похожи на водяную лилию – большие, белые. Плоды похожи на огромные огурцы. Это любимое лакомство обезьян. Из них изготавливают лекарства. Листья используют как приправу в пищу, едят и поджаренные семена. Из них тоже готовят лекарства. Из древесины делают лодки, посуду. Из волокон коры – веревки и грубые ткани.
Зебра – сравнительно небольшая полосатая лошадь длиной 2-2,4 м, высотой до 1,4 м, весом до 350 кг. По светлой серой или буроватой окраске идут поперечные черные или черно-бурые полосы. Живут сованные зебры табунами (от 4 до 7 животных). На водопой и на пастбище табун водит старая самка. Обычно зебры приносят одного жеребёнка, раз в 2-3 года. Саванные зебры сохранились в национальных парках и занесены в “Красную книгу”.
Зона пустынь
В пустыне Намиб, в м5естах, где неглубоко под поверхностью залегают грунтовые воды, встречаются своеобразное растение – вельвичия. Это низкорослое с короткими, но очень толстым стволом (до 1 м в поперечнике) растение. Этот ствол обрамлен двумя огромными кожистыми листьями. Они волнообразно стелются по земле. Живет вельвичия до 100 лет.
В пустынях южной Африки обитает орикс. Это крупная антилопа, достигающая высоты до 150 см, весит около 200 кг. Она имеет длинные (до120 см) прямые рога. Рога - орикса – грозное оружие. Известны случаи, когда ориксы, обороняясь от львов, убивали их. Живут небольшими группами по 6-12 животных. Питаются травой, дикими дынями и их корнями. Пасутся утром и вечером.
Конкурс болельщиков “Знаете ли вы природу Африки?”
- В этой зоне красно-желтые ферралитные почвы, многоярусные леса, обитают различные виды обезьян, там живут горилла и шимпанзе. Какая это зона? (Это влажные экваториальные леса – гилеи).
- А для этой природной зоны характерны: сухая жаркая зима и влажное жаркое лето, почвы кросно-бурые, зонтичные акации, баобабы, страусы и зебры. Назовите эту зону. (Это зона саванн и редколесий).
- А в этой зоне облака – редкое явление, бывают “сухие” дожди, резкие суточные колебания температуры, основные животные–пресмыкающиеся, антилопы, в оазисах растет финиковая пальма. О какой зоне идет речь? (Это зона пустынь).
- Лето жаркое и сухое, зима теплая и влажная, растительность – вечнозеленые жестколистные леса и кустарники. Климат благоприятствует разведению садов и виноградников. Где это может быть? (в субтропиках)
- Жаркая дождливая погода в течение всего года, весь год господствует одна воздушная масса, утром ясно, а после полудня идет дождь с сильной грозой. Какой это климат? (Экваториальный климат)
- Погода зимой жаркая и сухая, летом жаркая и дождливая, воздушные массы по сезонам года меняются, осадков выпадает много, но в основном летом. Какой это климат? (Субэкваториальный климат).
- Жаркая и сухая погода в течение всего года, весь год господствует одна воздушная масса, дуют пассаты. Осадков выпадает очень мало. Какой это климат? (Континентальный тропический климат).
- Лето сухое и жаркое, зима теплая, влажная. Летние температуры +24,+28, зимние – около +10, осадков в год выпадает до 1000 мм, главным образом зимой. Какой это климат? (Средиземноморский субтропический климат).
Домашнее задание
По теме “Аборигены Африки”
(максимальная оценка – 10 баллов)
Аборигены Африки живут небольшими группами в гилеях. Их насчитывают около 200 тыс. человек. Жилище аборигенов – низкие хижины, сплетенные из пальмы-рафии и листьев бананов. В хижине готовят пищу и спят. Основное занятие – охота, сбор трав и кореньев. 5-7 семей совместно занимаются охотой. Основное оружие пигмеев – копье, лук и стрелы. Охотятся на обезьян, кабанов, носорогов. Основная пища – бананы, съедобные растения, коренья. Огонь высекают из кремния. У пигмеев значительная церемония – захоронение. Умерших хоронят в дуплах баобабов, в расщелинах скал. Если вблизи хижины появляются чужие, то все жители прячутся в хижины. Если же они ждут гостя, то они устраивают хороший прием.
Интересный обычай у пигмеев – стачивать камнем зубы. Это очень длительная и болезненная операция. Зубы превращаются в острые клыкишки.
Жители нескольких семей образуют клан, который может охотиться на определенной территории. Если убивают слона, то бивни отдают торговцам бивнями, а мясо слонов большое лакомство.
О пигмеях известно еще из «Илиады» Гомера, но до сих пор ученые не могут решить проблему их происхождения.
(Учитель предлагает слово жюри для сообщения итогов, предлагает командам в стихах дать оценку КВНа, проводит анкетирование)
- Понравился КВН или нет? Почему?
- Какие конкурсы Вы бы включили дополнительно?
- Какие вопросы для Вас были трудными?
- Узнали ли Вы что-нибудь новое?
- Возьмете КВН в школу?
- Ваша оценка ведущего?
Учитель: Мы закончили путешествие по Африке. Очень хочется, чтобы у вас осталось яркое впечатление о природе материка. Африка – это лазурные воды океанов и морей, омывающих ее берега. Африка – это пустыни и полупустыни, это экзотичные флора и фауна. Африка – это горы, с великолепными горными шапками и обширные равнины. Африка – это и полноводные реки, и сухие русла, и крупные озера, причудливой лентой вытянувшиеся на востоке материка.
Список литературы и сылки:
- Коринская В.А. Методическое пособие по географии материков и океанов / В.А.Коринская, И.В.Душина, - М.: Просвещение, 1990. – 175с.
- С.А.Костина. Поурочные разработки по учебнику ОВ. Крыловой, - Издательство «Учитель», 2007. – 367с.
- Крылова О.В. Просвещения, 1996. – 128с Дидактические материалы по географии материков и океанов. 7кл.: Кн.для учителя. – М.:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по лексической теме "Животные жарких стран"
Фотокартинки с загадками....
Природа южных материков. Тесты по курсу географии материков и океанов. 7 класс.
Учебно-методическое пособие "Природа южных материков. Тесты по курсу географии материков и океанов"(7 класс) включает тесты для итогового контроля. Работа проводится в письменной форме. В начале урок...
География материков 7 класс КВН по теме Южные материки.
Применение игровых технологий на уроках географии это самые любимые уроки обучающихся. Они прививают любовь к знаниям....
Африка: образ материка. Практическая работа «Определение координат крайних точек материка, его протяженность по 20* в.д.».
Цели урока: Образовательная цель: создание условий для формирования у обучающихся представления о физико-географическом положении Африки; продолжение формирова...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География материков и океанов.7 класс» УМК: География материков и океанов. В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев
Данная рабочая программа рассчитана на 70 часов по 2 часа в неделю. Реализация учебной программы обеспечивается учебником География материков и океанов. 7 класс: учебник для общеобразовател...
Африка-самый жаркий материк
Африка – самый жаркий континент мира. Её центральная часть покрыта экваториальными лесами. По мере удаления от экватора на север и юг влажные лесные зоны сменяются саванной – обширными степя...
Конспект урока 7 класса по теме: "Природные зоны Евразии. Особенности их размещения на территории материка. Высотная поясность в горах материка."
конспект урока с использованием ИКТ...