Африка: образ материка. Практическая работа «Определение координат крайних точек материка, его протяженность по 20* в.д.».
учебно-методический материал по географии (7 класс) по теме
Цели урока:
Образовательная цель: создание условий для формирования у обучающихся представления о физико-географическом положении Африки; продолжение формирования картографических знаний и умений.
Развивающая цель: содействие развитию умений и навыков работы с разнообразными источниками географической информации, самостоятельно добывать знания, анализировать, делать выводы; расширение кругозора и познавательной активности учащихся.
Воспитательная цель: создание условий для формирования взаимосотрудничества, толерантности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
afrika._urok_geografii_v_7_klasse.doc | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Африка: образ материка.
Практическая работа «Определение координат крайних точек материка, его протяженность по20* в.д.».
Автор: учитель географии Ермоленко Л.И.
Место работы: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Благовещенская средняя общеобразовательная школа № 1»
Класс: 7Б класс
Рабочая программа ориентирована на использование УМК:
Алексеев А.И. «География. Страны и континенты». Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. Академический школьный учебник «Полярная звезда». Москва «Просвещение» 2011г. 4-е издание.
Оборудование: Атлас материки и океаны, народы и страны. 7 класс;
контурные карты, раздаточный материал: физическая карта полушарий, физическая карта Африки; правила работы в контурной карте, план описания географического положения материка; линия-экватор; мультимедийный проектор, презентация Microsoft PowerPoint .
Тип урока: практикум.
Методы: частично – поисковый.
Формы организации учебной деятельности:
-самостоятельная работа.
-рассказ учителя.
Цели урока:
Образовательная цель: создание условий для формирования у обучающихся представления о физико-географическом положении Африки; продолжение формирования картографических знаний и умений.
Развивающая цель: содействие развитию умений и навыков работы с разнообразными источниками географической информации, самостоятельно добывать знания, анализировать, делать выводы; расширение кругозора и познавательной активности учащихся.
Воспитательная цель: создание условий для формирования взаимосотрудничества, толерантности.
Урок «Африка: образ материка».
Цели урока:
Образовательная цель: создание условий для формирования у обучающихся представления о физико-географическом положении Африки; продолжение формирования картографических знаний и умений.
Развивающая цель: содействие развитию умений и навыков работы с разнообразными источниками географической информации, самостоятельно добывать знания, анализировать, делать выводы; расширение кругозора и познавательной активности учащихся.
Воспитательная цель: создание условий для формирования взаимосотрудничества, толерантности.
Оборудование: карты атласа, настенная карта мира и Африки, контурные карты
Африки, презентация к уроку.
Ход урока.
1 |
Материк лежит большой, (Слайды об Африке в презентации) | Подготовка к уроку, настрой на совместную деятельность. | Слайд 1- 14 |
2 |
Учитель: Мы начали наш урок со слайд - ряда «Уникальная Африка» Как вы думаете, что будет предметом нашего изучения на уроке? Подумайте, какова тема нашего сегодняшнего урока? (если возможна будет заминка можно прочесть стихотворение к слайду 1) За морем-океаном в тени Килиманджаро. Купается огромный и добрый бегемот, Учитель: На каком материке мы можем встретить таких животных и растения? | Активизация познавательной активности обучающихся. Эмоциональный вход в урок. | Слайд 15 Дети: Африка |
Учитель Совершенно верно. Тема нашего урока: Африка: образ материка. (записываем тему урока на контурной карте, также подписываем, чья работа, обратите внимание на оборудование вашего рабочего места) | Выход на тему урока | Слайд 15 | |
Учитель: Сегодня на уроке мы должны изучить особенности физико-географического положения Африки, познакомиться с океанами и морями, омывающими материк. Выполнить практическую работу в контурной карте. Как вы думаете, какие карты мы будем использовать для описания материка? | Дети: Физическую карту Африки, физическую карту полушарий и климатическую карту мира. | ||
Учитель: Скажите, что такое «адрес материка»? Мы с вами должны на контурной карте составить адрес материка. | Дети: Это географическое положение, где находится материк. | ||
Учитель: Африка - это старейший континент нашей планеты, колыбель цивилизации. Несмотря на свой почтенный возраст, более 270 миллионов лет, этот омываемый океанами материк является, пожалуй, единственным, сохранившим гармонию с природой и не подвергшимся разрушительному влиянию человеческой деятельности. Именно этим, а также красотой своей природы и бурным разнообразием и неповторимостью животного мира, Африка так привлекательна для изучения, исследования. Мы на уроке будем заниматься исследованиями этого континента. | Видеофильм «Дикая Африка» - фрагмент | ||
Учитель: Для того, что бы перейти к изучению материка нам необходимо выяснить, откуда же произошло название – Африка? Что оно обозначает? Относительно происхождения слова "Африка" среди учёных существуют большие разногласия. Существует несколько гипотез возникновения названия этого материка. С ними нас познакомят ребята. | Слайд 15 - 16 Сообщение обучающихся. (опережающее задание) | ||
Учитель: Что же такое ФГП? (ФГП) – это положение по отношению к экватору, нулевому меридиану, тропикам и полярным кругам, океанам и другим материкам. (учебник стр. 96) Используя образцы, мы знакомимся с типовым планом характеристики географического положения материка. | Введение понятия «Физико-географическое положение материка». Работа в контурной карте. | Работа с учебником. Работа в контурной карте. | |
Выполнение практической работы. Обратить внимание учащихся на правила работы в контурной карте. Учитель: -Как материк расположен по отношению к экватору? -Как располагается материк по отношению к начальному меридиану и тропикам? - Показ крайних точек. Задание: Определите координаты крайних точек и нанесите их в контурной карте. М. Бен-Секка- 37°с. ш 11°в.д. - северная точка М. Игольный-35° ю.ш. 20°в.д.- южная точка Задание: Определите координаты крайних точек. М. Рас-Хафун-10°с.ш. 51° в.д.- западная точка М. Альмади-15°с.ш 18°з.д.- восточная точка | Работа с физической картой полушарий и нанесение географических объектов в к/к Работа в контурной карте | Слайд 17 Дети: -Африка расположена в с. полушарии и ю. полушарии. -Африку в восточной части пересекает нулевой меридиан, меньшая её часть лежит в западном полушарии, а большая в восточном. -Африку пересекает северный и южный тропики Самостоятельная работа обучающихся по карте. | |
Физминутка. Упражнение «Найди меня» Найди глазами: Красное море, Гвинейский залив, Гибралтарский пролив. Посмотрели вправо: глаза смотрят на крайнюю восточную точку Африки. Посмотри налево: глаза смотрят на крайнюю западную точку Африки. Взгляд переводим в такой последовательности: вниз, вверх, вправо, влево. | Через 20 мин урока Молодцы! | ||
Учитель: Сейчас мы узнаем как правильно определить протяженность материка не пользуясь линейкой и масштабом. Как вы думаете, это возможно?
Протяженность материка с запада на восток уч-ся определяют самостоятельно.
| Совместная работа учителя с учащимися Самостоятельная работа обучающихся | Слайд 18 Дети: Да! Совместно с учащимися определяем протяженность материка с севера на юг. | |
Учитель: В каких климатических поясах расположен материк? | Работа с климатической картой | Слайд 19 Дети: Если Африка пересекается экватором почти посередине, то климатические пояса должны повторяться в ней дважды с севера на юг, и Африка лежит в основном в экваториальном и тропическом климатическом поясе. | |
Учитель: Какими морями и океанами омывается Африка? Нанесите на контурную карту гидрографические объекты: океаны, моря, заливы, проливы, каналы | Показ на физической карте географических объектов с нанесением в контурную карту | Слайд 20 | |
Учитель: Мы продолжаем работать с планом характеристик географических объектов. Как материк Африка расположен относительно других материков? Рассказ учителя с сопровождение показом географических объектов учащимися. Африка удалена от Ю. Америки, Австралии, Антарктиды и С. Америки на значительное расстояние, за исключением Евразии. На севере Средиземное море и Гибралтарский пролив (14 км) отделяет её от Европы. На северо-востоке Африка соединяется с Азией узкой полоской суши – Суэцким перешейком шириной 200 км. В XIX в. здесь был построен Суэцкий канал. Суэцкий канал - судоходный бесшлюзовый канал в Египте, соединяющий Средиземное и Красное море. Зона канала считается условной границей между двумя континентами, Африкой и Евразией и имеет огромное значение для мирового судоходства. Статистическая справка: -Строился канал 10 лет -Длина 161 км -Ширина от120км до 318 км -Глубина более 16 м. Итак, практическая часть урока подошла к концу, перед вами лежат контурные карты, в которых вы выполнили работу и в конце урока вы их сдадите учителю. Ну а сейчас мы с вами поиграем. | Работа с картой (развитие навыков работы с картой) | Слайд 21,22 | |
Закрепление С целью закрепления изученного материала можно предложить игру: учитель читает текст, затем останавливается, а обучающиеся должны закончить предложение.
Наш урок хочется закончить словами Николая Гумилёва «Сердце Африки пенья полно и пыланья, И я верю, что если мы видим порой Сны, которым найти не умеем названья, Это ветер приносит их, Африка, твой!» Итоги урока. Оценивание. Итак, вы сегодня: Узнали, что материк Африка расположен по обе стороны от экватора, по обе стороны от нулевого меридиана, второй материк по площади, омывается Атлантическим и Индийским океаном, близко расположен к материку Евразия, имеет выгодное физико-географическое положение и | Закрепление изученного материала в игровой форме | ||
Ребята, чтобы дать оценку своей работы и уроку предлагаю вам закончить предложения:– Я чувствовал себя в процессе учения …– Свою работу на уроке я оцениваю …– Мне этот материал нужен для …– Я ухожу с … настроением! | |||
Домашнее задание: § 25, страницы 96, вопросы 1,2,6,11. | Фиксирование домашнего задания. | Слайд 23 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок географии 7 класс по теме "ФГП Африки . История исследования материка. Практическая работа"
Урок разработан для изучения темы "ФГП Африки. История исследования материка " на основе УМКДомогацких Е.М., Алексеевский Н.И. «География. Материки и океаны :в 2 ч. Ч1 Планета , на котороймы живем. Аф...
Формирование общеучебных и специальных навыков на уроках географии в процессе изучения тем «Определение географических координат», «Определение расстояний между точками», «Определение абсолютной высоты мест
Формирование общеучебных и специальных навыков на уроках географии в процессе изучения тем «Определение географических координат», «Определение расстояний между точками», «Определение абсолютной высот...
Практическая работа № 1. Определение по карте протяженности Воронежской области и в градусной мере и километрах. Определение координат различных точек местности.
Определите по карте географические координаты крайних точек Воронежской области.Подпишите, с какими соседними областями и государством граничит Воронежская область....
Определение по карте« протяженности области и в градусной мере и километрах. Определение координат различных точек местности
Практическая работа Определение по карте« протяженности области и в градусной мере и километрах. Определение координат различных точек местности...
Практическая работа «Определение относительной высоты точек и форм рельефа на местности»
Урок составлен в форме практической работы. Обучающиеся почти самостоятельно создают топографическую карту местности. Урок на практике вызвал большой интерес у учеников. Подходит для классов, иду...
Практическая работа Определение географических координат точек и точек по географическим координатам
Практическая работа Определение географических координат точек и точек по географическим координатам...
Практическая работа: "Определение координат". 5 класс
Парктическая работа, содержит два задания. Два варианта. Учащиеся используют карты учебника "Полярная звезда"...