Экологическая тропа класса
методическая разработка по биологии (5 класс) на тему

Материал по охране здоровья учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kopiya_ekologicheskaya_tropa_klassa8_kl.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическая тропа класса.

                                             

Ребята! Внимание!

На базе кабинета биологии действует экологическая тропа класса.

                                               

Паспорт экологической тропы.

1. Местонахождение тропы:

                                   МБОУ Кузьмичская СОШ

2. Дата образования:

                                   Сентябрь 2012

  Станции экологической тропы:

                                     Станция 1. Берегите электричество!

                                     Станция 2. Всё о комнатных растениях!

                                     Станция 4. Что нужно знать о мебели!

                                     Станция 5. Важное значение имеет освещение!

                                     Станция 6. Проветривание помещения просто                  необходимо!

                                     Станция 7. Сменная обувь сохранит наше здоровье!

                                     Станция 8. Вода – наше богатство! Воду надо беречь!

                                     Станция 9. Знает Петя, знает Гена,

                                                          Что такое гигиена!

                                    Станция 10. Мусорная корзина и её обитатели!

                                    Станция11. Противопожарная станция!

4. Назначение экологической тропы:

                                    - напомнит всем, что здоровье в наших руках;

                                    - убедит, что беречь здоровье надо смолоду;

                                    - научит всему, что мы уже умеем, но всегда забываем;

                                    - расскажет вам о том, что нужно рассказать другим.

 

 Материалы для экскурсий (материалы постоянно накапливаются и обновляются, используются новые примеры и факты).

Станция 1. Берегите электричество!

Сегодня нам трудно представить свою жизнь без электричества, но пользоваться электричеством человек смог только с 1800 года. Первую батарею изобрёл А. Вольт. Задумывались ли вы когда – нибудь о том, зачем горит лампочка в помещении? Конечно, об этом знают все – для хорошего освещения. А почему горит лампочка даже днём, когда светло? Обратите внимание на лампочки в вашем классе, в вашем доме. Следите и выключайте вовремя. Берегите электроэнергию! Об этом мало кто задумывается. Согласно действующим нормам, освещённость в классах должна быть не менее 300 лк .Во многих школах используются лампы дневного освещения (люминесцентные).Эти лампы более экономичны, их светоотдача в 4-5 раз больше, а срок службы в 10-12 раз дольше. На сегодняшний день существуют рекомендации по использованию в помещениях энергосберегающих ламп.

В практическую  часть: возможно включить задание на контроль за сбережением энергии в школе, в классе, дома, с последующим отчётом о проделанной работе.

 

Станция 2.  Всё о комнатных растениях!

Мы все знаем о том, что в помещении необходимы комнатные растения. Приобретая растение, мы руководствуемся своими зрительными ощущениями и эмоциями. Другими словами, мы приобретаем растение  за красивый цветок или за красивую листву. Любуясь растением, мы приобретаем положительные эмоции и это очень хорошо для здоровья. Однако, растения не только улучшают настроение и украшают помещение, но и выделяют в воздух фитонциды, которые способны убивать вирусы, бактерии, грибки, оказывающие негативное влияние на наше здоровье. Фитонциды обладают обеззараживающими и дезинфицирующими свойствами. Очень  полезны в помещении пальмы, лаванда, лимон, алоэ, хлорофитум, гибискус (китайская роза), плющ, драцена. Растения поглощают углекислоту, а выделяют кислород, что очень важно для закрытых помещений. Многие комнатные растения можно использовать как лекарственное средство при некоторых заболеваниях. Например, алоэ и каланхоэ при насморке, для заживления ран. При болях в ухе используют листья пеларгонии душистой с глубоко разрезанными листьями и т.д.

Практическая часть на станции –инструкция по уходу за комнатными растениями (удаление пыли, уборка сухих листьев и т.д.).Болезни комнатных растений.

Станция 3. О мебели!

Задумывались ли вы когда – нибудь о том, как мебель может влиять на наше здоровье? Оказывается, подбор и размещение мебели в помещении имеет важное значение. Мебель в классной комнате прежде всего должна соответствовать росту школьника. Например, если ваш рост до 130 см, то высота парты – 54 см. А если ваш рост 145-160 см, то высота парты или стола 66 см. Это имеет важное значение для выработки осанки, а следовательно и для здоровья. Правильная осанка помогает лучшей работе сердца, лёгких, всех внутренних органов. Правильно развивается скелет. Правильная посадка помогает лучше писать и меньше уставать, человек вырастает стройным, подтянутым. Конечно, мебель лучше использовать из натуральной древесины, использовать лучше мебель светлых тонов.

В качестве практической части дать детям возможность определить свой рост, измерить высоту своего ученического стола, стула и т.д.

 

Станция 4. Важное значение имеет освещение!

Вы обратили внимание, что парты в классах стоят так, чтобы свет от окна падал слева? В рекомендациях при подготовке домашних заданий тоже всегда обращается внимание на то, чтобы свет падал слева. Почему? Оказывается, что так правая рука не закрывает свет и не мешает вам писать. В классе часто используют занавески для уюта, но важно помнить, что занавески должны быть лёгкими и не закрывать полностью окно. Они не должны накапливать пыль и должны легко стираться. Окна не надо заставлять лишними предметами, цветы могут стоять только низкорослые. Оконные стёкла необходимо регулярно очищать от пыли, не менее 2-3 раз в год, т.к. загрязнённые стёкла намного хуже пропускают свет. Если дневного света недостаточно, то нужно использовать дополнительное искусственное освещение.

 Возможна в практической части проверка изменения положения тела во время письма или чтения по отношению к источнику света.

Станция 5. Проветривание помещения необходимо!

Знаете ли вы, что для нашего здоровья просто необходимо проветривать помещение, потому что в результате обменных процессов в живом организме в воздухе концентрируется углекислота и другие химические соединения, повышается влажность. Поэтому следует делать сквозное проветривание после уроков минут на 10, что позволяет избавиться от тяжёлых запахов. Непродолжительное по времени проветривание необходимо делать несколько раз в день, желательно в отсутствие детей, например, во время школьной переменки. Исследования гигиенистов показали, что на детский организм благотворительное влияние оказывают едва ощутимые токи воздуха во время уроков, при этом повышается работоспособность и снижается уровень простудных заболеваний. Забота о чистоте воздуха и его свежести должна быть постоянной (проветривание, влажная уборка).

 В практическую часть можно включить задание на ежедневное проветривание своих классов и составление отчётов о проделанной работе.

 

Станция 6. Комнатная пыль – враг №1.

Состав и влияние на здоровье обычной бытовой пыли всё чаще становится предметом научных исследований и обсуждений на международных симпозиумах. Изученная под микроскопом, прошедшая через химический и спектральный  анализ, через биологические исследования, комнатная пыль оказалась намного опаснее уличной. Самый неприятный и опасный компонент домашней пыли – это микроскопические пылевые клещи, которые питаются нашей кожей. В 1 грамме пыли содержится до 30 тысяч таких клещей. Они не являются паразитами человека, но вызывают у людей аллергию. В жилые помещения она попадает с обувью, с одеждой. В пыли содержатся плесневые грибки и их споры, много видов опасных бактерий. Подсчитано, что за сутки мы вдыхаем 2 столовые ложки пыли. Чем мельче пыль, тем легче она попадает в наши лёгкие. Необходимо проветривать помещение и обязательно проводить влажную уборку ежедневно, иначе с пылью нам не справиться.

 Часть практического занятия – проверка в классе наличия пыли с последующей уборкой; если есть возможность, можно пыль рассмотреть в микроскоп.

Станция 7. Сменная обувь сохранит наше здоровье!

Согласитесь, что очень часто мы выражаем своё недовольство и протест, если с нас требуют в школе иметь сменную обувь. А оказывается, что мы протестуем совершенно напрасно. Сменная обувь поможет сохранить наше здоровье! Современная обувь часто имеет красивую рифлёную подошву, в бороздки которой набивается большое количество песка и земли. Грязь задерживается, высыхает и осыпается в помещении. За день она нашими ногами растирается и превращается в очень мелкую пыль, которой мы дышим, и которая легко попадает в наши лёгкие. Частицы пыли повреждают альвеолы и нарушают защитный барьер организма, открывая путь инфекциям и аллергенам. Кроме всего, кожа наших ног должна дышать, а в уличной обуви воздух к ногам не попадает, ноги потеют, появляется неприятный запах. Это приводит к развитию кожных болезней и грибков.

Для практической части можно использовать простой приём осмотра обуви у присутствующих детей на экскурсии или на уроке в классе.

Станция 8. Вода – наше богатство! Воду надо беречь!

Знаете ли вы, сколько воды мы тратим ежедневно? Каждый из нас ежедневно расходует воды в среднем около 300 литров. И что мы с ней делаем? Сколько воды мы можем выпить за день? Сколько воды нам нужно для приготовления пищи и для личной гигиены? Прикинули? А куда же девалась остальная вода? Она пропала. Её нет. Совершенно безболезненно каждый из нас может отказаться от трети используемой воды. Воду надо экономить! Нехватка чистой воды – это глобальная проблема. Мы об этом не знаем или не хотим знать. Вода зачастую напрасно льётся из наших кранов, беспощадно и бездумно загрязняются наши реки и озёра, моря и океаны. Потери обходятся в миллиарды рублей, а между тем экономия воды не требует титанических усилий. Достаточно соблюдать несложные правила и приучить себя к контролю и мелким ограничениям.

В качестве практического задания можно с ребятами решить несколько экологических задач (подсчитать, сколько уходит воды, если не закрыт кран  и др.).

Станция 9.   Знает Петя, знает Гена,

                      Что такое гигиена!

Мы все знаем, что нужно соблюдать правила личной гигиены, но часто забываем об элементарных правилах действия. А вот японские учёные считают, что если руки мыть 15 раз в сутки, то можно избежать 85% заболеваний различного характера. Помните, у В.Маяковского?:

        Грязные руки

                                Грозят нам бедой.

         Чтоб хворь

                                Тебя не сломила,

          Будь аккуратен:

                                 Перед едой

          Мой

                     Руки

                                Мылом!

Чтобы избежать отравлений, опасных инфекций, необходимо мыть овощи и фрукты перед едой проточной водой. У каждого из нас должен быть для личного пользования носовой платок, или одноразовые бумажные платочки, или влажные салфетки! Стоит вспомнить о нашей вредной привычке -  грызть ногти. Посмотрите, что может быть у нас под ногтями. Естественно, что всё это попадает к нам в рот  и не улучшает наше здоровье. После работы на пришкольном участке, после общения с животными в живом уголке, перед посещением школьной столовой важно не забыть намыть руки.

В практической части возможно организовать рейд в школьную столовую с целью проверки, как моют дети руки. Возможны и другие варианты практической части.  

Станция 10. Мусорная корзина и её обитатели!

Бытовой мусор – глобальная проблема человечества, но на этой станции мы напоминаем всем, что для фантиков и бумажек, для корочек от апельсина и для кожуры от бананов, а главное – для использованной жевательной резинки, в каждом классе есть УРНА!

Об этом мало кто помнит, поэтому в конце учебного дня, пройдя по школьным коридорам, можно узнать много интересного. Например, чем угощали сегодня в школьной столовой, в каком классе был сегодня именинник, узнать по брошенным листочкам об оценках некоторых учеников за проверочные работы. Но больше сего неудобств и неприятностей причиняет жевательная резинка, которая имеет удивительную способность приклеиваться к стульям, в ученическим столам, может валяться на полу. Как следствие, она прилипает к одежде, к обуви, даже иногда попадает в волосы. Всё это довольно неприятно, а главное, говорит о нашей невоспитанности и о нашем невежестве. Задумайтесь и в нужный момент подойдите к мусорной корзине! Она не кусается!

Какое отношение имеет это к нашему здоровью? Здоровье можно сохранить только соблюдая чистоту и порядок вокруг себя! А всё это уже зависит лично от каждого из нас!

Практическая часть – проверка и наведение порядка в классе, в школьных коридорах, в школьной столовой.

Станция 11. Противопожарная безопасность!  

В каждом классе непременно висит плакат или стенд, который напоминает нам о том, как вести себя во время пожара, как правильно покинуть горящее здание, куда следует позвонить в случае пожара.

Помни! При пожаре звони 01!

Знай правила безопасности и научи им других!

Помни! Огонь не щадит никого и ничего!

Помни! Спички детям не игрушка!

Не допускай паники во время пожара!

Окажи помощь тем, кто в ней нуждается!

Не поджигай сухую траву! Это опасно не только для тебя: в огне гибну полезные насекомые, корни растений, семена полезных растений, обгорают и гибнут деревья, кустарники, возможно гнёзда птиц. От так называемых «травяных пожаров» гибнут люди, горят населённые пункты. Задумайся о последствиях, прежде чем чиркнуть спичкой или зажигалкой, прежде чем бросить окурок, оставить незатушенным костёр. Если помнить об этом, то сохраним не только своё здоровье, но и здоровье других!

                                                                                                                                                   

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: «Экологические тропы как образовательная технология, направленная на гражданское, патриотическое и экологическое воспитание молодежи»

Работа опирается  на  опыт учителя  СОШ № 5 станицы Платнировской Кореновского района Краснодарского края Сердюковой Л В, которая, формируя экологическую культуру учащихся в про...

Практико-ориентированный проект "Экологическая тропа как элемент экологического воспитания во внеклассной работе по биологии"

Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. В условиях среднего образования он направлен не только на овладение знаниями и умениями, но на развитие мы...

Презентация экологической тропы"Мы в любое время года ходим тропами природы"

Реализация проекта позволит повысить экологическую культуру детей, расширит их кругозор, привьёт навыки труда в природе....

Экологический здоровьесберегающий проект «Экологическая тропа «Удивительное вокруг нас»

Экологический здоровьесберегающий проект «Экологическая тропа «Удивительное вокруг нас»...

«Учебно-экологическая тропа «Тайны лесных тропинок»

laquo;Учебно-экологическая тропа «Тайны лесных тропинок»...

Внеклассное мероприятие экологической направленности "Экологическая экспедиция на школьной экологической тропе "Большое будущее малых водоёмов» - 10 класс

laquo;Внеклассное мероприятие  экологической направленности (старшая школа)»Тема мероприятия : Экологическая экспедиция на школьной экологической тропе"Большое будущее малых вод...

Экологическая тропа «По тропинкам школьного двора»

Экологическая тропа «По тропинкам школьного двора"        Экологическая тропа – это маршрут на местности, который специально оборудован для целей экологического об...