Рабочая программа кружка "Тропами любопытной Варвары"
рабочая программа по биологии (7 класс)

Зайцева Елена Владимировна

Рабочая программа кружка «Тропами любопытной Варвары», 1 час в неделю, 34 часа в год. Ориентирована на учащихся 7-го класса

Цель программы внеурочной деятельности: обобщение и углубление экологических знаний, полученных на предыдущих этапах обучения; обеспечение понимания основных закономерностей, теорий и концепций экологии; развитие способности оценки экологических ситуаций и прогнозирования в своей практической деятельности последствий вмешательства в природу; формирование экологического мировоззрения, активной жизненной позиции по отношению к проблемам охраны окружающей среды.

Содержание курса представлена в виде прохождения отдельных этапов-троп.

Формы организации видов деятельности: организация деятельности проводится в форме бесед, самостоятельных работы, наблюдений, практических работ, игр (конкурсы, викторин, решение кроссвордов), посредством выполнения творческих заданий, их презентации и последующей рефлексии.

Формы организации: экскурсии, практикум, лекторий, акции, проекты, решение творческих и проблемных задач, игры, викторины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zaytseva_kruzhok_7kl_2021.docx75.87 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №40» города Смоленска

РАССМОТРЕНО                                       СОГЛАСОВАНО                                            УТВЕРЖДЕНО

на педагогическом совете                        Зам.директора                               Директор МБОУ «СШ №40»

Протокол №     от__.__.20                      ______Смирнова И.В.                     ___________  И.В.Новикова

                                                                                                                            Приказ №___от__.__.20

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

экологического кружка

« Тропами любопытной Варвары»

Класс (параллель): 7-е

Составители: Зайцева Елена Владимировна,

                              учитель биологии и химии

2021

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка

  1. Планируемые результаты

  1. Содержание программы

  1. Календарно-тематическое планирование

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Экологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих  к катастрофе.

Новизна и актуальность программы кружка заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических, особенностей.

Занятие в кружке позволит школьникам, с одной стороны, расширить свои знания о мире живой природы, с другой – продемонстрировать свои умения и навыки в области биологии  и экологии перед учащимися школы, так как предполагается организация внеклассных мероприятий с участием кружковцев.

Курс, рассчитанный на 34 академических часов. Включает теоретические и практические занятия.

Программа  курса предназначена для обучающихся в основной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать её достижение, а также  креативных качеств – гибкость ума, терпимость  к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств.

Актуальность программы  курса обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов старшем звене школы.  Программа курса  позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный,   деятельностный подходы.

Цель: познакомить учащихся с многообразием мира живой природы, выявить наиболее способных к творчеству учащихся и развить у них  познавательные интересов, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности.

Задачи:  

основная задача работы кружка-содействие удовлетворению детской любознательности.

Образовательные

  • Расширять кругозор, что является необходимым для любого культурного человека.
  • Способствовать популяризации у учащихся экологических знаний.

Развивающие

  • Развитие навыков работы с  биологическими объектами.
  • Развитие навыков общение и коммуникации.
  • Развитие творческих способностей ребенка.
  • Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов.

Воспитательные

  • Воспитывать интерес к миру живых существ.
  • Воспитывать ответственное отношение к порученному делу.

Условия реализации программы

  • Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, 11-12 лет.
  • Продолжительность образовательного процесса – 1 год.
  • Количество часов – 1  час в неделю  

Формы организации деятельности учащихся на занятиях

  • Групповая
  • Индивидуальная

Формы и методы, используемые в работе по программе

Словесно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, дискуссия, работа с биологической литературой.

Репродуктивные методы: воспроизведение полученных знаний во время выступлений.

Частично-поисковые методы (при систематизации коллекционного материала).

Исследовательские методы(создание мини-проектов)

Наглядность: просмотр видео-, кино-, диа-, слайдфильмов, компьютерных презентаций, биологических коллекций, плакатов, моделей и макетов.

Ожидаемый результат:

  • положительная динамика социальной и творческой активности обучаемых, подтверждаемая результатами их участия в конкурсах различного уровня, фестивалях, смотрах, соревнованиях.
  • повышение коммуникативности;
  • появление и поддержание мотивации к углубленному изучению биологии и экологии;
  • умение пользоваться современными источниками информации и давать аргументированную оценку информации по экологическим вопросам; работать с научной и учебной литературой;
  • сформировавшиеся экологические знания, умения и навыки, одновременно приобретенные навыки организации внеклассной работы: проведения викторин, бесед, классных часов с учащимися начальной школы.

Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько  на формирование активной  личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации.

Важнейшим приоритетом общего образования является формирование обще учебных умений и навыков, которые предопределяют успешность всего последующего обучения ребёнка.

Развитие личностных качеств и способностей школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной.

Курс «Тропами любопытной Варвары» носит развивающий характер. Целью данного кружка является формирование поисково-исследовательских и коммуникативных умений школьников.

Занятия  разделены на теоретические и практические. Причём деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.

Деятельность школьников  имеет отличительные особенности:

  • имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей;
  • групповой характер работ будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение, распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;
  • работа с различными источниками информации обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;
  • в содержание деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;
  • реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельности.

Основные принципы программы

Принцип системности

Реализация  задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.

Принцип гуманизации

Уважение к личности ребёнка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей.

Принцип опоры

Учёт интересов и потребностей учащихся; опора на них.

Принцип совместной деятельности детей и взрослых

Привлечение родителей и детей на всех этапах исследовательской деятельности: планировании, обсуждении, проведении.

Принцип обратной связи

Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу.

Принцип успешности

И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.

  • В результате работы по программе курса учащиеся должны знать:
  • методику работы с биологическими объектами ;
  • понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
  • основные источники информации;
  • правила оформления списка использованной литературы;
  • способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);
  • основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);
  • источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета).

Учащиеся должны уметь:

  • выделять объект исследования;
  • разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
  • выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
  • работать в группе;
  • пользоваться словарями, энциклопедиями  другими учебными пособиями;
  • вести наблюдения окружающего мира;
  • планировать и организовывать исследовательскую деятельность;
  • работать в группе.

Материально-техническая база:  учебный кабинет, пришкольный участок, лабораторное оборудование, микроскопы, гербарии, коллекции, определите растений и животных, ноутбук, проектор, Интернет-ресурсы.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

              Обучающиеся

  • получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, приобретут целостный взгляд на мир;
  • получат возможность осознать своё место в мире;  
  • познакомятся с некоторыми способами изучения природы, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;
  • получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ  средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.
  • получат возможность научиться использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о природе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

Личностные универсальные учебные действия

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природными объектами.

Формирование:

  • внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
  • устойчивого учебно-познавательного интереса к природным объектам;
  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;
  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на природу как значимую сферу человеческой жизни;

 Регулятивные универсальные учебные действия

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • различать способ и результат действия.
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и  в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • строить сообщения, проекты  в устной и письменной форме;
  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Коммуникативные универсальные учебные действия

  • адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя,  в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной,  и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • задавать вопросы;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тропа «Организационная» (1 час)

О работе кружка. Мероприятия, в которых дети будут участвовать.

Тропа «Разноцветная осень» (4 часа)

Об изменениях, происходящих в природе: в жизни растений и животных.

Экскурсия «Разноцветная природа (ранняя осень).

Тропа « Лесные заметки» (12часов)

Значение леса в жизни человека, животных и растений. Растения леса ( деревья, кустарники, кустарнички и травы). Грибы. Правила сбора грибов и ягод. Животные леса (насекомые, земноводные, млекопитающие). Жизнь животных зимой.

Тропа « Удивительное рядом»(7часов)

Ткани , из которых шьют одежду.

Полезные и вредные продукты питания.

Опасные места квартиры для здоровья человека.

Растения и животные, живущие рядом с человеком. Уход за комнатными растениями и домашними животными.

Как зимуют домашние животные и растения.

Тропа «Птичья»(4 часа)

Птичьи рекорды. Особенности  строения и жизнедеятельности птиц. Значение птиц в природе.

Тропа «Весенние этюды» (4 часа)

Сезонные изменения в природе. Растения и животные весной.

Экскурсия « Природа весной»

Тропа «Заповедная» (2 часа)

Красная книга и её значение. Значение человека в охране природы.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ занятия

Наименование темы

Количество часов

 Тропа Организационная»

1

1

Будем изучать природу! (о работе кружка)

1

Тропа «Разноцветная осень»

4

2

 Экскурсия « Разноцветная природа (ранняя осень).

1

3

Радуга осенних листьев.

1

4

Разноцветные плоды растений.

1

5

Как готовятся к зиме животные.

1

 Тропинка «Лесные заметки»

13

6

 Лес и человек.

1

7

Лес – родной дом для растений и животных.

1

8

Этажи леса. Деревья.

1

9

 Ягодные адреса. Правила сбора лесных ягод.

1

10

Лесная аптека.

1

11

Грибные места. Правила сбора грибов.

1

12

Уши ,носы ,зубы.

1

13

Колючки и угрозы.

1

14

Один день из жизни муравья.

1

15

Жабы и лягушки-обитатели воды и суши.

1

16

Где зимуют насекомые?

1

17

У природы нет зимой тайн. Следы.

 Тропа «Удивительное рядом»

7

18

 Какая рубашка в поле выросла?

1

19

Твоя пища.

1

20

 Опасные места моего дома.

1

21

Собака – верный друг человека.

1

22

 Океан в миниатюре.

1

23

 «Зелёный друг» на моём окне.

1

24

Как зимуют домашние животные и растения.

1

 Тропа «Птичья»

4

25

 Птичьи рекорды.

1

26

Клювы, ноги, перья.

1

27

Чьё гнездо?

1

28

Дятел – лесной доктор.

1

Тропа «Весенние этюды»

4

29

Разноцветные облака в разноцветном небе.

1

30

 Любование цветущей веткой.

1

31

 Знакомьтесь! Первоцветы!

1

32

Экскурсия « Природа весной»

1

Тропа «Заповедная»

2

33

С «Красной книгой» в природу.

1

34

Будь природе другом!

1

Итого

34

Рассмотрено                                                                                Согласовано

на заседании МО                                                          Заместитель директора

учителей предметов естественного цикла                   ________      Смирнова И. В.                                                                                                                                                        Протокол  от ___  _____20___     г.                             «__»  ________ 20___г

Руководитель МО

 ________ Зайцева Е. В.

                                        

Паспорт календарно – тематического планирования

Экологический кружок « Тропами любопытной Варвары»

Количество часов в неделю по учебному плану: 1 час                                                                               

Всего количество часов в году по плану 34 часа

Класс (параллель классов):   7г

Учитель: Зайцева Елена Владимировна

Календарно-тематическое планирование кружка

п/п

Тема учебного занятия по программе

Дата

планируемого

 проведения

Дата

фактического

 проведения

Примечание

1

Вводный инструктаж по Т.Б. Будем изучать природу! (о работе кружка)

2

Экскурсия                                    « Разноцветная природа (ранняя осень)».

3

Радуга осенних листьев.

4

Разноцветные плоды растений.

5

Как готовятся к зиме животные.

6

 Лес и человек.

7

Лес – родной дом для растений и животных.

8

Этажи леса. Деревья.

9

 Ягодные адреса. Правила сбора лесных ягод.

10

Лесная аптека.

11

Грибные места. Правила сбора грибов.

12

Уши ,носы ,зубы.

13

Колючки и угрозы.

14

Один день из жизни муравья.

15

Жабы и лягушки-обитатели воды и суши.

16

Где зимуют насекомые?

17

У природы нет зимой тайн. Следы.

18

 Какая рубашка в поле выросла?

19

Твоя пища.

20

 Опасные места моего дома.

21

Собака – верный друг человека.

22

 Океан в миниатюре.

23

 «Зелёный друг» на моём окне.

24

Как зимуют домашние животные и растения.

25

 Птичьи рекорды.

26

Клювы, ноги, перья.

27

Чьё гнездо?

28

Дятел – лесной доктор.

29

Разноцветные облака в разноцветном небе.

30

 Любование цветущей веткой.

31

 Знакомьтесь! Первоцветы!

32

Экскурсия « Природа весной»

33

С «Красной книгой» в природу.

34

Будь природе другом!

Список литературы

Информационное обеспечение:

для педагога:

1.Акимушкин И.А. Невидимые нити природы: учеб. Пособие. – М.:

Просвещение, 1998 – 230 с.

2. Коростелѐв Н.Б. Воспитание здорового школьника: методическое

пособие. – М.: Просвещение, 2001 – 186 с.

3. Литвинова Л.С. Нравственно-экологическое воспитание школьников:

методическое пособие / Л.С. Литвинова, О.Е. Жиренко. – М.:

Просвещение, 2005 -146 с.

Для обучающихся:

1.Велек И. Что должен знать и уметь юный защитник природы:

методическое пособие. – М.: Просвещение, 1999 – 120 с.

2. Гелетон А. В. Жизнь зелѐного растения: учеб. Пособие. – М.:

Просвещение, 2002 – 112 с.

3. Герасимов В.П. Животный мир нашей Родины: учеб. Пособие. – М.:

Просвещение, 1995 -230 с.

4. Двораковский М.С. Экология растений: практическое пособие. – М.:

Просвещение, 2003 -240 с.

5. Жук Л.И. В гармонии с природой: методическое пособие. – Мн.:

Издательство ООО «Красико-Принт», 2002 – 234 с.

6. Кузнецова М.А. Сказания о лекарственных растениях: практическое

пособие / М.А. Кузнецова, А.С. Резникова. – М.: Высшая школа, 1992 –

243 с.

7. Литвинова Л.С. Нравственно-экологическое воспитание школьников:

методическое пособие / Л.С. Литвинова, О.Е. Жиренко. – М.:

Просвещение, 2005 -146 с.

8. Плешаков А.А. Зеленые страницы: учеб. Пособие. – М.: Просвещение,

1996 – 190 с.

9. Поплянова Е.М. А мы на уроке – играем: методическое пособие. – М.:

Просвещение, 1994 -227 с.

10.Рахманов А.И. Птицы – наши друзья: учеб. Пособие. – М.:

Росагропромиздат, 1989 – 286 с.

11.Танасийчук В. Г. Экология в картинках: практическое пособие. – М.:

Детская литература, 1989-240 с.25


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Программа экологического кружка "Тропою любопытной Варвары"

П рограмма кружка с использованием проектов Globall...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...