Рабочая программа кружка "Тропами любопытной Варвары"
рабочая программа по биологии (7 класс)
Рабочая программа кружка «Тропами любопытной Варвары», 1 час в неделю, 34 часа в год. Ориентирована на учащихся 7-го класса
Цель программы внеурочной деятельности: обобщение и углубление экологических знаний, полученных на предыдущих этапах обучения; обеспечение понимания основных закономерностей, теорий и концепций экологии; развитие способности оценки экологических ситуаций и прогнозирования в своей практической деятельности последствий вмешательства в природу; формирование экологического мировоззрения, активной жизненной позиции по отношению к проблемам охраны окружающей среды.
Содержание курса представлена в виде прохождения отдельных этапов-троп.
Формы организации видов деятельности: организация деятельности проводится в форме бесед, самостоятельных работы, наблюдений, практических работ, игр (конкурсы, викторин, решение кроссвордов), посредством выполнения творческих заданий, их презентации и последующей рефлексии.
Формы организации: экскурсии, практикум, лекторий, акции, проекты, решение творческих и проблемных задач, игры, викторины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zaytseva_kruzhok_7kl_2021.docx | 75.87 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №40» города Смоленска
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО на педагогическом совете Зам.директора Директор МБОУ «СШ №40» Протокол № от__.__.20 ______Смирнова И.В. ___________ И.В.Новикова Приказ №___от__.__.20 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
экологического кружка
« Тропами любопытной Варвары»
Класс (параллель): 7-е
Составители: Зайцева Елена Владимировна,
учитель биологии и химии
2021
СОДЕРЖАНИЕ
- Пояснительная записка
- Планируемые результаты
- Содержание программы
- Календарно-тематическое планирование
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Экологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих к катастрофе.
Новизна и актуальность программы кружка заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических, особенностей.
Занятие в кружке позволит школьникам, с одной стороны, расширить свои знания о мире живой природы, с другой – продемонстрировать свои умения и навыки в области биологии и экологии перед учащимися школы, так как предполагается организация внеклассных мероприятий с участием кружковцев.
Курс, рассчитанный на 34 академических часов. Включает теоретические и практические занятия.
Программа курса предназначена для обучающихся в основной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать её достижение, а также креативных качеств – гибкость ума, терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств.
Актуальность программы курса обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов старшем звене школы. Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Цель: познакомить учащихся с многообразием мира живой природы, выявить наиболее способных к творчеству учащихся и развить у них познавательные интересов, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности.
Задачи:
основная задача работы кружка-содействие удовлетворению детской любознательности.
Образовательные
- Расширять кругозор, что является необходимым для любого культурного человека.
- Способствовать популяризации у учащихся экологических знаний.
Развивающие
- Развитие навыков работы с биологическими объектами.
- Развитие навыков общение и коммуникации.
- Развитие творческих способностей ребенка.
- Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов.
Воспитательные
- Воспитывать интерес к миру живых существ.
- Воспитывать ответственное отношение к порученному делу.
Условия реализации программы
- Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, 11-12 лет.
- Продолжительность образовательного процесса – 1 год.
- Количество часов – 1 час в неделю
Формы организации деятельности учащихся на занятиях
- Групповая
- Индивидуальная
Формы и методы, используемые в работе по программе
Словесно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, дискуссия, работа с биологической литературой.
Репродуктивные методы: воспроизведение полученных знаний во время выступлений.
Частично-поисковые методы (при систематизации коллекционного материала).
Исследовательские методы(создание мини-проектов)
Наглядность: просмотр видео-, кино-, диа-, слайдфильмов, компьютерных презентаций, биологических коллекций, плакатов, моделей и макетов.
Ожидаемый результат:
- положительная динамика социальной и творческой активности обучаемых, подтверждаемая результатами их участия в конкурсах различного уровня, фестивалях, смотрах, соревнованиях.
- повышение коммуникативности;
- появление и поддержание мотивации к углубленному изучению биологии и экологии;
- умение пользоваться современными источниками информации и давать аргументированную оценку информации по экологическим вопросам; работать с научной и учебной литературой;
- сформировавшиеся экологические знания, умения и навыки, одновременно приобретенные навыки организации внеклассной работы: проведения викторин, бесед, классных часов с учащимися начальной школы.
Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации.
Важнейшим приоритетом общего образования является формирование обще учебных умений и навыков, которые предопределяют успешность всего последующего обучения ребёнка.
Развитие личностных качеств и способностей школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной.
Курс «Тропами любопытной Варвары» носит развивающий характер. Целью данного кружка является формирование поисково-исследовательских и коммуникативных умений школьников.
Занятия разделены на теоретические и практические. Причём деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.
Деятельность школьников имеет отличительные особенности:
- имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей;
- групповой характер работ будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение, распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;
- работа с различными источниками информации обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;
- в содержание деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;
- реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельности.
Основные принципы программы
Принцип системности
Реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.
Принцип гуманизации
Уважение к личности ребёнка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей.
Принцип опоры
Учёт интересов и потребностей учащихся; опора на них.
Принцип совместной деятельности детей и взрослых
Привлечение родителей и детей на всех этапах исследовательской деятельности: планировании, обсуждении, проведении.
Принцип обратной связи
Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу.
Принцип успешности
И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.
- В результате работы по программе курса учащиеся должны знать:
- методику работы с биологическими объектами ;
- понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
- основные источники информации;
- правила оформления списка использованной литературы;
- способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);
- основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);
- источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета).
Учащиеся должны уметь:
- выделять объект исследования;
- разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
- выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
- работать в группе;
- пользоваться словарями, энциклопедиями другими учебными пособиями;
- вести наблюдения окружающего мира;
- планировать и организовывать исследовательскую деятельность;
- работать в группе.
Материально-техническая база: учебный кабинет, пришкольный участок, лабораторное оборудование, микроскопы, гербарии, коллекции, определите растений и животных, ноутбук, проектор, Интернет-ресурсы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающиеся
- получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, приобретут целостный взгляд на мир;
- получат возможность осознать своё место в мире;
- познакомятся с некоторыми способами изучения природы, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;
- получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.
- получат возможность научиться использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о природе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Личностные универсальные учебные действия
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
- способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природными объектами.
Формирование:
- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- устойчивого учебно-познавательного интереса к природным объектам;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на природу как значимую сферу человеческой жизни;
Регулятивные универсальные учебные действия
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- различать способ и результат действия.
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Коммуникативные универсальные учебные действия
- адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- задавать вопросы;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тропа «Организационная» (1 час)
О работе кружка. Мероприятия, в которых дети будут участвовать.
Тропа «Разноцветная осень» (4 часа)
Об изменениях, происходящих в природе: в жизни растений и животных.
Экскурсия «Разноцветная природа (ранняя осень).
Тропа « Лесные заметки» (12часов)
Значение леса в жизни человека, животных и растений. Растения леса ( деревья, кустарники, кустарнички и травы). Грибы. Правила сбора грибов и ягод. Животные леса (насекомые, земноводные, млекопитающие). Жизнь животных зимой.
Тропа « Удивительное рядом»(7часов)
Ткани , из которых шьют одежду.
Полезные и вредные продукты питания.
Опасные места квартиры для здоровья человека.
Растения и животные, живущие рядом с человеком. Уход за комнатными растениями и домашними животными.
Как зимуют домашние животные и растения.
Тропа «Птичья»(4 часа)
Птичьи рекорды. Особенности строения и жизнедеятельности птиц. Значение птиц в природе.
Тропа «Весенние этюды» (4 часа)
Сезонные изменения в природе. Растения и животные весной.
Экскурсия « Природа весной»
Тропа «Заповедная» (2 часа)
Красная книга и её значение. Значение человека в охране природы.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ занятия | Наименование темы | Количество часов |
Тропа Организационная» | 1 | |
1 | Будем изучать природу! (о работе кружка) | 1 |
Тропа «Разноцветная осень» | 4 | |
2 | Экскурсия « Разноцветная природа (ранняя осень). | 1 |
3 | Радуга осенних листьев. | 1 |
4 | Разноцветные плоды растений. | 1 |
5 | Как готовятся к зиме животные. | 1 |
Тропинка «Лесные заметки» | 13 | |
6 | Лес и человек. | 1 |
7 | Лес – родной дом для растений и животных. | 1 |
8 | Этажи леса. Деревья. | 1 |
9 | Ягодные адреса. Правила сбора лесных ягод. | 1 |
10 | Лесная аптека. | 1 |
11 | Грибные места. Правила сбора грибов. | 1 |
12 | Уши ,носы ,зубы. | 1 |
13 | Колючки и угрозы. | 1 |
14 | Один день из жизни муравья. | 1 |
15 | Жабы и лягушки-обитатели воды и суши. | 1 |
16 | Где зимуют насекомые? | 1 |
17 | У природы нет зимой тайн. Следы. | |
Тропа «Удивительное рядом» | 7 | |
18 | Какая рубашка в поле выросла? | 1 |
19 | Твоя пища. | 1 |
20 | Опасные места моего дома. | 1 |
21 | Собака – верный друг человека. | 1 |
22 | Океан в миниатюре. | 1 |
23 | «Зелёный друг» на моём окне. | 1 |
24 | Как зимуют домашние животные и растения. | 1 |
Тропа «Птичья» | 4 | |
25 | Птичьи рекорды. | 1 |
26 | Клювы, ноги, перья. | 1 |
27 | Чьё гнездо? | 1 |
28 | Дятел – лесной доктор. | 1 |
Тропа «Весенние этюды» | 4 | |
29 | Разноцветные облака в разноцветном небе. | 1 |
30 | Любование цветущей веткой. | 1 |
31 | Знакомьтесь! Первоцветы! | 1 |
32 | Экскурсия « Природа весной» | 1 |
Тропа «Заповедная» | 2 | |
33 | С «Красной книгой» в природу. | 1 |
34 | Будь природе другом! | 1 |
Итого | 34 |
Рассмотрено Согласовано
на заседании МО Заместитель директора
учителей предметов естественного цикла ________ Смирнова И. В. Протокол от ___ _____20___ г. «__» ________ 20___г
Руководитель МО
________ Зайцева Е. В.
Паспорт календарно – тематического планирования
Экологический кружок « Тропами любопытной Варвары»
Количество часов в неделю по учебному плану: 1 час
Всего количество часов в году по плану 34 часа
Класс (параллель классов): 7г
Учитель: Зайцева Елена Владимировна
Календарно-тематическое планирование кружка
№ п/п | Тема учебного занятия по программе | Дата планируемого проведения | Дата фактического проведения | Примечание |
1 | Вводный инструктаж по Т.Б. Будем изучать природу! (о работе кружка) | |||
2 | Экскурсия « Разноцветная природа (ранняя осень)». | |||
3 | Радуга осенних листьев. | |||
4 | Разноцветные плоды растений. | |||
5 | Как готовятся к зиме животные. | |||
6 | Лес и человек. | |||
7 | Лес – родной дом для растений и животных. | |||
8 | Этажи леса. Деревья. | |||
9 | Ягодные адреса. Правила сбора лесных ягод. | |||
10 | Лесная аптека. | |||
11 | Грибные места. Правила сбора грибов. | |||
12 | Уши ,носы ,зубы. | |||
13 | Колючки и угрозы. | |||
14 | Один день из жизни муравья. | |||
15 | Жабы и лягушки-обитатели воды и суши. | |||
16 | Где зимуют насекомые? | |||
17 | У природы нет зимой тайн. Следы. | |||
18 | Какая рубашка в поле выросла? | |||
19 | Твоя пища. | |||
20 | Опасные места моего дома. | |||
21 | Собака – верный друг человека. | |||
22 | Океан в миниатюре. | |||
23 | «Зелёный друг» на моём окне. | |||
24 | Как зимуют домашние животные и растения. | |||
25 | Птичьи рекорды. | |||
26 | Клювы, ноги, перья. | |||
27 | Чьё гнездо? | |||
28 | Дятел – лесной доктор. | |||
29 | Разноцветные облака в разноцветном небе. | |||
30 | Любование цветущей веткой. | |||
31 | Знакомьтесь! Первоцветы! | |||
32 | Экскурсия « Природа весной» | |||
33 | С «Красной книгой» в природу. | |||
34 | Будь природе другом! |
Список литературы
Информационное обеспечение:
для педагога:
1.Акимушкин И.А. Невидимые нити природы: учеб. Пособие. – М.:
Просвещение, 1998 – 230 с.
2. Коростелѐв Н.Б. Воспитание здорового школьника: методическое
пособие. – М.: Просвещение, 2001 – 186 с.
3. Литвинова Л.С. Нравственно-экологическое воспитание школьников:
методическое пособие / Л.С. Литвинова, О.Е. Жиренко. – М.:
Просвещение, 2005 -146 с.
Для обучающихся:
1.Велек И. Что должен знать и уметь юный защитник природы:
методическое пособие. – М.: Просвещение, 1999 – 120 с.
2. Гелетон А. В. Жизнь зелѐного растения: учеб. Пособие. – М.:
Просвещение, 2002 – 112 с.
3. Герасимов В.П. Животный мир нашей Родины: учеб. Пособие. – М.:
Просвещение, 1995 -230 с.
4. Двораковский М.С. Экология растений: практическое пособие. – М.:
Просвещение, 2003 -240 с.
5. Жук Л.И. В гармонии с природой: методическое пособие. – Мн.:
Издательство ООО «Красико-Принт», 2002 – 234 с.
6. Кузнецова М.А. Сказания о лекарственных растениях: практическое
пособие / М.А. Кузнецова, А.С. Резникова. – М.: Высшая школа, 1992 –
243 с.
7. Литвинова Л.С. Нравственно-экологическое воспитание школьников:
методическое пособие / Л.С. Литвинова, О.Е. Жиренко. – М.:
Просвещение, 2005 -146 с.
8. Плешаков А.А. Зеленые страницы: учеб. Пособие. – М.: Просвещение,
1996 – 190 с.
9. Поплянова Е.М. А мы на уроке – играем: методическое пособие. – М.:
Просвещение, 1994 -227 с.
10.Рахманов А.И. Птицы – наши друзья: учеб. Пособие. – М.:
Росагропромиздат, 1989 – 286 с.
11.Танасийчук В. Г. Экология в картинках: практическое пособие. – М.:
Детская литература, 1989-240 с.25
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Программа экологического кружка "Тропою любопытной Варвары"
П рограмма кружка с использованием проектов Globall...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...