урок по теме "Производство машин и оборудования" в 9 классе
методическая разработка по географии (9 класс) по теме

Разработка урока по географии в 9 классе по теме "Производство машин иоборудования", учебник Н.Н.Петровой, Н.А Максимовой, "География. Население и хозяйство России, 9 класс", раздел "География хозяйства", тема "Машиностроение".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proizvodstvo_mashin_i_oborudovaniya.doc94 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования Динской район «Средняя общеобразовательная школа № 29

имени Героя Советского Союза Броварца Владимира Тимофеевича»

VII Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов

"Мой лучший урок"

                                 Урок географии

в 9 классе

Производство машин и оборудования

                                                                    Полякова Евгения Михайловна

                                                                          учитель географии  БОУ СОШ № 29

                                                 МО Динской район

2012

Учебно-воспитательные цели: расширить знания учащихся о продукции машиностроения, рассмотреть с учащимися особенности автомобилестроения, сельскохозяйственного машиностроения и тракторостроения, судостроения, стимулировать самостоятельную познавательную деятельность учащихся при изучении темы, развивать коммуникативные способности в процессе работы в группе, продолжить формировать умения работы с контурной картой, развивать умение анализировать, сопоставлять различные источники географической информации.

Цели урока для учащихся: вспомнить основные понятия по теме предыдущего урока, представить отчёт по теме предыдущего урока «Машиностроение – ведущая отрасль промышленности. Факторы размещения», весь собранный к уроку материал собрать в одной презентации, составить групповое мнение по предложенной проблеме.

Оборудование: презентации учащихся, настенная административная карта России, настенная контурная карта России, атласы, контурные карты, фрагмент видеофильма.

Тип урока: урок на проектной основе.

Формы работы: групповая, работа в парах.

Проблема: формирование у школьников опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Учитель: Сегодня 12 декабря. Давайте обсудим новость дня и новость недели. Какая новость дня есть у вас? (День Конституции России.  Принята всенародным  голосованием 12 декабря 1993 года). Сегодня также день рождения Фёдора Конюхова. Что вы о нём знаете? (Российский путешественник). Это ещё писатель, художник, священник Русской православной церкви, заслуженный мастер спорта СССР по спортивному туризму, член Союза художников СССР, Союза писателей России и Союза журналистов России; первый россиянин, побывавший на Южном и Северном полюсах и Эвересте.

Какой новостью недели вы хотите поделиться? (10 декабря в 20 ч. 56 мин. по московскому времени в Краснодарском крае было зарегистрировано землетрясение силой 4,8 балла с эпицентром в районе станицы Варениковской). А я вам хочу напомнить, что 14 декабря 1911 года команда во главе с Руалем Амундсеном впервые в истории Земли достигла Южного полюса.

Сегодня второй урок по теме «Машиностроительный комплекс». Тема урока – «Производство машин и оборудования». На прошлом уроке каждая группа учащихся получила индивидуальные задания по теме «Машиностроение». Для их выполнения необходимо было воспользоваться материалами учебника, атласа и дополнительными источниками информации. (Ученик или группа учеников должны были решить поставленную перед ними задачу, функции учителя – постановка проблемы, ознакомление с методами работы, корректировка).  

Слайд «Цели урока» для учащихся.

 

 2.  Актуализация знаний (слайд).

А) Назовите главные факторы размещения машиностроительных предприятий (трудовых ресурсов, потребительский, сырьевой, транспортный).

Б) Что такое специализация?  (Специализация – выпуск предприятием однородной продукции, разделение труда между  предприятиями внутри одной отрасли).

В) Что такое кооперирование?  (Кооперирование – объединение специализированных предприятий для выпуска готовой продукции, это одна из форм производственных связей между предприятиями, совместно изготавливающими определённую продукцию).

Г) На какие группы делятся отрасли машиностроения? (работа по атласу, страница 16, «Машиностроительный комплекс»).

Д) Какое количество отраслей входит в состав машиностроения?  (Более 100).

Е) Приведите примеры ТНК, выпускающих продукцию на территории нашей страны («КИА Моторс», «Дженерал Моторс»).

3.  Представление отчётов о проведённой работе.

Таблица 4, страница 87 (слайд).

Динамика выпуска некоторых видов продукции машиностроения России в 1998-2008 годах (тыс. штук)

Вид продукции

1998 г.

2006 г.

2008 г.

Легковые автомобили

835

1185  

1470

Тракторы

10

11

17,1

Металлообрабатывающие станки

7

5

4,8

Энергетическое оборудование

3

4,8

5,2

Кузнечно-прессовое оборудование

1,2

1,9

2,8

Экскаваторы

3,2

3,9

5,3

Сопоставьте данные таблицы и сделайте вывод о динамике выпуска продукции машиностроения России. ( С 1998 года уменьшилось производство металлообрабатывающих станков, все остальные виды продукции стали выпускаться в большем количестве).

Ребята представляют подготовленный материал об отраслях машиностроения. В каждой группе 2 человека работали над презентацией, во время урока используют её для рассказа об определённой отрасли машиностроения, 2 человека в это время работают с настенной контурной картой и обозначают центов машиностроения данной отрасли.

А) 1 группа учащихся. Авиационная промышленность России (центры отрасли обозначаются в настенной контурной карте). В самом начале ХХ века, и ещё раньше, люди даже представить не могли, что совсем скоро расстояния в тысячи и даже десятки тысяч километров можно будет преодолеть за несколько часов. 1910 год стал переломным - в России появились первые самолеты. Авиационная отрасль включает в себя спектр сфер деятельности по разработке, производству, эксплуатации, обслуживанию и ремонту воздушных судов. Большое количество предприятий и компаний из множества секторов науки и промышленности связаны с авиационной промышленностью, так как выполняют их заказы и разработки. Авиационная транспортная система (АТС) Гражданской авиации России - это единство закономерно расположенных и находящихся во взаимосвязи частей организации передвижения по воздуху воздушными судами людей и грузов. Основной целью деятельности АТС является обеспечение потребностей граждан и экономики в сфере предоставления услуг по осуществлению воздушных перевозок и выполнения авиационных работ.

Структура современной авиационной транспортной системы гражданской авиации России включает в себя учебные заведения, научно-исследовательские организации, предприятия по организации воздушного движения, аэропорты, авиакомпании, центры подготовки персонала, персонал, воздушные суда, организации по техническому обслуживанию и ремонту. Физический износ и моральное устаревание – явления авиационной техники. Они создают огромные проблемы и представляют реальную угрозу для людей. Частным авиакомпаниям выгоднее эксплуатировать старые самолёты, чем покупать новые, так как новый самолёт стоит очень дорого и затраты на его приобретение окупаются не скоро. Отечественное производство воздушных судов до сих пор находится в крайне тяжёлом положении. В настоящее время российские предприятия выпускают не более 3-5 самолётов в год, а 5 лет назад всего лишь 1-2.

Б) 2 группа учащихся. Автомобилестроение. История российского автомобилестроения. Легковые автомобили нынешнего поколения (центры отрасли обозначаются в настенной контурной карте). 

Первый российский автомобиль с ДВС был построен и публично продемонстрирован в 1896 году Яковлевым и Фрезе на Нижегородской выставке. Их автомобиль представлял собой чуть модернизированную карету с двигателем.

До 1917 года в России автомобильной промышленности толком не было. Некоторых успехов в её развитии добились лишь Русско Балтийский вагонный завод (РБВЗ) в Риге и завод Пузырёва в Петербурге. РБВЗ сначала собирал легковые автомобили "Руссо-балт" из импортных деталей, а затем перешёл на выпуск автомобилей из запчастей собственного производства.              

Руссо-балт. Однако первые серьёзные усилия по созданию национального автомобилестроения царское правительство предприняло уже в разгар Первой мировой войны, когда в 1916 были выделены казённые средства для строительства автомобильных заводов: АМО в Москве, завод В. А. Лебедева в Ярославле, и ещё несколько вспомогательных автомобильных мастерских в Рыбинске, Ростове-на-Дону и Мытищах. Руссо-Балт в Филях сменил свой профиль на производство самолётов, а затем ракет, в настоящее время это Государственный космический научно-производственный центр имени М. В. Хруничева. Первый полностью советский автомобиль АМО-Ф-15 был произведен заводом АМО в 1924 году. С этого и началась эпоха советского автопрома.                                       

АМО Ф15. В 1931-1933 предприятие АМО (Автомобильное Московское общество) было реконструировано и, переименованное в ЗиС (Завод Имени Сталина), выпускало грузовики по лицензии американской фирмы Autocar, а в Нижнем Новгороде (позже Горький) в 1930-1932 было построено предприятие НАЗ (позже ГАЗ), выпускавшее легковые и грузовые автомобили по лицензии фирмы FordMotor. В 1930-е ГАЗ был единственным отечественным предприятием, выпускающим легковые автомобили в массовых количествах. С 1938 года их производили на отдельной нитке конвейера, а до этого грузовики и легковые машины делали на одной линии.                                              

Во время Великой Отечественной войны автозавод ЗиС был эвакуирован в тыл, где на базе его оборудования были созданы новые автомобилестроительные предприятия УльЗиС и УралЗиС (ныне УАЗ и АЗ Урал). При разработке автомобиля «Победа» планировалось, что название машины будет «Родина». Узнав об этом, Сталин иронически спросил: «Ну и почём у нас будет Родина?». Поэтому название изменили на «Победа». При этом автомобиль получился оригинальным и передовым.  

  ГАЗ 69. В 1950-70-х развитие советского автомобилестроения продолжалось экстенсивными методами, причем до начала 70-х основной приоритет отдавался грузовым автомобилям, в частности, армейским многоосным тягачам и полноприводным грузовикам двойного назначения.                                              

В 1956-м году на ГАЗе начали производство «Волги» ГАЗ-21.

У автомобиля ГАЗ-21 существовало множество модификаций. В 1965 году была даже выпущена модель ГАЗ-21П — экспортный вариант с правым рулём. И в том же году сделали ГАЗ-21ПЕ — такую же модель с правым рулём плюс автоматической коробкой передач.

ГАЗ 21. Во второй половине 1950-х в прессе и в кругах специалистов постоянно и настойчиво обсуждали вопрос создания микролитражного недорогого, доступного автомобиля, который в том числе мог бы стать массовой машиной для инвалидов. В СССР, помимо примитивных мотоколясок Серпуховского завода, для них автомобилей не делали. Первый образец автомобиля в Запорожье собрали 18 июня 1959 г. Серийное производство ЗАЗ-965 "Запорожец" начали в 1960 г. Автомобиль стал самым доступным в СССР и для многих первым собственным. Именно поэтому многие и вспоминают ЗАЗ-965 «Горбатый Запорожец» с особенной теплотой. В 1961 году завод был переименован в «Запорожский автомобильный завод»

ЗАЗ 965. Массовая автомобилизация СССР началась со строительством в 1966—1970 гг. Волжского автомобильного завода (ВАЗ) в Тольятти и развертыванием массового выпуска на его мощностях (первоначально 660 тыс. автомобилей в год, а с 80-х — 730 тыс.) легковых автомобилей марки Жигули. Свою жизнь Волжский автомобильный завод начал 20 июля 1966 года.

ВАЗ 2101 «Копейка». На решётке радиатора первых автомобилей стояли эмблемы ладьи с надписью «Тольятти», которую почти сразу же приказано было убрать — не принято в мировой практике. В серию машины пошли с уже всем знакомой эмблемой ладьи и без надписи. Машины отличались высоким качеством в сравнении с тем же «Москвичом». "Копейка" действительно пользовалась успехом. И не только в социалистических странах. В первой половине 1970-х СССР продавал до 100 тысяч "жигулей" на экспорт, причем среди покупателей были Франция, Великобритания, скандинавские страны. Автомобили с правым рулем выпускали с 1975 года. Имя "Жигули" для экспортных рынков оказалось очень неблагозвучным. Уже в начале 1970-х в большинстве стран машины продавали под названием "Лада".

 Ребята провели мониторинг на улицах станицы, в ходе которого выявили предпочтения жителей в выборе личного автомобиля. Также было проведено анкетирование учащихся параллели 9 классов. Полученные данные были представлены в виде диаграмм.

Один из учащихся рассказал об увлечении его отца джиппингом, участии в соревнованиях. Предпочтение отдано автомобилю «УАЗ», выбор был обоснован техническими характеристиками автомобиля. Рассказ сопровождался фотографиями в режиме слайд-шоу.

В) 3 группа учащихся. Автомобилестроение. Грузовые автомобили. Пассажирский автомобильный транспорт (центры отрасли обозначаются в настенной контурной карте).

Грузовые автомобили в России сходят с конвейеров пяти крупнейших автозаводов. Это КамАЗ (Набережные Челны), ГАЗ (Нижний Новгород),  УралАЗ (Миасс), УАЗ (Ульяновск) и ЗИЛ (Москва). Продукция этих предприятий различается по типу используемого топлива (от солярки до бензина), грузоподъемности (от легких «Газелей» до тяжелых КамАЗов) и проходимости. Повышенной проходимостью обладают армейские грузовики «Урал-375», ЗИЛ-131. Эти машины имеют трехосную ходовую часть, полный привод, блокировку дифференциала, исключающую пробуксовку колес на скользкой или грязной проселочной дороге. Много раз в международных ралли «Париж – Дакар» побеждали грузовики отечественной марки КамАЗ. Всеми перечисленными преимуществами обладает отечественный легковой «вездеход ВАЗ-2121 («Нива»), которому также не страшно бездорожье и чья новая модификация в настоящее время выпускается совместно с американской фирмой «Шевроле» корпорации «Дженерал Моторс»

Пассажирский автомобильный транспорт представлен отечественными марками автобусов ЛиАЗ (подмосковный город Ликино-Дулево), ПАЗ (Павлово Нижегородской области) и КАвЗ (Курган). В Санкт-Петербург построен автозавод, выпускающий городские, туристические и междугородные автобусы по лицензии шведской фирмы «Сканиа», а в городе Голицино Московской области производят автобусы на базе Мерседеса» (ГолАЗ АКА-6226). Количество производственных площадок по сборке автобусов иностранных фирм продолжает расти.

В городе Энгельс Саратовской области расположен завод по производству троллейбусов. Собирают троллейбусы в Москве, Уфе и других городах.

Отечественные автомобильные заводы постепенно приспосабливаются к рыночным условиям, при которых основным критерием успешной работы производства является спрос на выпускаемые изделия. Продукция Волжското автозавода отличается разнообразием модельного Ряда. ЗИЛ увеличивает выпуск малотоннажных грузовиков типа «Бычок», незаменимых в фермерском хозяйстве, сфере услуг и торговле.  Городской транспорт теперь не обходится без микроавтобусов типа «ГАЗель» и «Соболь» Горьковского автозавода. Быстро растет число сборочных заводов иностранных фирм («Форд Мотор Компани», «Тойота Мотор Корпарейщен», «Фольксваген АГ» и других).

Г) 4 группа учащихся. Сельскохозяйственное машиностроение и тракторостроение (центры отрасли обозначаются в настенной контурной карте).

География предприятий этих отраслей очень разнообразна. В основном они ориентированы на потребителя и поэтому расположены в сельскохозяйственных районах страны, причем их специализация соответствует направлению сельского хозяйства того или иного региона. Например, зерновые комбайны производят в Ростове-на-Дону, Воронеже, Красноярске. Центральный район специализируется на льноуборочных (Бежецк Тверской области), картофелеуборочных (Рязань, Тула) и силосоуборочных комбайнах (Люберцы Московской области). Тракторные заводы работают в Челябинске, Волгограде, Липецке, Владимире, Чебоксарах, Петрозаводске и Рубцовске (Алтайский край). Выпускает тракторы и Кировский завод в Санкт-Петербурге.

Д) 5 группа учащихся. Судостроение (центры отрасли обозначаются в настенной контурной карте). 

Судостроительные и судоремонтные предприятия размещаются в морских (Санкт-Петербург, Выборг, Мурманск, Северодвинск,  Астрахань, Владивосток) и речных (Нижний Новгород Ярославль, Волгоград,  Тюмень, Благовещенск) портовых городах. По сравнению с другими отраслями машиностроительного комплекса судостроение характеризуется наиболее продолжительным циклом производства, сложными строительно-монтажным работами и наличием многочисленных смежников.  По своему назначению суда делятся на транспортные,  промысловые (для добычи и обработки рыбы и морепродуктов),  промышленно-добывающие (нефтебуровые установки) и спортивно-туристические. Транспортные суда бывают трех видов: грузовые, пассажирские и суда смешанного типа (паромы).  Грузовые суда подразделяются на сухогрузные, наливные (танкеры) и сухогрузно-наливные. Сухогрузные суда различаются по видам перевозимых грузов – лихтеровозы, контейнеровозы, рефрижераторы.

Флотилии морских и речных транспортных средств должны постоянно обновлять свой состав. Поэтому сегодня первоочередная задача – модернизация отечественного флота.

Два человека работают с ноутбуком, собирают представленный материал в одну презентацию.

4. Фрагмент видеофильма «Автомобиль Ellada» (об электроверсии автомобиля «Лада»).

5. Работа с Интернет-ресурсами.

Вопросы (слайд).

А) Какова доля России в мировом машиностроении?

Б) Какова доля российской автомобильной промышленности в мировом производстве легковых автомобилей?

В) Количество автомобилей ВАЗ в год?

Г) Количество автомобилей УАЗ в год?

6. Работа с заданиями для подготовки к ГИА и ЕГЭ (слайд). Работа в парах.

А) Центрами грузового автомобилестроения в России являются:

1) Нижний Новгород, Тольятти;

2) Набережные Челны, Миасс;

3) Москва, Тольятти;

4) Тольятти, Ижевск.

Б) Укажите правильное сочетание «центр речного судостроения – бассейн реки, в котором он расположен»:

1) Новгород – Волхов;

2) Астрахань – Дон;

3)  Тюмень – Урал;

4) Благовещенск – Амур.

В) Городами центрами тракторостроения в России являются:

1) Владимир, Тверь;

2) Челябинск, Петрозаводск;

3) Волгоград, Ростов-на-Дону;

4) Курск, Воронеж.

Г) Какие особенности экономико-географического положения Нижегородской области способствовали развитию в ней автомобилестроения? Укажите две особенности.

Ответ: 1) близость к основным районам потребления, 2) положение на пересечении транспортных путей.

7. Работа с проблемным заданием. Учебник, стр.102.

По оценке экологов общее число стартов ракет с «Плесецка» за 30 лет его эксплуатации  превышает 2 тысячи. Только на 3 основных участка падения отдельных ракет (Нарьян – Мар, Койду, Мосеево) сброшено свыше 7 тысяч тонн металлолома – первых ступеней, створок обтекателей, хвостовых отсеков ракет. Здесь, наверное, можно было бы построить завод передельной металлургии? Группа экологов из Санкт-Петербурга обследовала зоны падения ракета-носителей, взяв для обследования пробы почв и воды. В результате учёные пришли к неутешительным выводам – необходима срочная очистка территории. Источником загрязнения стали не столько обломки носителей, сколько их ядовитое топливо – гептил. Он заражает акваторию Мирового океана и плавучий космодром. Поэтому надо либо заменить топливо, либо искать другой вариант решения этой проблемы.

Обсудить возможность строительства завода передельной металлургии.

8. Рубрика «Для будущих специалистов». Учебник, стр. 103. Для работы на предприятиях машиностроения необходимо пройти подготовку по одной из следующих специальностей (слайд):

-автомобиле- и тракторостроение,

-технология машиностроения,

-автоматизация технологических процессов  и производств,

-автомобили и автомобильное хозяйство,

-электромеханика,

-электронные приборы и устройства,

-радиотехника,

-самолёто- и вертолётостроение,

-технология приборостроения.

-конструирование и технология электронно-вычислительных средств,

-приборостроение,

-эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики,

-судостроение.

9. Сообщение домашнего задания (слайд).

1) стандартный минимум: § 15, контурная карта, стр. 44, задания 1,2.

2) повышенный уровень: контурная карта, выполнить все задания;

3) творческий уровень: материал по теме «Наукоёмкие отрасли машиностроения».

10. Объявление полученных за урок оценок.

11. Быстрый просмотр готовой презентации по теме урока.

Учитель. Наш урок подходит к завершению. Скажите, пожалуйста, что нового вы сегодня узнали на уроке? Что не удалось? Над чем нам нужно еще поработать? (Ответы учащихся).

Выставление оценок в дневники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест: "Технология эксплуатации и технического осмотра сельскохозяйственных машин и оборудования"

Данная работа предназначена для проведения проверочной работы по предмету спецдисциплины....

Рабочая программа по дисциплине: «Сельскохозяйственные машины и оборудования 10 - 11 класс»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Цель: познакомить с сельхоз машинами и их устройством (для колесных машин с двигателем мощностью от 25,7 до 77,2 кВт)Категория слушателей: учашиеся 10-11 классаСрок обучения...

Рабочая программа учебной дисциплины "Инженерная графика" по специальности "Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям)"

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности "Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, д...

Специальность 23.02.04 "Техническая эксплуатация подъёмно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудование"

Описание специальности 23.02.04 "Техническая эксплуатация подъёмно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудование" в соответствии с ФГОС СПО...

Регуляторы швейной машины. Исследование оборудования

Регуляторы швейной машины. Устройство и установка машинной иглы....

Рабочая программа ОГСЭ. 03 ИНОСТРАННЫЙ (АНГЛИЙСКИЙ) ЯЗЫК для специальности 23.02.04 Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, дорожных машин и оборудования

Рабочая программа учебной дисциплины является частью  ППССЗ в соответствии с требования федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего  общего образования по сп...

Рабочая программа ОБД. 03 ИНОСТРАННЫЙ (АНГЛИЙСКИЙ) ЯЗЫК для специальности 23.02.04 Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования.

Рабочая программа учебной дисциплины «Иностранный язык» предназначена для изучения английского языка студентами 1 курса в Алатырском технологическом колледже Минобразования Чувашии, которы...