Педагогические технологии на уроках географии
методическая разработка по географии по теме
Описание некоторых пед.технологий, которые я использую на уроках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация и теоретический материал | 2.4 МБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО (Ч.Темпл, К.Мередит, Д.Стилл, С.Уолтер)
- Суть технологии.
Технология формирует точку опоры для мышления человека, предоставляет естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Знания закрепляются, ибо они опираются на опыт учащихся. А результаты достигаются путём свободного, позитивного, активного освоения ими информации, её синтеза и присвоения.
Цель данной образовательной технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только при изучении отдельных предметов, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.). Технология предполагает не только получение готовых знаний как необходимое условие успешной карьеры, но и адаптацию к меняющимся условиям общения, работы в диалоге, получение знаний самостоятельно, ответственности за приобретение знаний в течение всей жизни.
На уроках географии рационально использовать данную технологию можно при изучении больших, сложных текстов учебника и дополнительной литературы. Технология научит учащихся использовать информацию текста избирательно и критически, что очень важно при возможности использовать сведения, взятые из Интернета.
- Структура урока в рамках технологии.
Структура данной педагогической технологии стройна и логична, так как её этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности.
Основа технологии – построение урока по определённому алгоритму – последовательно, в соответствии с тремя фазами: вызов, осмысление и рефлексия.
Первая стадия урока – вызов | Вторая стадия урока – осмысление | Третья стадия урока – рефлексия |
Задача: активизировать, заинтересовать учащегося, мотивировать его на дальнейшую работу, создать ассоциации по изучаемому вопросу. Определяются цели чтения или исследования текста. | Непосредственная работа с информацией. Приёмы и методы критического мышления позволяют сохранить активность ученика, сделать чтение или слушание осмысленным для достижения нового понимания. | Информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается. Формируются навыки анализа, творческого переосмысления информации. |
Рассмотрим стадии учебного занятия:
- Вызов (дотекстовая дискуссия):
- Какова тема? (назовите её);
- Что вы уже знаете об этом? (напишите на доске, тетради или озвучьте);
- Что вы ожидаете, хотите и/или испытываете потребность узнать по этой теме? (напишите на доске, тетради или озвучьте);
- Почему это важно знать?
- Смысловая стадия (работа с текстом).
Осуществляется учеником по мере того, как он ищет информацию, связанную с новыми смыслами.
- Рефлексия (послетекстовая дискуссия):
- Что вы выяснили?;
- Ответьте на ключевые вопросы для того, чтобы получить важную информацию, которая отсутствовала на стадии вызова;
- Прокомментируйте свои ответы.
- Технологические приёмы.
Каждой стадии технологии критического мышления соответствуют определённые приёмы:
Стадии урока | Приёмы, используемые на стадии урока* |
Вызов | Бортовой журнал, взаимообучение, ключевые слова, «мозговой штурм», таксономия вопросов, дискуссия, трехчастный дневник. |
Осмысление | Бортовой журнал, взаимообучение, двухчастный дневник, дискуссия, зигзаг, «лови ошибку», маркировка текста (инсерт), составление кластера, многоуровневая рефлексия, «оставь за мной последнее слово», таксономия вопросов, трехчастный дневник.
|
Рефлексия | Бортовой журнал, десятиминутное сочинение, кубик, «шляпы» мышления, зигзаг, многоуровневая рефлексия, пятиминутное эссе, синквэйн, трехчастный дневник. |
*Описание приёмов в учебном пособии Турик Л.А. Педагогические технологии в теории и практике. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 281.
ТЕХНОЛОГИЯ «ДЕБАТЫ» (К.Поппер)
- Суть технологии.
«Дебаты» как развивающая технология помогает учащемуся:
- расширить общекультурный кругозор;
- развить интеллектуальные способности;
- развить исследовательские и организаторские навыки, умения;
- развить творческие качества;
- развить коммуникативные умения;
- развить ораторские способности;
- сформировать гражданскую позицию.
«Дебаты» как игра состоит из участников: спикеров (по три человека в каждой из двух команд), тьютора (наставник команды), таймкипера (следит за соблюдением регламента во время игры), судей. Включает в себя такие элементы и понятия, как тема, аспект, доказательство, поддержка, аргумент, тезис, истина, регламент, кейс.
Подготовка к игре начинается с заданной темы, которая должна всегда формулироваться как утверждение. Например: «Африка в будущем – сплошная пустыня». Темы «Дебатов» на уроках географии должны затрагивать значимые проблемы, быть интересными, пригодными для споров. Участники команд (их две по три спикера в каждой) готовят кейсы, т.е. строго структурированные выступления, в ходе которых необходимо убедить судей в позиции утверждения или отрицания темы. Каждый спикер имеет в команде свою строго определённую роль, в зависимости от которой он строит своё выступление, рассматривая тему в различных аспектах, аргументируя и приводя доказательства в пользу своей правоты. Параллельно в своих выступлениях каждый спикер должен суметь «разбить» позицию оппонентов.
- Структура урока в рамках технологии.
Технология «Дебаты» помогает учителю решить ряд образовательных задач, связанных с предметным и межпредметным материалом:
- обучающих;
- развивающих;
- воспитательных;
- коммуникативных.
Урок, в рамках которого введены «Дебаты», включает ряд последовательных шагов:
- Выдвижение проблемного вопроса (темы).
- Формирование ученических групп: команды «утверждения», команды «отрицания», судьи, таймкипер.
- «Мозговой штурм». Сбор материала по избранной теме.
- Составление кейсов (обработка материалов), распределение ролей и речей межу спикерами.
- Игра «Дебаты».
Использование технологии на уроке географии
План проведения урока:
- Сформулировать тему «Дебатов» на уроке при изучении материала.
- Разбить учащихся на команды.
- Дать задание для команд: привести аргументы и поддержки «за» и «против». Можно заполнить таблицу: аргументы, поддержки.
- По окончании работы записывает на доске или вывешивает лист на доску с одним из разработанных аргументов, вторая группа подбирает контраргумент и также записывает. Группы представляют все свои наработки парами «аргумент» – «контраргумент».
- В конце приводятся «аргументы», на которые не нашлось «контраргументов».
- Учащиеся-эксперты оценивают качество предложенных аргументов и контраргументов.
- Домашнее задание. Вариант 1. Найти контраргументы к оставшимся аргументам. Вариант 2. Составить кейс «утверждения», «отрицания» по теме.
- Технологические приёмы.
«Дебаты» – система структурных дискуссий, в которой две команды выдвигают свои аргументы и контраргументы по поводу предложенного тезиса (темы), чтобы убедить судей в соей правоте.
В «Дебаты» Карла Поппера играют две команды: «отрицания» и «утверждения». Спикеры команд обозначаются в зависимости от позиции и роли: О1, О2, О3 – в команде «отрицания», и в другой команде соответственно – У1, У2, У3. Каждая команда имеет свой кейс.
Схема структуры кейса
акту
Аспект 1* | Аспект 2** | Аспект 3*** |
Аргумент 1* | Аргумент 1** | Аргумент 1*** |
Доказательство (объяснение), поддержка (факты, цитаты) | Доказательство (объяснение), поддержка (факты, цитаты) | Доказательство (объяснение), поддержка (факты, цитаты) |
Аргумент 2** | Аргумент 2** | Аргумент 2*** |
Доказательство (объяснение), поддержка (факты, цитаты) | Доказательство (объяснение), поддержка (факты, цитаты) | Доказательство (объяснение), поддержка (факты, цитаты) |
*обязательные элементы любого кейса команд любого уровня;
** наличие данных элементов определяется опытностью команд;
***данные элементы присутствуют в кейсе очень опытных команд.
ТРИЗ–технология
(Г.С.Альтшеллер)
- Суть технологии.
ТРИЗ-педагогика как научное и педагогическое направление сформировалась в нашей стране в конце 80-х годов. В её основу, прежде всего была положена теория решения изобретательских задач (ТРИЗ).
ТРИЗ-технологи ставит перед собой целью формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности. Её отличие от известных средств проблемного обучения – в использовании мирового опыта, накопленного в области создания методов решения изобретательских задач.
- Структура урока в рамках технологии.
Из стандартных блоков детского конструктора можно собрать множество фигурок. Из стандартных деталей собираются совершенно различные по назначению и сложности конструкции: механические, гидравлические, электронные… Владение ТРИЗ-технологией позволяет учителю «собирать» урок как конструктор. Для этого следует на каждый этап урока подобрать несколько методов и приёмов, отвечающих определённым целям и задачам.
- Технологические приёмы.
Под методами решения изобретательских задач, прежде всего, подразумеваются приёмы и алгоритмы, разработанные в рамка ТРИЗ, а также такие зарубежные методы, как мозговой штурм, синектика, морфологический анализ, метод фокальных объектов и их разновидности и т.д.
МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
- Суть технологии
До недавнего времени основным средством обучения школьников была книга. Сегодня же каждый современный человек живёт в медиатезированном пространстве. Он должен быть готов ориентироваться в нём, находить необходимую информацию, полноценно воспринимать и оценивать медиатексты.
В основе мадиаобразования лежат материалы средств массовой коммуникации – телевидения, кинематограф, видео, Интернет. Именно экран становится новым средством обучения, содержащим то текст, то изображение, то звук или анимацию.
Уроки с использованием медиатехнологии требуют новых методологических и методических навыков от учителя:
- Изменять структуру и содержание традиционных текстовых занятий;
- Разрабатывать систему обучения с помощью экрана, мультимедийных компьютерных систем;
- Вводить экранный текст, экранные художественные средства, проводить презентации.
Способы учебной деятельности при работе с медиатекстами (отражает шесть уровней мышления Блума):
- Репродуктивный.
- Ассоциативный.
- Объяснительный.
- Аналитический.
- Классификационный.
- Оценочный.
- Структура урока в рамках технологии.
При проведении урока с использованием медиатекстов следует учитывать возраст аудитории и цели учебного задания. Понятно, что с изменением возраста учащихся усложняются цели и задачи, стоящие перед учителем, использующим медиатехнологию. Е.А.Бондаренко считает, что при работе со школьниками средней и старшей ступеней обучения необходимо делать упор на: развитие эстетического суждения; формирование этической позиции в связи с ситуацией; совершенствование представлений о взаимодействии экранных искусств с другими видами искусства.
Занятие с использованием медиатекста условно можно разделить на следующие этапы:
- Вступительное слово ведущего (учителя или заранее подготовленного ученика).
- Коллективный просмотр медиатекста или его фрагмента.
- Обсуждение медиатекста через разбивку его на сюжетные блоки.
- Выявление степени воздействия медиатекста на аудиторию через анализ эпизодов, вызвавший яркий эмоциональный отзвы.
- Обоснование личного отношения к увиденному (отклик, отзыв, эссе, рецензия, реферат).
- Технологические приёмы.
Деловые и ролевые игры
- «Юридические» ролевые эпизоды, включающие расследование
преступлений главного персонажа медиатекста.
- Театрализованная «пресс-конференция» с «авторами»
медиатекста.
- Кинопроба на роль главного героя.
- Литературно-имитационные задания.
- Изобразительно-имитационные задания.
- Презентация.
Виды презентаций
- Учебный материал – иллюстрация к рассказу.
- Пояснительные материалы или задачи.
- Иллюстрация алгоритмов.
- Поисково-исследовательские.
- Представление – реклама.
ТЕХНОЛОГИЯ СОСТАВЛЕНИЯ ПОРТФОЛИО
- Суть технологии
Портфолио как технология может применяться в образовательном процессе для отработки умений по сбору, хранению, структурированию, анализу информации в пределах отдельных предметов и тем. Источниками информации являются учебники, Интернет, справочная литература, печатные издания. Портфолио может быть посвящено разработке социальной проблемы и созданию проекта с его целями, задачами и способами решения проблемы. При этом решаются следующие задачи:
- перегруппировка разнородной информации в тех или иных учебных целях;
- объединение в отдельные группы (разделы);
- создание рубрик.
Портфолио соответствует целям, задачам практико-ориентированного обучения, так кА является формой аутентичного оценивания образовательных результатов по продукту, созданному учащимся в ходе учебной, творческой, социальной и других видов деятельности. Таким образом, существенное значение портфолио придаёт планированию и самооцениванию учащимся своих образовательных результатов.
- Структура урока в рамках технологии.
План урока географии в 7-ом классе по теме «Как люди открывали и изучали свою Землю»:
- Организационный момент.
- Тема урока, цели, задачи.
- Интерактивная лекция учителя по теме урока.
- Практикум по созданию портфолио темы.
- Создание портфолио.
- Презентация и экспертиза портфолио.
- Технологические приёмы
Работа учащихся портфолио предполагает выполнение следующих шагов:
- Выбор вида портфолио (разделов, рубрик) согласно поставленной цели.
- Структурирование отобранных материалов в соответствии с избранной логикой.
- Выделение наиболее значимых документов или информации.
- Оформление портфолио (возможно электронного). Приём коллажирования.
- Обсуждение портфолио.
- Качественная оценка портфолио экспертами (учителем или учащимися).
- Самооценка портфолио.
Тема дебатов*
Актуальность темы*
Определение основных понятий*
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование новых педагогических технологий на уроках географии
Статья содержит материал "Из опыта работы учителя географии"...
Использование информационных педагогических технологий на уроках географии в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Особенности использования компьютерных технологий в коррекционной школе....
«Современные педагогические технологии на уроке географии»
Выступление на ШМО по теме «Современные педагогические технологии на уроке географии»...
Педагогические технологии на уроках географии с учётом ФГОС
презентация на педсовет по обмену опытом с коллегами...
Современные педагогические технологии на уроках географии ( из опыта работы)
В данном материале освещается опыт использования современных педагогических технологий на уроках географии....
Использование современных педагогических технологий на уроке географии
Современная развивающая школа имеет дело с разносторонней, многогранной, активной личностью. Традиционный подход в организации образовательного процесса, характеризующийся доминирующей ролью учителя и...
Внедрение современных педагогических технологий на уроках географии. Здоровье сберегающие технологии.
Здоровье учащихся – одна из острых проблем современной жизни. Это политика, в которой наше будущее. Успеваемость детей напрямую зависит от их физического и психического здоровья. Ч...