Современные педагогические технологии на уроках географии ( из опыта работы)
статья по географии на тему
В данном материале освещается опыт использования современных педагогических технологий на уроках географии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_tehnologii_na_urokah_geografii.rar | 1.28 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Кожевниковская средняя общеобразовательная школа № 2»
Современные педагогические технологии на уроках географии
(из опыта работы Пановой О.П.)
(Слайд 1)
Страшная это опасность – безделье за партой: безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы – это развращает, морально калечит человека, и ни школьная бригада, ни мастерская, ни школьный участок – ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, – в сфере мысли. (Слайд 2)
В. А. Сухомлинский
Основные цели современной системы образования - интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование критического и творческого мышления, умения работать с информацией. Особенностью этой информации является то, что учащийся получает её не в виде уже готовой системы от педагога, а в процессе собственной активности. В подобных ситуациях школьник приобретает способности, позволяющие преобразовать в знание то, что изначально составляло проблему или препятствие.
Современный урок должен быть построен на предоставлении учащимся возможности размышлять, сопоставлять разные точки зрения, разные позиции, формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знания фактов, законов, закономерностей науки, на собственные наблюдения, свой и чужой опыт.
Проблема урока в школе всегда актуальна. Как разработать урок? Что нужно знать уметь, чтобы построить эффективный урок географии в школе? В какой форме организовать обучение? Перед учителем географии эта проблема стоит особенно остро, так как на каждом уроке изучается новый материал, практически нет дополнительных уроков на закрепление, повторение. И как провести урок успешно, заинтересовать ученика, развить познавательные способности, привить поисковую и исследовательскую деятельность?
Для того, чтобы урок прошел продуктивно, необходима смена деятельности обучающихся на каждом его этапе. В этом помогают современные педагогические технологии, методы и приемы.
В моей педагогической практике ведущее место занимают приемы технологии критического мышления, игровые технологии, ИКТ.
Технология критического мышления: (слайд 3 – 6)
Прием «Кластер» - графический систематизатор, схема. Как правило, применяю в начале изучения темы и при закреплении. Данный прием позволяет систематизировать знания по теме, выявить пробелы в знаниях.
Виды кластера:
Классический – используется ключевое слово или термин. Например, АПК.
Бумажный – когда учащиеся из слов, записанных на карточках, выбирают те, которые относятся к конкретной теме, например, машиностроение России.
Прием «Верные и неверные утверждения» помогает быстро провести опрос как по всей теме, так и по отдельному явлению. Может использоваться на любом этапе урока, в том числе и для закрепления. Проводить его можно как письменно (в виде географического диктанта), так и устно (используя сигнальные карточки).
Прием «Синквейн» используется на стадии рефлексии и формирует способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах.
Например,
Солнце Раскаленное, газообразное Освещает, нагревает, обжигает Солнечное излучение несет энергию Звезда | Река (равнинная) - 6 класс Спокойная, широкая Течет, переносит, разливается Издалека долго, течет река Поток | Тундра – 8 класс Безлесная, холодная Кормит, исцеляет, завораживает Беспросветная тьма гнуса летом Болото |
Прием «толстые» и «тонкие» вопросы позволяет ребятам развивать речь, извлекать из большого объема информации главное, логически мыслить, составлять рассказ по теме.
Например, при изучении темы «Атмосферное давление» в 6 классе, изучив дополнительный текст, ребята составили такие вопросы:
А) С помощью какого прибора измеряется АД?
Б) Кто и в каком году изобрёл прибор для измерения атмосферного давления?
В) Какой барометр удобнее применять и почему?
Г) При каких условиях давление принято называть нормальным атмосферным давлением?
Прием «Плюс – минус – интересно» помогает организовать работу с информацией на стадии вызова или стадии осмысления. Это способ активной работы с текстом. Данный прием помогает провести обсуждение, дискуссию по спорным вопросам.
Игровые технологии (слайд 7 – 10)
Применение игры на уроке очень разнообразно и, самое главное, ее можно использовать на любом этапе урока. Игру можно организовать в начале урока для определения темы, при проверке домашнего задания; при изучении нового материала; для снятия напряжения после сложной работы; в конце урока – для закрепления изученного.
Приведу примеры некоторых игровых моментов.
- При изучении береговой линии Евразии предлагаю ребятам игру-путешествие «Вокруг Евразии»
- При изучении темы «Географические координаты» можно зашифровать какое-либо слово, дав координаты объектов. Определив, какие города соответствуют заданным координатам, ребята отгадают зашифрованное слово.
- 59 с.ш. 11 в.д. Осло
- 35 с.ш. 51 в.д. Тегеран
- 13 ю.ш. 76 з.д. Лима
- 52 с.ш. 105 в.д. Иркутск
- 52 с.ш. 113 в.д. Чита
- 42 с.ш. 78 з.д. Нью – Йорк
- 46 с.ш. 75 з.д. Оттава
- Прием «третий лишний» или «белая ворона»
- Определить тему уроку, отгадав ребусы, загадки и т.д.
Также это может быть урок-игра при закреплении темы или раздела («Что? Где? Когда?», «Счастливый случай», КВН и др.)
Информационно – коммуникативные технологии являются неотъемлемой частью современного образования. Их главная задача – повысить качество образования, пробудив устойчивый интерес к предмету. Урок с применением ИКТ – различные ЭОР, как готовые, так и разработанные учителем, применяемые как для изучения нового материала, так и для закрепления, повторения, обобщения и систематизации. Это мультимедиа-презентации, обладающие наглядностью и выразительностью. Современные школьники легко ориентируются в Интернет-пространстве и самостоятельно готовят презентации, выбирают нужную информацию. (слайд 11)
Используемые в моей практике педагогические технологии позволяют реализовывать системно-деятельностный подход, который является основой ФГОС. Подтверждением того, что я на верном пути, является результативное участие моих обучающихся в конкурсах, олимпиадах от школьного до международного уровней. (слайд 12-14)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование современных педагогических технологий в воспитательной деятельности (из опыта работы старшей вожатой)
Использование современных педагогических техгнологий в воспитательной деятельности (из опыта работы старшей вожатой)...
«Современные педагогические технологии на уроке географии»
Выступление на ШМО по теме «Современные педагогические технологии на уроке географии»...
Использование учителем современных педагогических технологий в образовательной среде. Из опыта работы.
Что такое педагогическая технология? Это совокупность психолого-педагогических установок, форм, методов, приемов обучения. Это алгоритм деятельности учителя и ученика, направленный на достижение заран...
Использование современных педагогических технологий на уроке географии
Современная развивающая школа имеет дело с разносторонней, многогранной, активной личностью. Традиционный подход в организации образовательного процесса, характеризующийся доминирующей ролью учителя и...
Внедрение современных педагогических технологий на уроках географии. Здоровье сберегающие технологии.
Здоровье учащихся – одна из острых проблем современной жизни. Это политика, в которой наше будущее. Успеваемость детей напрямую зависит от их физического и психического здоровья. Ч...
Статья на тему "Использование современных педагогических технологий в образовательном процессе (из опыта работы педагога дополнительного образования)"
В статье рассматриваются вопросы использования современных педагогических технологий при реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы социально-педагогической направленности...
Использование современных педагогических технологий в процессе обучения (из опыта работы)
Моя главная педагогическая задача – пробудить интерес детей к учебной деятельности, добиться проявления учащимися активности в изучении как программного, так и дополнительного материала. Новые о...