КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 9 КЛАСС
календарно-тематическое планирование по географии (9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ: СОГЛАСОВАНО: РАССМОТРЕНО:
Директор школы Зам. Директора по УР На заседании МО
_______________ ___________________ ________________
«__»________ ___ «__» г «__»_________ __
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 9 КЛАСС
ВАСИЛЬЕВОЙ ВЕНЕРЫ ВАСИЛЬЕВНЫ
Учителя первой категории
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА «ГЕОГРАФИЯ РОССИИ. ПРИРОДА. НАСЕЛЕНИЕ. ХОЗЯЙСТВО»
9 КЛАСС
Пояснительная записка
(68 ч - 2 ч в неделю)
Программа под редакцией Душиной, И. В. Московский государственный университет. - М.: Дрофа, 2000,2004. Учебник: Дронов, В. П., Ром, В. Я. География России. Население и хозяйство. - М.: Дрофа, 2009. Обязательный минимум содержания основного общего образования по географии.
Практических работ 23, из них оценочных-12:
Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.
Составление характеристики одного из нефтяных или угольного бассейнов, составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статическим материалам.
Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.
Сравнение географического положения двух столиц: Москвы и Санкт- Петербурга.
Объяснение взаимодействия природы и человека на примере одной из территории Центральной России
Определение факторов развития и сравнения специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья.
Определение по картам географического положения Волгоградской области.
Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов Волгоградской области.
Оценка экологической ситуации в разных частях Урала и предложение путей решения экологических проблем.
Изучение и оценка природных условий Заподно-Сибирского (или Кузнецко-Алтайского) района для жизни и быта человека.
Составление характеристики Нарильского промышленного узла.
Обьяснение целесообразности размещение крупнейших ТПК, восстановление причин уровня сформированности каждого из них (Восточная экономическая зона)
Дополнительная литература: Дронов, В. П., Ром, В. Я. Дополнительные главы к учебнику. - М.: Дрофа, 2000. Алексеев, А. И. и др. География России. Хозяйство. - М.: Дрофа, 2004. Сергеева, К. П. За страницами учебника географии. 8-9 классы. - М.: Просвещение, 1999. Родионова, И. А. Экономическая география Российской Федерации. - М.: Моск. лицей, 2001. Дронов, В. П. Рабочая тетрадь к учебнику. - М.: Дрофа, 2006. Сиротин, В. И. Тесты для итогового контроля. 8-9 классы. - М.: Дрофа, 2003.
№ п/п | Название раздела, темы уроков | Сроки | Вид урока | Элементы обязательного минимума образования | Практические работы | Формы контроля | Домашнее задание |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 | Введение (1 ч) | ||||||
Новое политико-государственное устройство на территории бывшего СССР. Геополитическое положение России (2 ч) | |||||||
2 | Географическое положение России ЭГП и транспортно-геог-рафическое положение | Изучение нового материала | Основные особенности ГП России, особенности ЭГП РФ, следствия ЭГП и значительных размеров территории. Субъекты РФ, их различия | Работа с картой, определение особенностей ЭГП и ПГП России и направлений изменения ГП во времени и пространстве | Работа с картами | ||
3 | Политико-административное устройство России | Практикум | Самостоятельная работа | ||||
Население России и новых независимых государств (5 ч) | |||||||
4 | Население России: особенности заселения, численность и естественный прирост. РФ - многонациональная страна | Практикум | Численность населения РФ, национальный состав, особенности размещения, крупнейшие по численности города России, городские агломерации, география народов и религий страны. Миграция, эмиграция, депортация, иммиграция. Города, типы населенных пунктов, зоны расселения | Обозначение на контурной карте республик,автономных округов и автономной области, входящих в состав РФ | Работа с картами, составление прогнозов |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | б | 7 | 8 |
5 | Миграции населения. Расселение населения | Семинар | Трудовые ресурсы, активное население, пассивное население, рынок труда, дефицит работников, безработица | Определение плотности населения, доли городского и сельского населения своей области. Сопоставление со средними показателями по стране | Работа по вопросам семинара | ||
6 | Городское и сельское население. Расселение населения | Практикум | Составление диаграмм | ||||
7 | Рынок труда, занятость населения России | Семинар | Проверочная работа | ||||
8 | Итоговый урок по теме «Население России» | Деловая игра | Зачет | ||||
Экономика Российской Федерации (6 ч) | |||||||
9 | Хозяйство России | Лекция | Границы производящей и потребляющей зон, этапы формирования хозяйства. Доля России в ресурсах СССР. Особенности экономических систем | Развернутый план | |||
10 | Роль и место России в международной экономике. Экономические системы в развитии России | Семинар | Работа с картами, индивидуальный, фронтальный опрос | ■ | |||
11 | Структура экономики России | Лекция | Составление картосхемы | ||||
12 | Проблемы ресурсной основы экономики России | Практикум | Заполнение таблицы | ||||
13 | Научный комплекс -вершина экономики России | Семинар | Сообщения учащихся | ||||
14 | Экономический кризис в России. Пути экономических реформ | Деловая игра | Работа с карточками в группах | - |
Продолжение табл.
12 3 4 5 6 7 8 | |||||||
Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география (21 ч) | |||||||
Машиностроительный комплекс (4 ч) | Роль и значение машиностроения в хозяйстве России, состав машиностроения, уровень развития отдельных отраслей, главные факторы размещения и особенности размещения машиностроения по территории России, основные районы и крупные центры | Определение по картам закономерностей размещения отраслей наукоемкого, трудоемкого и металлоемкого машиностроения | |||||
15 | Машиностроительный комплекс - ведущий межотраслевой комплекс в хозяйстве России | Лекция | Работа с картами, фронтальный опрос | ||||
16 | Факторы размещения отраслей машиностроения | Практикум | Тестирование, составление схемы | ||||
17 | География машиностроения | Практикум | Составление характеристики отрасли | ||||
18 | Военно-промышленный комплекс | Семинар | Сообщения учащихся | ||||
19 | Научный комплекс (1 ч) Топливно-энергетический комплекс (4 ч) | Учебная дискуссия | Состав и значение ТЭК, главные нефтяные, газовые и угольные базы России, их географическое положение и особенности, основные типы электростанций и факторы их размещения | Характеристика одного из районов добычи угля (нефти, газа) с использованием карт атласа, учебника, статистических материалов. Сравнение между собой крупных угольных бассейнов и нефтяных баз России | Тестирование | ||
20 | Роль и особенности ТЭК | Лекция | Составление картосхемы | ||||
21 | Топливная промышленность | Практикум | Составление характеристики отрасли | ||||
22 | Электроэнергетика России | Практикум | |||||
23 | Итоговый урок по теме «Топливно-энергетический комплекс России» | Семинар | Зачет |
■■•■ ' * " "~ ~~
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Комплексы отраслей по производству конструкционных материалов и химических веществ (6 ч) | Роль и значение комплекса конструкционных материалов и химических веществ в хозяйстве, особенности их отраслевого состава, факторы размещения основных производств, основные районы размещения | Составление характеристики одной из металлургических баз России по картам и статистическим материалам. Определение главных факторов размещения металлургии меди и алюминия. Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и стат. материалам | |||||
24 | Состав и значение комплекса | Лекция | Тестирование | ||||
25 | Металлургический комплекс | Практикум | Составление характеристики отрасли | ||||
26 | География металлургического комплекса | Практикум | Проверочная работа | ||||
27 | Химико-лесной комплекс | Исследование | Самостоятельная работа | ||||
28 | География химико-лесного комплекса | Составление картограммы | |||||
29 | Итоговый урок по теме «Комплексы конструкционных материалов» | Семинар | Зачет | ||||
Агропромышленный комплекс (4 ч) | Значение АПК в хозяйстве, состав АПК, роль. Закон о земле. Интенсивный и экстенсивный путь развития хозяйства, мелиорация, факторы размещения производств пищевой и легкой промышленности | Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
30 | Состав и значение АПК | Практикум | у | Определение эффективности размещения отраслей пищевой промышленности | Заполнение таблицы | ||
31 | Земледелие и животноводство | Семинар | Сообщения учащихся | ||||
32 | Пищевая и лепсая промышленность | Семинар | Работа по вопросам семинара | ||||
33 | Территориальная организация АПК | Практикум | Составление картосхемы | ||||
34 35 | Инфраструктурный комплекс (2 ч) Состав инфраструктурного комплекса. Связь, сфера обслуживания. Роль транспорта. Виды транспорта | Лекция Практикум | Сфера услуг, здравоохранение. Связь. Роль и значение транспорта для хозяйства страны, понятие о грузообороте, транспортном узле, главные особенности различных видов транспорта, география важнейших транспортных путей, крупные транспортные центры | Заполнение таблицы «Виды транспорта» | Тестирование Заполнение таблицы | ||
Региональная часть курса (27 ч) | |||||||
Территориальная организация и районирование России (2 ч) | Районирование, факторы районирования, ТПК, экономический район, границы экономических районов | - | |||||
36 | Районирование территории России | Лекция | Работа с картами атласа | ||||
37 | Проблемы экономического районирования | Лекция с элементами беседы | Заполнение таблиц, тестирование | ||||
Центральная Россия (3 ч) | |||||||
38 | Центральная Россия. ЭГП, население и трудовые ресурсы | Лекция с элементами беседы | Особенности ЭГП, ресурсной базы, населения, специализации хозяйства района | Фронтальный опрос |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
39 | Экономика Центральной России. Узловые районы Центральной России | Практикум | Особенности ЭГП Центральной России, при-родно-ресурсная база, центры хозяйственной специализации района | Изучение внешних территориально-производственных связей Центральной России | Заполнение таблицы | ||
40 | Народные промыслы Центральной России | Практикум | Составление картосхемы | ||||
Северо-Западная Россия (1 ч) | |||||||
41 | Общая характеристика Северо-Западной России | Лекция с элементами беседы | Особенности ЭГП, ресурсной базы, населения, специализации хозяйства района, проблемы взаимодействия природы и общества | Работа с картами | |||
Европейский Север (2 ч) | |||||||
42 | ЭГП, особенности природно-ресурсного потенциала и населения | Практикум | Особенности ЭГП района, ресурсной базы, населения, хозяйства, проблемы взаимодействия природы и общества | Составление и анализ схемы хозяйственных связей Двинско-Печорского района | Составление картосхем | ||
43 | Хозяйство Европейского Севера | Практикум | Заполнение таблицы | ||||
Европейский Юг - Северный Кавказ (2 ч | |||||||
44 | Северный Кавказ: особенности географического положения, природные условия и ресурсы | Лекция | Особенности ЭГП, ресурсной базы, населения, специализации хозяйства района, проблемы взаимодействия природы и общества | Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе | Фронтальный опрос | ||
45 | Население и хозяйство района | Практикум | Работа с карточками | ||||
Поволжье (2 ч) | |||||||
46 | Поволжье: ЭГП, природные условия и ресурсы | Семинар | Особенности ЭГП, ресурсной базы, населения, специализации хозяйства района, проблемы взаимодействия природы и общества | Определение факторов развития и сравнение специализации | Сообщения учащихся |
Продолжение
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
пищевой промышленности Европейского Юга и Поволжья | |||||||
47 | Население и хозяйство района | Практикум | Проверочная работа | ||||
География своей области (5 ч) | |||||||
48 | Особенности ЭГП, природно-ресурс-ного потенциала области | Лекция | Особенности ЭГП, ресурсной базы, населения, специализации хозяйства района, проблемы взаимодействия природы и общества | Определение по картам географического положения своей области. Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов. Определение по картам плотности и особенностей размещения населения области | Составление картосхемы | ||
49 | Население области | Практикум | Практическая работа по картам области | ||||
50 | Особенности хозяйства. Факторы размещение отраслей промышленности | Практикум | Заполнение таблицы | ||||
51 | Специализация АПК области | Лекция | Составление картосхемы территориальной структуры хозяйства, характеристик ТПК, промышленных узлов своей области | Составление картосхемы | |||
52 | Экологические, демографические, социально-экономические проблемы области | Учебная дискуссия | Сообщения учащихся | ||||
Урал (2 ч) | |||||||
53 | Географическое положение, природные условия и ресурсы | Исследование | Особенности ЭГП, ресурсной базы, населения, специализации хозяйства района, проблемы взаимодействия природы и общества | Составлять характеристику района | Самостоятельная работа |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
54 | Население и хозяйство района | Лекция | Определение тенденций хозяйственного развития Северного Урала. Оценка экологической ситуации в разных частях Урала и предложение путей решения экологических проблем | Тестирование | |||
Восточный макрорегион - Азиатская Россия (5 ч) | |||||||
55 | Восточный макрорегион - Азиатская Россия | Лекция с элементами беседы | Особенности ЭГП, населения, специализация хозяйства района, проблемы взаимодействия природы и общества | Изучение и оценка природных условий Западно-Сибирского района для жизни и быта человека. Составление характеристики одного из ТПК Вост. Сибири | Развернутый план | ||
56 | Западная Сибирь | Путешествие | Самостоятельная работа | ||||
57 | Экономика Восточной Сибири | Практикум | Заполнение таблицы | ||||
58 | Дальний Восток: особенности развития | Семинар | Выделение на карте индустриальных, транспортных, научных, деловых, финансовых, оборонных центров Дальнего Востока | Сообщения учащихся | |||
59 | Итоговый урок по теме «Восточная Сибирь» | Обобщающий | Зачет | ||||
Новые Независимые Государства (3 ч) | |||||||
60 | Страны нового зарубежья. СНГ. Белоруссия и страны Балтии | Лекция с элементами беседы | Тестирование |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | б | 7 | 8 |
61 | Закавказье и Азиатский Юго-Восток | Практикум | Работа с картами | ||||
62 | Место России в экономике стран СНГ И Балтии | Комбинированный | Составление картосхемы | ||||
63-64 | Итоговое повторение (2 ч) | Обобщающий | Зачет | ||||
Резерв времени (6 ч) |
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс
Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)
Календарно-тематическое поурочное планирование по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко
Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 класс
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 классТематическое планирование рассчитано на 102 часа 3 ч...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс (ФГОС)
УУД, планируемые результаты обучения...
Календарно-тематическое (поурочное) планирование по геометрии (профильный уровень) на 2014-2015 учебный год Класс: 10 Всего часов: 68 (2 часа в неделю) УМК: • Атанасян Л.С. Бутузов В.Ф. Кадомцев С.Б. и др. Геометрия, 10-11: учеб. для общеобразоват. учр
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения курса геометрии 10 ученик должен знать/понимать • существо понятия математического доказательства; примеры доказате...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...