КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 9 КЛАСС
календарно-тематическое планирование по географии (9 класс) по теме

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 9 КЛАСС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2_-_9_.doc234.5 КБ

Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДАЮ:                              СОГЛАСОВАНО:                                     РАССМОТРЕНО:

Директор школы                             Зам. Директора по УР                                На заседании МО

_______________                          ___________________                              ________________

«__»________ ___                         «__»                          г                                «__»_________ __

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 9 КЛАСС

ВАСИЛЬЕВОЙ ВЕНЕРЫ ВАСИЛЬЕВНЫ

Учителя первой категории

           

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 КУРСА «ГЕОГРАФИЯ РОССИИ. ПРИРОДА. НАСЕЛЕНИЕ. ХОЗЯЙСТВО»

  9 КЛАСС

Пояснительная записка

(68 ч - 2 ч в неделю)

    Программа под редакцией Душиной, И. В. Московский государственный университет. - М.: Дрофа, 2000,2004. Учебник: Дронов, В. П., Ром, В. Я. География России. Население и хозяйство. - М.: Дрофа, 2009. Обязательный минимум содержания основного общего образования по географии.

    Практических работ 23, из них оценочных-12:

Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.

Составление характеристики одного из нефтяных или угольного бассейнов, составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статическим материалам.

Определение по картам основных  районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.

Сравнение географического положения двух столиц: Москвы и Санкт- Петербурга.

Объяснение взаимодействия природы и человека на примере одной из территории Центральной России

Определение факторов развития и сравнения специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья.

Определение по картам географического положения Волгоградской области.

 Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов Волгоградской области.

Оценка экологической ситуации в разных частях Урала и предложение путей решения экологических проблем.

Изучение и оценка природных условий Заподно-Сибирского (или Кузнецко-Алтайского) района для жизни и быта человека.

Составление характеристики Нарильского промышленного узла.

Обьяснение целесообразности размещение крупнейших ТПК, восстановление причин уровня сформированности каждого из них (Восточная экономическая зона)

Дополнительная литература: Дронов, В. П., Ром, В. Я. Дополнительные главы к учебнику. - М.: Дрофа, 2000. Алексеев, А. И. и др. География России. Хозяйство. - М.: Дрофа, 2004. Сергеева, К. П. За страницами учебника географии. 8-9 классы. - М.: Просвещение, 1999. Родионова, И. А. Экономическая география Российской Федерации. - М.: Моск. лицей, 2001. Дронов, В. П. Рабочая тетрадь к учебнику. - М.: Дрофа, 2006. Сиротин, В. И. Тесты для итогового контроля. 8-9 классы. - М.: Дрофа, 2003.

п/п

Название раздела, темы уроков

Сроки

Вид урока

Элементы обязательного минимума образования

Практические работы

Формы контроля

Домашнее задание

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Введение (1 ч)

Новое политико-государственное устройство на территории бывшего СССР. Геополитическое положение России (2 ч)

2

Географическое положение России ЭГП и транспортно-геог-рафическое положение

Изучение

нового

материала

Основные особенности ГП России, особенности ЭГП РФ, следствия ЭГП и значительных размеров территории. Субъекты РФ, их различия

Работа с картой, определение особенностей ЭГП и ПГП России и направлений изменения ГП во времени и пространстве

Работа с картами

3

Политико-административное устройство России


Практикум



Самостоятельная работа

Население России и новых независимых государств (5 ч)

4

Население России: особенности заселения, численность и естественный прирост. РФ - многонациональная страна

Практикум

Численность населения РФ, национальный состав, особенности размещения, крупнейшие по численности города России, городские агломерации, география народов и религий страны. Миграция, эмиграция, депортация, иммиграция.

Города, типы населенных пунктов, зоны расселения

Обозначение на контурной карте республик,автономных округов и автономной области, входящих в состав РФ

Работа с картами, составление прогнозов

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

б

7

8

5

Миграции населения. Расселение населения

Семинар

Трудовые ресурсы, активное население, пассивное население, рынок труда, дефицит работников, безработица

Определение плотности населения, доли городского и сельского населения своей области. Сопоставление со средними показателями по стране

Работа по вопросам семинара

6

Городское и сельское население. Расселение населения

Практикум



Составление диаграмм

7

Рынок труда, занятость населения России

Семинар



Проверочная работа

8

Итоговый урок по теме «Население России»

Деловая игра



Зачет

Экономика Российской Федерации (6 ч)

9

Хозяйство России

Лекция

Границы производящей и потребляющей зон, этапы формирования хозяйства. Доля России в ресурсах СССР. Особенности экономических систем

Развернутый план

10

Роль и место России в международной экономике. Экономические системы в развитии России

Семинар



Работа с картами, индивидуальный, фронтальный опрос

11

Структура экономики России

Лекция



Составление картосхемы

12

Проблемы ресурсной основы экономики России

Практикум



Заполнение таблицы

13

Научный комплекс -вершина экономики России

Семинар



Сообщения учащихся

14

Экономический кризис в России. Пути экономических реформ

Деловая игра



Работа с карточками в группах

-

Продолжение табл.

12                        3                4                                                     5                                                           6                                   7                          8

Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география (21 ч)

Машиностроительный комплекс (4 ч)

Роль и значение машиностроения в хозяйстве России, состав машиностроения, уровень развития отдельных отраслей, главные факторы размещения и особенности размещения машиностроения по территории России, основные районы и крупные центры

Определение по картам закономерностей размещения отраслей наукоемкого, трудоемкого и металлоемкого машиностроения

15

Машиностроительный комплекс - ведущий межотраслевой комплекс в хозяйстве России

Лекция



Работа с картами, фронтальный опрос

16

Факторы размещения отраслей машиностроения

Практикум



Тестирование, составление схемы

17

География машиностроения

Практикум



Составление характеристики отрасли

18

Военно-промышленный комплекс

Семинар



Сообщения учащихся

19

Научный комплекс (1 ч) Топливно-энергетический комплекс (4 ч)

Учебная дискуссия

Состав и значение ТЭК, главные нефтяные, газовые и угольные базы России, их географическое положение и особенности, основные типы электростанций и факторы их размещения

Характеристика одного из районов добычи угля (нефти, газа) с использованием карт атласа, учебника, статистических материалов. Сравнение между собой крупных угольных бассейнов и нефтяных баз России

Тестирование

20

Роль и особенности ТЭК


Лекция



Составление картосхемы

21

Топливная промышленность

Практикум



Составление характеристики отрасли

22

Электроэнергетика России

Практикум




23

Итоговый урок по теме «Топливно-энергетический комплекс России»

Семинар



Зачет

■■•■                ' *        "        "~ ~~

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

Комплексы отраслей по производству конструкционных материалов и химических веществ (6 ч)

Роль и значение комплекса конструкционных материалов и химических веществ в хозяйстве, особенности их отраслевого состава, факторы размещения основных производств, основные районы размещения

Составление характеристики одной из металлургических баз России по картам и статистическим материалам. Определение главных факторов размещения металлургии меди и алюминия. Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и стат. материалам

24

Состав и значение комплекса

Лекция



Тестирование

25

Металлургический комплекс

Практикум



Составление характеристики отрасли

26

География     металлургического    комплекса

Практикум



Проверочная работа

27

Химико-лесной комплекс

Исследование



Самостоятельная работа

28

География химико-лесного комплекса



Составление картограммы

29

Итоговый урок по теме «Комплексы конструкционных материалов»

Семинар



Зачет

Агропромышленный комплекс (4 ч)

Значение АПК в хозяйстве, состав АПК, роль. Закон о земле. Интенсивный и экстенсивный путь развития хозяйства, мелиорация, факторы размещения производств пищевой и легкой промышленности

Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

30

Состав и значение АПК

Практикум

у

Определение эффективности размещения отраслей пищевой промышленности

Заполнение таблицы








31

Земледелие и животноводство

Семинар



Сообщения учащихся

32

Пищевая и лепсая промышленность

Семинар



Работа по вопросам семинара

33

Территориальная организация АПК

Практикум



Составление картосхемы

34 35

Инфраструктурный комплекс (2 ч)

Состав инфраструктурного  комплекса. Связь, сфера обслуживания. Роль транспорта. Виды транспорта

Лекция Практикум

Сфера услуг, здравоохранение. Связь. Роль и значение транспорта для хозяйства страны, понятие о грузообороте, транспортном узле, главные особенности различных видов транспорта, география важнейших транспортных путей, крупные транспортные центры

Заполнение таблицы «Виды транспорта»

Тестирование

Заполнение таблицы

Региональная часть курса (27 ч)

Территориальная организация и районирование России (2 ч)

Районирование, факторы районирования, ТПК, экономический район, границы экономических районов

-

36

Районирование территории России

Лекция



Работа с картами атласа

37

Проблемы     экономического   районирования

Лекция с элементами беседы



Заполнение таблиц, тестирование

Центральная Россия (3 ч)

38

Центральная Россия. ЭГП, население и трудовые ресурсы

Лекция с элементами беседы

Особенности ЭГП, ресурсной базы, населения, специализации хозяйства района

Фронтальный опрос

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

39

Экономика Центральной России. Узловые районы Центральной России

Практикум

Особенности ЭГП Центральной России, при-родно-ресурсная база, центры хозяйственной специализации района

Изучение внешних территориально-производственных связей Центральной России

Заполнение таблицы

40

Народные промыслы Центральной России

Практикум



Составление картосхемы

Северо-Западная Россия (1 ч)

41

Общая характеристика Северо-Западной России

Лекция с элементами беседы

Особенности ЭГП, ресурсной базы, населения, специализации хозяйства района, проблемы взаимодействия природы и общества

Работа с картами

Европейский Север (2 ч)

42

ЭГП, особенности природно-ресурсного потенциала и населения

Практикум

Особенности ЭГП района, ресурсной базы, населения, хозяйства, проблемы взаимодействия природы и общества

Составление и анализ схемы хозяйственных связей Двинско-Печорского района

Составление картосхем

43

Хозяйство Европейского Севера

Практикум


Заполнение таблицы

Европейский Юг - Северный Кавказ (2 ч

44

Северный    Кавказ: особенности      географического положения,    природные условия и ресурсы

Лекция

Особенности ЭГП, ресурсной базы, населения, специализации хозяйства района, проблемы взаимодействия природы и общества

Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе

Фронтальный опрос

45

Население и хозяйство района

Практикум


Работа с карточками

Поволжье (2 ч)

46

Поволжье:       ЭГП, природные условия и ресурсы

Семинар

Особенности ЭГП, ресурсной базы, населения, специализации хозяйства района, проблемы взаимодействия природы и общества

Определение факторов развития и сравнение специализации

Сообщения учащихся

Продолжение

1

2

3

4

5

6

7

8

пищевой промышленности Европейского Юга и Поволжья

47

Население и хозяйство района

Практикум

Проверочная работа

География     своей области (5 ч)

48

Особенности ЭГП, природно-ресурс-ного потенциала области

Лекция

Особенности ЭГП, ресурсной базы, населения, специализации хозяйства района, проблемы взаимодействия природы и общества

Определение по картам географического положения своей области. Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов.

Определение по картам плотности и особенностей размещения населения области

Составление картосхемы

49

Население области

Практикум



Практическая работа по картам области

50

Особенности хозяйства. Факторы размещение отраслей промышленности

Практикум



Заполнение таблицы

51

Специализация АПК области

Лекция


Составление картосхемы территориальной структуры хозяйства, характеристик ТПК, промышленных узлов своей области

Составление картосхемы

52

Экологические,   демографические, социально-экономические проблемы области

Учебная дискуссия



Сообщения учащихся

Урал (2 ч)

53

Географическое положение,     природные условия и ресурсы

Исследование

Особенности ЭГП, ресурсной базы, населения, специализации хозяйства района, проблемы взаимодействия природы и общества

Составлять характеристику района

Самостоятельная работа

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

54

Население и хозяйство района

Лекция

Определение тенденций хозяйственного развития Северного Урала. Оценка экологической ситуации в разных частях Урала и предложение путей решения экологических проблем

Тестирование

Восточный макрорегион - Азиатская Россия (5 ч)

55

Восточный    макрорегион - Азиатская Россия

Лекция с элементами беседы

Особенности ЭГП, населения, специализация хозяйства района, проблемы взаимодействия природы и общества

Изучение и оценка природных условий Западно-Сибирского района для жизни и быта человека. Составление характеристики одного из ТПК Вост. Сибири

Развернутый план

56

Западная Сибирь

Путешествие



Самостоятельная работа

57

Экономика Восточной Сибири

Практикум



Заполнение таблицы

58

Дальний      Восток: особенности  развития

Семинар


Выделение на карте индустриальных, транспортных, научных, деловых, финансовых, оборонных центров Дальнего Востока

Сообщения учащихся

59

Итоговый урок по теме «Восточная Сибирь»

Обобщающий


Зачет

Новые Независимые Государства (3 ч)

60

Страны нового зарубежья. СНГ. Белоруссия и страны Балтии

Лекция с элементами беседы

Тестирование

Окончание табл.

1

2

3

4

5

б

7

8

61

Закавказье и Азиатский Юго-Восток

Практикум

Работа с картами

62

Место России в экономике стран СНГ И Балтии

Комбинированный

Составление картосхемы

63-64

Итоговое повторение (2 ч)

Обобщающий

Зачет

Резерв времени (6 ч)

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)

Календарно-тематическое поурочное планирование  по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко

Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English”  10 классТематическое  планирование  рассчитано  на  102 часа  3  ч...

Календарно-тематическое (поурочное) планирование по геометрии (профильный уровень) на 2014-2015 учебный год Класс: 10 Всего часов: 68 (2 часа в неделю) УМК: • Атанасян Л.С. Бутузов В.Ф. Кадомцев С.Б. и др. Геометрия, 10-11: учеб. для общеобразоват. учр

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения курса геометрии 10 ученик должен знать/понимать • существо понятия математического доказательства; примеры доказате...

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...