Календарно-тематическое планирование 8 класс
календарно-тематическое планирование по географии (8 класс) по теме
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения учебного предмета «География. Природа России», из расчета 2-х учебных часов в неделю.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2011-2012.doc | 187.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование по географии.
для общеобразовательного класса.
на 2011 -2012 учебный год.
ОБУХОВОЙ СВЕТЛАНЫ АНАТОЛЬЕВНЫ
Пояснительная записка.
Статус документа
Программа: 6-11 классы общеобразовательных учреждений/ А.А. Летягин, И.В.Душина, В.Б.Пятунин и др. – М.: Вентана – Граф, 2010
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.
Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.
Цели. Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Результаты обучения
Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)
В результате изучения географии ученик должен
знать/понимать
- основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
- географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
- различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
- специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;
- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
- приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;
- составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
- определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
- учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
- наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
- решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Используемый УМК:
- В.Б. Пятунин, Е.А. Таможня География России. Природа. Население 8 класс – М.: Вентана-Граф, 2011 год
2 Атлас. География России. Природа. 8 класс.
3. Контурные карты. 8 класс – М.: Дрофа, 2008.
- Мультимедийная программа: География 6-10 класс.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения учебного предмета «География. Природа России», из расчета 2-х учебных часов в неделю.
Рабочая программа рассчитана на 70 часов.
№ | Тема урока | Кол во ча сов | Тип урока | Элементы обязательного минимума образования | Требования к уровню подготовки обучающихся | Формы контроля | Практические работы | Дата проведения | |
План | Факт | ||||||||
Введение (1 час) | |||||||||
1 | Что изучает география России | 1 | Вводный | География как наука. Источники получения знаний о природе, населении. Методы получения и обработки информации | Знать: предмет изучения географии России, основные средства и методы получения географической информации Уметь: объяснять роль знаний в решении социально-экономических, экологических проблем страны | ||||
Раздел 1 Территория России (14 часов) | |||||||||
ГП и формирование государственной территории России (9 часов) | |||||||||
2 | Географическое положение и его виды | 1 | Урок изучения нового материала | Географическое положение. Виды и уровни географического положения | Понимать: связь между географическим положением и другими компонентами природы, определять поясное время уметь: приводить примеры | Фронтальный устный опрос | Характеристика географического положения России. Сравнение ГП России с ГП других стран | ||
3 | Размеры территории ПГП России | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Индивидуальный устный опрос. Фронтальная письменная работа | |||||
5 | ЭГП и ТГП России | 1 | Практикум | Морские и сухопутные границы России, недра, континентальный шельф, экономическая зона РФ | Знать: понятия «территориальные воды», «экономическая зона», «недра», соседние государства. Уметь: показать границу РФ и назвать соседей | Фронтальный устный опрос | |||
6 | Геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положение России | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Индивидуальный устный опрос | |||||
7 | Государственная территория России. Типы российских границ | 1 | Практикум | Фронтальный устный опрос | |||||
8 | Сухопутные и морские границы РФ | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Индивидуальный устный опрос. Фронтальная письменная работа | |||||
9 | Различия во времени на территории России | 1 | Практикум | Часовые пояса. Территория и акватория. Экономически эффективная территория | Знать: в каких часовых поясах лежит Россия. Уметь: определять местное, декретное, поясное время, их роль в жизни людей | Фронтальный устный опрос | Определение поясного времени для разных пунктов России. | ||
10 | Государственное устройство и территориальное деление РФ | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Знать: специфику административно-территориального устройства РФ | Индивидуальный устный опрос. Фронтальная письменная работа | Анализ карт административно-территориального и политико-административного деления страны | |||
11 | Повторение и обобщение по теме «ГП и формирование государственной территории России» | 1 | Обобщающий урок | Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт, индивидуальная работа по заполнению контурных карт | |||||
История заселения, освоения и исследования территории России (5 часов) | |||||||||
12 13 | Заселение и освоение территории России в 9-17 веках. Заселение и хозяйственное освоение территории России в 18-19 вв. | 1 | Урок изучения нового материала | История освоения и изучения территории России. Формирование и освоение государственной территории России. Изменения границ страны на разных исторических этапах | Знать: историю освоения и изучения территории России; формирование и освоение государственной территории России; изменение границ страны на разных исторических этапах | Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт, индивидуальная работа по заполнению контурных карт, фронтальный устный опрос | |||
14 | Географическое исследование территории России в 18-19 веках | 1 | практикум | ||||||
15 | Территориальные изменения и географическое изучение России в 20 веке | 1 | практикум | ||||||
16 | Повторение и обобщение по теме: «История заселения, освоения и исследования территории России» | 1 | практикум | Учебное исследование по картам , составление таблицы по результатам сравнения карт | |||||
Раздел 2. Природа России (37 часов) | |||||||||
Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы (6 часов) | |||||||||
17 | Особенности рельефа как результат геологической истории | 1 | Урок изучения нового материала | Особенности геологического строения. Устойчивые и подвижные участки земной коры | Знать: основные геологические эры, тектонические структуры, сейсмически опасные территории Уметь: показать на карте и объяснить причины такого размещения | Эвристическая беседа с использованием карт атласа | Анализ физической карты | ||
18 | Развитие земной коры | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Основные этапы геологической истории формирования земной коры на территории страны Основные тектонические структуры | Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт, индивидуальная работа по заполнению контурных карт | Анализ карт «тектоника и минеральные ресурсы» | |||
19 | Рельеф и полезные ископаемые России и их зависимость от строения земной коры | 1 | практикум | Распространение крупных форм рельефа | Знать: основные формы рельефа, их связь со строением земной коры Уметь: показывать на карте объекты | Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых | |||
20 | Зависимость рельефа от внешних геологических процессов | 1 | практикум | Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Движение земной коры. Области современного горообразования, землетрясения и вулканизма | Понимать: взаимодействие внутренних и внешних сил в формировании рельефа. Уметь: приводить примеры стихийных природных явлений, связанных с литосферой, объяснять признаки явлений | ||||
21 | Литосфера. Рельеф. Человек | 1 | Практикум | ||||||
22 | Повторение и обобщение темы | 1 | Обобщающий урок | Стихийные природные явления | |||||
Климат и агроклиматические ресурсы (5 часов) | |||||||||
23 | Условия формирования климата | 1 | Урок изучения нового материала | Факторы формирования климата: географическая широта, подстилающая поверхность, циркуляция воздушных масс | Знать: факторы, определяющие климат России Уметь: объяснять образование циклонов и антициклонов | Эвристическая беседа с использованием карт атласа. | Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса. Анализ климатической карты: выявление особенностей распределения летних температур января и июля, годового количества осадков на территории. Определение по карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и деятельности человека | ||
24 | Движение воздушных масс. Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Факторы формирования климата: географическая широта, подстилающая поверхность, циркуляция атмосферы. Циклоны и антициклоны | Знать: факторы определяющие климат России Уметь: объяснять образование циклонов и антициклонов | ||||
25 | Закономерности распределения тепла и влаги по территории России. Коэффициент увлажнения | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны (средние температуры января и июля, осадки, испарение, коэффициент увлажнения) | Знать: понятие «сезонность» Уметь: использовать знания для наблюдений в природе | Учебное исследование по картам | |||
26 | Климатические пояса и типы климатов | 1 | Сезонность климата. Чем она обусловлена. Типы климата России. Факторы их формирования, климатические пояса | Знать: характеристику типов климатов. Уметь: прогноз погоды | Групповая работа. Беседа по результатам анализа карт | ||||
27 | Климат и человек. Повторение и обобщение «Климат и агроклиматические ресурсы» | 1 | |||||||
Внутренние воды и водные ресурсы (4 часа) | |||||||||
28 | Состав внутренних вод. Реки, их зависимость от рельефа. Зависимость речной системы от климата. | 1 | Виды вод суши на территории страны. Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание и режим реки. | Знать: особенности внутренних вод, понятия, касающиеся работы реки, номенклатура и распределение рек по бассейнам океанов. Уметь: показать объекты на карте | Анализ карты «Водные ресурсы». Составление характеристики одной из рек с использованием климатических карт и климатограмм. Выявление зависимости между режимом и течением реки, рельефом и климатом. Определение возможности ее хозяйственного использования. Объяснение закономерностей размещения видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата. Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов. | ||||
29 | Озера. Болота. Ледники. Подземные воды. Многолетняя мерзлота | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Важнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Водные ресурсы, возможность их размещения на территории страны | Знать: основные географические понятия, номенклатуру Уметь: показать на карте объекты и южную границу многолетней мерзлоты | Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт | |||
30 | Воды и человек | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Особая роль воды в природе и хозяйстве. | Знать: меры по сохранению природы, защиты людей от стихийных природных явлений | ||||
31 | Повторение и обобщение по теме: «Внутренние воды и водные ресурсы» | 1 | Обобщающий | Тестирование | |||||
Почвы и почвенные ресурсы | |||||||||
32 | Почва-особое природное образование | 1 | Почвы и почвенные ресурсы. Почвы- основной компонент природы. | Знать понятие «почва», факторы почвообразования, основные свойства почв. Уметь: объяснять существенные признаки почв | Эвристическая беседа с использованием карт атласа. Индивидуальная работа по заполнению контурных карт | Анализ почвенной карты. Выявление условий почвообразования основных земельных типов почв (количество тепла и влаги, рельеф) и оценка их плодородия. Знакомство с образцами почв своей местности | |||
33 | Почвенные ресурсы. Почвы и человек | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Почвенные ресурсы, меры по сохранению почв | Знать : значение почв, что такое мелиорация земель Уметь: приводить примеры | Сопоставление карт атласа. Индивидуальная работа по заполнению контурных карт | |||
34 | Обобщение по теме «Почвы и почвенные ресурсы» | 1 | |||||||
Растительный и животный мир. Биологические ресурсы | |||||||||
35 | Растительный и животный мир | 1 | Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительности и животного мира природных зон России | Знать: растительный и животный мир России, видовое разнообразие, факторы, определяющие облик. Особенности растительного и животного мира природных зон России. Уметь: объяснять размещение по природным зонам живых организмов. | Анализ карт «Растительность» и «Животный мир» | ||||
36 | Биологические ресурсы | 1 | Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира | Знать: понятие «биологические ресурсы» и меры по их охране. Уметь: прогнозировать использование и охрану природных ресурсов | Учебное исследование по картам, решение географических задач | ||||
37 | Повторение и обобщение | 1 | Обобщающий урок | тестирование | |||||
Природные различия на территории России | |||||||||
38 | Природные комплексы | 1 | Урок изучения нового материала | Природная зона как природный комплекс | Знать что такое природно-хозяйственные зоны Уметь находить в разных источниках и анализировать информацию | учебное исследование | |||
39 | Природное районирование | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Анализ карт | |||||
40 | Северные безлесные природные районы. Лесные зоны | 1 | Практикум | Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр. Характеристика лесов | Знать характеристику Арктики, природные ресурсы. Лесные зоны: тайгу, смешанных и широколиственных лесов Уметь составлять характеристику разных районов | Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт | |||
41 | Смешанные и широколиственные леса | 1 | Практикум | Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт | |||||
42 | Южные безлесные зоны | 1 | Практикум | Характеристика степей и лесостепей | Знать характерные черты зон. Уметь выяснять их существенные признаки | Групповая работа | |||
43 | Высотная поясность | 1 | практикум | От чего зависит набор поясов | Знать понятие высотная поясность Уметь объянять набор высотных поясов в горах | ||||
44 | Повторение | 1 | Практикум | ||||||
45 | Особо охраняемые территории России | 1 | Урок изучения нового материала | ||||||
46 | Повторение и обобщение по теме «природные различия на территории России» | 1 | Обобщающий урок | ||||||
Раздел 3 НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ | |||||||||
47 | Численность и воспроизводство населения. | 1 | Урок изучения нового материала | Население России, численность, естественное движение, типы воспроизводства | Знать численность населения страны, влияющие на численность Уметь объяснять различия в естественном приросте | Эвристическая беседа с использованием карт атласа | Анализ карт населения. Определение и анализ основных статистических показателей, характеризующих население страны в целом | ||
48 | Половой и возрастной состав | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Половой и возрастной состав населения. Своеобразие половозрастной пирамиды в России и его определяющие | Знать своеобразие возрастного и полового состава населения Уметь объяснять причины социальных процессов | Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт | |||
49 | Этнический и языковой состав населения. | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Народы и основные религии | Знать народы России Уметь приводить примеры работать с картой | Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт | |||
50 | Особенности урбанизации в России. Городское население | 1 | Практикум | Городское и сельское население | Концентрация населения в крупнейших городах и обострение в них социально-экономических проблем | Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт | |||
51 | Сельские поселения | 1 | Семинар | Уметь объяснять существенные признаки социальных явлений, приводить примеры, анализировать карты | Сопоставление карт атласа | ||||
52 | Миграции населения. Размещение населения | 1 | Урок -исследование | Направления и типы миграций. Внешние и внутренние миграции | Знать понятие «миграции», виды, основные направления миграций | Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт | |||
53 | Занятость населения | 1 | Урок -исследование | Занятость, изменение занятости населения. Проблемы безработицы | Сопоставление карт атласа | ||||
Раздел 4. ПРИРОДНЫЙ ФАКТОР А РАЗВИТИИ РОССИИ | |||||||||
54 | Влияние природы на развитие общества | 1 | Урок изучения нового материала | Влияние природной среды на исторический процесс развития общества | Знать влияние природного фактора | Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт | |||
55 | Природные ресурсы. | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Сопоставление карт атласа, составление таблицы по результатам сравнения карт | |||||
ГЕОГРАФИЯ ВЛАДИИМРСКОЙ ОБЛАСТИ | |||||||||
56 | Административно-территориальное деление Владимирской области | 1 | Урок изучения нового материала | Особенности географии Владимирской области, рельеф, климат, почвы, внутренние воды, природные районы | Сопоставление карт атласа, составление таблицы по результатам сравнения карт | ||||
57 | История формирования территории Владимирской области | 1 | Урок актуализации знаний и умений | ||||||
58 | Географическое положение Владимирской области | 1 | |||||||
59 | Рельеф, геологическое строение территории области | 1 | |||||||
60 | Климат и внутренние воды Владимирской области | 1 | |||||||
61 | Почвы, растительный и животный мир | 1 | |||||||
62 | Природные районы Владимирской области | 1 | |||||||
63 | Урок обобщение по теме «География Владимирской области» | 1 |
Резерв 5 часов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс
Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)
Календарно-тематическое поурочное планирование по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко
Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 класс
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 классТематическое планирование рассчитано на 102 часа 3 ч...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс (ФГОС)
УУД, планируемые результаты обучения...
Календарно-тематическое (поурочное) планирование по геометрии (профильный уровень) на 2014-2015 учебный год Класс: 10 Всего часов: 68 (2 часа в неделю) УМК: • Атанасян Л.С. Бутузов В.Ф. Кадомцев С.Б. и др. Геометрия, 10-11: учеб. для общеобразоват. учр
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения курса геометрии 10 ученик должен знать/понимать • существо понятия математического доказательства; примеры доказате...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...