Разработка открытого урока "Озера" (география)
методическая разработка по географии (6 класс) по теме

Завгородняя  Елена  Николаевна

Разработка открытого урока по географии 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_ozyora.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Озёра. Происхождение озёрных котловин.                

  Хозяйственное значение озёр».

Цели и задачи урока:

  1. Сформулировать у учащихся представление о типах озёрных котловин, бессточных и сточных озёрах.
  2. Раскрыть причины образования разных типов озёрных котловин.
  3. Продолжать формировать умение выделять главное в тексте дополнительного материала, показывать воды гидросферы на карте и наносить их на контурную карту.
  4. Развивать познавательный интерес учащихся, желание самостоятельного поиска знаний, развивать творческое мышление.

Оборудование.

Презентация темы «Озёра» с применением интерактивной доски, карточки с изображением контуров сточных и бессточных озёр, инструктивные карточки для выполнения самостоятельной работы, карта полушарий, физическая карта России, раздаточный материал «Озёра».

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Географический диктант. Игра «Молчанка» (слайд № 1) – 3 м.

а) Закончи предложение (запиши только одно слово):

1. Водный поток, текущий в выработанном им углублении – русле называется…

2. Эта река берёт начало из болота Валдайской возвышенности…

3. Место, где река впадает в другую реку, озеро или море, называется…

4. Бия и Катунь являются истоком реки…

б) Что такое? Кто такой? (напиши определение):

5. Паводок-

6. Пролив-

7. Водораздел-

в) Возможно ли такое? («да» или «нет»):

8. Одно море омывает три части света.

9. В эти ворота нельзя забить гол.

10. Я видел, как морские животные выходят сухими из воды. Возможно ли такое?

(Дети смотрят на экран и отвечают на вопросы игры «Молчанка»).

Взаимопроверка. Ключ с ответами – слайд № 2.

  1. Исток; 2) Волга; 3) Устье; 4) Обь; 5) Кратковременный подъём уровня воды; 6) Узкое водное пространство, ограниченное с двух сторон берегами материков и океанов; 7) Граница, разделяющая соседние речные бассейны; 8) Да, «Средиземное море»; 9) Да, «Пролив Карские Ворота»; 10) Да, подкожный жир смазывает шкуру, и вода скатывается с неё, не смачивая поверхность.

Критерии оценок – слайд № 3. Оценки выставляются в сводную ведомость (карточки с оценками).

  1. Работа над новым материалом.
  1. На доске записана загадка:

Посреди поля лежит зеркало,

Стекло голубое, рама зелёная.

Глядятся в него молодые рябинки,

Цветные свои примеряют косынки.

Глядятся в него молодые берёзки,

Свои перед ним поправляя причёски.

И месяц и звёзды –

В нём всё отражается…

Как это зеркало называется? (озеро).

  1. Сообщение темы и цели урока.

Итак, тема урока сегодня «Озёра. Происхождение озёрных котловин. Хозяйственное значение озёр».

Задача урока: Внимательно выслушать и объяснить причину образования разных типов озёрных котловин.

  1. Презентация темы.

Слайд № 4. Записана тема урока и определение озера.

Озером называется замкнутый водоём, образовавшийся на поверхности суши в природном углублении. (читает учитель).

Отличие озера от моря и реки:

Озеро отличается от моря тем, что не является частью океана; от реки – тем, что вода в нём не течёт, как поток в русле (говорит учитель).

Углубления, в которых находятся озёра, называются озёрными котловинами.

  1. Работа с картой.

Как надо правильно показывать озёра на карте.

  1. Задание № 2. Работа в группах.

Прочитайте текст и подготовьте по данному тексту сообщение об озере по плану (план описания озера прилагается каждой группе).

  1. Сообщение об озёрах 6 человек (слайд № 5). Выставление оценки.
  2. Весь класс слушает выступления об озерах, и попутно заполняют таблицу (таблица выдана для всех).
  3. Самопроверка таблицы по слайду (слайд № 6).
  4. Слайд № 7. Критерии оценок.

Заполнить сводную ведомость. Задание № 2.

  1. Словарная работа (слова напечатаны отдельно на листе).
  1. Работа с учебником пр-ф 31 стр. 96-97.

Найти в учебнике объяснение слов, привести примеры:

Сточное озеро

Бессточное озеро

Озёра старицы

Котловина

Запрудные озёра

  1. Работа с контурными картами.
  1. Нанести на контурную карту озёра, изученные на уроке:

1 гр. Виктория

2 гр. Байкал

3 гр. Каспийское

4 гр. Ладожское

5 гр. Кроноцкое

6 гр. Аральское

2. Проверяет задание консультант и выставляет оценку.

3. Оценки вносятся в сводную ведомость. Задание № 3.

VI. Закрепление. «Театр теней».

  1. Чтобы выйти из тени из данных контуров озёр, каждой группе надо найти своё озеро и прикрепить на карте в том месте, где находится заданное озеро.

Задание № 4. «5» получает группа, которая раньше всех найдёт своё озеро. Оценки в сводную ведомость.

1 гр. Аральское

2 гр. Кроноцкое

4 гр. Каспийское

5 гр. Байкал

6 гр. Виктория

VII. Итог урока.

  1. От чего зависит форма котловин озёр и их размеры?
  2. Все задачи урока выполнены.

В сводной ведомости каждому надо сосчитать общее количество баллов и разделить их на 4 задания, получить итоговую оценку.

Поднимите карточки с той оценкой, которую вы получили.

    VIII. Оценки выставить в дневник.

    IX. Дом. задание: пр-ф 31 стр. 95-98.

    Слайд № 8:

    1 гр. нанести на контурную карту все изученные озёра.

    2 гр. составит кроссворд на тему «Озёра».

    3 гр. подобрать стихи разных поэтов об озёрах.

    4 гр. конкурс буриме (придумать рифмы).

    5 гр. сообщение об Аральском море-озере.

    6 гр. сообщение о Телецком озере.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА

Сохранение тембровой окраски мелодической линии на протяжении всего музыкального произведения...

разработка открытого урока "Фантазии из соленого теста"

Технология поэтапного изготовления "венка" из соленого теста...

Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие

Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли -  всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1.     Ученику дается г...

Разработка открытого урока в 5 классе по математике. Разработка программы курса по выбору в 7-8 классе по математике.

1.Разработка открытого урока в 5 классе по математике по теме "Джунгли зовут!" Открытый урок по теме "Все действия с натуральными числами."  2. Разработка программы по выбору в 7-8 классе по теме...

Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия "День открытых дверей"

Сценарий Внеклассного мероприятия "День открытых дверей", фотографии...