Круговорот воды в природе.
методическая разработка по географии (8 класс) по теме
Сформировать представление о гидросфере. Ввести понятия: залив, пролив, полуостров, остров, архипелаг, море.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pourochnoe_planirovanie_word_4.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Круговорот воды в природе.
Части Мирового океана
Цель урока:
Сформировать представление о гидросфере. Ввести понятия: залив, пролив, полуостров, остров, архипелаг, море.
Оборудование:
Физическая карта полушарий.
Ход урока
- Организационный момент
- Изучение нового материала
-какие оболочки земли мы уже изучили?
После того, как ученики вспоминают пройденные оболочки
- Что мы будем изучать? (гидросферу)
Состав гидросферы Внутренние воды, океан.
- Докажите, что гидросфера – единая оболочка (Между составными частями есть тесная связь. Мировой круговорот воды.)
-внутренние воды мы начнем изучать на следующих уроках, а сегодня мы приступим к исследованию океана.
-Откройте атласы и найдите, где находится Мировой океан.
-На самом деле Мировой океан это совокупность всех океанов. Запишите все океаны по мере уменьшения их площади. ( Тихий, Атлантический, Северный Ледовитый, индийский)
-Составье схему «Составные части океана»
Части мирового океана |
Моря(окраинные и внутренние) | ||||
заливы | проиливы | острова | полуострова | архипелаг |
Остров – небольшой участок суши, со всех сторон окруженный водой.
Архипелаг – группы островов.
Полуостров – участок суши, окружен с трех сторон водой
Залив- часть океана, моря, вдающаяся в сушу ( участок воды, окруженный с трех сторон сушей)
Пролив- относительно узкое водное пространство, соединяющее разные водные бассейны и разделяющее участки суши. Или: участок воды, окруженный с двух противоположных сторон сушей.
Море- часть океана более или менее обособленная сушей, островами или возвышенностями подводного рельефа, отличающаяся от остальной части океана соленостью, температурой вод, течениями и т.д.
-Чем отличается море от залива? ( море отличается от океанских вод соленостью, температурой, рельефом, а воды залива идентичны водам океана)
Сравните Средиземное море с Карским? ( Средиземное – внутреннее, Карское –окраинное).
Скажите, как объяснить, какое море внутреннее, а какое окраинное? ( внутреннее море глубоко вдается в сушу, сообщается с океаном одним или несколькими проливами. Окраинное море примыкает к материку и слабо обособлено от океана островами и полуостровами).
- Практическая работа
-Обозначьте на карте части Мирового океана.
Полуострова: Индостан, Аравийский, Индокитай, Лабрадор, Скандинавский, Камчатка, Таймыр.
Острова: Гренландия, Нов.Гвинея, Мадагаскар, Великобритания, Сахалин, Гавайи.
Проливы: Дрейка, Берингов, Гибралтарский, Магеланнов, Панамский канал, Суэцкий канал.
Заливы: Гвинейский, Гудзонов, Мексиканский, Персидкий, Бенгальский.
Моря: Красное, средиземное, Черное, Карибское.
Домашнее Задание. 24, 47, сравнение морей с.138
Природные зоны России.
Арктическая пустыня, тундра, лесотундра.
Цели и задачи урока:
Дать знания о природных зонах России, углубить знания о взаимосвязях в природных комплексах севера России. Формировать представления о хозяйственном использовании ресурсов природных зон и проблемах нарушения целостности.
Оборудование: таблицы «природные зоны России».
Ход урока:
- Организационный момент.
- Изучение нового материала. Природные зоны России.
Природные комплексы (региональные) природные зоны расположены на Земле не хаотично, а закономерно. Вспомните, как называется закономерность смены природных зон на равнинах? (Широтная зональность).
Наличие этой закономерности обнаружил немецкий естествоиспытатель Александр Гумбольт. Устанавливая и анализируя изменение климата и растительности, установил, что между ними существует тесная связь. Изменение климата вызывает зональное размещение не только растений, но и животных, почв, водного режима рек и т.д.
В 19 веке Василий Васильевич Докучаев доказал, что зональность это общий закон природы. Следствием зональности является существование крупных ПТК- природных зон. Ведущими компонентами (факторами) формирования природных зон является различное соотношение тепла и влаги.
По рис.51 (учебник Бариновой) или рис.77 (учебник Раковской) определите:
-Как расположены природные зоны в России?
-Какие зоны простираются от западных границ до побережья морей Тихого океана?
-Какие не простираются до восточных окраин России? Почему?
Изучение природных зон занимался академик Лев Семенович Берг. Он дал Характеристику всех природных зон и показал, что каждая зона состоит из закономерного сочетания ландшафтов (ланд (нем.) – земля, местность, шафт – сообщество.)
Природные зоны называют ландшафтом или географическими.
Многие природные зоны очень сильно изменены из-за сельскохозяйственной деятельности человека- степи, лесостепи, широколиственные леса. Меньше пострадали тундра и тайга Сибири.
Следует напомнить учащимся план изучения (характеристики природной зоны). Есть смысл записать его в тетради (план может быть записан на доске или таблице-пособии).Это может быть схема природной зоны.
- Географическое положение (в какой части страны расположена, конфигурация – протяженность).
- Типичный внешний облик зоны.
- Климатические условия (пояс, области, средние температуры января, июля, количество и режим осадков, коэффициент увлажнения).
- Почвы и их свойства (плодородие, кислотность, промывной характер, и т.д.).
- Типичные растения и животные, их приспособленность к условиям зоны.
- Возможность использования ресурсов природной зоны человеком (агроклиматические, биологические, почвенные).
- Проблемы охраны природной зоны (заповедники, национальные парки).
- Природная зона арктических пустынь
«Страна белой смерти» (С.Цвейг)., Страна льда и тьмы» (Ф.Нансен)
«Арктика» - медведь. Природная зона расположена в Арктике, северной полярной области Земли, Лежащей за северным полярным кругом, под созвездиями Медведиц- Большой и Малой.
Записать в тетрадь характерные черты зоны арктических пустынь
Вопросы на закрепление:
-Почему лето в арктической пустыне холодное? (угол падения лучей не велик, даже в полярный день, преобладающие площади имеют белый цвет, который отражает 70-80 % солнечной суммарной радиации.)
-Почему растительность не образует сплошного растительного покрова? (Большая площадь покрыта льдами, на которых не могут расти растения).
-Почему белые медведи впадают в спячку на зиму? (Зимой лед становится более мощным, исчезает значительная часть полыней, труднее добыть пищу.)
Домашнее задание: Пар-ф 23 (вопросы к параграфу), пар-ф 29 ( вопросы к параграфу).
Русская (Восточно-Европейская) равнина
Цели и задачи урока:
Формировать представления и знания об особенностях природного района- Русской равнины. Изучить природу и ресурсы Русской равнины. Углубить и расширить знания о компонентах ПТК равнины. Дать знания о роли Русской равнины в формировании Русского государства. Развивать умение решать с разными источниками географических знаний.
Оборудование:
Карты России, атлас.
Ход урока
- Организационный момент
- Изучение нового материала
- Мы начинаем изучать физико-географические районы России. Назовите эти районы, пользуясь картами природных регионов России и учебником
- Что лежит в основе деления России на регионы или физико-географические области? (в основу деления положены рельеф и геологическое строение- азональные компоненты.)
- Первый ПТК (физико-географический район), с которым мы познакомимся – это Русская равнина, или как она еще называется, Восточно-Европейская. Как вы думаете, почему эта равнина имеет такие названия? ( Русская – потому что здесь был центр России, на равнине располагалась Древняя Русь, здесь живет большинство русских России.)
- Почему Восточно-Европейская? (Равнина расположена на востоке Европы.)
Работа по изучению ПТК начинается с ознакомлением с планом изучения ПТК:
1.Географическое положение.
2. Рельеф и геологическое строение.
3. Климат.
4. Воды (реки, озера, болота, вечная мерзлота и т.д.).
5. Природные комплексы района.
6. Природные ресурсы и проблемы их использования.
- Мы начинаем изучение Русской равнины с определения географического положения, т.к. оно определяет особенности природы этого ПТК.
Работа по карте
- Определите на физической и политико-административной карте границы Русской равнины.
Русская равнина расположена на западе России: от государственной границы на западе до уральских гор – на востоке. На севере равнина омывается Баренцевым и Белым морями, на юге Черным и Азовским до Кавказских гор. С севера на юг равнина простирается на 2500 км. На севере равнину пересекает Северный полярный круг. Это территория ближе всех расположена к Атлантическому океану. Зная, что равнина расположена в умеренных широтах, делаем вывод о влиянии Атлантического океана на природу равнины.
- По тектонической карте определите, на каком участке земной коры расположена равнина. (на находится на древней Русской платформе.)
- Вспомним, что такое древняя платформа? Какое она имеет строение?
Древняя платформа – это устойчивый, жесткий участок земной коры с докембрийским фундаментом, сложенным древними магматическими кристаллическими породами. Сверху фундамент закрыт осадочным чехлом мощности. Участки платформы, где фундамент выходит на поверхность, называются щитами.
- Найдите на карте щиты на Русской платформе. (Это Балтийский щит)
- Влияет ли тектоническое строение на природу Русской равнины? (Да. Влияет. Тектоническое строение обусловило равнинность территории. Неровности фундамента определяют размещение крупных возвышенностей и низменностей.)
Поднятие фундамента (Воронежское)-обусловило появление на этой части платформы Среднерусской возвышенности. Понижениям фундамента соответствует Прикаспийская и печорская низменности.
Найдите эти формы рельефа. Какие еще возвышенности, низменности имеются на Русской равнине? (Тиманский кряж, Окско-Донская равнина, Приволжская возвышенность, Северные Увалы, Валдайская возвышенность, Смоленско-Московская возвышенность).
- Какая низменность имеет самую низкую абсолютную высоту? (Прикаспийская – 28 м, т.е. на 28м ниже уровня Мирового океана.)
- Какие территории имеют наибольшую высоту? (Горы Хибины на Кольском полуострове, они находятся на щите.)
- Рельеф равнины разнообразный. Почему? (На формирование рельефа миллионы лет оказывали влияние внутренние и внешние процессы.)
- Какие внешние процессы формировали рельеф равнины? (В четвертичный период кайнозойской эры в северной части равнины разрушительное действие оказал ледник.)
На севере он продавил под своей тяжестью побережье, участки севера равнины оказались ниже уровня моря и были затоплены морской воды. Толщина ледника в центре (Скандинавия) достигала 3000 м. Он, как огромный бульдозер, двигаясь на юг, уносил с собой вмерзшие в нижние слои льда камни, снимал с поверхности слои песка, глины, щебня. Он сгладил и округлил скалы (бараньи лбы), оставил царапины (штрихи).
Южнее, где ледник таял, отлагался принесенный материал. Образовались вытянутые холмы, сложенные перемешанными породами; песком, глиной, обломками горных пород, валунами – морены. На Русской равнине – это Смоленско-Московская гряда, Валдайская возвышенность, Северные Увалы.
Климат Русской равнины
- Назовите климатообразующие факторы, определяющие климат равнины. (Расположение от заполярных широт на севере до +45 гр.с.ш., протяженность с севера на юг на 2500 км – разнообразие климата: от субарктического на севере до умеренно-континентального на большей части равнины. В заполярных районах лето прохладное, а на юге очень теплое.)
Русская равнина расположена большей частью в умеренных широтах (60 гр.с.ш.), поэтому здесь: а) четко выражены 4 времени года; б) господствуют западные ветры; в) следовательно, наибольшее влияние оказывает Атлантика.
Вспомните, какие виды циркуляции атмосферы посылает на равнину Атлантический океан с помощью западных ветров? (С Атлантики на равнину приходят циклоны, и приносят морской умеренный воздух.)
Какую погоду приносят циклоны? (Пасмурную, дождливую, прохладную-летом, снежную и мягкую – зимой)
Вывод: Климат умеренно-континентальный, континентальность нарастает к юго –востоку, т.к. амплитуда увеличивается от 28 гр. в Петрозаводске (на северо-западе) до 34 гр. В Волгограде (юго –восток равнина), и уменьшается количество осадков от 600 мм (на юго-востоке).
- Закрепление
- Почему Восточно-Европейская равнина называется Русской? (Здесь находится центр Древней Руси, большая часть населения – русские, здесь расположена столица России- Москва)
- На какой тектонической структуре расположена равнина? (На древней платформе.)
- Где можно увидеть на поверхности древний кристаллический фундамент из гранитов? (На Балтийском щите)
- Какие внешние факторы повлияли на формирование рельефа равнины? (На севере ледник, на юге водная эрозия.)
- Что такое «Бараньи лбы»? (Отполированные ледником округлые скалы.)
- Какой океан оказывает на климат равнины преобладающее влияние? Почему? (Атлантический, т.к. равнина расположена в умеренных широтах, где господствует западный перенос воздушных масс.)
- Назовите тип климата равнины. (умеренно-континентальный).
- Каков режим и питание рек равнины? (Питание смешанное с преобладанием снегового, реки с весенним половодьем.)
-Какие реки имеют более молодые долины? (Реки севера равнины: Печора, Мезень, Онега, Сев.Двина, т.к. они образованы после схода ледника.)
4. Домашнее задание
Пар-ф 27; (По желанию подготовить сообщение о Карелии, о Мещере.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Круговорот воды в природе"
Показать, какую роль играет вода в природе....
Урок-КВН по теме «Гидросфера. Мировой круговорот воды в природе» 6 класс
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках географии Информационные коммуникационные технологи прочно вошли во все сферы нашей жизни, современный человек не може...
Урок-КВН по теме «Гидросфера. Мировой круговорот воды в природе» 6 класс
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках географии Информационные коммуникационные технологи прочно вошли во все сферы нашей жизни, современный человек не може...
презентация к уроку"Окружающий мир"на тему:"Круговорот воды в природе"
Презентация к уроку"Окружающий мир"на тему :"Круговорот воды в природе"...
Урок географии в 6 классе "Вода на Земле. Круговорот воды в природе. Мировой океан и его части"
Цель: сформировать понятие «гидросфера», её основные части.1) обобщить знания учащихся о значении воды в природе и жизни человека; природных явлениях, происходящих в гидр...
Конспект "Беседа о волшебнице воде. Круговорот воды в природе"
Совершенствование представления детей о разнообразных свойствах воды....
Вода на Земле. Круговорот воды в природе
География, 6 класс, раздел "Гидросфера"...