Вопросы краеведения на уроках географии и изобразительного искусства
методическая разработка по географии по теме
Предварительный просмотр:
«Вопросы краеведения на уроках географии и изобразительного искусства» Отчёт по теме самообразования 01.01.2007 Туранова Светлана Владимировна |
Цель: формирование у учащихся эмоционально-ценностного отношения к родному краю.
Задачи:
1- создание образа территории родного края, выявление его своеобразия;
2- углубление и конкретизация знаний школьников на примере местного материала, на уровне малой территории, на уровне сельского района;
3- воспитание в каждом школьнике устойчивых страноведческих навыков, важных для образованного, культурного и деятельного человека;
4-вырабатывание у школьников активной жизненной позиции, направленной на формирование приоритетов нравственных ценностей на основе личностного подхода;
5- способствовать возрастанию понимания о тесной взаимосвязи человечества с экологическими процессами в природе, «сотрудничестве» человека и природы.
4-рисунок как метод в развитии пространственных и социальных
образов родного края на уроках изобразительного искусства.
Решение задач через:
1- уроки географии в системе личностно ориентированного обучения;
2-организацию познавательного конфликта на уроке и коммуникативно- диалоговую деятельность;
3-культурологическое обучение на основе комплексного страноведческого подхода как одно из направлений гуманизации содержания школьной географии.
Важные составляющие краеведения, вопросы, которые рассматриваю на уроках географии в каждом классе – это:
1- изучение истории региона позволяет увидеть роль и место своей малой родины в истории всей России, школьники на примере своего района лучше усваивают учебный материал, более эмоционально воспринимают прошлое, а факты и события, известные учащимся по урокам истории, сложные исторические процессы воспринимаются ими более наглядно и образно. Это позволяет решать многие проблемы патриотического воспитания школьников.
2- при изучении природы региона провожу учебные экскурсии, позволяющие на конкретных примерах изучить природные комплексы, а также на уроках использую метод сравнения: сравниваем природные комплексы края и района с другими территориями нашей страны, а в 6 и 7 классах и с другими территориями земного шара. Во время экскурсий наблюдаем основные формы рельефа, геологические обнажения, реки и ручьи, лесные и луговые природные комплексы, выполняем практические работы: ориентирование на местности, измерение различных форм рельефа, описание почв, сбор коллекции горных пород, составление гербариев и изучение видового состава лесной и луговой растительности, зарисовка и составление плана местности. Факультативные занятия по Пермскому краю в седьмом классе посвящены именно природным особенностям края при активном использовании сравнительно-описательного географического метода исследования территории, этот метод помогает не просто сравнить нашу территорию с другими регионами мира, но и изучить ее, а также сформировать активную гражданскую позицию школьника – чувство патриотизма.
3- при изучении экологической ситуации выявляем вместе с учениками, как изменился ландшафт региона под влиянием хозяйственной деятельности человека, охарактеризовываем экологическую обстановку в крае и своем районе, определяем какие факторы приводят к ухудшению природной среды, какие мероприятия могут улучшить ее состояние.
4- изучая географию населения своего региона, обращаю внимание на его численность и размещение, показатели плотности населения, процессы урбанизации и миграции населения, его национальный состав. Представляет интерес и структура занятости населения.
5- важно показывать место и роль экономики края в национальной экономике, отражать специфику и особенности, ее значение для страны в целом. На уроках в 9 классе, при изучении сфер экономики России, включаю вопросы, касающиеся хозяйства Суксунского района, с учениками выявляем изменения, происходящие в отраслевой структуре, рассматриваем какие отрасли хозяйства переживают кризис, а какие развиваются более динамично, определяем какую продукцию производят, какие отрасли преобладают, чем обусловлена такая специализация и как она изменялась во времени.
При планировании целей урока предусматриваю отношение учащихся к уроку, к тем его сторонам, которые привлекут их внимание. А при подведении итогов урока останавливаюсь на том, что было им интересно, так как это реализация одного из средств личностной направленности в организации учебного процесса.
Мотивация изучения географии своей местности довольна высока и свидетельствует о широких познавательных интересах учащихся, многие учащиеся не знают где использовать свои географические знания. Поэтому уделяю внимание усилению практической направленности обучения, что является одной из задач модернизации школьной географии, т.к. возросла необходимость в информации о приоритетных отраслях хозяйства края, темпах их развития, условиях труда и размерах заработной платы работников.
Главное средство личностного развития – самостоятельная работа ученика. В личностно ориентированном учебном процессе применяю такие формы выполнения самостоятельной работы как групповая и парная. В групповой работе личностные качества учащихся проявляются в процессе выявления мнений о значении и использовании изучаемого материала.
Геокультурное пространство можно рассматривать как совокупность отношений между географическим объектами и образованиями, с одной стороны, и целостными образованиями культуры и их элементами - с другой.
Именно эта особенность объединяет географию с изобразительным искусством – с точки зрения восприятия геокультурное пространство можно определить как некую овеществленную и одухотворенную субстанцию, имеющую для человека значение, смысл и вызывающую у него эмоциональную реакцию. Краеведческий аспект в изобразительном искусстве я рассматриваю с точки зрения красоты ландшафтов своей малой родины, исторических событий, особенностей внешнего облика людей, в котором имеют отражение черты характера, духовной культуры и социальный статус человека.
Все это дети отражают в своих работах по изобразительному искусству. Все это они видят каждый день, они живут в этой среде, они ее чувствуют. Им становятся понятнее особенности природы своего края, особенности характера и традиций людей своей местности. Детские рисунки обретают правдивость, реалистичность и вместе с тем ребенок в рисунке выражает свое личное отношение к окружающей действительности.
Интеграция географии и изобразительного искусства весьма плодотворна при рассмотрении вопросов краеведения на уроках. Объединение этих двух предметов школьной программы возможно как при рассмотрении тем, касающихся природы своего края, так и при рассмотрении особенности жизни и быта населения, их традиций и имеет место, как в среднем звене школы, так и в начальных классах. На уроках дети не просто рисуют, лепят, конструируют, но они еще и сравнивают элементы быта населения и особенности природы с теми же компонентами в других регионах России и других стран и регионов мира, тем самым, осознавая, насколько могут быть близки география и изобразительное искусство.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование информационных компьютерных технологий на уроках географии и изобразительного искусства
Тема самообразования.Повышение ИКТ компетентности учителя и формирование навыков работы учащихся с компьютером при изучении географии и изобразительного искусства...
Использование вопросов краеведения на уроках географии в 5-9 классах
Разработаны цели и задачи по изучению вопросов краеведения на уроках географии в 5-9 классах. Рассмотрены вопросы, которые могут изучаться на конкретных уроках.Не взяты темы 8 класса, потому что именн...
Интегрированная система уроков литературы, истоков, изобразительного искусства. (1урок литература; 2урок истоки; 3 урок изобразительное искусство; итог подводиться на классном часе)
Тема: К.Г. Паустовский «Теплый хлеб». Сказка о труде и взаимной выручке....
Урок по предмету изобразительное искусство: «ИЗОБРАЖЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА И ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ ИСКУССТВА», 6 класс Тема урока: Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств.
Конспекты уроков содержат основной материал по некоторым темам для учащихся 6, 7-х классов....
Конспект урока музыки и изобразительного искусства в 6 классе . учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны, учителя изобразительного искусства Поляковой Альмиды Салляховны. Тема урока: «Космос в музыке и в живописи"
Конспект урока музыки и изобразительного искусства в 6 классепо программе Г.П.Сергеевой, Критской Е.Д, Неменского Б.М.учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны,...
«Вопросы краеведения на уроках географии »
изучение истории региона позволяет увидеть роль и место своей малой родины в истории всей России, школьники на примере своего района лучше усваивают учебный материал, более эмоционально воспринимают п...
Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства " Образ матери в музыке и в изобразительном искусстве"
Урок проводят:- учитель ИЗО Буланая Любовь Михайловна- учитель музыки Стаценко Татьяна ИвановнаЦель:-показать, как музыка и живопись р...