Использование вопросов краеведения на уроках географии в 5-9 классах
методическая разработка по географии (5 класс) на тему
Разработаны цели и задачи по изучению вопросов краеведения на уроках географии в 5-9 классах. Рассмотрены вопросы, которые могут изучаться на конкретных уроках.Не взяты темы 8 класса, потому что именно в этом классе изучается география своего края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
voprosy_kraevedeniya_na_urokakh_geografii.docx | 36.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование вопросов географического краеведения
на уроках географии и природоведения в среднем звене обучения.
Класс | Тема урока | Вопросы краеведения, рассматриваемые на уроке |
5 класс | Цель для реализации: коррекция имеющихся знаний и формирование новых о природе Удмуртии; научить пользоваться атласами и первоначальными умениями работы с контурными картами. Планируемые результаты: знать особенности природы, климата, экологические проблемы своей местности и возможные пути их решения; уметь узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности; находить необходимый материал в справочной литературе; пользоваться картами, атласами и контурными картами. | |
Горные породы, минералы и полезные ископаемые. | На основе практической работы, знакомство с горными породами своей местности. Нефть- основное богатство Игринского района. | |
Природные явления. Строение Земли.(обобщающий урок) | Возможность возникновения грозных природных явлений на территории Удмуртии и причины. | |
Суша планеты. Материки и острова. | Евразия –материк, где мы живем. Место Удмуртии на карте материка. | |
Атмосфера Земли. | Атмосферные явления характерные для нашей местности: дождь, снег, гроза, туман и т.д.Коррекция по теме «Круговорот воды» | |
Погода и климат. | Погода в Игре в день изучения. Особенности климата и сезонов года в Удмуртии. | |
Воды суши. | Рассмотрение рек на примере р.Лозы, протекающей рядом со школой. | |
Климат и внутренние воды Удмуртии. | Работа с атласами и контурной картой Удмуртии : обозначение границ, крупных рек и водохранилищ. | |
Природные зоны Земли. | Определение по атласу Удмуртии природной зоны в которой мы живем. | |
Растения разных природных зон. | Основные породы деревьев и кустарников в лесах Удмуртии. Работа с гербарием. | |
Природные зоны Удмуртии и их обитатели. | Подробно рассматривается растительность и животный мир тайги, смешанных и широколиственных лесов. Сообщения учащихся о типичных представителях животного мира. | |
Экологические проблемы | Промышленное и бытовое загрязнение окружающей среды в Игре ( примеры приводят сами учащиеся на основе наблюдений). | |
Жизнь под угрозой. Редкие и исчезающие виды животных Удмуртии. | Сообщения учащихся об исчезающих и редких животных Удмуртии на основе рекомендуемой литературы. | |
Экскурсия в природу ( 2 часа) | 1. Знакомство с природными комплексами своей местности. 2.Знакомство с водными объектами- р.Лозой и железнодорожным прудом. Болото у ж/д. | |
6 класс | Цели для реализации: научить определять географические координаты и географическое положение республики на карте России; вести наблюдения за географическими объектами, процессами и явлениями природы, проводить простейшую обработку полученных данных; выработать умения работы с картами и атласом Удмуртии Предполагаемые результаты : определять на местности, плане и карте расстояния, направления и географические координаты; находить в разных источниках необходимую информацию о природных объектах и явлениях Удмуртии; научиться обрабатывать результаты наблюдений и описывать их. | |
Определение направлений по плану местности. | Выход на местность для определения направлений по азимуту и по местным признакам. | |
Съемка местности (2 урока) | Съемка плана школьного двора. | |
Географическая карта. | Определение направлений на карте России от Ижевска до ближайших морей и океанов, до г. Москвы и.т.д. | |
Географические координаты. | Определение географических координат г. Ижевска и п. Игра. | |
Породы, слагающие земную кору. | Рассмотреть коллекцию горных пород нашей местности, определить их происхождение. | |
Равнины. | Определить, на какой равнине расположена Удмуртия. По атласу Удмуртии найти низменности и возвышенности республики, в пределах каких из них находится Игринский район. | |
Воды суши. Подземные воды. | Какие воды суши есть в Игринском районе. Родники п. Игра. Как используются подземные воды в районе. Загрязнение вод нефтью. | |
Реки. | Строение речной долины на примере р. Лозы. Режим и питание р.Лозы. | |
Озера. | Озера- старицы в пойме р.Лозы. | |
Искусственные водоемы. Охрана поверхностных вод. | По атласу Удмуртии- Воткинское водохранилище, крупные пруды республики. Местные пруды. Загрязнение р.Лозы и ж/д пруда. | |
Температура воздуха. | Основные понятия и построение графика суточного хода температур дается на местных данных | |
Ветер. | Господствующие ветры в Удмуртии и Игре. Построение Розы ветров для Удмуртии | |
Атмосферные осадки. | Основные виды осадков и их распределение по сезонам в своей местности. | |
Погода и климат. | Основные типы погод для Удмуртии. | |
Наблюдение за погодой и ее предсказание. | Предсказание погоды по местным признакам. Результаты наблюдения за погодой. | |
Причины, влияющие на климат. | Какие из причин, указанных в учебнике характерны для нашей местности. | |
Климат нашей местности. | Описание погоды одного дня. Построение графиков годового хода температуры и диаграмм осадков для Удмуртии .Общие выводы. | |
Разнообразие организмов и их распределение по Земле. | Вспомнить природные зоны для Удмуртии. | |
Воздействие человека на природные комплексы. | Виды воздействия человека на ПТК своей местности. | |
Природные комплексы своей местности. | Выделение природных комплексов на территории района и в Удмуртии Описание одного из них по плану. | |
Природа своей местности ( 5 уроков) | Работа с картами атласа, контурными картами. Проведение комплексных экскурсий на местности. Групповая защита отчетов по результатам экскурсий. | |
Населенные пункты. | Населенные пункты нашего района . Рассказ учащихся об Игре. | |
Стихийные природные явления. | Явления, встречающиеся в нашей местности. С чем сталкивались сами учащиеся (рассказ). | |
7 класс | .Цели для реализации: Научить определять положение Удмуртии на карте мира; на основе сравнения природы Удмуртии и разных материков помочь учащимся лучше понимать природу мира и ее особенности. Предполагаемые результаты: умение сравнивать и анализировать полученную информацию через имеющиеся знания о своей республике. | |
Распределение температуры воздуха и осадков на Земле | Факторы влияющие на распределение температуры и осадков на территории республики. | |
Воздушные массы и постоянные ветры . | Воздушные массы и постоянные ветры господствующие в Удмуртии | |
Климаты Земли. | Тип климата , характерный для Удмуртии. | |
Климат Африки. | Сравнение климата с нашим для лучшего восприятия материала учащимися. | |
Географическое положение Австралии. | Отличия в географическом положении от нашей территории. Влияние ГП на сезонность( обратный ход сезонов) | |
Климат Южной Америки. | Сравнение климата умеренного пояса у нас и в Ю.Америке. Отличия климата. | |
Природные зоны Ю.Америки. | Сравнение природных зон юга Ю.Америки и Удмуртии ( примерно одна широта). Причины отличий. | |
Географическое положение С.Америки | Проекция широтного положения Удмуртии на карту С.Америки. | |
Природные зоны С.Америки. | Сходство и различие природных зон Удмуртии и в С.Америке на одной широте. Причины отличий. | |
Географическое положение Евразии. | Положение Удмуртии на материке Евразия. | |
Климат. Климатические пояса Евразии. | Климатический пояс в котором расположена Удмуртия и особенности климата в связи с этим. | |
Природные зоны Евразии. | Расположение Удмуртии в таежной зоне . | |
9класс | Цели для реализации на уроках: Коррекция знаний о населении и хозяйстве Удмуртии через изучение экономической и социальной географии России. Предполагаемые результаты: учащиеся должны уметь находить сходство и различие в хозяйстве Удмуртии и Уральского экономического района , а также место Удмуртии в населении и хозяйстве всей России. | |
Политико-административное устройство РФ. | Удмуртия в составе субъектов РФ, федеральных округов. | |
Численность и естественный прирост населения | Численность и естественный прирост населения Удмуртии в сравнении с другими субъектами РФ. | |
Национальный состав. | Удмуртия- многонациональная республика. | |
Миграции населения. | Миграции населения республики в поисках работы. | |
Городское и сельское население. Расселение населения. | Численность городского и сельского населения Удмуртии в сравнении с др.регионами России. | |
Роль, значение и проблемы машиностроения. | Специализация машиностроения Удмуртии. | |
География машиностроения. | Причины размещения машиностроения в Удмуртии. | |
Военно – промышленный комплекс. | ВПК Удмуртии | |
Нефтяная и газовая промышленность. | Нефтяная отрасль Удмуртии как часть Волго-Уральской нефтяной базы, нефтепроводы, проходящие через территорию республики. | |
Металлургический комплекс. Факторы размещения. | Ижевск и Глазов- центры металлургии .Причины их появления в республике. | |
Черная металлургия. | Ижевский металлургический завод и его продукция. | |
Лесная промышленность. | Проблемы лесной промышленности в Удмуртии и п. Игра. | |
Земледелие и животноводство. | Основные культуры выращиваемые у нас, как типичные для лесной зоны. Животноводство- основная отрасль. | |
| Пищевая и легкая промышленность. | Специализация пищевой и легкой промышленности Удмуртии. Предприятия пищевой промышленности района. |
Инфраструктурный комплекс. Его состав. Роль транспорта. | Транспортные магистрали и транспортные узлы Удмуртии. Игра – трансп. Узел. | |
Экономическое районирование | Удмуртия в составе Приволжского федерального округа и Уральского экономического района. | |
ГП, ресурсы и население Урала. | Природные ресурсы Удмуртии и население в составе Уральского экономического района. | |
Хозяйство Урала. | Специализация промышленности Удмуртии. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование материалов по краеведению на уроках географии с целью формирования активной жизненной позиции учащихся
Использование местного материала на уроках географии(6-10 класс) с целью формирования личности учеников....
Вопросы краеведения на уроках математики
Мною был подготовлен доклад для выступления на заседании РМО учителей математики, в котором раскрываются актуальность изучения данного вопроса,цели и задачи,практический материал....
Вопросы краеведения на уроках географии и изобразительного искусства
Отчёт по теме самообразования...
Статья - «Активизация деятельности учащихся при использовании практических работ на уроках географии курса «География России», 8 класс, тема «Климат России»»
1. Введение 2. Виды практических работ по географ 3. Общие требования к организации практических раб...
«Формирование гражданско-патриотических качеств личности обучающегося через краеведение на уроках географии и во внеурочной деятельности».
Использование краеведческого материала на уроках и во внеурочной деячтельности по географии для развития гражданско-патриотических качеств личности обучающегося....
«Вопросы краеведения на уроках географии »
изучение истории региона позволяет увидеть роль и место своей малой родины в истории всей России, школьники на примере своего района лучше усваивают учебный материал, более эмоционально воспринимают п...
Статья на тему:«Использование материалов краеведения на уроках математики в 5-6 классах, как факторы повышения воспитания и духовности учащихся в окружающем микромире»
Математика позволяет сделать доступным для усвоения цифровой материал краеведения. В зависимости от содержания и цели урока краеведческий материал можно использовать на разных этапах учебного занятия....