Ненецкие игрушки
творческая работа учащихся по географии (8 класс) по теме

Зенченко Елена Сергеевна

Реферативный материал,содержащий сведения об обычаях и традициях ненцев,может быть использован в курсах"География ЯНАО",Культура народов Ямала,во внеклассных мероприятиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neneckie_igry.docx41.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

                средняя общеобразовательная школа №5                      

                                   г. Новый Уренгой

                    Реферат

       На тему: «Ненецкие игры»                  

                                                       

                                                             

                                                                   

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

                                                                     Автор: Горбунова Полина                                                                                                                                                                                                    

        Учащаяся 8г класса            

                                          Руководитель: Зенченко Елена Сергеевна  

                                               педагог дополнительного образования

                                                                                           МБОУ ДОД

                                                              «Центр детского творчества»

        

Содержание

1.Введение

2. История возникновения народного фольклора

3. Истоки национальной культуры

4. Фольклор и фольклористика

5. Коллективные игры

6. Календарные игры

7. Использование народных игр в организации и проведении народных праздников

8.Заключение

9.Список используемой литературы

        

                                               Введение

Ненцы – самая крупная из малочисленных народностей Севера, они являются коренным населением трех автономных округов, их традиционная материальная и духовная культура распространена от Кольского полуострова до Енисея. В прошлом это одна из крайне отсталых в культурном отношении народностей. Но ненецкий народ, покоряя тундру, благодаря высокой приспособленности к суровым условиям Севера, на протяжении веков создавал свою материальную и духовную культуру. Он создал уникальные по пригодности к жизни элементы культуры в таких сферах, как: жилище, одежда, транспорт, пища, фольклор.

Существует еще ряд обычаев и традиций, которые сохранились до настоящего времени. С самого рождения родители готовили ребенка к суровым условиям севера, кочевому образу жизни, к тем трудностям, которые ожидали его во взрослой жизни. Едва ребенок начинал ходить, будь-то это мальчик – отец мастерил для него маленькую нарточку или детский аркан; для девочки мать собирала кусочки меха, сукна, прививала навыки будущей хозяйки. Все это сопровождалось игровой деятельностью. Ненецкие игры привлекают к себе особое внимание. Они играют огромную роль в воспитании, способствуют сохранению, соблюдению и почитанию традиций ненецкого народа.

               1. История возникновения народного фольклора

Ямало-Ненецкий автономный округ, по названию полуострова неофициально именуемый словом Ямал, один из самобытных регионов России. Поверх его богатейших недр всегда существовал культурный пласт со своим неповторимым набором ценностей.

Основу культуры Ямала составляют многонациональные культуры народов, населяющих автономный округ. Суровая среда обитания на протяжении веков сформировала традиции быта и культуры коренных народов Севера, существующие и поныне.

В современных небольших поселках и городах округа нередко можно встретить людей, придерживающихся канонов родной культуры. Данный факт находит подтверждение в использовании в повседневной жизни национального костюма, соблюдении традиционных норм и правил, в том числе религиозных. Глубинка по-прежнему знакомит с традиционным укладом жизни коренных ямальцев, в основе которой лежат привычные для региона виды хозяйственной деятельности: рыболовство и оленеводство. Здесь можно по достоинству оценить поделки из меха, бисера, дерева, кожи и кости, которые являются не только произведениями народного искусства, но и необходимым атрибутом в бытовой культуре коренных жителей.

Фольклор ненцев - важная составляющая часть культуры этого самого крупного этноса среди коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России. Народное творчество ненцев - неотъемлемая часть всемирного культурного фонда - тематически и жанрово богато и разнообразно. В настоящее издание включены тексты сюдбабц, ярабц, хэбидя лаханако, се и самбдабц в записях XX в. от 17 сказителей Ненецкого и Ямало-Ненецкого автономных округов России.

                     2. Истоки национальной культуры

История культуры на Ямале берет свое начало с первого появления здесь человека. Исследования ряда ученых показывают, что поселения первых его жителей существовали за 8 тысячелетий до н.э. Одним из ценнейших археологических памятников – ярким свидетелем древних обитателей Ямала – является городище (жертвенное место) Усть-Полуй, отражающее культурный срез I века до н.э. Зооморфные изображения на кости и металле этой древней культуры нашли особое уважение у ценителей архаичного искусства. Вместе с тем, важной составляющей в развитии ямальской культуры как системообразующего явления стала деятельность отца Иринарха (в миру Ивана Семёновича Шемановского) уже в наше новое время.

В связи с установлением на Российском Севере Советской власти приходит и государственное регулирование сферы культуры. В прошлом веке её появление было аргументировано необходимостью пропаганды идеалов нового зарождающегося строя и его сохранения. В 1945 году в округе впервые появился орган исполнительной власти, отвечающий за развитие отрасли.

С распадом Советского Союза и обретением Россией суверенитета сменились акценты государственной политики в русле демократических преобразований. Ямал со всей Россией стал открыт перед миром, почувствовав на себе груз проблем 90-х годов и новых возможностей зарождающегося третьего тысячелетия.

Сегодня важная роль отводится поддержке этнических общностей и культур как основам государственного федерализма. Региональными органами власти уделяется этому особое внимание, оказывая поддержку в рамках развития важных направлений отрасли, где особую актуальность приобретают вопросы сохранения и развития культуры, а также вопросы информатизации и внедрения новых технологий деятельности. Первые источники, в которых встречаются упоминания о ненцах - русские летописи конца XI века н.э. С той поры ненцы являются постоянными персонажами писаной истории. Первый цельный образец ненецкого фольклора "Вада хасово" был опубликован И. Фатером в Санкт-Петербурге в 1787 году. Это послужило началом его более или менее систематического собирания и изучения. За два с лишним века был собран материал, позволяющий с той и иной степенью глубины и достоверности изучать и сюжетный состав, и поэтический строй, и отражение тех или иных социальных явлений в нем

        

                   3. Фольклор и фольклористика

Велико значение игр в воспитании детей. Можно сказать, что игра открывает путь к освоению национальной культуры, таким образом, она воспитывает в подрастающем поколении уважение к своей нации, к традициям своих предков, воспитывает доброжелательное отношение друг к другу, сохраняя правила гостеприимства, взаимовыручки; готовит к тяжелым трудовым условиям, связанным с кочевым образом жизни. В играх наиболее полно проявляются такие особенности народного воспитания как естественность, непрерывность, массовость, комплексность и завершенность.

Фольклор — народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах.

Народное творчество, зародившееся в глубокой древности, — историческая основа всей мировой художественной культуры, источник национальных художественных традиций, выразитель народного самосознания. Некоторые исследователи относят к народному творчеству также все виды непрофессионального искусства (самодеятельное искусство, в том числе народные театры).

Точное определение термина «фольклор» затруднительно, так как эта форма народного творчества не является неизменной и закостенелой. Фольклор постоянно находится в процессе развития и эволюции: Частушки могут исполняться под аккомпанемент современных музыкальных инструментов на современные темы, новые сказки могут быть посвящены современным явлениям, народная музыка может подвергнуться влиянию рок-музыки, а сама современная музыка может включать элементы фольклора.

До сих пор жизнь, обычаи и культура ненцев, представителей коренных северных народов населяющих Ямал, остаётся загадкой, потому что прошлое и настоящее этого малочисленного народа овеяно таким количеством легенд, мифов и противоречивых научных исследований, что можно уверенно сказать: разбираться в них предстоит ещё долго.

Ненцы, проживающие на Ямале, - явление самобытное. Особенности их хозяйствования, бытового обустройства, культурных традиций занимают особое место в истории развития малых народов нашей планеты. Не может не вызывать восхищения и устное народное творчество ненцев, уходящее корнями в глубокую древность.

Фольклорное наследие, сохранившееся до наших времён, поражает своим остроумием и глубокой смысловой нагрузкой. Оно отражает многовековой социально-исторический опыт народа, его меткий ум, а главное с его помощью можно лучше узнать этот народ. Тематика большинства загадок, пословиц и поговорок связана с бытом ненцев, природой, животным и растительным миром. Большое значение фольклорное наследие ненцев имеет для воспитания подрастающего поколения, потому что с помощью загадок, пословиц и примет дети знакомятся с окружающим миром, учатся практической жизни у взрослых.

В необыкновенности ненецкого фольклора и его непохожести на устное народное творчество других народов легко убедиться, познакомившись с ненецкими загадками, пословицами, поговорками и приметами.

Сказки, предания, легенды народов Ямала на протяжении19-20 веков собирали русские, немецкие, финские, венгерские, учёные – фольклористы, а в последние годы этим занялись и учёные – выходцы из северных народов. Записывая сказку или предание, учёный должен бережно относиться к собранному материалу – ведь он не творец произведения и не имеет права изменять что – либо существенное в тексте. Сбором фольклора своих народов занимались писатели Севера первого поколения – И.Г. Истомин, И.А. Юганпелик , Л.В. Лапцуй , В. Неркаги. В настоящее время известными собирателями северного фольклора являются талантливые писатели Севера Роман Ругин, Еремей Айпин, Анна Неркаги.

                              4. Коллективные игры

Игра - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственной человеку. Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего социального воспитания, средством спорта. Игры, используемые для физического воспитания, очень разнообразны. Их можно разделить на 2 большие группы: подвижные и спортивные. Спортивные игры - высшая ступень развития подвижных игр. Они отличаются от подвижных едиными правилами, определяющими состав участников, размеры и разметку площадки, продолжительность игры, оборудование и инвентарь и др., что позволяет проводить соревнования различного масштаба. Соревнования по спортивным играм носят характер спортивной борьбы и требуют от участников большого физического напряжения и волевых усилий.

Дети младшего школьного возраста отличаются особой подвижностью и постоянной потребностью к движению. Однако при выборе игр нужно помнить, что организм младших школьников не готов к перенесению длительных напряжений. Их силы быстро истощаются и довольно быстро восстанавливаются. Поэтому игры не должны быть слишком длинными; обязательно нужно делать паузы для отдыха.

Игры детей Крайнего Севера ярко отражают трудовую деятельность взрослых. Игры народов Севера служат практическим задачам, они готовят детей с раннего возраста к освоению традиционных промыслов. В процессе игры дети воспроизводят то, что они видят в окружающей жизни, узнают из разных источников: рассказов родителей и старших товарищей. Дети тундры зорки, внимательны и наблюдательны. Игры народов Севера: бросание маута, перетягивание палки, прыжки через нарты и другие нацелены на расширение кругозора, воспитывают у детей силу, ловкость, смелость, трудолюбие, любовь к родному краю.

Суровые жизненные условия Севера, трудная промысловая деятельность требовали, чтобы уже с шести – семилетнего возраста они активно развивали у детей важнейшие физические качества и воспитывали специфические двигательные навыки. С этого возрастного периода дети не только привлекались к хозяйственной помощи родителям, но и велось специальное обучение и воспитание их как будущих кормильцев семьи. В связи с тем, что охотнику, преследующему зверя, приходилось проходить несколько десятков километров в день, оленеводу, собирающему стадо, пробегать по тундре не меньшее расстояние, следовало развивать необходимые для этого физические качества. Непосредственными средствами такого развития являлись разнообразные народные подвижные игры. Любой тундровик уже с детства знает, как непросто ловить бегущего оленя. Чтобы точно заарканить за ветвистые рога северного красавца, нужны крепкая рука и точный расчет. Ни то ни другое само по себе не приходит. Ямб-уда - Длинная рука - так называют тундровики тынзян. Метание тынзяна на дальность - начальный этап тренировки, метание на хорей - завершающий. Хорей устанавливается в центре круга диаметром 15 метров вертикально. Метание производится с любой точки круга. Для детей и подростков радиус круга меньше. Тынзян изготавливается из кожи оленя в сечении не более 6-7 мм, детский - диаметром около 5 мм. На переднем конце тынзян имеет костяшку-сармик- с двумя отверствиями (малым и большим), через которые протянут сам тынзян, образующий петлю. Длина тынзяна не ограничена. Прыжки через нарты - широко распространенный вид состязаний среди народов Крайнего севера Азии, Европы, Америки. В России данный вид национальных физических упражнений классифицируется как вид спорта. Установлены разрядные нормативы, фиксируется рекорды. Высота спортивных нарт равняется 50см, ширина верхней части - 50см, нижней – 70см. Прыжки через нарты ставятся на ровной площадке поперек движению, на расстоянии 50см друг от друга – в количестве 10 штук. Участник должен последовательно перепрыгивать через расставленные нарты, отталкиваясь двумя ногами, без остановки. После прыжки через последнюю нарту он прыжком поворачивается лицом к нартам и продолжается перепрыгивать в обратном направлении. Окончательный результат участника определяется по количеству перепрыгнутых нарт в лучшей попытке. Участнику не разрешается задерживаться больше 5 секунд после преодоления последней нарты и разводить ступни на ширину локтей. В момент перепрыгивания нарты колени разводятся, ступни подтягиваются, минимальное движение туловища. Такая техника прыжка экономит силы и напоминает технику бега барьериста. Очень удобно для перепрыгивания половинки автошин, выкрашенные в разные цвета. Они, прежде всего, хороши тем, что предохраняют детей от травм. Кроме того, такие снаряды, сделанные из больших автошин поставленные попарно, могут заменить настоящие спортивные нарты.

“Бег по медвежьи”

Она проводилась в любое время года. В игре принимали участие только мальчики. Дистанция бега была произвольная и обговаривалась между участниками до начала игры. Перед игрой в начале и в конце дистанции проводились линии старта и финиша. Все участники располагались вдоль стартовой линии, принимая исходное положение: стоя на четвереньках. По команде судьи (голосом) начинался “бег по-медвежьи”, который выполнялся так: оттолкнувшись двумя руками, игроки подтягивали ноги к груди и приземлялись на обе ноги, одновременно выставляя как можно дальше руки. Победителем становился участник, “пробежавший” таким образом к финишу первым.

“Кто быстрее”

Она проводилась в любое время года. Участвовала в ней вся семья, как дети, так и взрослые. Тот, кому во время игры доставалась шейная часть позвоночника оленя, должен был тут же быстро разъединить ее позвонки ножом. Игрок, который первым замечал в руках кого-либо шейную часть, должен был быстро выбежать из дома, припрыгать на одной ноге вокруг него и вернуться обратно. Если обладатель кости не успевал ее к тому времени разделить, то ее в этом случае забирал игрок, который пропрыгал вокруг дома, а игрок, отдавший ему кость, должен был также выбежать из дома и пропрыгать вокруг него и т.д. Игра продолжалась до тех пор, пока кто-то из сидящих за столом не разъединял шейную часть. Он обычно и становился победителем.  “Медведь и ягодники”

В игре участвовали мальчики и, девочки. Она обычно проводилась на песчаном берегу реки. Для игры чертили на песке игровую площадку, прямоугольной формы. Ее длина была равна 15 м, ширина 7–10 м. В центре проводили линию, разделяющую площадку на две половины. На одной половине площадки сидел “медведь” – водящий, которого выбирали с помощью считалки в начале игры. Дети – “ягодники” заходили на половину “медведя” и имитировали сбор ягод (собирали камешки). “Медведь” неожиданно вскакивал и старался схватить кого-либо из игроков-“ягодников”, которые старались увернуться от него и убежать за среднюю линию на свою половину площадки. Если ему (водящему) удавалось поймать кого-либо из игроков–“ ягодников”, то этот игрок становился “медведем”- водящим, а водящий становился ягодником. Если же водящему не удавалось поймать никого из игроков, то он снова садился на свое место (на своей половине площадки), а игроки подходили к нему и начинали “собирать ягоды”, и игра продолжалась вновь.

Большое место среди самобытных народных игр занимали игры с метанием различных предметов (мячей, палок, косточек, колец, дисков и т.д.) в цель или на дальность.

“Метание диска”

В этой игре принимали участие только мальчики. Каждый из игроков изготовлял себе палку из черемухи длиной 1 м. 20 см, диаметром 2 см, а также 20 березовых дисков, изготовленных из коры этого дерева. Диаметр дисков 15 см, толщина в средней части 0,5 см и по краям 0,1–0,2 см. Палка с одного конца расщеплялась, и в этот расщеп вставлялся диск.

Игрок брал палку за нерасщепленный конец в правую (левую) руку и после небольшого замаха назад, за счет сильного захлестывающего движения руки с палкой, выбрасывал диск из расщепленного конца палки. Игроки старались перебросить диски через реку. Выигрывал тот, кому удавалось наиболее часто это сделать.

“Игра в мяч”

Играли в нее на ровных площадках возле домов, на лесных полянках в летнее время. В начале игры чертили на земле круг диаметром 20 м, затем по желанию или по договоренности между собой игроки выбирали двух водящих. Все игроки располагались внутри круга, а два водящих ходили за кругом, пряча мяч под одеждой. Мяч изготавливали из оленьей кожи и набивали тряпками. Его диаметр от 10 до 15 см. Водящие ходили за кругом и старались неожиданным броском попасть в кого-либо из игроков в кругу. Если им удавалось это сделать, то игрок, в которого попали мячом, выходил за круг. Та пара водящих, которая быстрее выбивала всех игроков из круга, и становилась победителем. Описание игры в мяч в древности имеется в героических преданиях, сказках. Но в них мяч обычно изготовляли из стекла или камня. Игроки в сказочных играх часто метали каменные мячи ногами.

                                5. Календарные игры

Игровые занятия, праздничные мероприятия позволят педагогам детских садов не только познакомить малышей 4-6 лет с народными традициями и обрядами, но и ввести детей в активную творческую деятельность. Пособие предлагает большое разнообразие народных игр, фольклорного материала, составляющих ту основу, на которой формируется детская духовно-нравственная культура.

                            “Прятки” (“Канях янтэх”)

Она проводилась зимой на снегу. Участвовали в игре девочки и мальчики. Количество игроков не ограничивалось. Перед игрой участники проделывали под большими сугробами ходы в разных направлениях с выходами наружу и определяли недалеко от этих ходов место водящего, например у дерева, камня и т.д. По желанию или по договоренности, иногда по жребию выбирался водящий, который занимал отведенное ему место, повернувшись спиной к играющим. Все участники игры разбегались и прятались в снеговых ходах. После предупреждающего сигнала голосом водящего, что он идет искать, водящий начинал искать спрятавшихся игроков. Обнаружив кого-либо, водящий осаливал (пятнал, ляпал), и после этого оба, кратчайшим путем, используя любые снежные лабиринты и выходы, старались как можно быстрее добежать до места, где первоначально стоял водящий (дерево, камень и т.д.) и коснуться его рукой. Так игра продолжалась до тех пор, пока водящий не обнаруживал и не осаливал всех игроков. Победителями становились игроки, сумевшие опередить водящего и первыми коснуться рукой предмета, у которого он ранее стоял. Последний проигравший водящему игрок становился новым водящим, и игра продолжалась дальше. Водящему разрешалось осалить сразу несколько игроков.

В другом варианте игры выбирался водящий, который располагался спиной к снеговым ходам у дерева (камня и т.д.), остальные игроки разбегались, прячась в ходах. Водящий по сигналу одного из игроков приступал к поиску спрятавшихся игроков, которые, проявляя находчивость, хитрость и смекалку, старались незаметно для водящего приблизиться по снеговым ходам к дереву (камню), пытаясь опередить друг друга. Игрок, первым успевший коснуться дерева (камня), становился победителем. Игра заканчивалась, когда водящий находил всех игроков. Спрятавшимся игрокам разрешалось вылезать из-под снежных ходов на любом участке площадки для игры. Иногда снежные ходы и выход наружу подходили прямо к месту водящего (дереву, камню), и достаточно было протянуть руку, чтобы коснуться дерева (камня) в тот момент, когда водящий приступал к поиску спрятавшихся игроков.

                    “Игра с кольцами” (“Кусан юх”)

Играли в эту игру летом в лесу на полянках мальчики и девочки. В игре принимало участие 6–8 человек. Для игры из веток тальника толщиной примерно 1 см изготавливали 5–6 колец диаметром 15 см и палку (кол) длиной 90 см, толщиной 2–3 см, для чего использовали ветки сухостоя. Каждый игрок вбивал себе кол на расстоянии 2–3 м от линии броска. Игроки становились у линии напротив своих кольев, держа в руке все кольца, и старались по одному набросить их на колья. Тот, кто набрасывал на свой кол больше колец, становился победителем и считался самым метким и ловким игроком

                                  Игра с мячом “Пуксэл”.

Играли в нее только мальчики в летнее время на дороге или на поляне. Количество игроков не ограничивалось. Для игры требовался мяч, который сплетали из корней кедра, растущего на болоте (так как его корни более гибкие). Мяч обычно имел диаметр 10–15 см, и у него был небольшой хвостик (15–20 см). Игроки метали мяч по очереди с одного и того же места (от линии или от палки, камня). Метающий брался рукой за хвостик мяча и с замаха старался бросить его вперед-вверх как можно дальше. Место падения мяча отмечалось палочкой или камешком, и каждый игрок запоминал свою отметку. Тот, у кого мяч пролетал большее расстояние, и становился победителем.

                                  “Салки под снегом”

Проводилась она зимой на снегу. Играли мальчики и девочки. Количество играющих - произвольное. Перед игрой участники делали ходы под снегом в различных направлениях и с выходом на игровую площадку. Площадка была довольно произвольных размеров, ограниченная предметами, расположенными на ней (деревьями, камнями, нартами и т.д.). По желанию или по договоренности выбирался водящий, задача которого осалить (заляпать) кого-либо из разбежавшихся по снежным ходам игроков. Игроки же, передвигались под снегом в различных направлениях, старались “убежать” от водящего, используя для этого и выходы наружу, на площадку. Игрок, которого поймал (осалил) водящий, также начинал ловить других участников. Игра прекращалась, когда были пойманы все игроки или по желанию всех играющих. Игрокам разрешалось вылезать наружу из снежных ходов и передвигаться только в обговоренных пределах площадки.

                                      “Метание шишек”

Играли весной и летом около дороги на открытых местах мальчики и девочки. В игре участвовали от двух до пяти человек. Для игры из гибкого прутика черемухи или тальника выстругивали палочку длиной 60–80 см, диаметром 1–2 см, один ее конец заостряли. Игроки собирали шишки и складывали их в кучку у линии броска. Броски делались поочередно. Игрок становился у линии, где находились шишки и палочка, втыкал ее в любую шишку (так, чтобы она при броске могла сорваться с палочки) и старался бросить шишку как можно дальше. Место падения определял (отмечал) судья. Победителем становился тот, кто сумел бросить шишку дальше всех.

        

     6. Использование народных игр в организации и проведении      народных праздников

Традиционные игры, куклы, игрушки народов Севера многие десятилетия привлекают внимание исследователей. В играх и игрушках, их семантике, художественном своеобразии и устойчивости изобразительных канонов они ищут ключ к таинствам традиционной культуры. Но вопросы их происхождения не всегда находили ответ. Не случайно ненецкие игры и игрушки привлекают возможностью прикосновения к уже утраченным культурным пластам. Среди игр и развлечений на открытом воздухе следует отметить национальные виды соревнований, которые сопровождали праздники, связанные с хозяйственной деятельностью (например, завершение оленеводческого цикла осенью), свадьбы и тд. Из национальных видов соревнований наиболее распространенными были гонки на оленьих упряжках, метание тынзея (аркана), топора, прыжки через нарты, перетягивание палки. Ненцкие традиционные спортивные игры сохраняются и в настоящее время. Устраиваются состязания в масштабов районов, округов, установлены нормативы и т.п. Гонки на оленьих упряжках — красивое, захватывающее зрелище. Отбираются лучшие олени, упряжь украшается ленточками, полосками ровдуги, разноцветного сукна. В зависимости от сезона запрягают четыре-шесть оленей. Состязания проводятся на скорость, однако присутствующие неизменно оценивают красоту бега оленей, их окраску (наиболее красивыми всегда считались белые олени) и т.д. Тынзей мечут на поставленную вертикально палку, хорей, на головки нарт. Топор бросают на дальность. Интересны традиционные соревнования по прыжкам через нарты. Несколько нарт (обычно столько, сколько есть свободных пустых нарт) устанавливают параллельно друг другу на расстоянии полуметра. Прыжки совершаются двумя ногами вместе, сначала в одном направлении, затем в обратном, пока хватает сил. Хорошие прыгуны перепрыгивают через 30 и больше нарт без отдыха.

Палку перетягивают сидя, упершись, друг в друга ступнями ног (есть варианты). Все эти виды соревнований — мужские. Женщины изредка участвовали лишь в гонках на оленях. Самые большие праздники у этих народов также были посвящены оленю. Кроме того, олень был основным жертвенным животным. Большой праздник устраивался после возвращения стада с летних пастбищ, первого массового забоя оленей в августе - сентябре, когда семья обеспечивала себя свежей мясной пищей и запасом шкур на зиму. Ненцы, чукчи, коряки, живущие на огромном расстоянии друг от друга, наряду с явными различиями, имели много общего в системах жизнеобеспечения. Это было связано с тем, что они проживали в сходных природных условиях тундры. И в настоящее время культура этих народов в значительной степени сохраняет свой неповторимый национальный колорит благодаря тому, что сохраняется их традиционное занятие - оленеводство.

        

                                     Заключение

       Велико значение игр в воспитании ненецких детей.

 Можно сказать, что народная игра открывает путь к освоению национальной культуры, таким образом, она воспитывает в подрастающем поколении уважение к своей нации, к традициям своих предков, воспитывает доброжелательное отношение друг к другу, сохраняя правила гостеприимства, взаимовыручки; готовит к тяжелым трудовым условиям, связанным с кочевым образом жизни. В играх наиболее полно проявляются такие особенности народного воспитания как естественность, непрерывность, массовость, комплексность и завершенность. Народные игры являются элементом национально – регионального компонента, используются в учебно-воспитательной работе в школах Ненецкого Автономного округа. Бесспорно то, что использование таких методов в народной педагогике, как: передача народной мудрости через сказки, песни, поговорки, пословицы, меткое сравнение, образное выражение несет в себе наблюдательность, прививают умение делать собственные выводы. Но именно через игру ребенок стремится к самостоятельному труду, к лучшим национальным традициям: любви к природе, бережному к ней отношению, воспитанию физических и высоких моральных качеств, обычаю взаимопомощи и гостеприимству.

        

               Список используемой литературы

1. Подвижные игры Л.В. Былеева, И.М. Коротков. "Физкультура и спорт". 1982г

2. Спортивные и подвижные игры. П.А. Чумакова "Физкультура и спорт". 1970г.

3. Фольклор ненцев: В записях 1911, 1937, 1946, 1953, 1965–1987 годов / Сост. Е.Т. Пушкарева, Л.В. Хомич. — Новосибирск: Наука, 2001. — 504c. (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока; Т23).

4. Фольклор эвенов Березовки. Образцы шедевров. / Департамент по делам народов и федератив. отношениям РС (Я), Ин-т проблем малочисл. народов Севера СО РАН ; отв. ред. Е.К. Тарабукина ; сост. В.А. Роббек- Якутск, 2005. - 362 с. + цв. вклейка. (Памятники этнической культуры коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока; Т. 7).

5. Фольклор палеоазиатских народов: матер. и сообщ. междунар. науч. конф. (26-30 нояб.2003 г.) / [редкол.: А.П. Решетникова (отв. ред.), О.Н. Борисова]. - Якутск, 2005. - 196 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Историко-географическая характеристика территории (на примере Ямало-Ненецкого автономного округа)

Программа элективного курса предлагается обучающимся 9 классов общеобразовательных школ, она направлена на углубление и расширение знаний и умений по профильному предмету география, знакомство с метод...

Экология территории (на примере Ямало-Ненецкого автономного округа)

Программа курса предназначена школьникам 9 классов общеобразовательных школ, подготавливающих старшеклассников к изучению предмета биология на профильном уровне.Цель изучения учебного курса «Эко...

Ненецкие народные праздники

1 лекция  тема: «Ненецкие народные праздники»Цели и задачи: 1.     Изучить историю наследия коренных народов Ямала.2.     Расширить знания о народных тради...

Бинарный урок по предметам: литература, родная литература и ненецкий язык в 5 «а» классе. Бинарный урок по предметам: литература, родная литература и ненецкий язык в 5 «а» классе.

Бинарный  обобщающий урок литература, родная литература и ненецкий язык на тему  «Ненецкая сказка «Лабтэйко». Цели урока:- расширить  представления  о мире сказок;- пока...

Конспект занятия на тему «Чум - жилище ненцев» по развитию ненецкой разговорной речи для детей, не владеющих ненецкой речью.

Конспект занятия на тему «Чум - жилище ненцев» по развитию ненецкой разговорной речи для детей, не владеющих ненецкой речью....

Творческий проект с элементами исследования "Традиционная ненецкая игрушка нухуко"

Приобщение учащихся к созданию изделия национального декоративно-прикладного искусства через проявление интереса к традиционной национальной игрушке коренных малочисленных  народов Ямала - ненцы....

Акция воспитанников старшей группы "Фантазёры" с учителем родного (ненецкого) языка Рогалевой О.Г. "Поздравительная открытка к дню матери на родном (ненецком) языке".27.11.2019

Слово мама - особое слово. Оно рождается с нами, сопровождает нас в годы взросления и зрелости. Мама - нет дороже слова, мама - это целый мир... Мама обучила нас всему: первому слову, первому шагу, пе...