Методическая разработка программы детского добровольного общественного объединения "Лесовичок"
методическая разработка (география) по теме
1.1 Основное направление работы общественного объединения
« Лесовичок»- развитие природоохранной и экологической деятельности учащихся, практическая деятельность по охране и защите лесных богатств в сотрудничестве с ФГУ «Гусевской Лесхоз» (на основании договора между директором школы и директором ФГУ «Гусевской Лесхоз» от 06.06.2006г.).
1.2 Детское общественное объединение «Лесовичок» является добровольным, каждый учащийся школы в возрасте от 10 до 16 лет может стать членом данного детского объединения.
2.1 Цель объединения
* Осознание учащимися значимости сохранения окружающей среды.
* Осознание учащимися необходимости внести посильный вклад в дело экологической безопасности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_ob_organizacii_shkolnogo_lesnichestva.doc | 29.5 КБ |
ktp_1god.doc | 89 КБ |
ktp_2god.doc | 108 КБ |
ktp_3god.doc | 92 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
- Основное направление работы общественного объединения
« Лесовичок»- развитие природоохранной и экологической деятельности учащихся, практическая деятельность по охране и защите лесных богатств в сотрудничестве с ФГУ «Гусевской Лесхоз» (на основании договора между директором школы и директором ФГУ «Гусевской Лесхоз» от 06.06.2006г.).
- Детское общественное объединение «Лесовичок» является добровольным, каждый учащийся школы в возрасте от 10 до 16 лет может стать членом данного детского объединения.
2.1 Цель объединения
* Осознание учащимися значимости сохранения окружающей среды.
* Осознание учащимися необходимости внести посильный вклад в дело экологической безопасности.
2.2 Задачи объединения:
* Активизация экологической и природоохранной деятельности в школе путем проведения практикумов, семинаров, встреч и бесед по данной проблематике.
* Овладение практическими навыками лесохозяйственной деятельности.
* Оказание реальной помощи лесхозу в деле воспроизводства, охраны и защиты лесов.
* Изучение особенностей использования лесных богатств на территории России, а также использование зарубежного опыта.
* Вовлечение учащихся школы в дело пропаганды осторожного бережного отношения к природе и ее богатствам.
* Взаимодействие с существующими детскими общественными объединениями с целью обмена опытом, профессиональной ориентации в дальнейшей деятельности.
3.Права и обязанности членов детского добровольного общественного объединения «Лесовичок» :
3.1 Все члены объединения имеют равные права и несут равные обязанности.
3.2 Члены объединения имеют право:
* Выражать и отстаивать свое мнение.
* Выступать с инициативой, вносить предложения в совместную программу деятельности.
* Рассчитывать на поддержку со стороны членов объединения на отстаивание своих интересов.
3.3 Члены объединения обязаны:
* Участвовать как в практической, так и в теоретической, познавательной деятельности участников объединения.
* Выполнять решения руководящих органов объединения.
* Показывать пример в учебе, труде, беречь школьную собственность, участвовать в коллективной внеурочной деятельности.
* Соблюдать учебную и трудовую дисциплину.
* Быть патриотом школы, города, Родины.
* Заботиться об авторитете своего объединения.
3.4 Членство в детском добровольном объединении «Лесовичок» может быть утрачено учащимся в случае невыполнения (ненадлежащего исполнения) им своих обязанностей (непосещение заседаний и лекториев по природоохранной и лесохозяйственной деятельности, отказ от выполнения практических поручений в рамках осуществления программы деятельности объединения, недобросовестное отношение к поставленным задачам в рамках работы объединения).
Срок реализации дополнительной программы – 3 года.
Режим занятий:
1 год обучения – 9 часов в неделю. 3 дня по 3 часа.
2 год обучения – 9 часов в неделю. 3 дня по 3 часа.
3 год обучения – 9 часов в неделю. 3 дня по 3 часа.
Формы занятий:
Лекции, практические занятия, выходы в лес и на природу, экскурсии. Мероприятия, согласно планированию НП «Мещера».
Предполагается, что дети усвоят материал лекций, прослушанный за период реализации данной программы, и станут принимать активное общественно-полезное участие в практической деятельности.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
Выставки, соревнования, учебно-исследовательские конференции, а также создание проектов.
Предварительный просмотр:
Учебно - тематический план детского добровольного общественного объединения
«Лесовичок» :
1 год обучения.
№ | Наименование тем и мероприятий | Количество часов по теме | коррективы | |||
теория | практика | всего | ||||
1 | Нормативно-организационное обеспечение работы объединения. | 2 | 2 | |||
2 | Акции «Чистый лес» - уборка территории лесного участка закрепленного за школой. | 6 | 6 | |||
3 | Типичные проблемы деревьев. | 3 | 3 | 6 | ||
4 | Осенняя экскурсия в природу. Тема: Приспособления растений к зиме. | 8 | 8 | |||
5 | Цели рубок ухода и основные принципы | 3 | 3 | 6 | ||
6 | Разработка и утверждение плана совместной деятельности детского объединения «Лесовичок» и ФГУ «гусевской лесхоз» в 2007-2008 учебном году. |
| 4 | 4 | ||
7 | Посадка деревьев на пришкольном участке. | 12 | 12 | |||
8 | Теоретическая работа по изучению особенностей ухода за лесными культурами, значение и основные этапы проведения биотехнических мероприятий. | 6 |
| 6 | ||
9 | Теоретическое занятие по изучению особенностей по уходу за лесными культурами. | 6 | 6 | |||
10 | Прикладное творчество: разработка эскизов и выполнение по ним кормушек для птиц. | 12 | 12 | |||
11 | Регулярное наблюдение и своевременное выполнение простых операций по защите, профилактике и поддержке иммунитета деревьев – ключ к здоровью. |
| 6 | 6 | ||
12 | Как правильно развесить искусственные гнезда. | 2 | 2 | 4 | ||
13 | Уход за развешанными гнездовьями. | 2 | 2 | 4 | ||
14 | Размещение кормушек для птиц в зоне лесного участка школы, наблюдение за поведением птиц. |
| 8 | 8 | ||
15 | Подкормка лесных жителей. | 2 | 2 | |||
16 | Зимняя экскурсия в природу. Тема: «Наши деревья и кустарники зимой». | 4 | 4 | |||
17 | Участие в круглом столе НП «Мещера» по теме: «методы и формы пропаганды школьных лесничеств». | 6 | 6 | |||
18 | Экскурсионно – профориентационная деятельность-организация поездки в поселок Муромцево, где расположен техникум лесного хозяйства. Замок Храповицкого. | 10 | 10 | |||
19 | Творчество, деятельность, подготовка визитной карточки «Знакомьтесь это мы». | 6 | 6 | |||
20 | Сбор материалов для портфолио класса. | 4 | 4 | |||
21 | Подготовка Новогодних праздников, выпуск стенгазеты «Новогодний Лесовичок». | 6 | 6 | |||
22 | Как помочь птицам. | 3 | 3 | 6 | ||
23 | Организация и экскурсия на шишкосушилку. | 3 | 3 | |||
24 | Подкормите птиц зимой. | 3 | 3 | 6 | ||
25 | Визит НП «Мещера». Лекция «Красная книга России» | 3 | 3 | |||
26 | Разработка эскизов дня, создание уголков отдыха в зоне выделенного школе участка. | 4 | 4 | |||
27 | Наблюдение за птицами, подкормка лесных жителей. | 2 | 2 | |||
28 | Птицы, которым нужно помогать зимой. | 2 | 2 | 4 | ||
29 | Подготовка к весенним работам. Работам в питомнике, подготовка саженцев к весенней высадке. | 6 | 6 | |||
30 | Как помочь птицам пережить зиму и раннюю весну? | 4 | 4 | |||
31 | Выездной кружок НП «Мещера». Определение некоторых вредителей леса по наносимым ими повреждениями. | 4 | 4 |
| ||
32 | Сделайте и повесьте кормушку. | 4 | 4 | |||
33 | Наблюдение за птицами, подкормка лесных жителей. | 2 | 2 | |||
34 | Подготовка выпуска очередного номера информационного бюллетеня. | 4 | 4 | |||
35 | Одна из самых опасных проблем для деревьев – насекомые – вредители леса. | 6 | 2 | 8 | ||
36 | Осмотр закрепленного за школой участка леса, подведение итогов зимы – сколько посаженных летом деревьев смогли перезимовать, сколько погибло? Каковы причины их гибели. | 2 | 2 | |||
37 | Совы и филины. | 6 | 6 | |||
38 | Подготовка к игре: «У каждой пташки свои замашки». | 6 | 6 | |||
39 | Гнездовья для ласточек и стрижей. | 4 | 4 | |||
40 | Пропаганда «береги лес от пожара», выпуск листовок. | 4 | 4 | |||
41 | Выездной кружок НП «Мещера». Определение всхожести семян. | 4 | 4 | |||
42 | Организация школьного конкурса творческих работ на тему: «Береги лес от пожара». | 6 | 6 | |||
43 | Работа в питомнике. Экскурсия в школьные лесничества. | 6 | 6 | |||
44 | Игра в НП «Мещера» «У каждой пташки свои замашки». | 4 | 4 | |||
45 | Выездной кружок НП «Мещера» «Методика посадки лесных культур». | 4 | 4 | |||
46 | Научно практическая конференция школьников №5 в Визи – центре НП «Мещера». | 4 | 4 | |||
47 | Как развесить гнездовья? | 3 | 5 | 8 | ||
48 | Выездной кружок НП «Мещера». Весенняя экскурсия в природу по теме: «Жизнь растений весной». | 4 | 4 | |||
49 | Разбивка клумб на территории школы. | 8 | 8 | |||
50 | Озеленение пришкольного участка. | 10 | 10 | |||
51 | Высадка саженцев на территории школы – создание «Живой изгороди». | 6 | 6 | |||
52 | Организация, прохождение летней трудовой практики на базе лесничества. | 4 | 4 | |||
53 | Творческая и практическая деятельность по уходу за культурами. | 3 | 5 | 8 | ||
54 | Защита деревьев от болезней ,воздействие вредителей. | 3 | 3 | 6 | ||
55 | Выездной кружок НП «Мещера»: «Изучение фитоценозов»: а) лугового б) лесного в) водного | 3 | 3 | 6 |
Резерв времени – согласно планированию НП «Мещера».
Предварительный просмотр:
Учебно - тематический план детского добровольного общественного объединения
«Лесовичок» :
2 год обучения.
№ | Наименование тем и мероприятий | Кол - во часов по теме | коррективы | ||
теория | практика | всего | |||
1 | Разработка и утверждение плана совместной деят–ти в 2008-2009 году. | 6 | 6 | ||
2 | Как правильно развесить искусственные гнезда. | 3 | 3 | 6 | |
3 | Лесоводственные системы. | 3 | 3 | ||
4 | Районирование и классификация лесов. | 3 | 3 | ||
5 | Лесоводственные св-ва основных лесообразующих пород . | 3 | 3 | ||
6 | Хвойные породы. | 3 | 3 | ||
7 | Твердолиственные породы. | 3 | 3 | ||
8 | Мягколиственные породы. | 3 | 3 | ||
9 | Озеленение территории вокруг. | 6 | 6 | ||
10 | Посадка деревьев. | 6 | 6 | ||
11 | Животные, подлежащие охране на территории Влад. Области. | 6 | 6 | ||
12 | Подготовка к областной экологической конференции. | 6 | 6 | ||
13 | Общая хар-ка биологических ресурсов области. | 6 | 6 | ||
14 | Леса, их воспроизводство и охрана использования. | 6 | 6 | ||
15 | Состояние атмосферного воздуха. | 3 | 3 | ||
16 | Земельные ресурсы, их состояния, охрана и использование. | 3 | 3 |
17 | Особо охраняемые природные территории. | 3 | 3 | ||
18 | Минеральные ресурсы и охрана недр. | 3 | 3 | ||
19 | Экологическая оценка состояния окружающей среды. | 3 | 3 | ||
20 | Состояние поверхности и подземных вод. | 3 | 3 | ||
21 | Образование, размещение и использование отходов. | 3 | 3 | ||
22 | Хар-ка радиационной обработки. | 3 | 3 | ||
23 | Аварийные ситуации техногенного характера. | 3 | 3 | ||
24 | Охотничье – промысловые звери. | 3 | 3 | ||
25 | Предупредительный санитарный надзор. | 3 | 3 | ||
26 | Гигиена воспитания, обучения и здоровья детского населения. | 3 | 3 | ||
27 | Гос-ая экологическая экспертиза и нормирование. | 3 | 3 | ||
28 | Экологическое образование. | 3 | 3 | ||
29 | Воспитание и информационно-просветительская деятельность. | 3 | 3 | ||
30 | Реализация природоохранных мероприятий и программ. |
| 3 | 3 | |
31 | Лесное семеноводство. | 3 |
| 3 | |
32 | Организация лесного питомника. | 3 | 3 | ||
33 | Выращивание сеянцев в открытом грунте. | 3 | 3 | ||
34 | Выращивание сеянцев в защищенном грунте посевного отделения. | 3 | 3 | ||
35 | Выращивание саженцев в черенковом отделении. | 3 | 3 | ||
36 | Выращивание саженцев в школьном отделении. | 3 | 3 | ||
37 | Выращивание привитого селекционного, посадочного материала с необнаженной корневой системой. | 3 | 3 | ||
38 | Маточно-черенковые плантации. | 3 | 3 | ||
39 | Инвентаризация посадочного материала. | 3 | 3 | ||
40 | Плодоношение (семеношение) деревьев и кустарников. | 3 | 3 | ||
41 | Организация заготовок семян, сбор и обработка шишек, плодов и семян деревьев кустарников. | 3 | 3 | ||
42 | Создание постоянной лесосеменной базы на генетико-селекционной основе. | 3 | 3 | ||
43 | Лесные питомники и выращивание посадочного материала. | 3 | 3 | ||
44 | Типы лесных питомников. | 3 | 3 | ||
45 | Проектирование и организация лесных питомников. | 3 | 3 | ||
46 | Севообороты в лесных питомниках. | 3 | 3 | ||
47 | Обработка почвы в лесных питомниках. | 3 | 3 | 6 | |
48 | Применение удобрений в лесных питомниках. | 3 | 3 | 6 | |
49 | Устройство и эксплуатация оросительной системы. | 6 | 6 | ||
50 | Здания и сооружения на питомнике. | 3 | 3 | ||
51 | Подготовка семян к посеву. | 3 | 3 | 6 | |
52 | Сроки, виды и схемы посевов. | 3 | 3 | 6 | |
53 | Нормы высева, глубина заделки семян. | 3 | 3 | 6 | |
54 | Агротехнические уходы за посевами. | 3 | 3 | ||
55 | Выращивание саженцев и посадочного материала с закрытой корневой системой. | 3 | 3 | 6 | |
56 | Меры защиты посадочного материала от сорной растительности с использованием хим. средств. | 6 | 6 | ||
57 | Инвентаризация, оценка качества посадочного материала. | 6 | 3 | 9 | |
58 | Выкопка, сортировка, транспортировка и хранение посадочного материала. | 6 | 6 | ||
59 | Создание лесных культур. | 3 | 3 | ||
60 | Проект лесных культур. | 3 | 3 | ||
61 | Подготовка площади и обработка почвы под лесные культуры. | 3 | 3 | ||
62 | Посев лесных культур. | 3 | 3 | 6 | |
63 | Уход за лесными культурами. | 3 | 9 | 12 | |
64 | Учет и оценка качества лесных культур. | 3 | 6 | 9 | |
65 | Меры содействия естественному возобновлению леса. | 3 | 3 | 6 |
Резерв времени – согласно планированию НП «Мещера».
Предварительный просмотр:
Учебно - тематический план детского добровольного общественного объединения
«Лесовичок» :
3 год обучения.
№ | Наименование тем и мероприятий. | Количество часов по теме | коррективы | ||
теория | практика | всего | |||
1 | Осенние приметы. | 3 | 3 | 6 | |
2 | Животные готовятся к зиме. | 3 | 3 | 6 | |
3 | Белое покрывало. | 3 | 3 | ||
4 | В зимнем лесу. | 3 | 3 | ||
5 | В подленом царстве. | 3 | 3 | ||
6 | Следы рассказывают. | 3 | 3 | 6 | |
7 | Намеки на весну. | 3 | 3 | 6 | |
8 | В дни послезимья. | 3 | 3 | ||
9 | Апрель-первоцвет. | 3 | 3 | ||
10 | Зов природы. | 6 | 3 | 9 | |
11 | Половодье. | 3 | 3 | ||
12 | Со спиннингом и удочкой. | 3 | 3 | ||
13 | Летят перелетные птицы. | 6 | 6 | ||
14 | Семейные хлопоты. | 3 | 3 | ||
15 | Майские контрасты. | 3 | 3 | ||
16 | Румянец года. | 3 | 3 | 6 | |
17 | Чудо – растения. | 3 | 3 | 6 | |
18 | Крылатые труженики. | 3 | 3 | ||
19 | Вечная аптека. | 3 | 3 | 6 | |
20 | Правдивые предсказатели. | 3 | 3 | 6 | |
21 | По ягоды и грибы. | 3 | 3 | 6 | |
22 | В знойную пору лета. | 3 |
| 3 | |
23 | Основные сведения о лесном фонде Российской Федерации. | 3 | 3 | ||
24 | Категории земель лесного фонда. | 3 | 3 | ||
25 | Группы лесов и категории защитности лесов первой группы. | 3 | 3 | ||
26 | Породный состав. | 3 | 3 | ||
27 | Возрастная структура. | 3 | 3 | ||
28 | Запасы древесины основных лесообразующих пород и эксплуатационный фонд лесов. | 3 | 3 | ||
29 | Продуктивность лесов. | 3 | 3 | ||
30 | Лесоводственные системы. | 3 | 3 | ||
31 | Районирование и классификация лесов. | 3 | 3 | 6 | |
32 | Рубки главного пользования. | 3 | 3 | 6 | |
33 | Классификация рубок главного пользования. | 3 | 3 | ||
34 | Системы рубок главного пользования. | 3 | 3 | ||
35 | Классификация и параметры организационно – технических элементов рубок главного пользования. | 3 | 3 | ||
36 | Уход за лесом. | 3 | 6 | 9 | |
37 | Рубки ухода: цели и основные принципы их реализации. | 3 | 3 | ||
38 | Методы и способы проведения рубок ухода. | 3 | 3 | ||
39 | Виды рубок ухода. | 3 | 3 | 6 | |
40 | Назначение, очередность, время проведения рубок ухода по сезонам года. | 3 | 3 | 6 | |
41 | Нормативы рубок ухода. | 3 | 3 | ||
42 | Особые виды рубок ухода. | 3 | 3 | ||
43 | Реконструкция насаждений. | 3 | 3 | 6 | |
44 | Технологии рубок ухода. | 3 | 3 | ||
45 | Технологическая организация территории лесосеки. | 3 | 3 | ||
46 | Классификация технологий. | 3 | 3 | ||
47 | Лесоводственные свойства основных лесообразующих пород. | 3 | 3 | 6 | |
48 | Хвойные породы. | 3 | 3 | 6 | |
49 | Твердолиственные породы. | 3 | 3 | 6 | |
50 | Мягколиственные породы. | 3 | 6 | ||
51 | Лесоустройство. Цели и задачи. | 3 | 3 | ||
52 | Использование материалов лесоустройства. | 3 | 6 | ||
53 | Объект лесоустройства, цикл лесоустройственных работ. | 3 | 3 | ||
54 | Методы и виды лесоустройства. | 3 | 6 | ||
55 | Разряды лесоустройства, сроки повторяемости. | 3 | 3 | ||
56 | Побочное лесоиспользование. | 3 | 3 | ||
57 | Заготовка дикорастущих пищевых ресурсов. | 3 | 3 | 6 | |
58 | Плодовые и ягодные растения. | 3 | 3 | 6 | |
59 | Орехи. | 3 | 3 | 6 | |
60 | Грибы. | 3 | 3 | 6 | |
61 | Заготовка березового сока. | 3 | 3 | 6 | |
62 | Дикорастущие лекарственные растения. | 3 | 3 | 6 | |
63 | Пчеловодство. | 3 | 3 | ||
64 | Определение запасов дикорастущих пищевых ресурсов. | 3 | 3 | ||
65 | Плантационное выращивание дикорастущих пищевых и лекарственных растений. | 3 | 3 | ||
66 | Плантационное выращивание грибов. | 3 | 3 | ||
67 | Правовые основы организации побочного лесоиспользования. | 3 | 3 |
Резерв времени согласно планированию НП «Мещера».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Собственная методическая разработка "Программа развития индивидуальных способностей детей через игровые формы и первоначальные навыки игры на детских музыкальных инструментах".
Развитие музыкальных способностей достигается путем комплексного воздействия всех видов музыкальной деятельности, индивидуального игрового подхода, вариативности путей воздействия. Особенность этой пр...
Методическая разработка. Карта Детский пляж Колпино
Методическая разработка. Карта Детский пляж Колпино...
Методическая разработка "Роль детской общественной организации в воспитательной системе школы»
Сейчас школы пытаются создать воспитательные системы, адекватные современным условиям, требованиям и ситуациям. Эти системы гибкие, самоуправляемые, демократичные. Они опираются на добрые традиции рос...
Методическая разработка "Выставка детских художественных работ как форма творческого отчета и средство анализа продуктивности образовательной программы"
Изобразительное творчество, декоративно-прикладное творчество в дополнительном образовании детей...
Методическа разработка урока по истории "Общественные движения в России во второй половине 19 века"
Цель урока: выявить особенности общественного движения в России во второй половине 19 века и причины широкого развития радикального революционного движения. Рассмотрены следующие вопросы:1. «Крестьянс...
Методическая разработка урока на тему «Общественно-политическая жизнь России 1830-1840-х гг.» в 9 классе
Цель урока: формирование у учащихся представления о развитии общественно-политической мысли и движения в России в первой половине XIX в.; охарактеризовать отличительные черты взглядов представит...
Методическая разработка плана Детского общественного объединения "Орбита"
Данная разработка содержит материал, посвященный организации деятельности ДОО "Орбита"...