Осипова Елена Юрьевна

сайт учителя географии

Учитель - человек, который может делать трудные вещи лёгкими...

Профессия: Учитель

Профессиональные интересы: Психология

Увлечения: Спорт

Страна: Россия

Регион: Владимирская область

Населенный пункт: Гусь - Хрустальный

Место работы: МБОУ СОШ № 3

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/osipova-elena-yurevna
Больше всего говорит тот, кому нечего сказать.
Л. Н. Толстой

 

Быть безучастным зрителем легко –

С лицом серьёзным других речи слушать,

Забыв о том, что и тебе дано

Умение сказать, быть может, лучше.

О себе

Стаж работы 15 лет 

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Маргит Сандему

Моё портфолио

 

Развитие коммуникативной компетенции при обучении географии через активные формы работы

 

Осипова Елена Юрьевна

 

учитель географии

МБОУ СОШ №3 г. Гусь – Хрустальный

Стаж работы – 15 лет

 

Быть безучастным зрителем легко –

С лицом серьёзным других речи слушать,

Забыв о том, что и тебе дано

Умение сказать, быть может, лучше.

 

 

 

2013год

 

        Новизна и практическая значимость педагогического опыта:

 заключается в создании системы условий, позволяющих сформировать у учащихся высшие уровни коммуникативной компетентности; в разработке и целенаправленном использовании коммуникативных ситуаций на уроках географии и во внеклассной работе.

Условия возникновения:

Важной предпосылкой возникновения данного опыта является то, что в целях формирования развития и дальнейшего совершенствования коммуникативных компетенций у учащихся,  мной была выбрана тема самообразования: «Развитие коммуникативной компетенции при обучении географии через активные формы работы», которую я исследую в течение последних 3х лет. 

Адресная направленность:

Надеюсь, что мой опыт поможет в работе учителям географии общеобразовательных школ, а также учителям других школьных дисциплин, интересующихся вопросом развития коммуникативной компетентности.

Актуальность:

      Одной из ключевых компетенций является коммуникативная компетенция, которая обеспечивает успешную социализацию, адаптацию и самореализацию в современных условиях жизни. Проблема формирования и развития коммуникативной компетенции особенно актуальна в основной школе, поскольку отвечает возрастным задачам развития в подростковом и юношеском возрасте и является условием успешного личностного развития школьников. Актуальная образовательная проблема для всей системы российского образования - формирование коммуникативной компетенции учащихся, так как ее по праву можно назвать основной компетенцией современного человека.  

Ведущая педагогическая идея:

Заключается в том, что реализация на уроках географии  и во внеклассной работе предложенной системы формирования высших уровней коммуникативной компетенции позволит развить коммуникативную компетентность учащихся и повысит уровень их общеобразовательной подготовки, а самое главное – позволит использовать коммуникативную компетентность для их самореализации. В связи с переходом российского высшего образования на европейский стандарт и акцентом на самостоятельность в мышлении и образовании будущих специалистов данная система позволит сформировать качества личности, которыми должен обладать современный выпускник школы и потенциальный студент вуза.

Проблема опыта: отсутствие целостной системы по формированию высших уровней коммуникативной компетенции учащихся;

Данная проблема обусловила цель и задачи.

Цели теоретические:                                                                                                                      1.Формирование высших уровней  коммуникативной компетенции у  учащихся.

2. Инновационное системное изменение, предполагающее создание новых учебных продуктов и развитие педагогических ресурсов.

Цель практическая:

Обеспечение стабильного гарантированного положительного результата в преподавании географии на основе развития высших уровней  коммуникативной компетенции  у учащихся.

Задачи работы:                                                                                                                        1) определение уровней коммуникативной компетентности учащихся;                               2) выделение качественных критериев сформированности уровней коммуникативной компетентности учеников;                                                                                                    3) организация условий для формирования высших уровней коммуникативной компетенции в учебной деятельности учащихся.                                                                                                                                      4) создание дидактического инструментария как средства формирования коммуникативной компетенции в процессе обучения учащихся.

Технология:

            Реализация ведущей идеи описанного в работе опыта осуществляется путём активного сочетания различных форм работы. Ключевой проблемой сегодняшнего дня, в том числе и нашей школы,  является качество образования как основной показатель любой деятельности. Сегодня «качество образования» - это способность выпускников самостоятельно мыслить и действовать, добывать необходимую информацию, отстаивать свои права, не пасовать перед трудностями, успешно интегрироваться в мировое сообщество. Качественное образование предполагает, кроме соответствующих знаний и умений, высокий уровень гражданственности и нравственности, что позволит выпускникам в будущем достойно и цивилизованно жить в обществе.

В качестве базиса, на котором должна строиться данная модель обучения, в рамках документов по модернизации структуры и содержания общего образования рассматривается компетентностный подход.

Компетентность – способность, основанная на знаниях, учебном и жизненном опыте, ценностях и  наклонностях, позволяющих эффективно решать проблемы и задачи, возникающие в реальных ситуациях повседневной жизни. Выделяют ключевые, базовые и специальные компетентности. Базовые компетентности отражают специфику общего образования. Специальные компетентности отражают специфику конкретной предметной или надпредметной  сферы будущей профессиональной деятельности. Ключевые компетентности связаны с успехом личности в быстроменяющемся мире, необходимы для любой профессиональной деятельности.

Особое место занимают коммуникативные компетентности, под которыми понимается:

- уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, заявление, резюме, письмо, поздравление;
- уметь представлять свой класс, школу, страну в ситуациях межкультурного общения, в режиме диалога культур;

- владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;
- владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), лингвистической и языковой компетенциями;
- владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы;
- иметь позитивные навыки общения в поликультурном, обществе, основанные на знании исторических корней и традиций различных национальных общностей и социальных групп.

Существуют различные трактовки понятия «коммуникативная компетенция», что говорит о том, что данный вопрос еще нуждается в изучении. Приведу лишь некоторые:

Петровская Л. А. определяет коммуникативную компетентность как совокупность навыков и умений, необходимых для эффективного общения

Коммуникативная компетенция - знание родного и других языков, обеспечивающее взаимодействие и общения с людьми в различных социальных группах, исполнение различных социальных ролей в обществе, умение использовать разнообразные объекты коммуникации для решения конкретных жизненных ситуаций [http://www.petropavl.kz].

Емельянов Ю.Я. рассматривает это понятие как ситуативную адаптивность и свободное владение вербальными и невербальными (речевыми и неречевыми) средствами социального поведения, а также выделяет меру коммуникативной компетентности — степень успешности задуманных актов влияния и используемых средств произвести впечатление на других.

     Формирование коммуникативной компетенции предполагает развитие  комплекса коммуникативных умений:

Межличностная коммуникация (использование средств общения, передача информации)

Межличностное взаимодействие (установление обратной связи, интерпретация смысла)

Межличностное восприятие (умение слышать собеседника, импровизация)

Основные положения:

1. Формирование коммуникативной компетентности учащихся происходит постепенно: от уровня неосознанной компетентности к репродуктивной компетентности, от уровня продуктивной компетентности к творческой компетентности. Динамика уровневых показателей сформированности коммуникативной компетентности учащихся является одним из основных условий социализации личности. При этом важнейшим способом формирования коммуникативной компетенции становится диалог (в том числе полилог), для организации которого учитель предлагает к решению учебные задачи разных уровней, а поэтапные совместные (партнерские) учебные действия обеспечивают динамику мыслительных операций и становление новых генетических форм мыслительной деятельности учеников.

2. Для формирования коммуникативной компетенции учащихся необходима интеграция с образовательной областью «Филология»; комплексное использование современных педагогических технологий, что позволяет осуществить подбор оптимальных методов обучения, создать в учебном процессе коммуникативные ситуации, при которых ученики, осуществляя коммуникативное взаимодействие, одновременно познают и усваивают предметный материал.

 

Основные условия формирования коммуникативной компетентности:

В демократической системе обучения ребенок является субъектом собственной деятельности, поэтому «учитель бессилен в непосредственном воздействии на ученика», в то же время «учитель всесилен при непосредственном влиянии на него через социальную среду» (Л. С. Выготский), где ребенок начинает действовать сам, а преподаватель лишь направляет его действия. Педагогика сотрудничества призывала к взаимодействию учителя с учеником. Учитель, прежде всего, направляет и организует деятельность учеников друг с другом. Именно поэтому в концепции В. Я. Ляудис высшей ступенью в структуре совместных действий является партнерство учеников друг с другом. Культурное развитие ребенка изначально и последовательно складывается в коллективе детей по образцу и подобию сверстников. Вначале ребенок решает учебную задачу при помощи учителя или сверстников, а завтра самостоятельно. Можно предположить, что при определенной организации учебной деятельности следующим шагом в развитии ребенка будет самостоятельно организованная деятельность, а точнее – метадеятельность. Другими словами, на основе полученных знаний ученик, побуждаемый личностным интересом к своему познавательному росту, организует  творческую деятельность, создает продукт с целью дальнейшего взаимодействия с другими людьми, стараясь оставаться в творческом контакте с ними.

Важную роль географическое образование играет в формировании и развитии общеучебных умений и навыков в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе умения  передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловый анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план, тезисы конспекта… На уроках географии  учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умениями вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы… Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимися могут использоваться различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбираться выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.).

Формирование коммуникативной компетенции – процесс довольно длительный и достаточно сложный. Демократические преобразования нашей жизни особенно ярко обнажили масштабы косноязычия, сквернословия, игнорирования норм речевого поведения, злоупотребления иноязычными заимствованиями. Особую сложность представляет соотнесение предметных курсов и реального речевого опыта ребенка. Формой монологической речи дети пользуются, как правило, в школе, да и то эпизодически; вне школы основной формой речи является диалог, а основным стилем - разговорный. Развитие информационных технологий привело к появлению так называемых «Интернет - культуры» и «СМС - культуры». Что отрицательно сказывается на развитии связной речи школьников.  Для себя считаю несомненным, что знание не цель обучения, а средство развития и саморазвития учащихся.

 

Формы и методы учебно – воспитательной работы:

Диагностический инструментарий:

анализ учебно-программной документации;

эмпирические методы - социолого-педагогические измерения (наблюдение, беседы, анкетирование, изучение результатов деятельности учащихся);

моделирование коммуникативных ситуаций;

статистические методы обработки и педагогическая интерпретация результатов исследования, обобщение личного педагогического опыта в школе.

Форма организации – урок.

Основные методы организации – диалог и полилог.

Первый этап педагогической деятельности в рамках опыта – поиск географического комментария к данному уроку: какую географическую параллель можно преподнести в том или ином классе (это зависит от возраста и способностей класса).

 Далее я формулирую тему. Списывать на доску название параграфа в учебнике считаю нецелесообразным. Функция темы – удивить ученика, заинтересовать его, задать ему какое – то противоречие, от которого он оттолкнётся, в соответствии с которым определит свои задачи на урок.

Далее заполняю пространство урока разнообразными методами педагогической деятельности.

Большинство уроков строятся по определённой, устоявшейся модели:

        *   вхождение в систему урока, когда определяются тема и цели урока;

  • повторение раннее изученного материала;
  • новый материал ;
  • закрепление узловых моментов урока и выводы, текущий контроль (результаты);
  • домашнее задание.

 

Динамика развития коммуникативной компетенции на уроках географии и во внеурочной деятельности (по Хуторскому А.В.)

Клю
чевые компетенции

Общепредметные компетенции

Предметные компетенции

 география

 Внеурочная деятельность

Коммуникативная компетенция

Устный диалог

 Задание вопросов собеседнику

Конструирование ответа на вопрос

Ролевая и деловая игра

Презентация проекта

Театрализация, общение в режиме диалога культур (воображаемая ситуация)

 Задание вопросов собеседнику

Конструирование ответа на вопрос

театрализация , общение в режиме диалога культур (воображаемая ситуация)

Диалог в письменной форме

объяснение собственной позиции по поводу географических  событий, явлений, фактов

Самопрезентация в форме резюме, написать анкету, эссе

 

использование электронной почты для переписки

Полилог (коллективная дискуссия)

Групповая работа на уроках, при выполнении проекта,  ролевая игра,  презентация проекта, дискуссия

Ролевая игра, театрализация, презентация проекта, дискуссия

 

Монолог

выступать с устным сообщением презентация проекта

провести экскурсию

выступать с устным сообщением презентация проекта Выступления в качестве ведущих на мероприятиях

 

Чтение

Анализ текстов, поиск информации

Составление плана

Анализ текстов, поиск информации

 Составление плана

 

Письмо

Написание плана, конспекта, сочинения от лица географического исследователя, реферата, памятки

Написание реферата, проекта

 

Уровни и критерии коммуникативной компетентности старшеклассников:

Можно выделить четыре уровня коммуникативной компетентности (по Е.В.Мироновой):

• первый уровень – неосознанная компетентность                                                                   • второй – репродуктивная компетентность                                                                              • третий – продуктивная компетентность                                                                             • четвертый – творческая компетентность

Каждый из выделенных уровней характеризуется следующими критериями:

Критерием первого уровня можно считать несамостоятельную деятельность ученика, построенную на подсказках учителя, когда педагог ведет в учебной деятельности и требует исключительно правильных ответов от ученика, не признавая его права на ошибку и диалог. Критерием второго, репродуктивного, уровня является наличие знаний у ученика при недостаточном умении их применять, репродуктивная деятельность выполняется по памяти или по заданному алгоритму, учитель ожидает от ученика успешного выполнения задач, требующих простых мыслительных операций с данными, а также организует обмен независимыми высказываниями между учениками.   Критерием третьего, продуктивного, уровня выступает достаточное владение учениками умениями: методами анализа, синтеза, сравнения, обобщения; при этом синтез знаний и умений используется как инструмент познания. Для учащихся этого уровня характерна уже самостоятельная продуктивная деятельность, выполняемая по самостоятельно созданному алгоритму или принятому типовому алгоритму, преобразованному в ходе самого действия. Мыслительная деятельность опосредована словесно–логической формой. Учитель организует самораскрытие, взаимопонимание и стремление к взаимораскрытию учеников, достигая высокого уровня социальной реализации старшеклассников как в деятельности общения и обучения, так и в создании индивидуального культурного продукта учебной деятельности (письменного текста).                                                                                                                                      Критерием четвертого, творческого (наивысшего), уровня является самореализация компетентной личности, способной к самостоятельной творческой учебной деятельности на базе обретенных знаний, умений, ценностей и смыслов. Ученик ставит и решает задачи, требующие обобщения данных и творческого мышления, стремится к пониманию другого. Ученики, вышедшие на четвертый, творческий, уровень коммуникативной компетентности, не только успешны в учебе и социально реализованы, но и ориентированы на взаимопомощь другим ученикам, на партнерство. Ученик готов нести ответственность за совместно созданный в учебной деятельности продукт.

Новое содержание обучения потребовало иной, коммуникативной методики обучения, основанной на общении с ориентацией  на ряд принципов:

Ситуативности (создание на уроке ситуаций речевого общения, максимально приближенных к реальным);

Функционализма (изучение языковых явлений в тексте);

Индивидуализации (ориентация на гармоничное межличностное общение учителя и ученика, учеников между собой).

В учебном процессе внедрялись современные инновационные технологии, направленные на развитие коммуникативной компетенции обучающихся:

- технология развития критического мышления через чтение и письмо;

-  технология «Портфолио»;

-  проектно – исследовательская технология;

- проблемно - развивающая технология;

-  ИКТ;

- игровые технологии.  

     Работа по  анализу текста  организовывается на каждом уроке, так как цели и задачи этой работы способствуют формированию важнейших коммуникативных умений у учеников – умения создавать свой собственный устный и письменный текст, отвечающий ожиданиям оппонентов, умения отразить в тексте гуманистические ценности, свежесть и новизну суждений, высокий уровень языковой культуры. К текстам обязательно прилагаются разноуровневые задания, и особенно важен тот момент, что ученик имеет возможность выбора (можно выполнять не все задания к тексту). Разноуровневые вопросы и задания к одному тексту удобны для организации работы в группах, по вариантам.     

    Практика показывает, что творческие работы многих 6-классников унылы и неинтересны по причине однотипного построения предложений, с неизменным порядком слов. Здесь целесообразны такие виды работ, как редактирование текста, сочинения – миниатюры на уроках по географиии в качестве д/з.

      Как показывают наблюдения, учащиеся почти не используют в качестве межфразовой связи вводные слова. Поэтому школьники учатся связывать вводными словами законченные предложения, аргументирующие законченную мысль. Работа по овладению средствами связи между законченными предложениями ведется постоянно. На всех этапах урока школьники имеют дело с образцовой литературной речью, будь то речь учителя или дидактический материал. Обучение говорению – одна из составляющих на уроке.

     На уроках, как правило, любую тему начинаю с объяснения слов, записанных в ней. Зачастую такой информационный анализ позволяет наметить план освоения данной темы. Ценность такого подхода заключается в том, что логика освоения темы не навязана учителем «сверху», а выстроена с помощью учащихся.

     Внимание к словам и понятиям помогает учащимся увидеть богатство нашего языка, побуждает к совместной деятельности и готовит к адекватному восприятию формулировок в тестовых заданиях, олимпиадных заданиях и заданиях по ЕГЭ.

    Одним из возможных средств формирования коммуникативной компетенции  учащихся представляется словарная работа. Причем она выстроена таким образом, чтобы школьники не ограничивались механическим запоминанием, знали значение слова, сферу его функционирования, умели находить ему применение в коммуникативных ситуациях. При подобной работе необходима межпредметная связь с уроками русского языка, где при изучении раздела «Лексика» вводится понятие об активном и пассивном словарном запасе. При этом ребята приходят к выводу, что чем больше словарный запас человека, тем он легче выражает свои мысли, понимает тексты и речь других людей.  Расширить словарный запас можно, организуя работу со словарями. Например, на дом дается задание из различных словарей выписать значение одного слова  (напр., культура), а на уроке сравниваем и анализируем результаты.

Один из способов расширить свой активный словарь – игры, требующие речевой изобретательности, умения сказать об одном и том же множеством разных способов. Например, игра «Не повторяться!» дает хорошие результаты в 6 классе на уроках географии.

 Играют в нее так: все по очереди высказываются на одну и ту же тему, не повторяясь. Тема может быть любой – описание события, характеристика географического исследователя и т.п., игра «Продолжи предложение», «Пойми меня» и др.

Учащиеся 6 класса с энтузиазмом выполняют задание (д/з по географии) нарисовать рисунок, который сопровождается устным рассказом, затем письменным (например, «Земля среди других планет Солнечной системы» после экскурсии в музей или «Внутреннее строение Земли»).

      При планировании уроков, организую учебный процесс таким образом, чтобы каждый ученик занимал активную позицию, являлся не субъектом, а объектом обучения. В этой связи важен принцип деятельностного подхода в обучении.

В развивающем обучении любой урок строится в форме проблемного диалога, в постановке проблемных вопросов, то есть в создании проблемной ситуации. Проблемный диалог я использую на уроках изучения нового материала.

Активно использую групповые формы работы,  как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

На уроках предлагаются темы мини – сочинений, интересные детям. Например, от лица различных географических персонажей осветить то или иное событие. Проводились круглые столы, дискуссии, «мозговые штурмы» (перспективы экономического развития России в 21 веке), деловые игры в 9 классе; инсценировки (внеклассное мероприятие) в 6 классе.

     На стадии рефлексии учащиеся размышляют о связи с тем, что они узнали на уроке, закрепляя новые знания, активно перестраивают свои представления с тем, чтобы включить в них новые понятия. Живой обмен идеями между учащимися дает им возможность познакомиться с различными точками зрения, учит внимательно слушать товарища,  аргументировано защищать свое мнение. В конце 2 четверти попросила ребят написать сочинение «Легко ли мне учиться?»(6 класс), «Легко ли меня учить?» (9 класс), где учителю выражается благодарность, высказываются просьбы, даются советы.

     Формирование коммуникативной компетенции в данных классах особенно способствует разностороннему развитию языковой личности ребенка, а также предполагает, в частности,  необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной

активностью, творческого мышления, способности самостоятельно решать нестандартные коммуникативные задачи. Учащиеся подобных классов с особым удовольствием участвуют в проектной деятельности, выполняют творческие задания, входят в творческие группы по подготовке и проведению нестандартных уроков и внеклассных мероприятий. Проектно- исследовательские технологии позволяют развивать коммуникативные навыки и обеспечивают познавательную активность, а также максимальную самостоятельность самого обучающегося. При этом идет освоение возможностей компьютера и Интернет - технологий.

   Важной частью своей работы считаю внеклассные мероприятия. Они активизировали интерес к предмету, надолго остались в памяти ребят и способствовали развитию коммуникативной компетенции.  

В ходе работы использовались следующие методы сбора и регистрации данных, свидетельствующих о степени овладения каждым учеником КК:

 заполнение опросника самим испытуемым на основе его впечатлений и самонаблюдений, где осуществлялась самооценка по предложенным критериям КК. Данный метод использовался с целью установления степени уверенности ученика в овладении определенными коммуникативными умениями.

 в педагогической оценке адекватности произведенной учеником самооценки.

в ходе работы применялся также метод непрерывного наблюдения за участниками экспериментальной группы.

метод формирующего эксперимента.

В результате проделанной работы были получены данные о коммуникативной компетентности учеников на начало работы, а затем зафиксированы дальнейшие изменения в овладении учениками коммуникативных умений в ходе формирующего эксперимента, проведенного в естественных условиях.

Результаты, полученные в ходе использования данного опыта в педагогической практике, можно условно разделить на две группы: результаты учебной деятельности учащихся и результаты внеучебного процесса.

 

Результативность:

 

Эффективность проделанной работы выразилась в следующих результатах:

 

  • в развитии коммуникативной компетенции учащихся;
  • в росте качества знаний по географии в 6 и 8 классах;

·         в росте количества творческих работ, участия во внеклассных мероприятиях;

В результате проделанной работы были получены данные о коммуникативной компетентности учеников на начало эксперимента, а затем зафиксированы дальнейшие изменения в овладении учениками коммуникативных умений в ходе формирующего эксперимента, проведенного в естественных условиях.

 

Анализ практической работы учителя по формированию коммуникативной компетенции учащихся 6 и 8 классов.

 

 

6 классы

8 классы

прирост

8 классы

10 классы

прирост

Показатели развития высших уровней КК

 2009-2010г.,

(%)

 2011-2012г.,

(%)

%

 2009-2010г.,

(%)

 2011-2012г.,

(%)

%

Умение выступать перед аудиторией:

1)есть навыки, но не соблюдается регламент; 

2)умение завладеть аудиторией, успешно применяя вербальные методы;

3)успешное выступление с использованием вербальных и невербальных методов.

 

27

35

8

55

63

8

Умение вести диалог:

1)конструирование ответа на вопрос;

2)умение задать вопрос, требующий простого ответа;

3)умение задать вопрос, развивающий умение думать.

 

27

38

11

68

73

5

Умение давать монологический ответ:

1)информативный;

2)связный;

3)целостный;

4)коммуникативный.

 

52

58

6

73

77

4

Умение работать с текстом:

1)умение находить информацию;

2)умение оценивания информации;

3)умение находить и исправлять ошибки.

 

62

69

7

82

90

8

Умение создавать письменный текст:

1)умение написать сочинение;

2)умение написать эссе;

3)умение написать реферат.

 

23

27

4

68

73

5

Умение взаимодействовать в группе:

1)слабые навыки, возникают конфликты в ходе совместной деятельности;

2)умение составить план действий, распределить роли в группе, учитывая позицию других;

3)умение самостоятельно поставить цель работы, выработать план действий, находить оптимальное решение, идти на компромисс.

 

38

42

4

63

73

10

 

Мои публикации:
Публикации моих учеников:
Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы