Рабочая программа по географии 8-9 класс
рабочая программа по географии (8 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли. Такой подход позволяет рассматривать природные, социальные и экономические факторы, формирующие и изменяющие окружающую среду. Это наиболее эффективный путь формирования системы геоэкологических, геоэкономических, социокультурных взглядов, ценностей, отношений учащихся не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне.
В основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества.
Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знание основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умение правильно ориентироваться в пространстве.
Педагогический синтез общеземлеведческих и страноведческих основ учебного предмета позволяет организовать деятельность учащихся по освоению, изменению и преобразованию окружающей среды на основе идеи разумного, гармонического взаимодействия природы и общества, социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, в то же время, формирует бережное отношение к природным богатствам, истории и культуре своего Отечества и родного края.
Рабочая программа по курсу географии России составлена согласно Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования, разработанного в соответствии с законом Российской Федерации (с.7) и Концепцией модернизации российского образования на период 2010г.
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.
Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.
Главная задача курса – сформировать знания у учащихся о родной стране и подвести их к пониманию своего места в стране и мире.
География России изучается в 8-9 классах, и на изучение курса отводится 2 часа в неделю, в общей сложности – 136 часов.
В 8 классе изучается 1-я часть курса «География России» - «Природа и население», которая состоит из «Введения» и трех разделов: «Пространства России», «Природа и человек», «Население России». По сравнению с традиционным подходом по-новому раскрыт раздел «Природа и человек»: природа рассматривается как ресурс для хозяйства, как среда жизнедеятельности населения, условие его физического и нравственного здоровья. Содержание раздела существенно обновлено в соответствии с новыми научными представлениями.
В 9 классе изучается 2-я часть курса «География России» - «Хозяйство и географические районы», которая состоит из двух разделов: «Хозяйство России» и «Районы России». В заключительной части учебника «Россия в мире» рассматриваются внешние связи, особенности взаимоотношений соседних государств с Россией, раскрываются их существующие и перспективные хозяйственные и социальные связи.
Программа курса «География России» построена с учетом реализации научных основ содержания географии, раскрытия методов географического познания (картографического, исторического, сравнительного, статистического и др.), широкого использования источников географической информации (картографических, графических, статистических, текстовых и др).
Рабочая программа направлена на достижение следующих целей:
освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий России; о России во всем ее географическом разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
овладение умениями ориентироваться на местности; использовать географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
воспитание любви к своей местности, своему региону, своей страны; взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде;
применение географических знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Рабочая программа соответствует обязательному минимуму содержания основных образовательных программ.
Особое место занимают требования, связанные с применением приобретенных знаний: сравнивать, оценивать, объяснять.
Программа курса «География России» построена с учетом реализации научных основ содержания географии, раскрытии методов географического познания (картографического, исторического, сравнительного, статистического и др.). Формирование знаний, умений и навыков предусматривает также применение разнообразных источников географической информации, а также географические характеристики регионов страны; таблиц, картосхем, простейших карт, моделей, отражающих географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия.
Рабочая программа построена с учетом реализации научных основ содержания географии, раскрытия методов географического познания, широкого использования источников географической информации.
Требования к подготовке учащихся по предмету.
1.Называть и (или) показывать:
- предмет изучения географии России;
- основные средства и методы получения географической информации;
- субъекты РФ;
- пограничные государства;
- особенности географического положения, размеры территории, протяженность морских и сухопутных границ России;
- границы часовых поясов;
- основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмически опасные территории;
- климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и антициклонах;
- распределение рек страны по бассейнам океанов;
- основные области современного оледенения и крупные ледники;
- зональные типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации земель в разных зонах и регионах;
- основные виды природных ресурсов и примеры их рационального использования;
- важнейшие природно-хозяйственные объекты страны, в том числе центры: промышленные, транспортные, научно-информационные, финансовые, торговые, рекреационные, культурно-исторические, районы нового освоения, старопромышленные и депрессивные;
- народы, наиболее распространенные языки, религии;
- примеры рационального и нерационального размещения производства;
- объекты Всемирного наследия культурного и природного наследия России (список ЮНЕСКО)
- районы, подверженные воздействию стихийных природных явлений (засухи, наводнения, сели, землетрясения и т.д.);
- экологические неблагополучные районы России;
- маршруты и территории первооткрывателей и исследователей России.
2. Определять (измерять)
- географическое положение объектов;
- разницу в поясном времени территорий;
- погоду по синоптической карте;
Параметры природных и социально-экономических объектов и явлений по различным источникам информации.
3.Описывать:
- географическое положение страны, отдельных регионов и географических объектов, его виды (экономико-географическое, геополитическое и т.д.)
- образы природно-хозяйственных объектов, в том числе одного из районов нового промышленного, сельскохозяйственного, городского, транспортного или рекреационного строительства;
- особенности быта и религий отдельных народов.
4. Объяснять:
- роль географических знаний в решении социально-экономических , экологических проблем страны;
- влияние географического положения на особенности природы, хозяйства и жизни населения России;
- образование и размещение форм рельефа, закономерности размещения наиболее крупных месторождений полезных ископаемых;
- образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на состояние погоды, деятельность человека;
- как составляют прогноз погоды;
- распространение многолетней мерзлоты, ее влияние на стояние природных комплексов и освоение территории человеком;
- почвообразовательные процессы, особенности растительного и животного мира природных зон;
- причины возникновения опасных природных явлений, их распространение на территории страны;
- различия в естественном приросте населения, темпах его роста и уровня урбанизации отдельных территорий, направления миграций, образование и развитие разных форм городского и сельского населения;
- изменение пропорций между сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства, особенности размещения основных отраслей хозяйства и основную специализацию районов, факторы и условия размещения предприятий;
- особенности природы, населения, хозяйства отдельных регионов, различия в уровнях их социально-экономического развития;
- роль географического фактора в развитии человеческого общества на примере РФ;
- уникальность и общечеловеческую ценность памятников культуры и природы;
- причины изменения природных и хозяйственных комплексов регионов;
Особенности орудий труда, средств, передвижения, жилищ, видов хозяйственной деятельности, возникших как результат приспособления человека к окружающей среде в разных географических условиях;
- объяснять причины географических явлений на основе применения понятий: «геологическое летоисчисление»; «циклон», «антициклон», «солнечная радиация», «испарение», «испаряемость»; «мелиорация»; «агломерация»; «мегаполис»; «трудовые ресурсы»; «концентрация»; «специализация»; «кооперирование»; «комбинирование»; «топливно-энергетический баланс»; «интенсивный» и «экстенсивный» пути развития хозяйства, «районирование», «географическое положение», «природные ресурсы», «экологический кризис».
5. Оценивать и прогнозировать:
- природно-ресурсный потенциал страны, региона;
- экологическую ситуацию в стране, регионе;
- изменение природных и социально-экономических объектов под воздействием природных и антропогенных факторов;
- изменения численности населения, изменения соотношения городского и сельского населения, развитие системы городских поселений;
- развитие и проблемы хозяйства районов страны региона и своей местности.
8 класс
Тематический поурочный план.
№ раздела темы, урока | Наименование разделов и тем. | Всего часов | Лабораторные и практические работы, зачёты. | Контрольные работы. | Примечания |
Что изучает география России | 1 ч. | П.р. Анализ карт административно-территориального и политико-административного деления страны | |||
Россия на карте мира | 1 ч. | ||||
Границы России | 1 ч. | П.р.Характеристика географического положения России. Сравнение географического положения России с географическим положением других стран. | |||
Россия на карте часовых поясов | 1 ч. | ||||
Формирование территории России | 1 ч. | ||||
Географическое изучение территории России | 1 ч. | ||||
Итоговый урок раздела «Пространства России» | 1 ч. | ||||
Строение земной коры на территории России | 1 ч. | П.р Анализ карт «Тектоника и минеральные ресурсы», «Геология» | |||
Важнейшие особенности рельефа России | 1 ч. | П.р Анализ физической карты России | |||
Современное развитие рельефа | 1 ч. | П.р Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых | |||
Использование недр | 1 ч. | ||||
Итоговый урок темы | 1 ч. | ||||
Общая характеристика климата России | 1 ч. | ||||
Закономерности циркуляции воздушных масс. | 1 ч. | П.р 1. Определение по картам закономерностей распределения солнечной
| |||
Распределение температур и осадков | 1 ч. |
| |||
Типы климата нашей страны | 1 ч. | П.р Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды | |||
Итоговый урок темы | 1 ч. | П.р Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны (своего региона) для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности человека | |||
Реки | 1 ч. | ||||
Озера, подземные воды, болота, многолетняя мерзлота и ледники | 1 ч. | П.р 1.Анализ карты 2.Составление характеристики одной из рек с использованием климатических карт и климатограмм. Выявление использования | |||
Человек и вода | 1 ч. | П.р Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата | |||
Итоговый урок темы | 1 ч. | П.р Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России, составление прогноза их использования | |||
Почвы - особое природное тело | 1 ч. | ||||
География почв России | 1 ч. | П.р Анализ почвенной карты. Выявление условий почвообразования основных земельных типов почв (количество тепла, влаги, рельеф, растительность) и оценка их плодородия. Знакомство с образцами почв своей местности | |||
Почвы и урожай | 1 ч. | ||||
Рациональное использование и охрана почв | 1 ч. | ||||
География лесов России | 1 ч. | ||||
Лес и окружающая среда | 1 ч. | ||||
Безлесные просторы России. Луга | 1 ч. | ||||
Тундра и степи | 1 ч. | ||||
Болота | 1 ч. | ||||
Животный мир | 1 ч. | ||||
Понятие о природно-территориальном комплексе | 1 ч. | ||||
Свойства природных территориальных комплексов | 1 ч. | П.р Анализ карты «Природные святыни России. Памятники всемирного наследия» | |||
Человек в ландшафте | 1 ч. | П.р Составить характеристику природной зоны своей местности по типовому плану | |||
Итоговый урок | 1 ч. | ||||
Учение о природной зоне | 1 ч. | ||||
«Безмолвная Арктика» | 1 ч. | ||||
Чуткая Субарктика | 1 ч. | ||||
Таежная зона | 1 ч. | ||||
Зона смешанных и широколиственных лесов | 1 ч. | ||||
Лесостепи и степи | 1 ч. | ||||
Полупустыни, пустыни и субтропики | 1 ч. | ||||
«Многоэтажность» природы гор | 1 ч. | ||||
Человек и горы | 1 ч. | ||||
Природная среда, природные условия, природные ресурсы | 1 ч. | ||||
Рациональное использование природных ресурсов | 1 ч. | ||||
Охрана природы и охраняемые территории | 1 ч. | П.р Анализ карты «Природные святыни России. Памятники всемирного наследия» | |||
Итоговый урок | 1 ч. | ||||
Численность населения | 1 ч. | ||||
Воспроизводство населения | 1 ч. | ||||
Соотношение мужчин и женщин (половой состав населения) | 1 ч. | ||||
Возрастной состав населения России | 1 ч. | ||||
Миграции населения России | 1 ч. | ||||
Внешние миграции - в Россию и из нее | 1 ч. | ||||
Территориальная подвижность населения | 1 ч. | П.р Анализ карт населения | |||
География рынка труда | 1 ч. | ||||
Этнический состав населения | 1 ч. | П.р Выявление и объяснение территориальных аспектов межнациональных отношений | |||
Этническая мозаика России | 1 ч. | П.р Анализ карт населения | |||
Религии народов России | 1 ч. | П.р Анализ карт населения | |||
Плотность населения | 1 ч. | П.р Анализ карт населения | |||
Расселение и урбанизация | 1 ч. | П.р Анализ карт населения | |||
Города России | 1 ч. | П.р Анализ карт населения | |||
Сельская Россия | 1 ч. | П.р Анализ карт населения | |||
Итоговый урок темы «Население России» | 1 ч. | П.р Определение и анализ основных статистических показателей, характеризующих население страны в целом и ее отдельных территорий | |||
Обобщающее повторение курса | 1 ч. | ||||
Обобщающее повторение курса | 1 ч. | ||||
Итоговая контрольная работа | 1 ч. | ||||
Итоговый урок | 1 ч. |
9 класс
Тематический поурочный план.
№ раздела темы, урока | Наименование разделов и тем. | Всего часов | Лабораторные и практические работы, зачёты. | Контрольные работы | Прмечания |
Введение | 1 ч. | ||||
Понятие «хозяйство». Структура хозяйства | 1 ч. | ||||
Этапы развития хозяйства | 1 ч. | ||||
Географическое районирование | 1 ч. | ||||
Сельское хозяйство. Растениеводство | 1 ч. | П.р. Анализ карт: «Зерновые культуры», «Технические культуры», «Агроклиматические условия» | |||
Животноводство. Зональная специализация сельского хозяйства | 1 ч. | П.р. Анализ карты «Животноводство» | |||
Агропромышленный комплекс. Лёгкая и пищевая промышленность | 1 ч. | ||||
Лесной комплекс | 1 ч. | П.р. Анализ карт «Растительность», «Животный мир» | |||
Топливно-энергетический комплекс. Топливная промышленность | 1 ч. | ||||
Электроэнергетика | 1 ч. | ||||
Металлургический комплекс | 1 ч. | П.р. Составлять характеристику одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам | |||
Машиностроительный комплекс | 1 ч. | П.р. Определение главных районов размещения отраслей наукоёмкого и металлоёмкого машиностроения | |||
Военно-промышленный комплекс | 1 ч. | ||||
Химическая промышленность | 1 ч. | П.р. Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам | |||
Транспорт | 1 ч. | П.р. Характеристика одной из магистралей по типовому плану | |||
Информационная структура | 1 ч. | ||||
Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство | 1 ч. | ||||
Территориальное разделение труда | 1 ч. | П.р. Моделирование вариантов нового районирования | |||
Восточно-Европейская равнина | 1 ч. | ||||
Волга | 1 ч. | П.р. Экологические и водные проблемы Волги: оценка и пути решения | |||
Центральная Россия: состав, географическое положение | 1 ч. | ||||
Центральный район: особенности населения | 1 ч. | П.р. Объяснение взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России | |||
Хозяйство Центрального Района | 1 ч. | П.р. Составление картосхемы размещения народных промыслов Центральной России | |||
Москва - столица России | 1 ч. | П.р. Сравнение географического положения и планировки двух страниц -Москвы и Санкт-Петербурга | |||
Города Центрального района | 1 ч. | ||||
Центрально-Черноземный район | 1 ч. | ||||
Волго-Вятский район | 1 ч. | ||||
Географическое положение и природа Северо-Западного района | 1 ч. | ||||
Города на старых водных торговых путях | 1 ч. | ||||
Санкт-Петербург -новый «хозяйственный узел» России | 1 ч. | ||||
Санкт-Петербург -вторая столица России | 1 ч. | ||||
Калининградская область | 1 ч. | ||||
Географическое положение и природа Европейского Севера | 1 ч. | ||||
Этапы развития хозяйства Европейского Севера | 1 ч. | ||||
Роль Европейского Севера в развитии русской культуры | 1 ч. | П.р. Составление и анализ схемы хозяйственных связей Двинско- Печорского района | |||
Географическое положение и природа Поволжья | 1 ч. | П.р. Экологические и водные проблемы района | |||
Население и хозяйство Поволжья | 1 ч. | ||||
Европейский Юг (Северный Кавказ): природные условия, хозяйство, народы. | 1 ч. | П.р. Изучение и оценка природно- ресурсного потенциала области. | |||
Этапы развития и современное хозяйство Кавказа. | 1 ч. | П.р. Определение хозяйственной специализации региона | |||
Южные моря России. | 1 ч. | ||||
Географическое положение и природа Урала | 1 ч. | ||||
Этапы развития и современное хозяйство Урала | 1 ч. | П.р. Определение тенденций хозяйственного развития Северного Урала (составление картосхемы) | |||
Города Урала. Проблемы Района | 1 ч. | ||||
Итоговый урок раздела «Европейская Россия» | 1 ч. | П.р. Определение тенденций хозяйственного развития Европейской части России | |||
Природа Сибири | 1 ч. | ||||
Природа и ресурсы гор Южной Сибири | 1 ч. | ||||
Арктические моря | 1 ч. | ||||
Население Сибири | 1 ч. | ||||
Хозяйственное освоение Сибири | 1 ч. | ||||
Природные условия и ресурсы Западной Сибири | 1 ч. | П.р. Изучение и оценка природных условий Западно - Сибирского района для жизни и быта человека. Составление характеристики нефтяного (газового) комплекса: значение, уровень развития, основные центры добычи и переработки, направления транспортировки топлива. Экологические проблемы | |||
Хозяйство района | 1 ч. | ||||
Географическое положение и природные ресурсы Алтайского края. | 1 ч. | ||||
Население и хозяйство Алтайского края. | 1 ч. | ||||
Города и районы Алтайского края. | 1 ч. | ||||
Природные условия и ресурсы Восточной Сибири | 1 ч. | ||||
Байкал | 1 ч. | ||||
Хозяйство района | 1 ч. | П.р. Составление характеристики Норильского промышленного узла ГП, природные условия и ресурсы, набор производств и их взаимосвязь, промышленные центры | |||
Формирование территории Дальнего Востока | 1 ч. | ||||
Природные условия и ресурсы | |||||
Моря Тихого океана | 1 ч. | ||||
Население района | 1 ч. | П.р. Предложение и обоснование своего варианта прокладки новых железных дорог по Сибири и Дальнему Востоку | |||
Хозяйство района | 1 ч. | П.р. Учебная дискуссия по теме: «Свободные экономические зоны дальнего Востока - проблемы и перспективы развития» | |||
Итоговый урок раздела «Азиатская Россия» | 1 ч. | ||||
Россия в современном мире | 1 ч. | ||||
Повторение первого раздела курса | 1 ч. | ||||
Повторение второго раздела курса | 1 ч. | ||||
Итоговая контрольная работа | 1 ч. | Тестирование | |||
Итоговый урок по теме «Регионы России» | 1 ч. |
3. Список рекомендуемой учебно-методической литературы.
УМК:
1. О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В.Ким, В.И.Сиротин. География. Страноведение. 7 класс. М.: Дрофа, 2009
2. Географический атлас. 7 класс. М.: Дрофа, 2009
3. А.В.Румянцев, Э.В.Ким, О.А.Климанова. Рабочая тетрадь. География. Страноведение. 7 класс. М.: Дрофа, 2010
Дополнительная литература:
1. Тематическое планирование. География. Линия учебников О.А.Климановой, А.И.Алексеева. М.: Дрофа, 2008.
2. Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 7 класс. Материки, океаны, народы и страны. М.: «ВАКО», 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по географии для 6 класса к учебнику Дронов В. П. , Савельева Л. Е. География . Землеведение. 6 класс – М., Дрофа, 2008
Рабочая программа составлена на основе методических рекомендаций Бахчиевой О.А. по организации изучения курса географии 6 класса (Москва, Дрофа, 2004г); сборника нормативных документов «Ге...
Рабочая программа по географии для 5 класса по учебнику "География 5-6 класс" А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е,К. Липкина,"Полярная звезда", "Просвещение",2012г
Рабочая программа по географии для 5 класса по учебнику "География 5-6 класс" А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е,К. Липкина,"Полярная звезда", "Просвещение",2012г содержит пояснительную записку и поурочн...
Рабочая программа по географии для 6 класса по учебнику "География 5-6 класс" серия "Полярная звезда", А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина "Просвещение"2012г
Рабочая программа по географии для 6 класса по учебнику "География 5-6 класс" серия "Полярная звезда", А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина "Просвещение"2012г содержит пояснительную записку и по...
Рабочая программа по географии в 8 классе, в 9 классе, географии Осетии.
Рабочая программа по географии в 8 классе, 9 классе, географии Осетии....
Рабочая программа по географии для 8 класса по учебнику "География.8 класс» УМК «Полярная звезда» под редакцией А.И. Алексеева. Просвещение,2015.
Данная программа поможет учителям в создании рабочей программы по курсу географии в 8 класса по учебнику " География. 8 класс" УМК "Полярная звезда" А.И. Алексеева. Просвещение,2015....
Рабочая программа по географии для 5 класса по курсу «География. Введение в географию" авторов Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. в соответствии с требованиями ФГОС
Программа курса "Введение в географию" для 5 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Структура программы соответствует новейшим требованиям к содержанию и структуре рабочей про...
Рабочая программа по географии для 8 класса по учебнику - Алексеев А.И. География России. Природа и население. 8 класс. . – Москва, издательский дом «Дрофа», 2003.
Рабочая программа составлена на основе требований Федерального компонента Государственного Образовательного Стандарта общего образования (2005 год) и примерной программы основного общего образова...