Проектно-исследовательская деятельность учащихся в обучении географии
методическая разработка по географии по теме

Нардина Марина Ивановна

Здесь я поместила информацию о проектно-исследовательской деятельности учеников на уроках географии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektno-issledovatelskaya_deyatelnost.docx20.78 КБ

Предварительный просмотр:

Проектно-исследовательская деятельность учащихся в обучении географии
                 

Свое выступление по названной теме хочется начать с высказывания Адольфа Дистерберга немецкого педагога, прогрессивного либерального политика  Адольфа Дистервега

«Не в количестве знаний
заключается образование,
в полном понимании и искусном
применении того, что знаешь»
 А. Дистервег

Это высказывание Дистервега я понимаю следующим образом: ученика можно рассматривать как сосуд, который надо наполнить.А может как факел,который надо зажечь.Вроде оба момента важны, но второй предпочтительнее.

Учитель географии в современной школе поставлен в условия, когда с одной стороны необходимо заниматься отработкой навыков тестирования (проблема подготовки к ЕГЭ ,ЕМЭ), а с другой – тематика уроков требует творческого( иллюстрированного) подхода. Если добавить к этому, что часов в 6-10 классах не становится больше, то задача перед педагогом стоит не простая. Итак, как же, встречаясь с учащимися один –два раза в неделю, сформировать у них научное мировоззрение и целостный взгляд на особенности и развитие человеческого общества. При этом необходимо учесть профилизацию образования и дифференцированный подход в обучении. Становится очевидным, что традиционные уроки не принесут должного результата, необходимы поиски новых форм работы.

Одной из относительно новых форм работы на уроках географии можно считать применение информационных технологий.

Я, как учитель рассказывю новую тему, не только стоя у карты, но и у проектора. Мои уроки, благодаря ресурсам ИНТЕРНЕТ, комплексу мультимедийных возможностей компьютера и большому разнообразию образовательных дисков, стали более интересными и увлекательными, значительно облегчило объяснения нового материала, привлекло внимание учащихся к предмету,

Собирая нужные документы (фотографии, статьи, рисунки) по конкретным темам в папки, я использую их для самостоятельного составления компьютерного сценария урока с использованием программы презентации Power Point. Программа позволяет не повторять заданные вопросы учащимся, они выделены на слайдах, что экономит время урока. Кроме этого, она помогает слабым учащимся, увидеть ответ на экране, прочитать, записать, а это психологически облегчает процесс усвоения.

Уже сегодня многие ученики с компьютером на “ты”: они свободно разбираются в программах, выполняют различные операции, с удовольствием проводят с ним свое свободное время. Очень хочется, чтобы это время прошло с пользой.  Мои ученики с большим удовольствием составляют презентации к урокам географии.

Схема работы следующая:

Я даю опережающие задания и сильные учащиеся выступают в роли рассказчиков. Я планирую урок так, чтобы как можно больше учащихся сумели побывать у проектора со своими презентациями, предложить остальным обсудить увиденное, сделать выводы и определиться со следующими темами презентаций. Самые слабые (или ленивые) ученики могут не готовить электронную работу, но они обязательно должны получить оценку за устный ответ по выбранной ими проблеме данной темы, причем не требуется от них знание дополнительной литературы, можно ограничиться и текстом учебника. Печатного варианта работ  я не требую. А вот яркая презентация из 5-6 слайдов, выполненная в программе Microsoft Power Point с комментариями докладчика вызывает неподдельный интерес у учащихся, да и у меня-как учителя.

Для того, чтобы урок принес максимальную пользу всем участникам процесса, необходима деятельность учащихся на уроке, а не созерцание готового продукта. Таким образом, путем проб и ошибок, я пришла к необходимости применения проектной деятельности на уроках географии.

Прекрасным толчком для применения на уроках проектной деятельности, является использование программы Intel “Обучение для будущего”, разработанная американскими авторами из института компьютерных технологий и переведенная на русский язык для скорейшей подготовки учителей общеобразовательных школ к эффективному использованию информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе.

Планирование учебного проекта укладывается в следующую схему:

  1. Подготовка к разработке учебного проекта. (На этом этапе целесообразно рассмотреть и обсудить реальный проект, где можно рассказать о требованиях, предъявляющихся к проекту.)
  2. Продумывание темы проекта, с учетом возрастной категории учащихся.
  3. Формулирование дидактических целей проекта.(умение ставить цель и самостоятельно планировать деятельность по этапам)
  4. Формулирование задач.
  5. Знакомство с литературой (книги, архивы, СМИ, Интернет собирать, анализировать, систематизировать новую информацию)
  6. Выбор методов исследования, планирование эксперимента(объективность, логичность и абстрактность мышления)
  7. Проведение исследований( этот этап требует от детей трудолюбие, наблюдательность; использовать общенаучные и частнонаучные методы; оценивать промежуточные  результаты и корректировать свои действия)
  8. формулирование выводов (умение кратко и логично излагать мысли)
  9. Самостоятельная работа(оформление отчета) умение оформить результаты достижений, творческий подход
  10. Подготовка презентации (умение оформить результаты достижений,проявить  творческий подход)
  11. Защита полученных результатов (ораторские способности, ответственность, умение обосновывать собственную точку зрения, оценивать свою деятельность, рефлектировать)
  12. Оценивание результатов проекта школьниками и учителем.

Такой проект требует длительной подготовки и может быть представлен далеко не каждым учащимся. Я стараюсь вовлекать в проектную деятельность учеников разного возраста.Так например с учеником Д.Нардиным работали над проблемой пользы и вреда соли. Несколько лет назад мои ученики увлекались геологией. Большой интерес у них вызвало месторождение гипса и ангидрита. Дети разновозрастные работали над этим проектом несколько лет. Защита данного проекта на очном III Всероссийском конкурсе исслед.работ «Живая культура:традиции и современность» в г.Саранске  заняло 2 место.

Один из моих учеников увлекся темой  ДЕМОГРАФИИ .Изучал численный состав семей Порецкого и своей семьи.Затем продолжил исследования в этом же направлении и работал по  теме национального состава жителей Порецкого. Эти работы были по достоинству оценены на школьном уровне, республиканскм и всероссийском уровне.

 Очень хорошо, если в нашей школе практикуются Дни защиты проектов и научно-практические конференции, тогда такая деятельность может вызвать особый интерес учащихся. Несколько презентаций учеников, приложенных к моей статье подтвердят все вышесказанное. И в заключении. Хочется добавить, что проблема применения новых педагогических технологий позволяет повысить свой профессиональный уровень и выявляет необходимость учиться тому, что еще вчера казалось недоступным и трудным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной и творческой деятельности учащихся на уроках географии и вовнеурочной деятельности как результат применения технологии развивающего обучения

Требования, предъявляемые к уроку на современном этапе, ставят перед учи­телем задачу планомерного развития личности учащегося путем включения в активную учебно-познавательную деятельность. Выпускник ...

Опыт работы Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии, как результат применения технологии развивающего обучения

  Данный педагогический опыт по теме: «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии как результат применения технологии  развивающего  обучения»  является актуальным и перспект...

Проектно-исследовательская деятельность учащихся при обучении математике.

Статья о применении проектно-исследовательскои деятельности учащихся при обучении математике...

Активизация познавательной деятельности учащихся при обучении географии на уроках и во внеурочной деятельности через использование ИКТ

Нельзя представить себе по-настоящему образованного, культурного человека, не знающего основ географии. География расширяет общий кругозор человека, воспитывает его в духе гуманизма и патриотизм...

Проектно-исследовательская учебная деятельность как инновационная образовательная технология.15.02.15

в статье идет речь о организации проектно-исследовательской деятельности на уроках математики, формах работы...

Развитие творческой деятельности учащихся в обучении географии через метод проектов

Ведущая роль  в формировании опыта творческой деятельности принадлежит методу проектов. Он позволяет  сделать  занятия  интересными, знания  глубокими. развивать  самосто...

Проблемное обучение как метод активизация умственной деятельности учащихся на уроках географии

Проблемное обучениекак метод активизация умственной деятельности учащихсяна уроках географии...